Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа
Цель работы: закрепить, углубить и расширить теоретические знания в области земельных отношений. Так же на основании литературных источников изучить реформирование земельных отношений в РБ.
В процессе работы использованы общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, сравнение, наблюдение, обобщение теоретического и практического материала.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Глава 1 посвящена изучению сущности земельных отношений, а также каков экономический механизм регулирования земельных отношений.
Глава 2 посвящена оценке распределения земельного фонда Республики Беларусь, а также рассмотрено налогообложение земельных ресурсов.
Введение……………………………………………………………………….5
Теоретические основы организации земельных отношений в РБ…..7
Сущность земельных отношений и экономический механизм регулирования земельных отношений………………………………..7
Принципы государственного регулирования земельных отношений……………………………………………………………..12
Оценка организации земельных отношений и распределение земельных ресурсов в РБ…………………………………………………………..17
Оценка распределения земельного фонда РБ…………………17
Налогообложение земельных ресурсов в РБ…………………..22
Пути реформирования земельных отношений в РБ…………………27
Заключение………………………………………………………………...32
Список использованных источников…………………………………….34
– формирование рынка земли (недвижимости);
– развитие ипотеки и других рыночных форм землепользования. [14, с.131]
В целом, для реального
изменения сложившейся
Рассматривая трансформацию отношений собственности (в том числе собственности на землю) в ходе формирования рыночной экономики, следует констатировать, что этот процесс может осуществляться в форме приватизации и разгосударствления.
В Республике Беларусь ведущее положение занимает государственная собственность на землю, устои которой были заложены в годы советской власти на основе проведения национализации земли и ее дальнейшего огосударствления в соответствии с положением о социалистическом землеустройстве. По действующему земельному законодательству, земля признана собственностью Республики Беларусь, установлен ее правовой статус в виде различных форм владения и пользования, а также порядок изъятия и предоставления земельных участков. Обеспечиваются правовые условия и порядок предоставления земельных участков в аренду юридическим и физическим лицам, в том числе иностранным.
Многолетней практикой зарубежных стран доказано, что при прочих равных условиях фермерские хозяйства, работающие на своей и на арендованной земле, по уровню эффективности и конкурентоспособности не уступают друг другу. Более того, признано, что аренда по сравнению с частным землевладением имеет ряд преимуществ: арендатору не надо искать деньги на покупку земли; он может сосредоточить свои средства на покупке нужных машин, оборудования и на текущих затратах, а необходимость регулярно платить арендную плату способствует более эффективному ведению хозяйства. [15, с. 91]
Из этого следует, что активного хозяина создает не право собственности на землю, а право собственности на результаты своего труда и на те средства производства, с помощью которых он их достигает на арендуемой земле. Поэтому долгосрочная аренда как метод землепользования получает все большее распространение. На основе аренды земли у частных землевладельце» в США уже используется около 60 % сельхозугодий, а в ряде стран ЕС – и того больше (в Бельгии, например, – более 70 %). В этих странах аренда стала основным путем привлечения дополнительных сельхозугодий с целью создания оптимального размера крупноземельных ферм как более экономически эффективных и конкурентоспособных. В мире имеется и многолетний опыт высокоэффективной работы сельхозпредприятий разных форм собственности на базе долгосрочной аренды земли у государства. Такой опыт есть в Китайской Народной Республике, Израиле, Голландии и др.
Исходя из зарубежного опыта высокой эффективности арендной формы землепользования, есть основание считать, что нам в товарном сельском хозяйстве республики разумнее всего сохранить государственную собственность на землю, а более эффективной формой землепользования и у нас может стать долгосрочная аренда. По своей сути она является рыночной формой хозяйствования и потому больше подходит для условий переходного периода. [16, с.35]
Совершенствование системы землепользования путем развития долгосрочной аренды земли у государства имеет ряд преимуществ перед ее приватизацией, так как позволяет:
– сформировать для каждого
хозяйства удобное
– осознанно строить оптимальную структуру товарного сельского хозяйства по соотношению в ней крупнотоварных предприятий разных размеров землепользования, специализации и разных форм собственности на них и таким образом быстрее в историческом плане выйти на высокий уровень рыночной надежности товарного сельского хозяйства республики в целом;
– максимально предотвратить разрушение и обесценивание уже действующих крупнотоварных предприятий интенсивного типа;
– создать многоукладную
экономику сельского хозяйства
путем преобразования ряда колхозов
и госхозов в оптимального размера
частные предприятия
– переходить от общественных к частным формам сельхозпредприятий на базе сложившихся размеров землепользования колхозов и госхозов или их внутрихозяйственных подразделений (отделений, производственных участков, бригад), т.е. размеров землепользований, которые создавались из расчета рационального комплектования и использования современного набора машин и механизмов, необходимых для комплексной механизации производства и кардинального повышения производительности труда в сельском хозяйстве. Такая преемственность при формировании размеров землепользования рыночных форм предприятий положительно отразится на их эффективности в будущем;
– облегчить, упростить, ускорить,
удешевить и социально
– создать на основе долгосрочной аренды и различных форм собственности экономически активных хозяев на земле, конкурирующих между собой за высшую эффективность производства;
– внести конкурсный отбор арендаторов сельхозугодий;
– держать под государственным мониторингом основные процессы, связанные с землевладением, землепользованием и землеустройством; обеспечить их развитие на научной основе, что позволит быстрее выйти на более низкий уровень трудоемкости, энергоемкости и ресурсоемкости производства продукции в сельском хозяйстве.
