Рынок земли и пути совершенствования земельных отношений в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание

Цель работы: закрепить, углубить и расширить теоретические знания в области земельных отношений. Так же на основании литературных источников изучить реформирование земельных отношений в РБ.
В процессе работы использованы общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, сравнение, наблюдение, обобщение теоретического и практического материала.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Глава 1 посвящена изучению сущности земельных отношений, а также каков экономический механизм регулирования земельных отношений.
Глава 2 посвящена оценке распределения земельного фонда Республики Беларусь, а также рассмотрено налогообложение земельных ресурсов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….5
Теоретические основы организации земельных отношений в РБ…..7
Сущность земельных отношений и экономический механизм регулирования земельных отношений………………………………..7
Принципы государственного регулирования земельных отношений……………………………………………………………..12

Оценка организации земельных отношений и распределение земельных ресурсов в РБ…………………………………………………………..17
Оценка распределения земельного фонда РБ…………………17
Налогообложение земельных ресурсов в РБ…………………..22

Пути реформирования земельных отношений в РБ…………………27

Заключение………………………………………………………………...32

Список использованных источников…………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

курсовая верич 1111212.docx

— 134.92 Кб (Скачать документ)

К основным задачам  государственного  регулирования  земельных  отношений  относится:

-  улучшение использования  и охраны земельных ресурсов  государства;

-  сохранение и улучшение  экологического состояния территорий;

- создание  правовых,  экономических  и  организационных   предпосылок   для функционирования  всех форм собственности, владения  и пользования  землей  и  форм хозяйствования на ней.

Государственное регулирование  земельных отношений в включает:

- регулирование использования  земли в качестве  природного,  социального  и хозяйственного  объектов;

- формирование многообразия  форм  собственности,  владения  и  пользования землей;

- наделение правомочиями  субъектов и органов местного  самоуправления  по регулированию  земельных отношений на своих  территориях;

- обеспечение равенства  участников земельных отношений  в защите их прав;

- недопущение   противоречащего   закону   вмешательства   государства    в деятельность  граждан  и   юридических  лиц  по  владению,   пользованию   и распоряжению  землей;

- охрану земли и окружающей  природной среды от порчи и  нарушений;

- пресечение действий  владельцев,  пользователей  и   собственников  земли, наносящих   ущерб  безопасности  и  обороне   страны,  нарушающих  охраняемые  законом права и интересы других  лиц;

- обязательность  мероприятий   по  государственному  управлению   земельным фондом для всех  лиц независимо от типа их  прав на землю;

- обязательность государственного  регулирования  при  вовлечении  земли  в рыночный оборот (при  функционировании земельных рынков,  банков,  страховых компаний и  других институтов рыночной экономики) [6].

Правильной организации   государственного    регулирования    земельных отношений, формированию его адекватного содержания и  методов  осуществления будет  способствовать выполнение следующих  основных требований:

1.  Земельные  отношения   должны   регулироваться   в   соответствии   с Конституцией  и Земельным кодексом Республики  Беларусь, не  противоречащими   им  нормативными актами субъектов  РБ и  органов  местного  самоуправления.  Правовые нормы  по вопросам регулирования земельных  отношений, содержащиеся в   других отраслях    законодательства,     должны     соответствовать     земельному законодательству.

2. Земельное законодательство  устанавливает  общие  для   всех субъектов РБ начала регулирования  земельных отношений,  обязательные  требования к учету и охране  земель,  мониторингу  земель,  землеустройству, государственному  земельному   кадастру,   государственному   контролю   за использованием и охраной земель, а также определяет правовой режим земель.

3.  Соотношение  земельного  законодательства   субъектов   РБ   и нормативных актов  органов местного самоуправления,  регулирующих  земельные отношения,  устанавливается в соответствии  с их полномочиями,  определенными  законодательством РБ, а также  утвержденными законом  договорами  о разграничении  полномочий  по  регулированию  земельных   отношений  между различными  органами государственной власти.

4. Регулирование земельных  отношений осуществляется  исходя  из  целевого назначения и правового  режима земель в соответствии  с  категориями  земель, определяемыми  законодательством.

5.  Порядок  использования   земель  внутри  той  или   иной  их  категории определяется   собственником,   пользователем,   владельцем,    арендатором  земельных  участков   в   соответствии   с   природно-сельскохозяйственным районированием земель, их зонированием,  территориальным  планированием  их использования и землеустроительной документацией. При  этом  особой  охране должны  подлежать   сельскохозяйственные   угодья;   трансформация   их   в несельскохозяйственные допускается  в  исключительных  случаях  в  порядке, установленном законом.

