Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

мои шпоры.doc

— 1.13 Мб (Скачать документ)

Осн.задачи СП:1)повышение благосост-я; 2)улучш-е условий труда и жизни людей; 3)осущ-е принципа соц. справедли-ти; 4)соц. защита чел. и его осн. соц-эк. прав; 5)развитие соц.инфраструкгуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация); 6)поддержание опр-го статуса разл. соц. групп и отношений между ними, форм-е и воспр-во оптимальной соц. структуры об-ва; 7)формир-е эк. стимулов участияв обществ.пр-ве; 8) создание условий для всестороннего развития чел-а, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде.

Осн.цели СП:1)обеспеч-е опр. уровня потребления насел-я;

2)нейтрализация негат.последствий рын. эк-ки;

3)обеспеч-е благопр.усл-й  жизни для всех членов общ-ва.

СП строится на основе опр. принципов, главные из которых:

  1. Соц. равенство членов данного об-ва, озн-е равенство перед законом, а также в области нац. отн-й, вероисповедания и др.;
  2. Соц. солидарность- общая, объединенная поддержка, опирающаяся на общность осн. жизненных интересов и целей населения данной страны;
  3. Соц. справедливость-опр. соц.-эк. симметричность и эквивалентность в жизни об-ва и его соц. групп. Это проявляется в соответствии прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада и реального экономического положения человека и т.п.

СП  в перех. период реализ-ся по 3 напр-м:1)п-ка доходов-осущ-е мер по смягчению их неравенства;

2)п-ка занятости;

3)п-ка соц.  партнерства-согласование действий прав-ва, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты соц. трансфертов.

Выдел. 2 формы путей реализации соц. п-ки:1)обеспеч-е всем трудоспос-м благопр.возм-й и стимулов для предприним-ва  и труда. Эта форма включ. гос. меры:либерализация бизнеса; поддерж-е высок. занятости;регулир-е трудов. отн-й.

2)Обеспеч-е опр.  соц. гарантий для нетрудоспособных,малоимущих  и безработных.Эта форма предусматр. след. меры:перераспредел-е доходов  в общ-ве;обеспеч-е пенсиями и пособиями нетрудоспос-х, малообеспеч. и безраб.;повыш-е образов. ур-ня и усиление мед. помощи всем нуждающимся. 
 

52. Доходы населения и их распределение. Кривая Лоренца.

Дох-ы  насел-я - сумма ден. ср-в, получаемых насел-м за опред. период времени. Для оценки дох-в используются показатели ном. распол. и реал. дохода.

Ном.дох-д- вся сумма ден. дох-да, не зависящая от налогообл-я и ур-ня цен.

Распол. дох-д- сумма ном. дох-да за вычетом налогов и др. обязат. платежей.

 Реал. дох-д- то кол-во товаров и услуг, кот. Приобрести на распол. дох-д, т.е. это распол. дох-д с учётом инфляции.

Дох-ы имеют 2 формы:

1) первичные - получают собственники факторов произв-ва:

  • cобств-ки наемной раб. силы за свой труд – зар. пл.;
  • мелкие собств-ки ср-в труда, наход-ся в их личном владении – лич. дох-д;
  • собственники     кап-ла,     испол-го     в     виде     ср-в произв-тва - прибыль;
  • собств-ки  ден.  капиталов,   предоставляющие   кредит (ссуду) - ссудный %;
  1. вторичные – обр-ся в результате перераспред-я первичных и составляют гл. образом дох-ы гос-ва, кот. с пом-ю разн. вида налогов формирует доход. часть своего бюджета.

Сущ-ют соц. и  рыноч. подходы к целям политики дох-в.

Соц. исходит из того, что общ-во должно гарантировать кажд. гражданину дох-ды, не позвол-е ему опуститься ниже «черты бедности».

Рыноч. основывается на том, что задачей гос-ва явл-ся не гарантирование какаго-л. ур-ня дох-в, а создание условий для того, чтобы кажд. чел. Мог повысить свои дох-ды за счет собств. экон. активности.

