Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:46, курсовая работа
Цель данной работы - анализ структуры построения электронного магазина, как одного из ключевых аспектов развития сетевой экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы становления и функционирования сетевой экономики;
изучить особенности торгово-экономической деятельности в условиях сетевой экономики;
провести анализ построения информационных систем для торговли в рамках сетевой экономики.
Введение
Развитие информационных
и телекоммуникационных технологий
сформировало среду для экономической
деятельности в Интернет. Образовался
новый интерактивный канал
Известно, что сетевая экономика - это
хозяйственная (экономическая) деятельность,
базирующаяся на горизонтальных (прямых)
длительных связях между всеми участниками
совместной деятельности в информационно-коммуникационной
среде сети Интернет.
Развитие информационной инфраструктуры общедоступной интерактивной сети Интернет, а также простота использования сети объединили множество покупателей и продавцов информацией, товарами, услугами, а взаимодействие субъектов экономической деятельности сформировало новые модели ведения бизнеса.
Существует множество моделей ведения бизнеса в сети Интернет. В материалах Европейской комиссии в ESPRIT рассматриваются такие модели электронной коммерции как:
Актуальность темы исследования заключается в том, что сетевая экономика становится базисом для электронного бизнеса, основной составляющей которого является электронная коммерция, которая не может существовать вне сети.
Цель данной работы - анализ структуры построения электронного магазина, как одного из ключевых аспектов развития сетевой экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Предметом данного исследования является сетевая экономика, как качественно новая форма управления, которая существенно отличается от традиционных форм управления экономической деятельностью.
Объектом исследования является функционирование интернет магазина - структурного элемента сетевой экономики.
Методологической основой исследования в данной курсовой работе послужили такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, методы анализа, синтеза и другие.
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития
сетевой экономики
1.1 Основные особенности становления и функционирования сетевой экономики
В последнее время развитие сетевых форм организации экономики приводит к эволюции современных экономических систем, новым возможностям получения доходов и требует адекватных механизмов их использования в интересах общества и государства.
Сетевые формы организации экономики, хозяйственных систем, базирующиеся на современных коммуникациях и информационных технологиях, начинает вытеснять традиционные формы экономических отношений в обществе. Уже сейчас сетевые формы организации экономики свойственны почти всем уровням хозяйственных систем и их влияние усиливается.
Развитие теорий информационного общества и информационно сервисной экономики, основоположниками которых явились М. Порат, М. Рубин, Д. Белл, И. Масуда, нашло свое отражение в концепции сетевой экономики. Ведущим исследователем предпосылок возникновения сетевой экономики является испанский ученый Мануэль Кастельс. Его ключевой аргумент заключается в том, что “информационная эпоха” возвещает появление “нового общества”, которое возникает благодаря развертыванию сетей, обеспечиваемых информационно коммуникационными технологиями, и в котором приоритетное значение имеют информационные потоки.
М. Кастельса считал, что экономика “информационная, так как производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях”1. Таким образом, М. Кастельс подчеркивает две основных особенности новой экономики: ее информационный и глобальный характер.
Сетевая экономика явилась следствием разработки и реализации радикальных информационных сетевых технологий, в первую очередь, глобальной сети Интернет. С другой стороны, именно развитие информационно коммуникационных технологий становится причиной формирования новых организационно-экономических отношений.
В ряде научных публикаций
сетевая форма организации
В то же время существует мнение, что сетевые формы организации экономики присущи практически всем периодам развития хозяйственных систем. При этом в каждый отдельный период состав, структура, качественные характеристики и целевые установки их функционирования различны.
Данное противоречие объясняется разграничением терминов “сетевая экономика” и “экономика сетей” (network economics). В рамках сетевой экономики рассматриваются взаимодействующие сетевые структуры, принадлежащие различным агентам экономической деятельности, имеющим собственные цели, которые могут совпадать и не совпадать. Научное направление экономики сетей исследует экономическую выгоду от объединения агентов различного рода сети: транспортных, финансовых, информационных и пр.
Сетевая экономика “ понятие более общее по сравнению с экономикой сетей, так как исследует не только организационно-экономические особенности сетей, но характер межсетевого взаимодействия на глобальных рынках.
Важно понимать, что сущностные характеристики сетевой экономики сформировались под влиянием эволюции экономических парадигм. Основными этапами формирования новой экономики явились: постиндустриальная экономика, информационно-сервисная экономика, интернет-экономика, сетевая экономика. Здесь важно понимать, что любые концептуальные трансформации имеют под собой единый базис, экономику, основанную на знании.
