Россия и Международный Валютный Фонд: утверждение нового курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание

Международный валютный фонд (МВФ) является на сегодняшний день основным международным институтом, определяющим международную кредитную политику. Это не значит, что невозможно получить кредит в обход МВФ, но значит, что всякий международный кредитор, так или иначе, учитывает опыт и мнение МВФ о возможностях кредитования той или иной страны. На множестве международных конференций и совещаний проводимых МВФ разрабатываются новые инструменты для урегулирования проблем внешней задолженности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Отношения России с Международным Валютным Фондом
Вступление России в Международный Валютный Фонд, условия вступления, обязанности России как члена Международного Валютного Фонда…………………...…4
Кредиты Международного Валютного Фонда России…………………………………...…7
Условия предоставления кредитов России………………………………………………….12
Глава 2 Значение участия в Фонде во внешнеэкономической деятельности России………....15
Глава 3 Россия и Международный Валютный Фонд: утверждение нового курса…………….21
Заключение………………………………………………………………………………………....25
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

курсоая.docx

— 67.92 Кб (Скачать документ)

Закончилась более чем тринадцатилетняя история  займов и выплат, сопровождающаяся дискуссиями России и МВФ. Но это  вовсе не означает окончание наших  взаимоотношений, Россия поддерживает отношения с Фондом в целях  использования этой организации  при ухудшении внешнеэкономической  конъюнктуры, то есть не исключается  возможность получения кредитов МВФ при резком падении цен на основные российские экспортные товары.

Отношения России с МВФ перешли в другую плоскость. По размеру квоты она  занимает девятое место. Часть взноса в свободно конвертируемой валюте, сделанная при оплате квоты, может  быть использована для выдачи Фондом кредита другим странам. В случае стабилизации курса рубля часть  квоты в российской валюте также  может быть задействована для  аналогичных целей. Следует отметить, однако, что стабилизация курса российской валюты и перспективы ее выхода на мировую арену в качестве международного расчетного и резервного средства зависят  от того, будут ли обеспечены устойчивый актив платежного баланса, профицит федерального бюджета и бескризисное обслуживание внешнего долга.

 Хотелось бы отметить, что, хотя Российская Федерация показала свою способность обходится без кредитов МВФ и своевременно расплачиваться по его долгам, мнение Фонда в оценке инвестиционных перспектив России на мировых рынках продолжает оставаться исключительно важным.

Хочется верить, что Россия все же найдет путь к решению своих наиболее сложных экономических проблем  и МВФ наконец-то увидит в нас  не заемщика, а равноправного партнера.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РОССИЯ И МВФ: УТВЕРЖДЕНИЕ НОВОГО КУРСА

 

Россия  не будет пользоваться правом на получение  льготного кредита МВФ, заявил премьер-министр  Владимир Путин на президиуме правительства, прошедшего 4 сентября 2009. Всего страна могла рассчитывать на получение 8,840 млрд долларов. Более того, Россия намерена отказаться от денежных вливаний в  программу специальных прав заимствований (SDR), на основе которых ранее предлагалось создать международную валюту, альтернативную доллару США.

«Давайте  так договоримся. Мы этими ресурсами (правом на получение льготного кредита  в МВФ) пользоваться не будем, но выступать  в качестве донора тоже не планируем», − заявил премьер-министр Владимир Путин, выступая на президиуме правительства  в четверг, сообщает «Интерфакс».

«Было бы странно накачивать программу SDR2, несмотря на то что у нас самих будет расти процент бюджетного дефицита по отношению к ВВП»

Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин в ходе президиума правительства  заявил, что по программе эмиссии SDR (специальных прав заимствований), Россия могла рассчитывать на получение  льготного кредита в МВФ на общую сумму 8,840 млрд долларов.

SDR используется  в качестве единицы расчетов  МВФ с другими международными  организациями. Стоимость SDR определяется  на основе корзины 4 мировых  валют: доллара США, евро, фунта  стерлингов и иены. SDR распределены  между странами в соответствии  с их квотами в фонде. Фактически SDR − это записи на счетах  акционеров в МВФ. Страны в  случае необходимости могут бесплатно  получать у фонда валютные  средства, эквивалентные объему SDR на  своих счетах.

Напомним, решение об общем распределении SDR на 250 млрд долларов среди 186 стран  было принято в апреле на саммите G203 в Лондоне в рамках антикризисного плана на 1,1 трлн долларов. Это должно поддержать международные резервы стран − акционеров и обеспечить дополнительную ликвидность мировой экономике. Все SDR будут распределены между акционерами в соответствии с размером их квот.

