Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".
Ф-я планир-х расходов E = C + I + G + NX изображ-ся графически как ф-я потр-я
С = a + b(Y-T), к-я "сдвинута" ввepx на величину I + G + NX.
На линии Y = Е всегда соблюдается рав-во фактически инвестиций и сбер-й. В тч. А, где доход = планир-м расходам, достигается рав-во планир-х и фактических инвестиций и сбер-й, т. е. устанавливается макроэк-е равновесие.
Если фактический V пр-ва Y1, превышает равновесный Y0, то это озн-т, что покупатели приобретают товаров меньше, чем фирмы произв, т. е. AD < AS. Нереализовпродукция приним форму ТМЗ, к-е возрастают. Рост запасов вынуждает фирмы снижать пр-во и занятость, что в итоге снижает ВВП. Постепенно Y1 сниж-ся до Y0, т. е. доход и планир-е расходы выравнив-ся Соотв-но достиг-ся равновесие сов-го спроса и сов-го предлож-я (т.е. AD = AS).
Мульт-р показ, во сколько р. суммарный прирост (сокращ-е) сов-го дохода превосходит первонач прирост (сокращ-е) автономных расходов.
Суть метода «уизъятий-инъекций»: часть дохода получ-го от пр-ва данного Vа продукции, домохоз-ва м. сберегать, т.е. сбер-я представляют собой изъятия из потока расходов-доходов. В связи с этим потр-я м. б. недостаточно, оно может не достигнуть ур. пр-го ЧВП и равновесие нарушится. Компенсацией потери потр-я м.служить инвестиции.
В точке А наступает равновесие, к-е озн-т рав-во планир-х сбер-й домохоз-в и планир-х инвест=- предпринимателей. Это соотв-е планов приводит к равновесию ЧВП и S+I, т.е. утечка сбер-й, б. полностью компенсирована инвест-ми.
ЧВП
14. Понятие, цели, инструменты и виды БНП.
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования явл. ФП.
Фискал. политика (ФП) - совокупность мер, предпринимаемых правит-ыми органами по изм-ю гос. расходов налогообложения.
Задачи:1-сглаживание колебаний экономического цикла, 2-обеспечение устойчивых темпов экономического роста, 3-достижение высокого уровня занятости,4-снижение инфляции.
Инструменты:
1) прямые – изм-ние гос. закупок товаров и услуг, трансф-ных платежей;
2) косвенные – изм-ния в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообл-я).
ФП: дискрец-ая(ДП) и недискрец-ая(НП). ДП – это сознат-ое манип-ние прав-вом гос. расходами и налогами. НП – это политика встроенных стабилизаторов.
В
зависим.от возд-вия
на сов.спрос ФП подразд.
на стимулирующую(СтФП)
и сдерживающую(СдФП).
СтФП провод. в период
спада произв-ва путём
увелич-я гос расходови
сниж-я налогов. СдФП
реализуется в целях
сниж-я инфл-и. Она заключ
в сокращ-и гос расходов
и увелич-и налогов.
12.Равновессие и ВВП в условиях полной занятости. Рецессионный и инфляционный разрывы. Государство в кейнсианской модели.
Рецессионный разрыв – велечина, на которую должен возрасти совокупный спрос, чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.
Если фактический равновесньий объем выпуска У0 ниже потенц. У *(рис. 2.7), то это означает, что совокупный спрос неэффеютивен, то есть совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной закятости ресурсов, хотя равновесие AD =АS достигнуто Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику.
Чтобы преодолеть
рецессионньий разрыв и
обеспечить полную занятостд, ресурсов,
необходимо простимулировать совокупный
спрос и “переместить”
равновесие из точки А в точку В
(рис. 2.7). При этом приращение совокупного
ра.вновесного дохода ∆У составляет: дY=
велич рецессионного разрыва * велич мульт-ра
автономных расходов.
Инфляц. разрыв величина, на которую
должен сократиться совокупный спрос
(совокупные расходы), чтобы снизить равновесный
ВВП до неинфляционного уровня полной
занятости.
Если фактический равнОвесный уровень
выпуска У0
(рис. 2.8) больше потенциального У*,
то это означает, что совокупные расходы
избыточны. Избыточность совокупного
спроса вызывает в экономике инфляционный
бум: уровень цен возрастает потому, что
фирмы не могуг расширять пр-во адекватно
растущему совок. спросу, так как все ресурсы
уже заняты.
Преодоление инфляц.разрыва предпологпет сдержив.совок.спроса и перемещение равновесия из точки А в В
При этом сокращение равнов.совок.дохода ∆У составляет: дY= - велич инфляц-го разрыва * велич мульт-ра автономных расходов
Под стимулированием спроса экономисты понимают меры воздействия на сов.спрос со стороны гос-ва. Классич. школа счит. , что в саморегулируемой рыночной эк-ки вмешательство гос-ва в регулировании сов.спроса и сов.предоложения м. принести вред. Кейнсианцы обосновывают идею необходимости гос. регулирования в целях поддержания сов.спроса, а следовательно объемов пр-ва и занятости на желательном уровне.
13.Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели доходов и расходов.
Кейнс-я модель трактует эк-ку в кратк. периоде. Краткоср. кривая AS исх. из след. усл-й:
1.неполн занятость в эк-ке;
2.цены на тов. и номин. зарплата жесткие. В этих усл-х кривая сов. предл-я гориз-на.
Причинами относ-ой жесткости номин-х величин в кратк-м периоде служат: длит-ть труд договоров, гос. регулир-е мин. зарплаты, ступенчатый хар-р измен. цен и зарплаты(когда фирмы меняют цены и зарплату постепенно), сроки действия контрактов, поставки сырья и гот. продукции, деят-ть профсоюзов и т.д.
V сов предл-я в кратк-м периоде завис. гл образом от величины сов спроса. В усл. неполн. занятости факторов пр-ва и жесткости цен колебания сов спроса вызыв. прежде всего изм-я Vа выпуска (предл-я).Если правительство хочет увелич. V выпуска в эк-ке,согл. кейнс-му подходу,оно д. стимулир. сов спрос при помощи фиск. и ден. политики Явление, при кот. попытка об-ва больше сберегать оборачивается таким же или меньшим V сбер-ий, пол. назв. парадок бережливости. Если прирост сбереж-й не сопров. приростом инвест-й, любая попытка дом. хоз. больше сбер-ть окажется тщетной в связи со значит сниж-м равновесн ВВП,обусловл-м эф-том мультипл.
Эк-ка стартует в т.А(рис.1).В ожидании спада дом.хоз. стрем. побольше сберегать: график сбереж-й перем. От S доS',а инв-ции ост. на том же уровне I. В рез-те потреб-е расходы относ-но сниж., что вызыв. эффект мульт-ра и спад совок. дох. от У0 до У1. т.к. сов доход У сниз., то и сбереж. в т.В окажутся теми же, что и в т.А.
Если одноврем. с ростом сбереж-й от Sдо S' возрастут и запланир. инв-ции от I до I', то равновесный ур. выпуска ост. равным У0 и спад пр-ва не возникает. Наоб., будут преобл. инвест-е товары, что созд. хор. усл-я для эк. роста, но может ограничить ур. текущего потр-я нас-я. Возник. альтернатива выбора: либо эк.рост в будущем при относит-м ограничении текущего потр-я, либо отказ от огранич-й в потр-и ценой ухудш-я условий долгоср. эк. роста.
Рост сбер-й м. оказать на эк-ку антиинфляц-е воздействие в усл., близких к полной занятости ресурсов: спад потр-я и следующее за ним сокращ-е сов расходов, занятости и выпуска (с эфф.мультипл-ра) ограничивают давление инф-ии спроса –сов спрос сниж. от АD до AD1,ьчто сопров. спадом пр-ва от У1 доУ2 и сниж-м ур.цен от Р1 до Р2 (рис.2).
Модель Кейнс-го
креста не позв. иллюстрировать процесс
измен-я ур. цен Р, т.к. предполагает фиксир.
цены. Крест Кейнca конкретизирует модель
AD-AS для целей кратк-го макроэк-го анализа
с "жесткими" ценами и не м. быть использован
для исслед-я долгоср-х последствий
макроэк-й литики,связ. с ростом или снижением
уровня инфляции.
15.Дискреционная фиск. политика.
ДФП-сознательное
изм. прав-вом гос. расходов и налогов.Она
может осущ. С помощью прямых и косвеных
инстр-тов.Прямые-изм.гос.
Эк-ка нах. В точке равновесия А.Равновесн. выпуск =Е1=У1.
Допустим, что со спадом произ-ва прав-во приняло решение поддержать сов.спрос за счёт увелич. гос. закупок. Гос.расходы постоянны для любого выпуска прод-ции, поэтому они приведут к ↑ сов.расходов на ту же величину.В ответ на это фирмы начнут расшир. произв-во.Оно продолжится до тех пор,пока не наступит рав-ва между сов. спросом и V выпуска.Прирост выпуска прод-ции превыш. V гос. закупок, т.е. они облад. эфф-том мультипликации.
Мультипликатор гос.расходов-показыв. изм. выпуска прод-ции, дохода в рез-те сум. расходов гос-ва. Мг.р.=1/1-МРС
Трансферты-платежи, кот. делает гос-во не в обмен на товары и услуги.Гос-во выплачив.трансферты д/х и фирмам. Мт.р.=МРС/МРS
Мультиплик.
трансфертов-коэф-т,кот.показ. во сколько
раз ↑(↓) сов.доход при ↑(↓) трансфертов
на 1. . Мт.=МРС/МРS
16. Недискреционная фискальная политика.