6. При регулировании земельных   отношений  государство  должно  создавать экономические,   правовые   и   организационные   условия   для   поддержки рационального  и эффективного использования  земельных ресурсов, их охраны  и повышения  качества,  для   обеспечения  территориальной   и   экологической устойчивости  землевладений и землепользовании.

7.  Развитие  экологических   методов  регулирования  земельных   отношений должно осуществляться  путем совершенствования  платности   землепользования, рентных отношений,  стимулирования  земледельцев  и   землепользователей  за рациональное,  эффективное   использование   земли,   создания   источников  налоговых поступлений в республиканский и местные бюджеты.

8.   Государственное    регулирование    земельных    отношений    должно осуществляться  на  основе  научно  обоснованных  концепций   и   прогнозов  экономического  развития  страны  и  ее  регионов,  отраслей  производства, использования ресурсов, в том числе  и  земельных,  на  основе  действующей законодательной  и нормативной базы и механизмов  регулирования.

9.   Управление   земельными   ресурсами   включает    планирование    их использования,    зонирование     земель,     природно-сельскохозяйственное  районирование,  землеустройство,  мониторинг   земель и государственный  земельный кадастр. Планирование  развития  территорий  и  их  хозяйственного использования   базируется  на  решениях  органов   исполнительной   власти.  Долгосрочная  перспектива их  развития  определяется  на  основе  социально- программ, землеустроительной,  градостроительной   и   иной документации.

  10.  Государство   должно  обеспечить использование  и охрану земель сельскохозяйственного  назначения в соответствии с  их природно-сельскохозяйственным  районированием.

  11. Земельные отношения  должны  регулироваться  на  основе  достоверных, открытых и своевременных сведений о природном,  хозяйственном  и  правовом положении земель, местоположении и  размерах  земельных участков, их количественных характеристиках, правовом  режиме,  стоимостной оценке и иных необходимых сведений, то есть исходя  из данных земельного кадастра, являющихся основой для организации  использования  земли  всеми участниками земельных отношений.

12. Регулирование    правовых, организационных, экономических,  технологических и других мероприятий  по использованию и охране  земельных ресурсов, сохранению  и повышению плодородия почв,    недопущению необоснованного изъятия  наиболее ценных земель из  сельскохозяйственного  и лесохозяйственного  оборота.

13. Соблюдение земельного  законодательства, прав и обязанностей  субъектов земельных отношений,  установленных норм,  правил,  нормативов;  выполнение мероприятий   по  использованию  и  охране  земель  органами  государственной  власти и местного самоуправления,  юридическими  и  должностными  лицами, а также гражданами [10, c. 46].

 

 

 

 

 

 

Глава 2

ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ  ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Оценка распределения земельного фонда Республике Беларусь

 

Земля в экономическом  смысле слова — это все природные  факторы, которые могут быть использованы в процессе создания экономических  благ или оказания услуг. Она неподвижна, ограничена в своих размерах и  имеет неограниченный срок службы. Каждый участок земли в условиях рыночных отношений используется способом, приносящим максимальный доход его  владельцу. Земля ранжируется в  зависимости от плодородия и местоположения относительно рынков сбыта. При этом выделяют лучшие, средние и худшие земельные участки. [11. с. 31]

Земля – важнейший компонент  природной среды, выступающий как  территориальный ресурс для размещения объектов экономики и ведения  разноплановой деятельности, средство производства в лесном и сельском хозяйстве, а также товар в  земельно-имущественных отношениях.

 Как природный ресурс земля обладает социальной и экономической ценностью, величина которой зависит от тех функций, которые она выполняет. Как товар земля обладает стоимостью, которая также может быть измерена и определена.

Роль земли неодинакова  в различных отраслях народного  хозяйства. В промышленности, транспорте и градоустройстве земля играет пассивную роль, функционируя как  фундамент, как место, на котором  совершаются процессы труда, как  пространственный операционный базис  для размещения производства. Особое значение земля приобретает в  добывающей промышленности, где она  служит источником сырья. В сельском хозяйстве земля является главным  средством производства и функционирует  одновременно и как предмет, и  как средство труда.

В 2011 г. состав и структура  земельного фонда Республики Беларусь, как и в предыдущие годы, претерпели изменения за счет перераспределения земель по видам, категориям и землепользователям. Общая площадь земельного фонда по состоянию на 1 января 2012 г. составляла 20760,0 тыс. га, в том числе 8874,0 тыс. га – сельскохозяйственные земли, из них 5506,4 тыс. га – пахотные (табл. 2.1).

