Рынок земли и пути совершенствования земельных отношений в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание

Цель работы: закрепить, углубить и расширить теоретические знания в области земельных отношений. Так же на основании литературных источников изучить реформирование земельных отношений в РБ.
В процессе работы использованы общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, сравнение, наблюдение, обобщение теоретического и практического материала.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Глава 1 посвящена изучению сущности земельных отношений, а также каков экономический механизм регулирования земельных отношений.
Глава 2 посвящена оценке распределения земельного фонда Республики Беларусь, а также рассмотрено налогообложение земельных ресурсов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….5
Теоретические основы организации земельных отношений в РБ…..7
Сущность земельных отношений и экономический механизм регулирования земельных отношений………………………………..7
Принципы государственного регулирования земельных отношений……………………………………………………………..12

Оценка организации земельных отношений и распределение земельных ресурсов в РБ…………………………………………………………..17
Оценка распределения земельного фонда РБ…………………17
Налогообложение земельных ресурсов в РБ…………………..22

Пути реформирования земельных отношений в РБ…………………27

Заключение………………………………………………………………...32

Список использованных источников…………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

курсовая верич 1111212.docx

— 134.92 Кб (Скачать документ)

– формирование рынка земли (недвижимости);

– развитие ипотеки и  других рыночных форм землепользования. [14, с.131]

В целом, для реального  изменения сложившейся экономической  ситуации в аграрном секторе Республики Беларусь необходимы радикальные перемены производственных отношений в сельском хозяйстве и переход к новой  социально–экономической системе  на основе изменения характера земельных  отношений, в частности форм собственности  на землю, а также разработка соответствующего этим изменениям нового (рыночного) хозяйственного механизма.

Рассматривая трансформацию  отношений собственности (в том  числе собственности на землю) в  ходе формирования рыночной экономики, следует констатировать, что этот процесс может осуществляться в  форме приватизации и разгосударствления.

В Республике Беларусь ведущее  положение занимает государственная  собственность на землю, устои которой  были заложены в годы советской власти на основе проведения национализации земли и ее дальнейшего огосударствления в соответствии с положением о  социалистическом землеустройстве. По действующему земельному законодательству, земля признана собственностью Республики Беларусь, установлен ее правовой статус в виде различных форм владения и  пользования, а также порядок  изъятия и предоставления земельных  участков. Обеспечиваются правовые условия  и порядок предоставления земельных  участков в аренду юридическим и  физическим лицам, в том числе  иностранным.

Многолетней практикой зарубежных стран доказано, что при прочих равных условиях фермерские хозяйства, работающие на своей и на арендованной земле, по уровню эффективности и  конкурентоспособности не уступают друг другу. Более того, признано, что  аренда по сравнению с частным  землевладением имеет ряд преимуществ: арендатору не надо искать деньги на покупку  земли; он может сосредоточить свои средства на покупке нужных машин, оборудования и на текущих затратах, а необходимость  регулярно платить арендную плату  способствует более эффективному ведению  хозяйства. [15, с. 91]

Из этого следует, что  активного хозяина создает не право собственности на землю, а  право собственности на результаты своего труда и на те средства производства, с помощью которых он их достигает на арендуемой земле. Поэтому долгосрочная аренда как метод землепользования получает все большее распространение. На основе аренды земли у частных землевладельце» в США уже используется около 60 % сельхозугодий, а в ряде стран ЕС – и того больше (в Бельгии, например, – более 70 %). В этих странах аренда стала основным путем привлечения дополнительных сельхозугодий с целью создания оптимального размера крупноземельных ферм как более экономически эффективных и конкурентоспособных. В мире имеется и многолетний опыт высокоэффективной работы сельхозпредприятий разных форм собственности на базе долгосрочной аренды земли у государства. Такой опыт есть в Китайской Народной Республике, Израиле, Голландии и др.

Исходя из зарубежного  опыта высокой эффективности  арендной формы землепользования, есть основание считать, что нам в  товарном сельском хозяйстве республики разумнее всего сохранить государственную собственность на землю, а более эффективной формой землепользования и у нас может стать долгосрочная аренда. По своей сути она является рыночной формой хозяйствования и потому больше подходит для условий переходного периода. [16, с.35]

Совершенствование системы  землепользования путем развития долгосрочной аренды земли у государства имеет  ряд преимуществ перед ее приватизацией, так как позволяет:

– сформировать для каждого  хозяйства удобное землепользование и виде сплошного и компактного массива рациональных размеров с устойчивыми границами, избежать малоземелья, чересполосицы, сложностей выделения и движения земельных долей;

