Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".
Осн.задачи СП:1)повышение благосост-я; 2)улучш-е условий труда и жизни людей; 3)осущ-е принципа соц. справедли-ти; 4)соц. защита чел. и его осн. соц-эк. прав; 5)развитие соц.инфраструкгуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация); 6)поддержание опр-го статуса разл. соц. групп и отношений между ними, форм-е и воспр-во оптимальной соц. структуры об-ва; 7)формир-е эк. стимулов участияв обществ.пр-ве; 8) создание условий для всестороннего развития чел-а, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде.
Осн.цели СП:1)обеспеч-е опр. уровня потребления насел-я;
2)нейтрализация негат.последствий рын. эк-ки;
3)обеспеч-е благопр.усл-й жизни для всех членов общ-ва.
СП строится на основе опр. принципов, главные из которых:
СП в перех. период реализ-ся по 3 напр-м:1)п-ка доходов-осущ-е мер по смягчению их неравенства;
2)п-ка занятости;
3)п-ка соц. партнерства-согласование действий прав-ва, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты соц. трансфертов.
Выдел. 2 формы путей реализации соц. п-ки:1)обеспеч-е всем трудоспос-м благопр.возм-й и стимулов для предприним-ва и труда. Эта форма включ. гос. меры:либерализация бизнеса; поддерж-е высок. занятости;регулир-е трудов. отн-й.
2)Обеспеч-е опр.
соц. гарантий для
52. Доходы населения и их распределение. Кривая Лоренца.
Дох-ы насел-я - сумма ден. ср-в, получаемых насел-м за опред. период времени. Для оценки дох-в используются показатели ном. распол. и реал. дохода.
Ном.дох-д- вся сумма ден. дох-да, не зависящая от налогообл-я и ур-ня цен.
Распол. дох-д- сумма ном. дох-да за вычетом налогов и др. обязат. платежей.
Реал. дох-д- то кол-во товаров и услуг, кот. Приобрести на распол. дох-д, т.е. это распол. дох-д с учётом инфляции.
Дох-ы имеют 2 формы:
1) первичные - получают собственники факторов произв-ва:
Сущ-ют соц. и рыноч. подходы к целям политики дох-в.
Соц. исходит из того, что общ-во должно гарантировать кажд. гражданину дох-ды, не позвол-е ему опуститься ниже «черты бедности».
Рыноч. основывается на том, что задачей гос-ва явл-ся не гарантирование какаго-л. ур-ня дох-в, а создание условий для того, чтобы кажд. чел. Мог повысить свои дох-ды за счет собств. экон. активности.
Осн. факторами, форм-ми дифференциацию дох-в явл-ся:
Для опред-ния неравенства в дох-х отдельных групп насел-я испол-ся кривая Лоренца. Кривая Лоренца хар-ет неравномерность распред-я дох-в и показывает долю в нац. дох-де, кот. занимает кажд. группа насел-я. Чтобы построить крив. Лоренца, по гориз. оси откл-ют долю всего кол-ва семей, распол-щих опред. ур-нем дох-да, а по верт. -долю сов. дох-да, приходящегося на соотв. часть насел-я
Крив. Лоренца L отражает фактич. распред-е получ-го дох-да м/д отдельными группами людей.
Разрыв м/д линией абсолют. равенства и линией фактич. распред-я указывает на степень неравенства дох-в.
Чем больше крив. Лоренца отклоняется от линии абсолют. равенства, тем больше неравенство в распределении доходов населения. Т. о., реал. распред-е будет хар-ться не прямой ОЕ, а крив. L (рис.8). Форма крив. Лоренца показывает степень неравномерности распред-я дох-в. Чем круче изгиб крив. и чем дальше она отстает от крив. абсолют. равенства, тем больше неравенство в распред-и дох-в и наоборот.
Степень эконом. неравенства может измеряться при пом-щи коэфф-та Джини. Оно опред-ся как отношение площади м/д крив. Лоренца и линией абсолют. равенства к площади треугольника.