НФП – автомат
изменение величин G, налогов и сальдо
госбюджета в рез-те циклич колебаний
совокупного дохода(Y). Автомат-ий (встроенный)
стабилизатор – эк механизм, кот механич
реагирует на изменения ВВП в разные периоды
эк цикла. Могут ↑ дефицит госбюджета
в период спада или ↓ дефицит в период
инфляции без спец-го вмешат-ва со стороны
правит-ва (налоги, пособия по безраб, соц
выплаты). Служат для смягчения реакции
эк на изменения выпуска тов и услуг, уровня
цен и % ставок. НФП основана на автомат-ом
изменении суммы налоговых поступлений
и размерах соц пособий при изменении
сост эк-ки. В период подъёма пр-ва ↑ уровень
занятости, ↑ налоговые поступления в
госбюджет => ↑ сумм ср-в для поддержки
безработных и соц незащищённых слоёв
населения. При ↓ пр-ва ситуация обратная.
↑ реального ВВП сокращает дефицит госбюджета.
↑ цен воздействует на доходы и расходы
госбюджета. В рез-те изменения цен реальные
доходы ↓. Рост номинальных % ставок ↑
реальные расходы на погашение госдолга.
В рез-те ↑ как реальный, так и номинальный
бюдж дефицит. «+» Инструменты НФП включ-ся
немедленно при малейшем изменении эк
условий. «-» НФП только помогает сглаживать
циклич колебания, но не способна их устранить.
Чем ↑ ставки налогов и величина трансфертных
платежей, тем действеннее НФП.
17. Эфф-ть фискальной политики.
Эфф-сть ФП сост в том, что она помогает в избегании эк шоков, а также позволяет сгладить колебания делового цикла. Стимулир-ая ФП использ-ся для предотвращения длительного спада, а сдерживающая - инфляции.
Положительные стороны.1. ↑ соц трансфертов и ↓ нижней ставки подоходного налога, с одной стороны, приведут к ↑AD, а с др – позволят ↓ дифференциацию доходов в об-ве. М.б. использ-но для увеличения гос собственности и степени вмешательства гос-ва в эк-ку. 2. Стимулирование эк роста. Происходит ↑AD => ↑Y. ↓ ставки налога на прибыль будет стимулировать I в связи с ↑ их прибыльности, если же будет ↓ ставка подоходного налога - ↑ S и стимулы к труду, =>↑AS и ↑Y. 3. Встроенные стабилизаторы включаются автоматически. Проблемы. 1. Временные лаги: внутренние (период времени от осознания того, что в стране начинается спад пр-ва или инфляция до понимания необходимости принятия конкретных действий) и внешние (период времени от утверждения нужных мер до получения эффекта от их реализации). 2. Практически невозможно точно рассчитать влияние изменения параметров ФП на совок расходы, а тем более на реальную эк-ку. 3. Эффект вытеснения - ↑G→↑бюджетный дефицит →дополн-ый выпуск ценных бумаг→↑% ставки→↓частных инвестиций и C. G вытесняют частные расходы. 4. ↑ совок расходов (↑цен вследствие действия эффектов % ставки, богатства, импортных закупок ведёт к ↓ AD). 5. На определ стадии эк цикла служит фискальным тормозом. 6. ФП подвержена влиянию полит цикла, что не способствует повышению её эфф-ти.
Для определения
правильности проводимой правит-вом
НФП необходимо оценить её рез-ты
(↑ или ↓ бюджетных дефицитов
или излишков). Для этого используют
бюджет полной занятости. Он показывает,
какими были бы дефицит или излишек госбюджета,
если бы эк-ка функц-ла в условиях полной
занятости.
18.Бюджетный дефицит
БД – сумма, на которую в данном году расходы госбюджета превысили доходы. Его наз-ют первичным BD и рассчитывают по ф-ле: BD=G-T. Сущ неск-ко способов финанс-ия БД: ● повышение налоговых ставок, введение специальных налогов (исп-ся редко, т.к. ведёт к сокращ объёма выпуска); ● долговое финансирование: внутр - для покрытия БД осущ-ся выпуск и продажа гос ценных бумаг на откр фондовом рынке суб-ам хоз-ия, населению (способ малоинфляц-ый); внеш - связано с продажей гос ценных бумаг правит-ам, суб-ам хоз-ия, населению др стран; ● денежное финанс-ие (монетизация БД) осущ-ся путём выдачи ЦБ правит-ву кредитов для покрытия БД, что ведёт к инфляции. Если уровень P в стране ↑, то может возникнуть эффект Оливера-Танзи – сознательное отсрочка уплаты налогов налогоплательщиком в гос бюджет; ● внешние займы; ● отсрочка платежей правит-ва, местных органов власти за товары; ● средства, полученные от приватизации гос собственности;