– осознанно строить оптимальную  структуру товарного сельского  хозяйства по соотношению в ней  крупнотоварных предприятий разных размеров землепользования, специализации  и разных форм собственности на них  и таким образом быстрее в  историческом плане выйти на высокий  уровень рыночной надежности товарного  сельского хозяйства республики в целом;

– максимально предотвратить  разрушение и обесценивание уже  действующих крупнотоварных предприятий  интенсивного типа;

– создать многоукладную  экономику сельского хозяйства  путем преобразования ряда колхозов и госхозов в оптимального размера  частные предприятия корпоративного типа (кооперативные, акционерные, совместные фермерские: семейно-родственные, семейно-соседские и т.п.; и сохранения ныне действующих форм сельхозпредприятий там, где с государственной точки зрения это целесообразно, и там, где их работники выберут для себя такой вариант развития на перспективу;

– переходить от общественных к частным формам сельхозпредприятий на базе сложившихся размеров землепользования колхозов и госхозов или их внутрихозяйственных  подразделений (отделений, производственных участков, бригад), т.е. размеров землепользований, которые создавались из расчета  рационального комплектования и  использования современного набора машин и механизмов, необходимых  для комплексной механизации  производства и кардинального повышения  производительности труда в сельском хозяйстве. Такая преемственность  при формировании размеров землепользования рыночных форм предприятий положительно отразится на их эффективности в  будущем;

– облегчить, упростить, ускорить, удешевить и социально обезопасить  процесс формирования многоукладной  экономики сельского хозяйства;

– создать на основе долгосрочной аренды и различных форм собственности экономически активных хозяев на земле, конкурирующих между собой за высшую эффективность производства;

– внести конкурсный отбор  арендаторов сельхозугодий;

– держать под государственным  мониторингом основные процессы, связанные  с землевладением, землепользованием  и землеустройством; обеспечить их развитие на научной основе, что  позволит быстрее выйти на более  низкий уровень трудоемкости, энергоемкости  и ресурсоемкости производства продукции  в сельском хозяйстве.

Имея такие возможности, нет смысла спешить с полным переходом  от государственной к частной собственности на сельхозугодия. Вначале надо освоить тот потенциал, которым обладает аренда земли у государства. А потенциал этот велик и при разумном его использовании можно ускорить процесс строительства наиболее экономически эффективного (оптимального) варианта рыночной экономики сельского хозяйства, т.е. таким, к которому в век НТП стремятся все развитые страны. Такому строительству государственная собственность на землю на условиях аренды лучше и больше благоприятствует, чем частная. Частная, особенно малоземельная (нередко в сочетании с чересполосицей), является тормозом для такого рода проектов. У нас в этом отношении имеется большое преимущество, и мы просто обязаны им воспользоваться для построения в минимально короткие сроки наиболее конкурентоспособного сельского хозяйства.

Трансформации части государственных  сельхозугодий в частное землевладение  в системе товарных сельхозпредприятий в перспективе может быть применена  в роли способа поощрения тех  из них, которые в течение многих лет будут иметь показатели производительности и оплаты труда, урожайности культур, продуктивности скота и рентабельности производства на уровне развитых стран  мира, т.е. право частной собственности  на землю может быть честно заработано и служить, росту экономической  и социальной эффективности сельского  хозяйства республики и целом. Перерастание аренды земли в частную собственность  на нее только после достижения на арендуемой земле стабильно высокого уровня эффективности сельскохозяйственного  производства полностью отвечает интересам  строительства социально ориентированной  рыночной экономики и потому встретит в республике лучшее понимание и  поддержку со стороны народа.

Принципиально важно, что  объединение таким путем землевладения  и землепользования в единую систему  хозяйствования на земле и юридическое  признание государством права частной  собственности на нее позволит: прочно привязать сельскохозяйственные земли  к тем, кто непосредственно наиболее грамотно и эффективно их обрабатывает; максимально избежать злоупотреблений, обмана и несправедливости при становлении новой системы земельных отношений в сельском хозяйстве.

Следовательно, ориентация на максимальное сохранение государственной  собственности на сельхозугодия  и их использование на условиях долгосрочной аренды в сочетании с преимущественным развитием корпоративных (артельных) форм предпринимательской деятельности на земле позволит на деле постепенно передать многие колхозы и госхозы  в руки (в собственность) их трудовых коллективов. Именно таким путем  приватизация в сельском хозяйстве  может быть проведена в интересах  подавляющего большинства не только селян, но и горожан. [17, с.81]

собственность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная курсовая работа была посвящена рассмотрению формирования, регулирования и совершенствования земельных отношений в Республике Беларусь.

Земельные ресурсы включают все виды земель: сельскохозяйственного  назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, курортов, заповедников, государственного лесного фонда. Земельный фонд Республики Беларусь остается неизменным и на начало 2012 года составляет 207,60 тыс. га.