Таблица 2.1 - Структура земельного фонда Республики Беларусь по видам земель

Виды земель

Площадь, тыс. га

на 01.01.2011 г.

на 01.01.2012 г.

 

Сельскохозяйствен-ные земли всего,

8897,5

8874

-23,5

в том числе пахотные

5510,5

5506,4

-4,1

лесные земли

8566,7

8584,7

+18,0

земли под:

     

древесно-кустарниковой растительностью

540,6

541

+0,4

болотами

873

869

-4,0

водными объектами

469,8

469

-0,8

дорогами и иными

     

транспортными коммуникациями

392,1

395,9

+3,8

улицами, площадями и иными

     

местами общего пользования

147

148,6

+1,6

застройкой

344

345,5

+1,5

нарушенные земли

5,4

5,6

+0,2

неиспользуемые

432,2

435,8

+3,6

иные

91,7

90,9

-0,8




 

 

Источник: [12]

 

Площадь сельскохозяйственных земель в целом по республике по сравнению с

2010 г. уменьшилась на 23,5 тыс.га. При этом, в состав сельскохозяй-ственных земель республики в минувшем году прибыло 4,4 тыс. га, в том числе за счет трансформации земель в результате: рекультивации нарушенных земель – 0,1 тыс.га, проведения других мероприятий – 1,3 тыс.га, освоения и вовлечения в сельскохозяйственный оборот новых земель – 3,0 тыс.га, из них 1,3 тыс.га – реабилитации бывших сельскохозяйственных земель, загрязненных радионуклидами. В 2011 г. по всем категориям землепользователей и землевладельцев убыло 27,9 тыс.га сельскохозяйственных земель, в том числе за счет трансформации земель в результате изъятия для различных видов строительства, включая внутрихозяйственное – 4,2 тыс. га, других целей – 0,9 тыс. га, ведения лесного хозяйства – 3,7 тыс. га, в несельскохозяйственные земли переведено 19,1 тыс. га сельскохозяйственных земель (Брестская область – 1,8 тыс. га, Витебская область – 5,1 тыс. га, Гомельская область – 2,8 тыс. га, Гродненская область – 8,6 тыс. га, Минская область – 0,5 тыс. га, Могилевская область – 0,3 тыс. га).

Перевод сельскохозяйственных земель в несельскохозяйственные осуществлен по фактам заболачивания и зарастания древесно-кустарниковой растительностью небольших земельных контуров, выявленных в процессе проведения работ по обновлению планов картографического материала сельскохозяйственных организаций (Витебского, Полоцкого, Сенненского районов Витебской области – 5,1 тыс. га; Щучинского района Гродненской области – общая площадь 0,6 тыс. га; Дрогичинского района Брестской области –1,0 тыс. га), и утвержден решениями соответствующих исполкомов. Кроме того, 8,4 тыс. га сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения переведены в несельскохозяйственные земли по решениям областных исполнительных комитетов (решение Гродненского областного исполнительного комитета от 07.06.2011 г. № 401, – 8,0 тыс. га: Вороновский, Гродненский, Дятловский, Ивьевский, Кореличский, Лидский, Мостовский, Новогрудский, Островецкий, Ошмянский, Свислочский, Слонимский Щучинский районы; решение Минского областного исполнительного комитета от 24 марта 2011 г. № 353 и от 15 июня 2011 г. № 772 – 0,4 тыс. га: Копыльский, Несвежский районы).

Площадь пахотных земель в целом по республике в 2011 г. уменьшилась на 4,1 тыс.га (в то время, как площадь пахотных земель в составе сельскохозяйственных организаций увеличилась на 4,8 тыс. га). В состав пахотных земель вовлечено 12,1 тыс. га земель, в том числе за счет трансформации земель в результате: освоения и вовлечения в сельскохозяйственный оборот новых земель – 0,6 тыс. га, рекультивации нарушенных земель – 0,1 тыс. га, перевода в пахотные земли 2,7 тыс. га земель, занятых под постоянными культурами, 6,9 тыс.га луговых земель, 1,0 тыс. га залежных земель и 0,8 тыс. га реабилитации бывших сельскохозяйственных земель, загрязненных радионуклидами. Структура земельного фонда Республики Беларусь по категориям землепользователей по состоянию на 01.01.2012 г. приведена на рисунке 2.1.

Информация о работе Рынок земли и пути совершенствования земельных отношений в Республике Беларусь