Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

мои шпоры.doc

— 1.13 Мб (Скачать документ)

Соц. гарантии, предоставляемые  населению:

  • миним. опл. труда, пенсии, пособия на детей, стипендии, индексация доходов в условиях инфляции, компенсация потерь от стихийных бедствий, пособия по безработице, мед. страхование, защита усл. труда, соц. обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов
 
 
 
 
 
 

56. Особенности взаимосвязей между счетами нац дохода и платежным балансом

Особ. макроэк. - на макроур-не появл. новый эк. субъект — заграница. На ур-не всего общ-ва нац. эк-ка вынуждена вступать в эк.контакты с др. странами. Значимость этой пробл. – РБ должна осуществить переход к открытой экономике.Открытая эк. - состояние нац. эк., при кот. она имеет устойчивые эк. связи с мир. хозяйством и собственную спец-цию на мир. рынке товаров и услуг. Открытость эк-ки определяется признаками:

  • определенность внешнеэк. специализации данной страны;
  • сопоставимость национальных и мир. цен на важнейшие товары и услуги;
  • наличие в нац. экономике экспортопроизводящего сектора;
  • ориентация производственной и научно-технической политики на мир. тенденции;

• приоритетность международных договорных  обязательств и ряд др. Открытость    эк-ки    нельзя    понимать   упрощенно, кот. не имеет никаких ограничений в движении труда, капитала и товаров в любом направлении. Всякая нац. экономика заботится о своих нац. эк. и соц. интересах.Различают два вида экономик: Большая открытая экономика — та, масштабы которой обеспечивают формирование ставки процента под возд-ем внутренних факторов нац. экономики и оказывают влияние на мир.  ставку % и мир. рынок. Малая открытая экономика — такая экономика, которая, хоть и имеет выход на мир. рынок, не в состоянии оказывать влияние на мир. ставку %, как и на состояние мир. рынка.

Все экономические  сделки между резидентами данной страны (дом. хозяйствами, фирмами и прав-вом) и остальным миром отражаются в платежном балансе. Макроэк.  назначение плат. баланса - отражать состояние междунар. эк. отношений данной страны с ее заруб. партнерами, являясь индикатором для выбора кредитно-денежной, валютной, бюджетно-налоговой, внешнеторговой пол-ки и управления гос. задолженностью. Резидент - любое лицо, прожив. в данной стране более года независимо от его гражданства и паспортного статуса.

Осн.статьи платежного баланса - кредит (приток капитала из других стран, денежные средства приходуются со знаком «плюс») и дебет (отток капитала в другие страны, денежные средства приходуются со знаком «минус»).Платежный баланс состоит из: а) реальных рес-сов — экспорта и импорта товаров и услуг; б) соот-щих им фин. ресурсов, явл. платой за приобретение или платежом за продажу фин. ресурсов.

Сделки между  странами и остальным миром делятся  на две группы: текущие опер. и  опер. с капиталом. Эти гр. отражаются в плат. балансе на счете текущих опер. и счете движ. кап-ла. Опер., отраж. на счете текущих операций, — это продажа и покупка товаров и услуг (торговый баланс), а также одностор. платежи (трансферты), произвед. одной стр. в адрес др. без получения в ответ тов. или услуги. На счете движ. капитала отражаются продажа и покупка активов, а также получ. займов и предост. ссуд. Сущ. также офиц. резервный счет. Он отраж. изменение резервных активов правительства данной стр. и иностр. правительств. По каждому счету плат. баланса подводится сальдо.

Инф. основой  плат. баланса РБ явл. данные о внешнеэк. операциях резидентов РБ, предост. Мин. стат. и анализа, Мин. фин., МВД, Гос таможенным комитетом, Бел. железной дорогой, «Белэнерго», «Белнефтехим», гос. предприятием «Белтрансгаз», а также оценочные данные Нац. банка. Каждая страна имеет свою ден. ед., в кот. выраж. цены тов. и услуг. Любые другие деньги по отн. к каждой из них выступают иностр валютой. В совр. эк-ке приходится обменивать ден. ед-цы одной страны на ден. ед-цы др. Так возн. вал. курсы.

Вал. курс — это цена ден. ед-цы одной стр., выраж. в ден. ед-ах др. Вал. курс рассчит. двумя сп-ми:

  1. сколько единиц нац. валюты необх. для приобретения одной ед-цы ин. валюты, т.е. применить способ прямой котировки (2200 бел. рублей = 1дол США);
  2. сколько единиц ин. валюты необх. для покупки ед-цы нац., т.е. прибегнуть к обратной котировке (0,00045 долл. США = 1 бел. рубль).

В РБ использ. прямая котировка.