Для оценки дифференциации
дох-в используется и такой показатель,
как децильный коэфф-т, кот. показывает
соотношение м/д средними дох-ми 10% наиболее
высокооплачиваемых членов общ-ва и средними
дох-ми 10% наименее обеспеченных.
53. Неравенство в доходах. Бедность и пути ее преодоления.
Бедность(Б) – сост-е пост-го отсутствия необход. ресурсов для обесп-я удовлетв-го образа жизни, приемлемого в дан. конкретном случае. В миров. практике нации счит-ся бед-ми, если тратят на питание около 1/2 своего бюджета.
Черта бедности(ЧБ) – мин. ур-нь жизни, по кот. устанав-ся граница Б. Насел-е, не распол-щее таким мин-мом, относится к бедн. слоям. В междунар. практике наибол-ее распростр-ние получило установ-е ЧБ в % от среднего ур-ня дох-в насел-я. В некот. странах «порог Б» составляет 40-60% от ур-ня сред. дох-да взрослого чел. Выделяют абсолют. и относит. ЧБ. Абсолют. ЧБ – мин. ур-нь жизни, кот. опред-ся на базе физиологич. потребностей чел в прод-ах питания, одежде, жилище. Относит. ЧБ –хар-ся ур-ем, ниже кот. люди находятся за ЧБ.
Б хар-ся след показ-ми:
Б прямо связана с неравномер-тью распред-я дох-в и имущества. Она не поддается точному опред-ю (так же, как счастье и благопол-е). Для регулир-я Б испол-ся понятие соц. справед-ти – благопол-е, достиг-е в рез-те деят-ти, приносящей реал. пользу общ-ву. Если вклад чела в обществ. благосост-е оказ-ся сущ-ным, то естеств-м будет и высокое вознаграждение его труда.
Соблюд-е принципа соц. справедл-ти предполагает:
- не только матер.,
но и морал. поощрение
высокопроизв-го труда;
- заботу о том, чтобы людям обеспеч-сь усл-я для раскрытия и приложения их способ-й к труду, повышения заинтерес-ти труд-ся в росте квалификац., образоват. и проф. ур-ней.
Принцип соц. справедл-ти базируется на соблюд-и гориз. и вертик. справедл-ти. Принцип гориз. справедл-ти предпол-ет примен-е одинак. мер ко всем лицам, наход-ся в одинак. положении (единая налог. ставка на равн. по вел-не дох-ы независимо от их источ-в). Принцип вертик. справедл-ти осн-н на применении диффер-х мер к лицам, наход-ся в неравном полож-и (разная по велич-е налог. ставка на разные по велич-е дох-ы).
Подходы к оценке Б:
В зарубеж. эконом. теории выделяют 4 принципа справедл-ти в распред-и и перераспред-и дох-в:
1) эгалитарный - означает, что в общ-ве отсут-т неравенство в распред-и дох-в;
54. Система и механизм соц. защиты населения РБ.
Соц. зашита - система мер, осущ. общ-вом в целом и его звеньями по обеспеч-ю устойчивости общественно нормального мат-го и соц-го положения граждан; это сис-ма мер по защите любого гражданина страны от эк-кой бедности и соц. деградации в рез-те потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости. Объектами соц. защиты явл.: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и др.
Формы гос. системы соцзащиты:
В усл. перехода к рынку в соц. защите начинает нуждаться все большая часть населения, а не только беднейшие слои. Причем меры соц. защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неприемлемыми для др., невыполнимыми для третьей и т.д. Поэтому разрабатываются спец. программы помощи малообеспеч-м слоям населения: молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам.
Программы соц. защиты:
Для сохранения опр. ур-ня жизни граждан производится индексация доходов - их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: соц. пенсии, пособия, стипендии, зар. плата работников непроизв-й сферы, ден. обеспечение. Компенсация потерь от инфляции населению, кот. получает доходы не из бюджета, осущ-ся на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Каждая страна формирует собственную систему соц. обеспечения. Наиб. высокий ур-нь соцзащиты достигнут в Швеции, ФРГ, Норвегии, Дании.
Соц. гарантии - это обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.
Конструктивные элементы системы соц. гарантий: