Рынок земли и пути совершенствования земельных отношений в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание

Цель работы: закрепить, углубить и расширить теоретические знания в области земельных отношений. Так же на основании литературных источников изучить реформирование земельных отношений в РБ.
В процессе работы использованы общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, сравнение, наблюдение, обобщение теоретического и практического материала.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Глава 1 посвящена изучению сущности земельных отношений, а также каков экономический механизм регулирования земельных отношений.
Глава 2 посвящена оценке распределения земельного фонда Республики Беларусь, а также рассмотрено налогообложение земельных ресурсов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….5
Теоретические основы организации земельных отношений в РБ…..7
Сущность земельных отношений и экономический механизм регулирования земельных отношений………………………………..7
Принципы государственного регулирования земельных отношений……………………………………………………………..12

Оценка организации земельных отношений и распределение земельных ресурсов в РБ…………………………………………………………..17
Оценка распределения земельного фонда РБ…………………17
Налогообложение земельных ресурсов в РБ…………………..22

Пути реформирования земельных отношений в РБ…………………27

Заключение………………………………………………………………...32

Список использованных источников…………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

курсовая верич 1111212.docx

— 134.92 Кб (Скачать документ)

 

1 Сельскохозяйственные организации

39,9


658



2 Крестьянские (фермерские) хозяйства

8425.5



7


8



3 Граждане


6


 

5


1


4 Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения


144,4


8982,6



3


4


2


5 Организации природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения


928,9   605,8   974,9



6 Организации, ведущие лесное хозяйство

7 Организации, эксплуатирующие и обслуживающие гидротехнические и иные водохозяйственные сооружения


    8 Земли, земельные участки, не предоставленные землепользователям, и земли общего пользования, не отнесенные к землям иных категорий землепользователей


Рисунок 2.1 - Структура  земельного фонда Республики Беларусь по категориям землепользователей, тыс. га

Источник: [12]

 

В 2011 г. убыло по всем категориям земель, землепользователям и землевладельцам 16,2 тыс. га пахотных земель, в том  числе изъято для различных видов  строительства, включая внутрихозяйственное, – 3,4 тыс. га, других целей – 0,6 тыс. га, ведения лесного хозяйства – 1,5 тыс. га, перевода пахотных земель в  менее интенсивно используемые луговые  земли – 4,2 тыс. га, в земли, занятые  под постоянными культурами, – 2,5 тыс. га, в залежные – 0,2 тыс. га, в несельскохозяйственные земли – 3,8 тыс. га. Площадь орошаемых земель по сравнению с 2010 г. не изменилась и составила 30,6 тыс. га. Общая площадь осушенных земель в 2011 г. увеличилась на 0,9 тыс. га и составила 3 414,3 тыс. га, в том числе 2 921,5 тыс. га сельскохозяйственных земель. Площадь земель, загрязненных радио-

нуклидами, выбывших из сельскохозяйственного  оборота по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 1,4 тыс. га и  составила 246,2 тыс. га. Постановлениями  Совета Министров Республики Беларусь от 4 мая 2011 г. № 563 и от 28 декабря 2011 г. № 1753 исключены земельные участки  об-

щей площадью 1334,6 га из категории  радиационноопасных земель и переведены в хозяйственное пользование  – 323,6 га и в разряд земель ограниченного  хозяйственного пользования – 1011,0 га.

За 2011 г. произошло уменьшение площадей земель, находящихся во владении, пользовании и собственности  граждан, на 20,7 тыс. га (рис. 2.2). Уменьшились  площади земель, предоставленных  для ведения личного подсобного хозяйства, – на 14,8 тыс. га, для садоводства  и дачного строительства –  на 0,3 тыс. га, земель, переданных в ведение  сельских Советов депутатов для  сенокошения и выпаса скота, –  на 7,1 тыс. га, земель для иных сельскохозяйственных целей – на 0,2 тыс. га. В то же время  увеличилась площадь земель, предоставленных  для строительства и обслуживания жилых домов, на 1,0 тыс. га, для огородничества – на 0,4 тыс. га и для других несельскохозяйственных целей – на 0,3 тыс. га.

1400

1200 1000 800

600 

400 

200

0




 

 

 

 

 

2005  2006    2007      2008      2009 2010    2011



 

 

 

Рисунок 2.2 - Динамика площадей земель граждан.