На  изменение вал. курса  влияют факторы:

• перемены во вкусах потребителей. Если, к пр., технол. достиж. бел. производителей сделают бел. прод. более привлек. для иностранцев, то на вал.рынкепояв.больше долл. и бел. рубль подорожает;

  • относительные изменения в доходах. Если рост нац. дохода и данной стране обгоняет его рост в др. странах, то валюта данной страны будет дешеветь. Импорт страны наход. в прямой зав-ти от уровня ее дохода;
  • относительные изменения цен. Если, к пр., ур-нь внутр. цен в РБ будет быстро расти, а в странах-торговых партнерах останется неизменным, то бел. потребители будут искать относит. дешевые имп. товары, тем самым увелич. спрос на ин. валюту. И наоб., иностранцы потеряют интерес к бел. товарам, предлож. ин. валюты сниз., в рез-те произ. удеш-е бел. рубля;
  • относ-ые реальные проц. ставки. Предпол., Бел., борясь с инфл., проводит пол-ку «дорогих денег». В рез-те реальные проц. Ставки поднимутся в Бел. выше, чем в др. странах. Тем самым Бел. превратится в привлек. место для вложения фин.средств, спрос на бел. активы увеличится, расширится предлож. ин. валюты, и бел. рубль подорожает;

• спекуляция. Предполож., ожидается, что бел. эк-ка станет расти быстрее или столкнется с более сильной инфляцией, чем др. страны, или будет иметь более низкие проц. ставки,  чем др. страны. Данные прогнозы означают, что в будущем бел. рубль подешевеет. Зная об этом, держатели бел. рублей попытаются перевести их в др. валюту, а это вызовет обесц-е бел. рубля.

Сущ. много  видов  вал. курса,  но  мы рассм.  лишь наиб.   значимые   для   анализа   эк.   в   целом.   Номин. обмен. курс — это соот-е, в кот. обмениваются нац.валюты двух стран. Реальн. обм.  курс — это соотно-е, в кот.товары и услуги одной страны обмен. на товары и услуги др. страны. По изм-ям реальн. обм. курса можно судить о конкурентосп-ти  продукции данной  страны.  Если  реальн.  курс нац. валюты растет, то конкурентные позиции страны на мир. рынке ухудшаются. Обм. курс может быть рассчитан не только между вал-ми двух стран, но и как соот-ние между нац. валютой одной страны и валютами других стран, взвеш. в соответствии с удельным весом этих стран в вал. операциях данной страны, — это номин. эффект. вал. курс. Рассчитывается также реальн. эффект. вал. курс— номин. эффект. обм. курс с поправкой на изменение уровня цен.   Фиксированный   вал.   курс   —   это   официально   установленное соот-ие  между нац.  валютами,  допускающее  врем. отклонение от него в одну или другую сторону не более чем на 2,25 %.Плавающий вал. курс — это курс, свободно измен. под воздействием спроса и предлож. Маневрирование вал. курсом означ. либо политику его целенаправленной девальвации, которая переключ. расходы с ин. на нац. товары, стимул. внутр. произ-во, экспорт, сокращает импорт и исправл. дефицита плат. баланса; либо политику его ревальвации, кот. переключ. расходы с местных на ин. товары, приводит к сокращению нац. произ-ва, экспорта и использ. для ликвидации нежелат. полож. сальдо плат. Баланса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

57. Внутреннее и внешнее равновесие откр. эк-ки «доходы-расходы».Прим. модели для анализа откр. эк-ки.

В зав-ти от разв. эк-кой и фин-й ситуации в стране и в междун. эк-ке в целом все прав-ва на том или ином этапе проводят целенаправленную макроэк-кую корректировку путем   исп-я   имеющихся   в   их   распоряжении   инструм. эк-кой политики.

   Целенаправл.  макроэк-кая корректировка обычно  стремится к достижению:

  • внутреннего баланса— такой комбинации ур-ней пр-ва и цен, при кот. обесп-ся полная занятость I, и устойчиво низкий уровень инфляции;
  • внешнего баланса— платежного баланса, равною нулю, или такого временного дисбаланса, кот. необходим для достиж-я опр-х целей эк-кой пол-ки.

В рамках внутр. баланса наиб. соц. значимыми целями явл. достиж-е полной занятости, сокращ. безработицы, создание новых раб. мест и обеспеч. стабильности цен через подавление инфляции на фоне сопоставимых со среднемировыми темпами эк-го роста. Внешняя сбалансированность озн. поддерж. такого сальдо платежн. баланса, кот. без напряжения может финанс-ся за счет притока иностр. капитала, стабильности вал. курса, кот. не нужно иск-но поддерживать через вал. интервенции или вал. ограничения.

Для обесп. достиж-я  этих целей в рамках открытой эк-ки в распоряжении прав-ва им. две группы инструментов эк-кой пол-ки — инструменты регулирования спроса и инструменты регулирования предложения. Регул. спроса счит. наиболее эффективным направлением макроэк-кой корректировки и может быть разделено на пол-ку изменения и переключ. расходов.