Осн. факторами, форм-ми дифференциацию дох-в явл-ся:

  • принадлежность к опред. классу или соц. прослойкеобщ-ва (рабочие, колхозники, интеллигенция);
  • соц.-проф.     положение     раб-ов      (рабочие специалисты, лица, занятые физ. или умственным трудом);
  • соц.-расселенческие признаки (жители города, сел», территориальных и национальных общностей);
  • демографические (пол, возраст, семейное положение, трудоша занятость);
  • соотношение D и S;
  • усиление криминогенных факторов (хищения, спекуляции, взяточничество, незаконная производственная деятельность).
 

Для опред-ния  неравенства в дох-х отдельных  групп насел-я испол-ся кривая Лоренца. Кривая Лоренца хар-ет неравномерность распред-я дох-в и показывает долю в нац. дох-де, кот. занимает кажд. группа насел-я. Чтобы построить крив. Лоренца, по гориз. оси откл-ют долю всего кол-ва семей, распол-щих опред. ур-нем дох-да, а по верт. -долю сов. дох-да, приходящегося на соотв. часть насел-я

Крив. Лоренца L отражает фактич. распред-е получ-го дох-да м/д отдельными группами людей.

Разрыв м/д  линией абсолют. равенства и линией фактич. распред-я указывает на степень неравенства дох-в.

Чем больше крив. Лоренца  отклоняется от линии  абсолют. равенства, тем больше неравенство в распределении доходов населения. Т. о., реал. распред-е будет хар-ться не прямой ОЕ, а крив. L (рис.8). Форма крив. Лоренца показывает степень неравномерности распред-я дох-в. Чем круче изгиб крив. и чем дальше она отстает от крив. абсолют. равенства, тем больше неравенство в распред-и дох-в и наоборот.

Степень эконом. неравенства может измеряться при пом-щи коэфф-та Джини. Оно опред-ся как отношение площади м/д крив. Лоренца и линией абсолют. равенства к площади треугольника.

Для оценки дифференциации дох-в используется и такой показатель, как децильный коэфф-т, кот. показывает соотношение м/д средними дох-ми 10% наиболее высокооплачиваемых членов общ-ва и средними дох-ми 10% наименее обеспеченных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

53. Неравенство в доходах. Бедность и пути ее преодоления.

Бедность(Б) – сост-е пост-го отсутствия необход. ресурсов для обесп-я удовлетв-го образа жизни,  приемлемого в дан. конкретном случае. В миров. практике нации счит-ся бед-ми, если тратят на питание около 1/2 своего бюджета.

  Черта бедности(ЧБ) – мин. ур-нь жизни, по кот. устанав-ся граница Б. Насел-е, не распол-щее таким мин-мом, относится к бедн. слоям. В междунар. практике наибол-ее распростр-ние получило установ-е  ЧБ в % от среднего ур-ня дох-в насел-я. В некот. странах «порог Б» составляет 40-60% от ур-ня сред. дох-да взрослого чел. Выделяют абсолют. и относит. ЧБ. Абсолют. ЧБ – мин. ур-нь жизни, кот. опред-ся на базе физиологич. потребностей чел в прод-ах питания, одежде, жилище. Относит. ЧБ –хар-ся ур-ем, ниже кот. люди находятся за ЧБ.

Б хар-ся след показ-ми:

  • число бедных (колеблется в завис-ти от того, каким обр-м опред-ся ЧБ; оно измен-ся с измен-м эконом. конъюнктуры в стране);
  • коэфф-т глубины Б (выражает среднее отклонение дод-в обслед-х семей от величины прожит. min);
  • коэфф-т остроты Б (средневзвешенное отклонение дох-в обслед-х семей от величины прожит. min).

Б прямо связана с неравномер-тью распред-я дох-в и имущества. Она не поддается точному опред-ю (так же, как счастье и благопол-е). Для регулир-я Б испол-ся понятие соц. справед-ти – благопол-е, достиг-е в рез-те деят-ти, приносящей реал. пользу общ-ву. Если вклад чела в обществ. благосост-е оказ-ся сущ-ным, то естеств-м будет и высокое вознаграждение его труда.