Взносы  стран − членов фонда или «квоты участия» составляют большую часть  финансирования МВФ. Каждое государство  получает свою квоту в зависимости  от доли в мировой экономике, правда последнее время быстро развивающиеся  страны − прежде всего, Китай − требуют увеличить их квоты. Доля страны определяет ее максимальное финансовое обязательство перед МВФ и право на участие в голосовании, а также на основе квоты определяется доступ к финансам фонда. В прошлом году Россия перечислила в Фонд 670 млн долларов.

России  предоставлено право воспользоваться  суммой в размере 4,407 млрд SDR. В переводе на американскую валюту это 6,870 млрд долларов.

Более того, между странами − акционерами  МВФ, которые вступили в фонд после 1981 года (Россия является членом МВФ  с 1 июня 1992 года) и никогда не получали SDR, должно состояться еще одно, специальное  их распределение на 21,4 млрд (33 млрд долларов). В результате Россия получит  еще 1,26 млрд SDR, что соответствует 1,970 млрд долларов дополнительных прав на кредиты.

«Это  наша резервная позиция на случай кризиса или ситуации, в которой  потребуется привлечь кредит для  сохранения стабильности российского  платежного баланса», − пояснил  Кудрин.

«Мы считаем, что у нас нет необходимости  пользоваться этими ресурсами»

По мнению экспертов, у России в ближайшее  время нет необходимости пользоваться правом привлечения этого кредита  МВФ.

«Текущий  дисбаланс казны покрывается  за счет Резервного фонда. Возможно, в  последующие годы в случае хронического бюджетного дефицита и израсходованных  резервов страна и прибегнет к  своей доле в МВФ, пока же подобной необходимости нет. Что касается отказа премьера выступить в качестве донора, то логика понятна: при 9-процентном дефиците бюджета в этом году и  прогнозируемом в следующем свыше 7% «спонсировать» другие страны – непозволительная роскошь. По прогнозам правительства, к концу 2010 году Резервный фонд РФ будет полностью израсходован», − рассказал ВЗГЛЯДу главный  аналитик ФГ «Калита-Финанс» Андрей Ганган4.

На данный момент, для того чтобы покрыть  бюджетный дефицит, Россия планирует  занимать на внутреннем (гособлигации) и на внешнем (еврооблигации) рынках, подчеркнул начальник аналитического отдела УК «Капитал» Сергей Карыхалин. «Поэтому необходимости в кредитах со стороны МВФ пока нет», − добавил  специалист.

«Отказ  от внешних заимствований дает понять, что ситуация внутри России сейчас достаточно стабильная. Было бы странно  накачивать программу SDR, несмотря на то что у нас самих будет расти  процент бюджетного дефицита по отношению  к ВВП», − заявил главный аналитик ИК «ITinvest» Александр Потавин.

Как сказал Кудрин на президиуме, дефицит федерального бюджета в 2009 году может составить 7,8% ВВП. По итогам января-августа дефицит  уже составил 5,9% ВВП.

По словам Кудрина, возможность привлекать кредиты  МВФ в большей степени нужна  странам, находящимся в критической  ситуации.

«Россия не находится в такой ситуации, мы осуществляем плановые мероприятия  антикризисной политики, нам доступны рыночные методы формирования своего бюджета для сохранения его сбалансированности». «Мы считаем, что у нас нет  необходимости пользоваться этими  ресурсами», − повторил министр  финансов.

Кудрин  также отметил, что в ближайшие  выходные в Лондоне произойдет встреча  министров финансов «двадцатки», на которой будет обсуждаться вопрос о том, какие страны смогут кредитовать  страны, находящиеся в сложной  ситуации, в обмен на специальные  права заимствования.

«Россия пока не будет участвовать в качестве донора в финансировании в рамках программы SDR, поскольку мы осуществляем серьезный объем поддержки по другим линиям и в других формах», − сказал Кудрин.

В частности, по его словам, речь идет о предоставлении ресурсов МВФ в качестве размещения своих золотовалютных резервов на 10 млрд долларов, внесении ресурсов в  фонд ЕврАзЭС. Путин также поручил  министру финансов в диалоге с  руководством МВФ обратить внимание на необходимость поддержки «некоторых наших партнеров по СНГ».

Кудрин  на это заметил, что кредитная  поддержка стран СНГ «является  нашим серьезным вопросом при  обсуждении проблем в МВФ». Он подчеркнул, что Россия поддерживает предоставление МВФ кредитов Украине, Белоруссии, Армении  и другим странам СНГ.