Пол-ка изменения расходов — эк-кая пол-ка управления спросом, предусм-щая маневр-е инструм-ми ден. и бюдж. пол-ки в целях достиж. макроэк-кого баланса. Пол-ка переключения расходов — эк-кая пол-ка управл. спросом, предусм-щая маневр-е вал. курсом для перекл. расходов между ин. и нац. товарами с целью достиж. макроэк-кого баланса. 

58. Внут. и внеш. равн-ие

В зав-ти от разв-я  экон-ой и финн-вой ситуации в  стране и в междунар-ой эк-ке в целом все правит-ва на том или ином этапе проводят целенаправленную макроэкон-ую корректировку путем   использ-ия   имеющихся   в   их   распоряжении   инструменов экон-ой пол-ки.

Целенапр-ая макроэкон-ая корректировка обычно стремится  к достижению:

  • Внутр. баланса — такой комбинации ур-ей произв-ва и цен, при кот. обесп-ся полная занятость, (определяемая как 2-3% фрикционная безработица, возникающая в период смены людьми мест работы) и устойчиво низкий уровень инфляции (2-3% в год);
  • Внеш. баланса — платежного баланса, равною нулю, или такого временного дисбаланса, кот. необходим дли достиж-ия опред-ых целей экон. пол-ки, напр., врем-го положит-го сальдо для пополнения гос. валютных резервов.

В рамках внут. баланса  наиб. социально значимыми целями явл-ся достиж-ие полной занятости, сокращение безраб-цы, создание новых раб. мест и обесп-ие стабильности цен ч\з подавление инфляции на фоне сопоставимых со среднемировыми темпами экон. роста. Внеш. сбалансир-ть озн-ет поддержание такого сальдо платежного баланса, кот. без напряжения может финансир-ся за счет притока иностр. капитала, стабильности валют. курса, кот. не нужно искусственно поддерживать ч\з валют. интервенции или валют. огран-ия.

Для обесп-ия достиж-ия этих целей в рамках открытой эк-ки в распоряжении правит-ва имеются 2 гр. инструм-ов экон-ой пол-ки — инст-ты регулир-ия D и инст-ты регулир-ия S. Регул-ие D считается наиб. эфф-ным направ-ем макроэк-ой корректировки и может быть разделено на пол-ку измен-ия и переключения расходов.

Пол-ка изм-ия расходов — экон-ая пол-ка управ-ия D, предусматривающая маневрирование инструм-ми денежной и бюджетной пол-ки в целях достижения макроэк-го баланса. Пол-ка переключения расходов — экон-ая пол-ка управ-ия D, предусматривающая маневрирование валют. курсом для переключения расходов м\у иностр. и нац-ми товарами с целью достижения макроэк-го баланса.

Модель Манделла—Флеминга (ММФ) — модель целенапр-ой корректировки открытой эк-ки, показывающая мех-м одновременного достижения внутреннего и внешнего баланса, путем исп-ия инструм-ов денежной и бюджетной пол-ки в условиях различ. пол-ки в отн-ии междунар. движения капитала.

Т. о., ММФ поднимает  важн. для теории и практики открытой эк-ки проблемы: выбора необх-го кол-ва инструм-ов экон-ой пол-ки для дост-ия макроэк-го баланса; опр-ия инструм-ов, кот. могут

наиб. эф-о использ-ся для достижения постав-ых целей; опр-ия послед-ти применения этих инстр-ов.

Каждый инстр-т  экон-ой пол-ки должен быт макс-о задействован в решении тех задач макроэк-ой корректировки, где его использ-ие наиб. эф-о. 

59. Макроэк. пол-ка при фиксирован. вал. курсе

Целенапр. макроэк. корректировка предпол-ет умышлен. использ-ние правит-вом опред. инстр-тов  эк. пол-ки. В подавляющем больш-ве случаев это инстр-ты бюдж., ден. или внешнеэк.(прежде всего валют.) пол-ки. Обычно целенапр. корректировка осущ-ся в 2 этапа: на 1-ом прав-во дает ей импульс ч/з применение одного или неск. инстр-тов эк. пол-ки, а затем происх-ит цепная реакция автоматич. макроэк. коррект-ки, кот. осущ-ся уже незав-мо от решений прав-ва под возд-вием объект. законом-тей.

Рез-ты использ-ния  того или иного инст-та для достиж-ия задач целенапр. макроэк. коррект-ки в критич. степени зависят от того, какая пол-ка провод-ся страной в отношении междунар. движ-ия капитала — полной немобильности кап-ла, высокой немоб-сти кап-ла, неполн. моб-сти кап-ла или полн. моб-ти кап-ла.

Капитал счит-ся полн-тью немоб-ым, если его экспорт и импорт в люб. формах запрещены; высоко немобильн., если они сильно огран-ны; неполн-тью моб-ым или полн. моб-ым, если огран-ний на движение кап-ла в стране нет. При полн-тью моб-ом кап-ле проц. ставка (г) счит-ся равной мировой, при полн-тью немоб-ом — незав-мо опред-мой нац-ми ден-ми властями.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"