Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа
Цель работы: закрепить, углубить и расширить теоретические знания в области земельных отношений. Так же на основании литературных источников изучить реформирование земельных отношений в РБ.
В процессе работы использованы общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, сравнение, наблюдение, обобщение теоретического и практического материала.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Глава 1 посвящена изучению сущности земельных отношений, а также каков экономический механизм регулирования земельных отношений.
Глава 2 посвящена оценке распределения земельного фонда Республики Беларусь, а также рассмотрено налогообложение земельных ресурсов.
Введение……………………………………………………………………….5
Теоретические основы организации земельных отношений в РБ…..7
Сущность земельных отношений и экономический механизм регулирования земельных отношений………………………………..7
Принципы государственного регулирования земельных отношений……………………………………………………………..12
Оценка организации земельных отношений и распределение земельных ресурсов в РБ…………………………………………………………..17
Оценка распределения земельного фонда РБ…………………17
Налогообложение земельных ресурсов в РБ…………………..22
Пути реформирования земельных отношений в РБ…………………27
Заключение………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………………….34
К основным задачам государственного регулирования земельных отношений относится:
- улучшение использования и охраны земельных ресурсов государства;
- сохранение и улучшение
экологического состояния
- создание правовых,
экономических и
Государственное регулирование земельных отношений в включает:
- регулирование использования земли в качестве природного, социального и хозяйственного объектов;
- формирование многообразия форм собственности, владения и пользования землей;
- наделение правомочиями субъектов и органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений на своих территориях;
- обеспечение равенства
участников земельных
- недопущение противоречащего закону вмешательства государства в деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей;
- охрану земли и окружающей природной среды от порчи и нарушений;
- пресечение действий
владельцев, пользователей и
собственников земли,
- обязательность мероприятий по государственному управлению земельным фондом для всех лиц независимо от типа их прав на землю;
- обязательность
Правильной организации государственного регулирования земельных отношений, формированию его адекватного содержания и методов осуществления будет способствовать выполнение следующих основных требований:
1. Земельные отношения
должны регулироваться в
соответствии с Конституцией
и Земельным кодексом
2. Земельное законодательство
устанавливает общие для
всех субъектов РБ начала
3. Соотношение земельного
законодательства субъектов
РБ и нормативных актов
органов местного
4. Регулирование земельных
отношений осуществляется исходя
из целевого назначения и
5. Порядок использования земель внутри той или иной их категории определяется собственником, пользователем, владельцем, арендатором земельных участков в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием земель, их зонированием, территориальным планированием их использования и землеустроительной документацией. При этом особой охране должны подлежать сельскохозяйственные угодья; трансформация их в несельскохозяйственные допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законом.
6. При регулировании земельных
отношений государство
7. Развитие экологических
методов регулирования
8. Государственное
регулирование земельных
отношений должно осуществляться
на основе научно обоснованных
концепций и прогнозов
экономического развития страны
и ее регионов, отраслей
производства, использования ресурсов,
в том числе и земельных,
на основе действующей законодательной
и нормативной базы и
9. Управление земельными
ресурсами включает планирование
их использования, зонирование
земель, природно-сельскохозяйственное
районирование, землеустройство,
мониторинг земель и государственный
земельный кадастр.
10. Государство
должно обеспечить использование
и охрану земель
11. Земельные отношения должны регулироваться на основе достоверных, открытых и своевременных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель, местоположении и размерах земельных участков, их количественных характеристиках, правовом режиме, стоимостной оценке и иных необходимых сведений, то есть исходя из данных земельного кадастра, являющихся основой для организации использования земли всеми участниками земельных отношений.
12. Регулирование
правовых, организационных,
13. Соблюдение земельного
законодательства, прав и обязанностей
субъектов земельных отношений,
Глава 2
ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ
ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И
2.1 Оценка распределения земельного фонда Республике Беларусь
Земля в экономическом смысле слова — это все природные факторы, которые могут быть использованы в процессе создания экономических благ или оказания услуг. Она неподвижна, ограничена в своих размерах и имеет неограниченный срок службы. Каждый участок земли в условиях рыночных отношений используется способом, приносящим максимальный доход его владельцу. Земля ранжируется в зависимости от плодородия и местоположения относительно рынков сбыта. При этом выделяют лучшие, средние и худшие земельные участки. [11. с. 31]
Земля – важнейший компонент
природной среды, выступающий как
территориальный ресурс для размещения
объектов экономики и ведения
разноплановой деятельности, средство
производства в лесном и сельском
хозяйстве, а также товар в
земельно-имущественных
Как природный ресурс земля обладает социальной и экономической ценностью, величина которой зависит от тех функций, которые она выполняет. Как товар земля обладает стоимостью, которая также может быть измерена и определена.
Роль земли неодинакова в различных отраслях народного хозяйства. В промышленности, транспорте и градоустройстве земля играет пассивную роль, функционируя как фундамент, как место, на котором совершаются процессы труда, как пространственный операционный базис для размещения производства. Особое значение земля приобретает в добывающей промышленности, где она служит источником сырья. В сельском хозяйстве земля является главным средством производства и функционирует одновременно и как предмет, и как средство труда.