Сельскохозяйственные земли  занимают 43% (8897,5 тыс. га), из них пашня  – 30% общей площади. На душу населения  приходится 0,9 га сельскохозяйственных земель, в том числе 0,6 га пашни. Неиспользуемые и слабо используемые земли в  народном хозяйстве (пески, кустарники, болота и т.д.) составляют 15% общей  площади. За последние 20 лет из сельскохозяйственного  оборота выбыло 488 тыс. га.

Специфику регулирования  рыночных земельных отношений определяют: во-первых, разнообразие природно-климатических факторов, которые требуют формирования системы правовых мер, направленных на защиту сельскохозяйственных производителей от риска, вызываемого стихийными обстоятельствами, — страхование сельскохозяйственного производства; во-вторых, нестабильность цен на сельскохозяйственную продукцию, во многом зависящих от природных факторов, экономических условий сельскохозяйственного рынка, его конъюнктуры; в-третьих, относительно слабая привлекательность инвестиций в сельскохозяйственное производство в силу продолжительности цикла производства.

Как показывает опыт ряда зарубежных стран, вопросы земельного законодательства регулируются в них не кодексами, а отдельными законами, главным образом, в рамках гражданского законодательства. Практически ни в одной стране мира нет единого всеобъемлющего свода земельных законов, полной кодификации земельного законодательства.

Земля должна принадлежать тому, кто на ней работает. Как  ни парадоксально это звучит, но сегодня, в наших условиях, нет  другого способа, реализовать этот справедливый принцип, кроме частной  собственности на землю. Человек должен обладать правом собственности на землю, правом пользования, владения и распоряжения ей. Только в этом случае он может использовать землю так, как он хочет: свободно продавать и покупать, не испрашивая разрешения от чиновника, дарить и завещать по наследству, брать кредиты под залог земли. В этом и состоит свобода собственника. Эта экономическая свобода необходима для постоянного повышения эффективности производства за счет автоматической регуляции рынка, за счет свободной конкуренции. В то же время, земля - это всенародное достояние. Она не создана ни трудом, ни капиталом. Она дана природой. Она принадлежит всем, живущим на Земле, в стране в равной мере.

Выход один: спроектировать и создать в каждом регионе  ассоциацию, группу фермерских хозяйств, отвечающих последним достижениям  науки, техники, агротехники, технологии, организации. Этим хозяйствам, готовым  к конкурентному товарному производству, отдать в аренду земли с выкупом  на 20-30 лет. Пусть они растут и  развиваются при поддержке государства. Пусть полученная прибыль пойдет на расширение числа таких хозяйств, на становление и развитие аграрного  сектора страны и на улучшение  всеобщего благосостояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бобылев А.И. Рецензия книги Земельное право. Учебник для вузов. Под редакцией С.А. Боголюбова// Государство и право. 1998. № 9.

2. Гэлбрейт Д. Экономическая теория и цели общества. М., 1979.

3. Земельное право. Учебник   для  вузов. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор - С.А. Боголюбов. М., 1998.

4. Бринчук, М.М. Рецензия книги Б.В. Ерофеева Земельное право. Учебник для вузов // Государство и право. 1998. № 9

5. Серова, Е. В. Реформы в переходных экономиках: общие цели и различные траектории. //Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. РАСХН, Москва, 2000г.

6. Указ Президента Республики Беларусь № 130 «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».

7. Приказ Государственного комитета по земельной реформе и    земельным ресурсам РБ от 26 сентября 1997 г. № 128.

8. Ефимова Г. Методологические  основы  извлечения рентных доходов  // АПК: экономика, управление.-2005.-№4.

9. Приказ Государственного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам РБ от 14 июля 1995 г. № 69 «О мерах по соблюдению земельного законодательства при предоставлении и отводе земельных участков гражданам и юридическим лицам в городах и населенных пунктах».

10. О проблемах реформирования агропромышленного комплекса в странах с переходной экономикой. //Информационно-аналитический бюллетень: "Мир: события, факты, комментарии", №10. Институт социально-политических исследований при Администрации Президента РБ, Минск, 2000г.

11. Ерохин С. Рынок земли, проблемы и пути формирования. //Экономика и управление. 2007. № 2. С. 31-33.

12. НСМОС: результаты наблюдений, 2011

13. Шагайда Н. Рынок земель сельскохозяйственного назначения: практика ограничений. //Вопросы экономики, 2010 №6.

14. Левинский, Е. Н. Защита конкуренции на рынке земли / Е. Н. Левинский; Е. Н. Левинский// Закон. – 2009. – № 5.

Информация о работе Рынок земли и пути совершенствования земельных отношений в Республике Беларусь