«Мы всегда участвуем в голосовании и  голосуем за предоставление кредитов этим странам. Поэтому мы и впредь будем работать над тем, чтобы  ресурсы МВФ и наше взаимодействие с МВФ обеспечили поддержку стран, с которыми мы имеем наиболее тесные связи», − заключил Кудрин.

Стоит отметить, что отказ России «накачивать SDR»  свидетельствует о том, что наше правительство отказалось от идеи новой  валюты на базе этого финансового  инструмента. Напомним, что после  начала мирового экономического кризиса  знаменитый американский инвестор Джордж Сорос предложил именно на основе специальных прав заимствования  создать мировую резервную валюту, которая могла бы заменить в этом качестве доллар США. Планировалось  также расширить базовую валютную корзину.

За эту  идею ухватился Китай. Россия эту  идею поддержала. В конце марта  президент России Дмитрий Медведев в ходе встречи с министрами финансов стран СНГ заявил, что система мировых резервных валют нуждается в радикальном изменении.

«По этому  поводу существует дискуссия. Ряд наших  партнеров придерживаются точки  зрения, что в этой сфере все  в порядке, что достаточно немного  укрепить базовые мировые валюты, в том числе доллар, чтобы наступили  спокойствие и порядок. Мы придерживаемся другой точки зрения», − заявил Медведев.

По его  словам, Россия «считает, что мировой  финансовый кризис связан с определенными  проблемами в функционировании мировых  резервных валют». Говоря о повышении  статуса SDR, президент отметил, что  эта тема «безусловно, может стать  актуальной в самом ближайшем  будущем».

Однако  теперь, видимо, Россия не только отказывается от участия в программе SDR, но и  прощается с идеей создания мировой  валюты на базе специальных прав заимствования. По мнению аналитиков, перспектив у  этого проекта немного.

«Идея единой наднациональной валюты на базе расчетной единицы МВФ  немного поутихла. Главный сторонник  нашей страны в этом вопросе –  Китай − видимо, решил пойти  по-другому, более эволюционному  пути, подготавливая почву для  создания региональной резервной валюты. В одиночку же России продвигать подобные идеи бессмысленно. Поэтому вряд ли на нынешнем саммите министров финансов и глав Центробанков G20 вопрос о новой  резервной валюте будет затронут», − считает Андрей Ганган.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, мною была детально изучена история  взаимоотношений России с МВФ, которые  можно условно, на мой взгляд, подразделить на этапы: непосредственно кредитная  деятельность (получение кредитов МВФ, их целевое использование); приостановление  получения ресурсов Фонда; последующая  ориентация на досрочную выплату  долга. Нельзя не заметить, что МВФ  в 90-е гг. сыграл очень важную роль в формировании политики реформирования РФ через выдвижение требований, которыми были обусловлены все его кредиты. Оценить это влияние довольно сложно, потому что однозначно утверждать о негативном или позитивном результате вмешательства было бы не корректно.

И все  же охарактеризовать значение участия  России в Фонде можно, выделив  несколько основных моментов. Не подлежит сомнению то, что вступление Росси  в МВФ способствовало ускорению  ее интеграции в мировую экономику  и мировую валютную систему. Кроме  того, одним из существенных положительных  факторов участия России в МВФ, несомненно, можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности (в первую очередь перед Парижским  и Лондонским клубами кредиторов).

С другой стороны – стало очевидно то, что ряд рецептов МВФ были не адаптированы к реалиям России. Фонд в своих  оценках часто не принимал во внимание индивидуальные особенности страны, подходил к прогнозированию экономической  ситуации чересчур технологично, часто  опираясь на разработанные теоретические  модели. Наиболее ярким примером, в  подтверждение этого тезиса, стал кризис 1998 г. Завышенный курс рубля, отказ  от своевременной девальвации для  ликвидации разрыва между курсовым соотношением и покупательной способностью привели к обвалу российской валюты и вследствие высокой доли импорта  в потреблении – к резкому  повышению внутренних цен. Директорат МВФ, осуществляя мониторинг экономической  программы России, не рекомендовал скорректировать курс рубля, а это  значит, что Фонд несет солидарную ответственность за негативные результаты и последствия кризиса.

На мой  взгляд, изменение позиции по вопросу  оказания финансового содействия российскому  правительству в 1999 г. обусловили принятие руководством РФ решения приступить к досрочному погашению кредитов МВФ и задолженности другим кредиторам. Именно благодаря ужесточению позиции  Фонда страна смогла прийти к пониманию  необходимости жить по средствам, необходимости  способствовать повышению инвестиционной привлекательности.

Информация о работе Россия и Международный Валютный Фонд: утверждение нового курса