В 2011 г. состав и структура земельного фонда Республики Беларусь, как и в предыдущие годы, претерпели изменения за счет перераспределения земель по видам, категориям и землепользователям. Общая площадь земельного фонда по состоянию на 1 января 2012 г. составляла 20760,0 тыс. га, в том числе 8874,0 тыс. га – сельскохозяйственные земли, из них 5506,4 тыс. га – пахотные (табл. 2.1).
Таблица 2.1 - Структура земельного фонда Республики Беларусь по видам земель
Виды земель |
Площадь, тыс. га | ||
на 01.01.2011 г. |
на 01.01.2012 г. |
||
Сельскохозяйствен-ные земли всего, |
8897,5 |
8874 |
-23,5 |
в том числе пахотные |
5510,5 |
5506,4 |
-4,1 |
лесные земли |
8566,7 |
8584,7 |
+18,0 |
земли под: |
|||
древесно-кустарниковой растительностью |
540,6 |
541 |
+0,4 |
болотами |
873 |
869 |
-4,0 |
водными объектами |
469,8 |
469 |
-0,8 |
дорогами и иными |
|||
транспортными коммуникациями |
392,1 |
395,9 |
+3,8 |
улицами, площадями и иными |
|||
местами общего пользования |
147 |
148,6 |
+1,6 |
застройкой |
344 |
345,5 |
+1,5 |
нарушенные земли |
5,4 |
5,6 |
+0,2 |
неиспользуемые |
432,2 |
435,8 |
+3,6 |
иные |
91,7 |
90,9 |
-0,8 |
Источник: [12]
Площадь сельскохозяйственных земель в целом по республике по сравнению с
2010 г. уменьшилась на 23,5 тыс.га. При этом, в состав сельскохозяй-ственных земель республики в минувшем году прибыло 4,4 тыс. га, в том числе за счет трансформации земель в результате: рекультивации нарушенных земель – 0,1 тыс.га, проведения других мероприятий – 1,3 тыс.га, освоения и вовлечения в сельскохозяйственный оборот новых земель – 3,0 тыс.га, из них 1,3 тыс.га – реабилитации бывших сельскохозяйственных земель, загрязненных радионуклидами. В 2011 г. по всем категориям землепользователей и землевладельцев убыло 27,9 тыс.га сельскохозяйственных земель, в том числе за счет трансформации земель в результате изъятия для различных видов строительства, включая внутрихозяйственное – 4,2 тыс. га, других целей – 0,9 тыс. га, ведения лесного хозяйства – 3,7 тыс. га, в несельскохозяйственные земли переведено 19,1 тыс. га сельскохозяйственных земель (Брестская область – 1,8 тыс. га, Витебская область – 5,1 тыс. га, Гомельская область – 2,8 тыс. га, Гродненская область – 8,6 тыс. га, Минская область – 0,5 тыс. га, Могилевская область – 0,3 тыс. га).
Перевод сельскохозяйственных земель в несельскохозяйственные осуществлен по фактам заболачивания и зарастания древесно-кустарниковой растительностью небольших земельных контуров, выявленных в процессе проведения работ по обновлению планов картографического материала сельскохозяйственных организаций (Витебского, Полоцкого, Сенненского районов Витебской области – 5,1 тыс. га; Щучинского района Гродненской области – общая площадь 0,6 тыс. га; Дрогичинского района Брестской области –1,0 тыс. га), и утвержден решениями соответствующих исполкомов. Кроме того, 8,4 тыс. га сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения переведены в несельскохозяйственные земли по решениям областных исполнительных комитетов (решение Гродненского областного исполнительного комитета от 07.06.2011 г. № 401, – 8,0 тыс. га: Вороновский, Гродненский, Дятловский, Ивьевский, Кореличский, Лидский, Мостовский, Новогрудский, Островецкий, Ошмянский, Свислочский, Слонимский Щучинский районы; решение Минского областного исполнительного комитета от 24 марта 2011 г. № 353 и от 15 июня 2011 г. № 772 – 0,4 тыс. га: Копыльский, Несвежский районы).
Площадь пахотных земель в целом по республике в 2011 г. уменьшилась на 4,1 тыс.га (в то время, как площадь пахотных земель в составе сельскохозяйственных организаций увеличилась на 4,8 тыс. га). В состав пахотных земель вовлечено 12,1 тыс. га земель, в том числе за счет трансформации земель в результате: освоения и вовлечения в сельскохозяйственный оборот новых земель – 0,6 тыс. га, рекультивации нарушенных земель – 0,1 тыс. га, перевода в пахотные земли 2,7 тыс. га земель, занятых под постоянными культурами, 6,9 тыс.га луговых земель, 1,0 тыс. га залежных земель и 0,8 тыс. га реабилитации бывших сельскохозяйственных земель, загрязненных радионуклидами. Структура земельного фонда Республики Беларусь по категориям землепользователей по состоянию на 01.01.2012 г. приведена на рисунке 2.1.
Информация о работе Рынок земли и пути совершенствования земельных отношений в Республике Беларусь