Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:28, курсовая работа
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Семья - уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется
Введение………………………………………………………………………..…3
1. Государственная семейная политика – важнейшая политическая стратегия
современной России……………………………………………………………...6
1.1. Цели и задачи семейной политики…………….…………………………...9
1.2. Проблемы современной семьи и семейной политики в России…………..10
1.3. Подходы к семейной политике в современном мире……………………...12
2. Реализация государственной семейной политики в Курской области…..14
2.1. Работа органов исполнительной власти всех уровней по укреплению
института семьи в Курской области……………………………………….…..16
2.2. Социальная поддержка семьи, материнства и детства в Курской области ……………………………………………………………………………………25
3. Основные факторы кризиса семьи…………………………………………..32
3.1. Демография семьи…………………………………………………………..32
Заключение ………………………………………………………………………35
Литература………………………………………………………………………..37
В целях реализации эффективной миграционной политики, направленной на стабилизацию демографической ситуации в регионе: проводится мониторинг миграционной ситуации и предложений по установлению квот на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами; реализуется региональная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на 2008-2012 годы, в рамках которой на территорию Курской области в 2009 году прибыл 71 участник и 37 членов семей.
Благодаря проведению мероприятий, направленных на повышение рождаемости, укрепление института семьи, снижение смертности, обеспечение миграционного прироста населения, как на федеральном, так и на региональном уровне, в демографическом развитии региона за период с 2005 по 2009 год отмечены определенные позитивные изменения: рождаемость увеличилась на 25,6 %, суммарный коэффициент рождаемости увеличился на 23,7 %, общая смертность снизилась на 10,7 %, смертность населения в трудоспособном возрасте снизилась 17,7 %, младенческая смертность снизилась на 28,7 %, естественная убыль населения уменьшилась на 38,7 %, число браков увеличилось на 10,8 %, миграционная убыль с 2007 года сменилась миграционным приростом, незначительно компенсирующим естественную убыль населения. Опыт реализации программы в 2006-2009 годах показал, что основные направления и механизм реализации программных мероприятий определены правильно, наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты. Все указанные направления работы Программы - итог многолетней систематической межведомственной деятельности, которая должна быть продолжена на качественно новом уровне.
Областная целевая программа «Улучшение демографической ситуации в Курской области» на 2011-2013 годы (далее – Программа) является продолжением ранее действовавшей одноименной программы, служит планом дальнейших действий по реализации на территории Курской области единой государственной семейной и демографической политики. Данная Программа позволит обеспечить достаточно высокий уровень межведомственной координации, а также взаимодействие при выработке общих подходов в реализации основных направлений семейной и демографической политики, консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления, общественных организаций по обеспечению устойчивого демографического развития Курской области.
Статистика по естественному приросту в области в последние годы - со знаком "минус". Если на 1 января 2001г. в Курской области численность населения составляла 1 млн. 266,5 тыс. человек, то к аналогичному периоду 2006 года она сократилась до 1 миллион 184тыс. человек. Число родившихся детей за эти годы также снизилось: в 2005 году - 10263 ребенка, тогда как число умирающих ежегодно составляет не менее 23,5-24,0 тыс. человек. Причем смертность сельского населения почти в два раза выше, чем городского.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет у мужчин 58 лет (у сельских 55,9 года),у женщин - около 73 лет (у сельских - 71,7 года).
Сегодняшнее мероприятие направлено на то, чтобы определить возможность реальных дел по укреплению престижа семьи, материнства и отцовства и повышению культуры семейных отношений и семейного воспитания. Переломным стал 2006 год в решении демографической проблемы: 60% бюджета России было отдано социальной сфере. Правительством РФ была принята программа "Улучшение демографической ситуации", и наша область в числе первых включилась в ее реализацию. Основные проблемы демографии: низкая рождаемость, высокая смертность, особенно среди трудоспособного населения.
Конечно, решить демографическую проблему способны, прежде всего, молодые семьи. Несмотря на то, что авторитет такого социального института, как семья, несколько снизился, за 2006 год и здесь наметилась положительная тенденция. Количество браков увеличилось на 4,1%, в то время как разводов стало меньше на 2,2% по сравнению с 2005 годом. В прошлом году в Курской области родилось на 313 детей больше, чем в 2005 году, в результате чего рождаемость увеличилась на 4,7%. Больше всего малышей родилось в Курске, Железногорске, Солнцевском, Курском, Черемисиновском и Суджанском районах. В области принята целевая программа, предусматривающая ежемесячные выплаты при рождении второго, третьего и последующих детей. Радует то, что некоторые районы последовали примеру областной власти. Так, из местных бюджетов материальную помощь при рождении ребенка выделяют в Льгове и Кореневском районе. В Медвенке на первого ребенка выплачивают единовременное пособие в размере 3 тыс. рублей, второго - 6 тыс. и третьего - 9 тыс. рублей. А в Железногорске руководители некоторых предприятий оказывают новоиспеченным родителям адресную помощь в размере трех тысяч рублей. В результате некоторого повышения рождаемости и снижения смертности в целом по области отмечено сокращение темпов естественной убыли населения на 9% (что составило 1325 человек). Пугающий уже по факту своего существования показатель младенческой смертности тоже улучшился. Он снизился на 18,9% по сравнению с 2005 годом. Численность населения Курской области на 1 января 2007 года составила 1170,7 тыс.,однако коэффициент смертности в нашем регионе довольно высокий - 19,7 чел. на тысячу населения (в целом по стране он равен 16,1, а в ЦФО- 17,4). В решении демографических проблем важна не только забота государства, но и социальная поддержка семей, имеющих детей, со стороны предприятий. Это и организация совместного семейного отдыха, и поздравление первоклассников, и чествование выпускников.