Имея такие возможности, нет смысла спешить с полным переходом от государственной к частной собственности на сельхозугодия. Вначале надо освоить тот потенциал, которым обладает аренда земли у государства. А потенциал этот велик и при разумном его использовании можно ускорить процесс строительства наиболее экономически эффективного (оптимального) варианта рыночной экономики сельского хозяйства, т.е. таким, к которому в век НТП стремятся все развитые страны. Такому строительству государственная собственность на землю на условиях аренды лучше и больше благоприятствует, чем частная. Частная, особенно малоземельная (нередко в сочетании с чересполосицей), является тормозом для такого рода проектов. У нас в этом отношении имеется большое преимущество, и мы просто обязаны им воспользоваться для построения в минимально короткие сроки наиболее конкурентоспособного сельского хозяйства.
Трансформации части государственных
сельхозугодий в частное
Принципиально важно, что
объединение таким путем
Следовательно, ориентация
на максимальное сохранение государственной
собственности на сельхозугодия
и их использование на условиях долгосрочной
аренды в сочетании с преимущественным
развитием корпоративных (артельных)
форм предпринимательской
собственность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа была посвящена рассмотрению формирования, регулирования и совершенствования земельных отношений в Республике Беларусь.
Земельные ресурсы включают все виды земель: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, курортов, заповедников, государственного лесного фонда. Земельный фонд Республики Беларусь остается неизменным и на начало 2012 года составляет 207,60 тыс. га.
Сельскохозяйственные земли занимают 43% (8897,5 тыс. га), из них пашня – 30% общей площади. На душу населения приходится 0,9 га сельскохозяйственных земель, в том числе 0,6 га пашни. Неиспользуемые и слабо используемые земли в народном хозяйстве (пески, кустарники, болота и т.д.) составляют 15% общей площади. За последние 20 лет из сельскохозяйственного оборота выбыло 488 тыс. га.
Специфику регулирования
рыночных земельных отношений
Как показывает опыт ряда зарубежных стран, вопросы земельного законодательства регулируются в них не кодексами, а отдельными законами, главным образом, в рамках гражданского законодательства. Практически ни в одной стране мира нет единого всеобъемлющего свода земельных законов, полной кодификации земельного законодательства.
Земля должна принадлежать тому, кто на ней работает. Как ни парадоксально это звучит, но сегодня, в наших условиях, нет другого способа, реализовать этот справедливый принцип, кроме частной собственности на землю. Человек должен обладать правом собственности на землю, правом пользования, владения и распоряжения ей. Только в этом случае он может использовать землю так, как он хочет: свободно продавать и покупать, не испрашивая разрешения от чиновника, дарить и завещать по наследству, брать кредиты под залог земли. В этом и состоит свобода собственника. Эта экономическая свобода необходима для постоянного повышения эффективности производства за счет автоматической регуляции рынка, за счет свободной конкуренции. В то же время, земля - это всенародное достояние. Она не создана ни трудом, ни капиталом. Она дана природой. Она принадлежит всем, живущим на Земле, в стране в равной мере.
Выход один: спроектировать
и создать в каждом регионе
ассоциацию, группу фермерских хозяйств,
отвечающих последним достижениям
науки, техники, агротехники, технологии,
организации. Этим хозяйствам, готовым
к конкурентному товарному
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бобылев А.И. Рецензия книги Земельное право. Учебник для вузов. Под редакцией С.А. Боголюбова// Государство и право. 1998. № 9.
2. Гэлбрейт Д. Экономическая теория и цели общества. М., 1979.
3. Земельное право. Учебник для вузов. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор - С.А. Боголюбов. М., 1998.
4. Бринчук, М.М. Рецензия книги Б.В. Ерофеева Земельное право. Учебник для вузов // Государство и право. 1998. № 9
5. Серова, Е. В. Реформы в переходных экономиках: общие цели и различные траектории. //Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. РАСХН, Москва, 2000г.
6. Указ Президента Республики Беларусь № 130 «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».
7. Приказ Государственного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам РБ от 26 сентября 1997 г. № 128.
8. Ефимова Г. Методологические основы извлечения рентных доходов // АПК: экономика, управление.-2005.-№4.
9. Приказ Государственного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам РБ от 14 июля 1995 г. № 69 «О мерах по соблюдению земельного законодательства при предоставлении и отводе земельных участков гражданам и юридическим лицам в городах и населенных пунктах».
10. О проблемах реформирования агропромышленного комплекса в странах с переходной экономикой. //Информационно-аналитический бюллетень: "Мир: события, факты, комментарии", №10. Институт социально-политических исследований при Администрации Президента РБ, Минск, 2000г.
11. Ерохин С. Рынок земли, проблемы и пути формирования. //Экономика и управление. 2007. № 2. С. 31-33.
12. НСМОС: результаты наблюдений, 2011
13. Шагайда Н. Рынок земель сельскохозяйственного назначения: практика ограничений. //Вопросы экономики, 2010 №6.
14. Левинский, Е. Н. Защита конкуренции на рынке земли / Е. Н. Левинский; Е. Н. Левинский// Закон. – 2009. – № 5.
Информация о работе Рынок земли и пути совершенствования земельных отношений в Республике Беларусь