Источник: [12]

 

По состоянию на 1 января 2012 года в республике насчитывалось 2338 крестьянских (фермерских) хозяйств общей площадью 144,4 тыс. га. В 2011 году было создано 290 крестьянских (фермерских) хозяйств на площади 17,8 тыс. га, в то же время прекратили свое существование 101 хозяйство на площади 5,3 тыс. га. Основной причиной прекращения деятельности данных хозяйств является неэффективное  использование предоставленных  им земель и добровольный отказ от земельного участка. В Брестской  области в 2011 г. прекратили свою деятельность 25 хозяйств на площади 0,7 тыс. га (создано 45 хозяйств на площади 2,5 тыс. га), в Витебской  области – 20 хозяйств на площади 1,1 тыс. га (создано 30 хозяйств на площади 1,6 тыс. га), в Гомельской области  – 9 хозяйств на площади 0,7 тыс. га. (создано 76 хозяйств на площади 3,0 тыс. га), в Гродненской области –16 хозяйств на площади 0,4 тыс. га (создано 31 хозяйство на площади 2,2 тыс. га), в Минской области – 21 хозяйство на площади 0,9 тыс. га (создано 82 хозяйства на площади 5,2 тыс. га), в Могилевской области – 10 хозяйств на площади 1,5 тыс. га (создано 26 хозяйств на площади 3,3 тыс. га).

В частную собственность  граждан Республики Беларусь передано 77,1 тыс. га земель (9,7% от всех земель граждан, которые возможно передать в частную  собственность), в том числе для  ведения личного подсобного хозяйства  – 30,6 тыс. га, строительства и обслуживания жилых домов – 25,5

тыс. га, садоводства и  дачного строительства – 21,0 тыс. га. Площадь земель, переданная в  частную собственность граждан  Республики Беларусь, по сравнению  с прошлым годом уменьшилась  на 0,5 тыс. га.

По состоянию на 1 января 2012 года в республике зарегистрировано 4693 садоводческих товарищества, а  общая площадь отведенных им земель составляет 50,4 тыс. га, количество землепользователей – 507996. В 2011 г. площадь невозвращенных в срок земель составила 387,0 га, в  том числе в Минской области  – 179,0 га, в Витебской области  – 6,0 га, в Могилевской обла-

сти – 17,0 га и в г. Минске – 185,0 га  [12].

 

2.2 Налогообложение земельных ресурсов в Республике Беларусь

 

Основными нормативными правовыми  актами являются: 

    • Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями, внесенными Декретом Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 № 4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10», вступающими в силу с даты официального опубликования);
  • глава 18 НК;
  • решение Минского городского Совета депутатов от 24.11.2010 № 62 «Об установлении коэффициентов к ставкам земельного налога и налога на недвижимость» (далее – Решение № 62).

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, которым земельные участки  на территории Республики Беларусь предоставлены  на праве постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность. Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в собственности, постоянном или временном пользовании (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению). Ставки земельного налога определяются исходя из кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от целевого назначения этих участков в следующих размерах:

  • 0,025 процента от их кадастровой стоимости - за земельные участки для размещения объектов многоквартирной жилой застройки (жилая многоквартирная зона);
  • 0,1 процента от их кадастровой стоимости - за земельные участки для размещения объектов усадебной жилой застройки (строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства), гаражных кооперативов, кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, ведения коллективного садоводства и огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных (жилая усадебная зона);
  • 0,55 процента от их кадастровой стоимости - за земельные участки для размещения объектов административного, финансового назначения, розничной торговли, гостиничного назначения, общественного питания, здравоохранения и по предоставлению социальных услуг, образования и воспитания, научного назначения и научного обслуживания, физкультурно-оздоровительного, спортивного назначения, культурно-просветительного и зрелищного назначения, бытового обслуживания населения, по оказанию посреднических и туристических услуг), автостоянок и гаражей, за исключением предоставленных гаражным кооперативам, кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок (общественно-деловая зона);
  • 1,1 процент от их кадастровой стоимости - за земельные участки для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, оптовой торговли, материально-технического и продовольственного снабжения, заготовок и сбыта продукции, коммунального хозяйства, по ремонту и обслуживания автомобилей (производственная зона);
  • 1 процент от их кадастровой стоимости – за земельные участки для размещения объектов природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения (рекреационная зона);
  • 3 процента от их кадастровой стоимости - за земельные участки для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций (общественно-деловая зона).