В настоящее время одной из важных проблем
является нехватка мест в дошкольных учреждениях.
Но и в этом направлении есть положительные
сдвиги. В текущем году из областного бюджета
выделяются средства на строительство
двух новых детских садов в Курске.
3. Основные факторы кризиса семьи
3.1. Демография семьи
О тревожных тенденциях в традиции брачно-семейных отношений многие ученые и публицисты писали и раньше, задолго до перестроечных лет. Констатировались и снижение рождаемости, особенно в крупных городах, и высокий уровень разводов при некоторой стабилизации в 80-х годах, и возросший процент одиноких людей, и трудности с воспитанием детей и подростков. Однако тотальная цензура предперестроечного общества не оставляла без своего пристального, ревнивого внимания и сферу семейных отношений, и из поля зрения ученых, не без помощи бдительных идеологических аргусов, ускользали многие серьезные проблемы жизнедеятельности семьи.
В России же, позже других стран принявшей эстафету демократизации, он принял форму революции, которая вновь, как по Некрасову, "ударила одним концом по барину, другим по мужику", то бишь по обществу и по семье, нарушив и без того хрупкий баланс сложившихся между ними отношений.[10]
Более скрытые, но и более весомые противоречия связаны с определенной системой нравственного воспитания в тоталитарном обществе. Это — низкий уровень личной ответственности, отсутствие культуры рационального планирования собственной жизни, весьма слабое влияние морали, в частности религиозной, на повседневную жизнь в семье, на решение сложных этических и моральных проблем рождения и воспитания детей, формирования у них оптимальных человеческих и социальных качеств.
Произошло стремительное падение уровня жизни, а вместе с ним и резкое имущественное расслоение семей. Появились семьи обеспеченные и даже богатые и семьи, находящиеся на пороге голодной смерти. Между ними существуют различные градации, но все-таки, как считают многие эксперты, жизненный уровень большинства семей весьма и весьма низок.
Резкое снижение уровня жизни повлекло за собой сложные и разнообразные жизненные коллизии, когда нашей реальностью стало то, что мы еще недавно с таким пафосом клеймили на Западе, — неуверенность в завтрашнее дне и психологическая неустойчивость. Резко ухудшилось психологическое самочувствие хранительниц домашнего очага — женщин, в особенности матерей-одиночек. Характерно, что в качестве причин и показателей своего состояния женщины обычно называли "нервозность и неуверенность в связи с обстановкой в стране", "беспокойство за будущее детей", "страх потерять работу", "отсутствие веры в перемены к лучшему" и т.д.
Государство
должно влиять на общественное мнение
как об идеальном числе детей
в семье, так и о допустимых
причинах развода. В его силах
поднять престиж семейного
Как отмечено
выше, краткосрочные интересы семьи
и государства в отношении
числа детей, в принципе, совпадают.
Если бы семья смотрела вперед так же
далеко, как должно это делать (но обычно
не делает) государство, то и тут их интересы
совпали бы. Дело в том, что хотя родителям
единственного ребенка, конечно, жить
легче, чем супругам, имеющим троих детей,
слишком много у них шансов стать бездетными
в старости. По нашим расчетам, основанным
на данных Госкомстата Российской Федерации,
вероятность того, что мать переживет
сына, равна 32%! И у матери двух сыновей
риск потерять обоих не так уж мал — 10%.
Только родители троих и более детей имеют
достаточно надежную гарантию от потери
их всех. В прошлом, когда умирало много
маленьких детей, семьи понимали такую
опасность как близкую и реальную и реагировали
на нее многодетностью. В наше же время
средний возраст детей, умерших при жизни
матерей, — 38 лет. Так далеко семья не смотрит.
[9]
Заключение
Актуальность данной темы на современном этапе связана прежде всего с тем, что процесс перехода семьи от привычных форм существования к освоению рыночных структур жизнедеятельности протекает крайне болезненно. Состояние экономической, социально-психологической и демографической дезадаптации семейной ячейки вслед за нестабильностью общества приобретает хронические формы. Стремление и попытки семьи приспособиться к новым явлениям и постоянным переменам, происходящим в обществе, предопределяют изменения самого института семьи. Наличие идейного и морального вакуума в обществе, потеря исторического самосознания, патриотизма, резкой смены духовных и нравственных интересов на материальные стало основной причиной нестабильного положения общества в целом, и семьи, в частности. Поэтому
сегодня научное переосмысление проблем семьи является необходимым условием эффективного решения задач семейной политики.
Государство, общественные организации, религиозные объединения,
предприниматели, ученые, журналисты должны сделать все, чтобы обеспечить семье поддержку. Без учета интересов семьи никогда не сможет реализоваться государственная политика, направленная на возрождение России.
Семья станет растить детей, уверенно глядя в будущее, в любви и
согласии, воспитывая в молодежи высокую духовность, гордость за свою Родину и ответственность за ее судьбу.
Основные направления государственной семейной политики
разработаны исходя из:
- непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека;
- понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании
новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса;
- признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также
принятия специальных мер их социальной поддержки в период
социально-экономической трансформации общества;
- учета потребности в определении идеологии, основной цели и
первоочередных мер государственной семейной политики в современных
условиях.
Литература
1. Профессор И.И. Осинский Доклад: »Проблемы современной семьи и
семейной политики в России ».
2. Г.И. Климантова, заместитель начальника управления – начальник
отдела социальной политики
Аппарата Совета Федерации
формирования региональной
Информация о работе Семейная политика в регионах России: сравнительный анализ