Сетевая экономика явилась следствием перехода к постиндустриальному этапу экономического развития, когда важнейшим фактором трансформации экономических отношений в условиях научно-технического развития информационных технологий становится глобализация [5, стр. 164].
В сетевой экономике глобализация рынков, финансов и производства стала возможной благодаря возникновению глобальной информационной инфраструктуры.
Информационно-технологическая инфраструктура - это совокупность информационно технологических решений: персональных компьютеров, серверного и телекоммуникационного оборудования, программных средств, документации, а также процедур, обеспечивающих функционирование информационных технологий в рамках деятельности предприятия.
Информационные технологии представляют собой научно-методическую и технологическую базу информационной индустрии. В этом понятии объединяются методы, средства и системы для производства, передачи, обработки и использования информационных ресурсов, а также для создания собственно инструментов и технологий информационной индустрии. Создание информационных технологий базируется на использовании многих видов современных индустрий, включая компьютерную, телекоммуникационную, приложений и информационных содержаний, электронных бытовых приборов.
Сетевая экономика базируется на глобальной информационной инфраструктуре, к условиям формирования которой относятся:
В настоящее время информационно-коммуникационный рынок становится важнейшим сектором экономики, во многом определяющим темпы инновационного развития государств и человечества в целом.
Интенсивное развитие глобальной информационной инфраструктуры оказало огромное влияние на организационно-управленческую структуру современных организаций. Информационные технологии, которые первоначально использовались для обеспечения вспомогательных функций управления, становятся все более и более привязанными к функциональным модулям производства и логистики предприятия, существенно повышая эффективность экономической деятельности.
Трансформации экономических систем и отношений, произошедшие под влиянием глобальной информационной инфраструктуры, характеризуются следующими проявлениями:
Сформулируем наиболее важные, на наш взгляд, принципы функционирования и развития сетевой экономики.
Принцип экспоненциального развития сетевой экономики. Этот принцип находится в полном соответствии с экспоненциальным ростом числа провайдеров различного уровня и числа пользователей в сетях Интернет и интранет.
Принцип возрастающего эффекта. Благодаря возросшему объему сети в нее вовлекается все большее количество бизнесменов и коммерсантов. В результате увеличивается объем производства и продаж товаров (услуг), что приводит к росту объема получаемой прибыли участниками бизнес-процессов. В традиционной экономике увеличение поставляемого на рынок товара осуществляется по линейному закону, а в сетевой экономике — по экспоненциальному. В традиционной экономике от снижения себестоимости продукции выигрывает (за счет получения дополнительной прибыли) ограниченное количество компаний, а в сетевой экономике экономическую выгоду получают все участники, которые делят между собой образовавшуюся прибыль. Вполне понятно, что не все получают одинаковую долю прибыли. Значительная ее часть может инвестироваться в развитие сетевых технологий.
Принцип полноты. В сетевой экономике ценность товара (услуги) обусловлена как избыточностью предложения, так и повсеместностью его распространения. Иначе говоря, имеет место возникновение «эффекта факса». Он состоит в том, что, чем больше товара в сети, тем более ценным он становится. Однако этот принцип противоречит известным понятиям, отражающим соответствующие экономические закономерности традиционной экономики. Первое из них: ценность определяется
редкостью товара, поскольку его количество ограничено. Второе: избыточное производство товаров приводит к значительной потере их ценности. Между тем в сетевой экономике ценность обусловливается как избыточностью предложения, так и повсеместностью (масштабностью) распространения товаров и услуг.
Принцип обратного ценообразования. Суть его состоит в том, что все лучшие товары (услуги), предлагаемые в сетевой экономике, имеют явную тенденцию к снижению цен со временем. В традиционной экономике незначительное усовершенствование товара приводит к росту его цены. В сетевой экономике получение существенно более качественного товара за меньшую цену становится реальностью, если немного повременить с его покупкой. Для выживания в условиях сильной конкуренции фирмы
вынуждены постоянно поставлять на рынок все новые и новые товары. Из-за этого возрастают значимость баннерной рекламы, ценность осуществляемых инноваций и роль «человеческого капитала».
Система обратного ценообразования распространяется на микропроцессоры, телекоммуникации, микросхемы и на информационные продукты.
В сетевой экономике
стоимость услуг и работ
Принцип переоценки ценностей. Он состоит в постепенном, однако не полном замещении материальных ценностей системой знаний и информационными ценностями. Доля стоимости информационной составляющей в стоимости современных товаров постоянно растет.
Принцип глобализации. Сетевая экономика может быть представлена совокупностью связанных между собой рынков в мировом масштабе. Географическое расположение сетевых компаний не имеет принципиального значения. Любой бизнес в сетевой экономике распространяется практически мгновенно по всем странам мира.