Коэффициенты к ставкам  земельного налога установлены Решением № 62. 
Инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта освобождаются от земельного налога за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, на период проектирования и строительства таких объектов по 31 декабря года, следующего за годом, в котором завершено строительство объектов.

Арендная плата  за земельные участки, находящиеся  в государственной собственности. 
Основным нормативным правовым актом является: 

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями, внесенными Декретом Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 № 4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10», вступающими в силу с даты официального опубликования);
  • Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (с изменениями и дополнениями).

Размер ежегодной арендной платы за земельный участок, находящийся  в государственной собственности, определяется местным исполнительным комитетом, администрацией свободной  экономической зоны при предоставлении его в аренду:

  • для одной цели – исходя из кадастровой стоимости такого участка с применением коэффициентов;
  • для нескольких целей – исходя из кадастровой стоимости земельного участка по виду функционального использования каждого из частей с применением соответствующих коэффициентов;
  • на долевом праве для одной цели – исходя из кадастровой стоимости данного участка с учетом доли каждого из арендаторов в праве на земельный участок с применением коэффициентов;
  • на долевом праве для нескольких целей, в отношении которых предусмотрены разные коэффициенты, - для каждого из арендаторов соразмерно их долям в праве на земельный участок, соответствующим этим целям.

Коэффициенты к кадастровой  стоимости земельных участков:

  • 0,00025 - за земельные участки для размещения объектов жилой многоквартирной застройки (жилая многоквартирная зона);
  • 0,001 - за земельные участки для размещения объектов усадебной жилой застройки (строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, обслуживания зарегистрированной квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства), гаражных кооперативов, кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, ведения коллективного садоводства и огородничества, дачного строительства, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, традиционных народных промыслов (жилая усадебная зона);
  • 0,0055 – за земельные участки для размещения объектов административного, финансового назначения, розничной торговли, гостиничного назначения, общественного питания, здравоохранения и по предоставлению социальных услуг, образования и воспитания, научного назначения и научного обслуживания, физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения, культурно-просветительного и зрелищного назначения, бытового обслуживания населения, по оказанию посреднических и туристических услуг, автостоянок и гаражей, за исключением предоставленных гаражным кооперативам, кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок (общественно-деловая зона);
  • 0,011 – за земельные участки для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, оптовой торговли, материально-технического и продовольственного снабжения, по заготовке и сбыту продукции, коммунального хозяйства, по ремонту и обслуживанию автомобилей (производственная зона);
  • 0,01 – за земельные участки для размещения объектов природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения (рекреационная зона); 
  • 0,03 – за земельные участки для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций (общественно-деловая зона).

Инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта освобождаются от арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, на период проектирования и строительства таких объектов по 31 декабря года, следующего за годом, в котором завершено строительство объектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ 

ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

В настоящее время земельная  реформа в стране проводится недостаточными темпами. Основная причина этого  – отсутствие экономически обоснованной земельной политики государства. По прогнозам белорусских ученых–аграрников, передача земли в частную собственность  кроме индивидуального сектора  экономики коснется в первую очередь  крестьянских (фермерских) хозяйств и  экономически слабых колхозов и совхозов. В общей сложности это может  составить не более 2,0–2,5 млн. га сельхозугодий (22–28%) от их общей площади. Необходимость  передачи земли в частную собственность  подтверждается и следующими фактами.

Только половина хозяйств способна работать без помощи государства, еще 25% могут выжить с небольшой поддержкой. Но 20–25% колхозов и совхозов нуждаются в реформировании, возможно с решением вопроса о собственности на землю. Правда, здесь следует заметить, что в ст. 13 Конституции страны сказано, что земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Все это говорит о необходимости дальнейшего совершенствования законодательно–правовой базы регулирования земельных отношений в Республике Беларусь. [13, с. 57]

Кроме совершенствования  правового аспекта в реформировании земельных отношений, у нас в  стране существует еще ряд недостаточно решенных проблем относительно равноправного  развития различных форм собственности  на землю. К ним относятся:

– определение роли государства  и создание экономических условий  для изъятия в его пользу земельной  ренты;

– совершенствование экономического механизма взимания платежей за владение, пользование и распоряжение землей:

– повышение роли земельного кадастра и земельно-оценочных работ,

Информация о работе Рынок земли и пути совершенствования земельных отношений в Республике Беларусь