Соблюд-е  принципа соц. справедл-ти предполагает:

  • преодол-е отчуждения работ-в от собств-ти;
  • ослабление в общ-ве др. видов отчуждения (соц., культ-го, полит-го);
  • преобраз-е чела из фактора произв-ва в субъект труда;
  • обеспеч-е приоритет-го развития социокульт. сферы, кот. предусматривает инвест-и в образование, культуру как на макро-, так и на микроур-не;
  • персональную ответственность каж-го за свою работу;

- не только матер., но и морал. поощрение 
высокопроизв-го труда;

-   заботу  о том, чтобы людям обеспеч-сь  усл-я для раскрытия и приложения их способ-й к труду, повышения заинтерес-ти труд-ся     в     росте     квалификац.,     образоват.    и проф. ур-ней.

Принцип соц. справедл-ти базируется на соблюд-и гориз. и вертик. справедл-ти. Принцип гориз. справедл-ти предпол-ет примен-е одинак. мер ко всем лицам, наход-ся в одинак. положении (единая налог. ставка на равн. по вел-не дох-ы независимо от их источ-в). Принцип вертик. справедл-ти осн-н на применении диффер-х мер к лицам, наход-ся в неравном полож-и (разная по велич-е налог. ставка на разные по велич-е дох-ы).

Подходы к оценке Б:

  1. опред-ся потреб-ти, необх-мые для сохран-я жизни
  2. учитыв-ся не только физич., но и соц.-культ. потреб-ти
  3. опред-ся min физич. и обществ. потреб-тей
  4. испол-ся опросы насел-я

В зарубеж. эконом. теории выделяют 4 принципа справедл-ти в распред-и и перераспред-и дох-в:

1) эгалитарный - означает, что в общ-ве отсут-т неравенство в распред-и дох-в;

  1. роулсианский – предпол-т справедливой такую дифферен-ю дох-в, при кот. относит. эконом. неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолют. Ур-ня жизни беднейшими чл-ми общ-ва;
  2. утилитарный – осн-н на том, что дох-ы должны распред-ся пропор-но полез-ти из испол-я разл людьми;
  3. рыночный – предпол-т рыноч. распред-е дох-в, осн-ное на соотв-и дох-а кажд. фактора произв-ва предельному продукту, полученному от дан. фактора.
 
 
 
 
 

54. Система и механизм соц. защиты населения РБ.

Соц. зашита - система мер, осущ. общ-вом в целом и его звеньями по обеспеч-ю устойчивости общественно нормального мат-го и соц-го положения граждан; это сис-ма мер по защите любого гражданина страны от эк-кой бедности и соц. деградации в рез-те потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости. Объектами соц. защиты явл.: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и др.

Формы гос. системы соцзащиты:

  • пособия по безработице; пенсии; пособия по болезни, инвалидности; жилищные пособия; пособия на получение образования; мед. помощь; гарантирование гос-м миним. уровня доходов. Осн. направления    формирования    эффективной    системы соцзащиты:
  • поддержка беднейших слоев населения; гарантия права на труд; регулирование занятости.

В усл. перехода к рынку в соц. защите начинает нуждаться все большая часть населения, а не только беднейшие слои. Причем меры соц. защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неприемлемыми для др., невыполнимыми для третьей и т.д. Поэтому разрабатываются спец. программы помощи малообеспеч-м слоям населения: молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам.

Программы соц. защиты:

  • программы регулирования занятости;
  • программы борьбы с безработицей и помощи безработным.

Для сохранения опр. ур-ня жизни граждан производится индексация доходов - их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: соц. пенсии, пособия, стипендии, зар. плата работников непроизв-й сферы, ден. обеспечение. Компенсация потерь от инфляции населению, кот. получает доходы не из бюджета, осущ-ся на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Каждая страна формирует собственную систему соц. обеспечения. Наиб. высокий ур-нь соцзащиты достигнут в Швеции, ФРГ, Норвегии, Дании.

Соц. гарантии - это обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.

Конструктивные  элементы системы соц. гарантий:

  1. гарантии формирования, поддержания и развития способностей в первую очередь к труду;
  2. гарантии реализации способностей в процессе трудовой деят-сти;
  3. гарантии доступа работника к процессам принятия управленческих решений;
  4. гарантии распределения по труду, получения доходов на основе разнообразных общественно приемлемых способов и источников их формирования;
  5. гарантии в сфере реализации обмена;
  6. гарантии в сфере потребления;
  7. гарантии обеспечения эколог. безопасности для нормального воспроизводства жизни членов общества;
  8. гарантии защиты гражданских свобод каждой личности, возм-тей исп-ния прав и выполнения обязанностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"