Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

мои шпоры.doc

— 1.13 Мб (Скачать документ)

Сущ 3 концепции регулир-ия БД: 1) концепция ежегодно балансируемых бюджетов - балансирование бюджета осущ-ся с помощью оперативного гос регулир-ия доходов и расходов; 2) идея бюджета, балансируемого на циклической основе - предполагает что правит-во реализует антициклич пол-ку и одновременно балансирует бюджет (не ежегодно, а в ходе эк цикла); 3) концепция функц-ых финансов (в периоды подъема эк-ки поступления в бюджет ↑ автомат-и => БД будет сам-но ликвидир-ся).

Последствия БД: рост объема S, используемых для финанс-ия G, и ↓ величины ср-в, направл-ых на финанс-иe I. =>↓ уровня жизни. Сеньораж - доход гос-ва от печатания денег. Возникает на фоне превышения роста М над темпом роста реального ВВП, что приводит к ↑ среднего уровня цен. В рез-те все эк агенты платят своеобразный инфляц-ый налог, и часть их доходов перераспред-ся в пользу гос-ва через возросшие цены. 
 

19.Государственый долг

ГД - это сумма задолженности страны своим или иностр юрид-им, физ-им лицам, правит-ам др стран. Сост из общей накопленной суммы БД (за вычетом бюдж излишков) и суммы финанс обязательств иностр кредиторам на определ дату. Внутренний - это ГД населению, субъектам хоз-ия своей страны. Внешний - задолженность физ-им, юрид-им лицам, правит-ам др стран. ГД: краткоср (до 1 г) среднеср (до 5), долгоср (свыше 5). «Бремя ГД» - доля ГД в совокупном доходе (ВВП) – D\ВВП. Причины возникновения ГД: • долговое финанс-ие; • прямое заимствование ср-в у иностр гос-в; • продажа гос ценных бумаг иностр юрид-им и физ-им лицам, гос-ам. Последствия ГД: • сокращ-е запасов К в эк-ке (покупка насел-ем, суб-ами хоз-ия гос ценных бумаг вместо инвестир-ия); • ↑ ставки ссудного %, =>↓ частных I в эк-ку, NX и частично C; • %-ые платежи по ГД очень обременительны для населения, т. к. покрываются за счет ↑ налогов и дополнит-го выпуска денег; • выплаты внутр-го долга сопровожд-ся перераспред-ем доходов в пользу наиболее обеспеч-ых слоев населения; • из-за внешн долга возможно ↓ уровня жизни населения; • большой внеш долг снижает междунар-ый авторитет страны и может осложнить получ-е новых иностр займов. Способы ↓ ГД: 1) ↑ дохода бюждета путём введения спец налогов и ↓ его расходов с помощью секвестирования – ежемесячное пропорц ↓G практич по всем статьям бьджета; 2) монетизация БД – ЦБ выпускает дополн-е кол-во денег; 3) полный или частич отказ от уплаты долга – связано с войнами. Способы ↓ внешн ГД: • использов-е золотовалютных запасов страны; • отсрочка выплаты.  
 

20.Особенности бюджетно-налоговой политики

РБ в нач 90-х  гг. столкнулась с огромн деф-м  гос. бюдж.Он не был связан с приобретением  суверенитета гос-ва, а явился выр-ем общего состояния экономики и Гос. Бюдж.СССР, в состав котор. включался и бюджет БССР.

Отсутствие глубоких научных разработок в возникновен, развит и соц-экономич последствиях бюдж дефицита явилось причиной неподготовл. к управлению бюджетным.

В РБ бюдж деф-т  стал планироваться с 1991 г.,его р-р был =3,7 млрд. р. Однако бюджет был с профицитом=1,5млрд.р.,это объясняется тем, что РБ была объявлена суверенной. С временем абсолютное значение деф-та возросло.

С 1999 по 2004 гг. дефицит  гос бюдж колебался от 2,9% до 1,9% ВВП 2004 г. деф-т республ бюдж = 246 млрд. руб. при плане более 1 трлн. руб.

Основн источ  финансир деф-та являются привлечение средств от размещения гос бумаг и внешн финансир.

С   2004г  законодательно установлен   источник Финансир дефиц гос бюдж-прямое кредитование правит-ва Нац банком РБ.Что способствует стабилизац уровня инфляц в экономике.

Осн цель бюд-налог полит РБ -обеспечение фин. и соц. стабильности. Бюдж-налог политика направл на создание макроэкономич условий и стимулир. экономич роста и структ. перестройки экономики, снижение налог. нагрузки и повышение жизненн ур-я.

В обл налог. полит. в 2006-2010 гг будет продолж налог реформа, котор обеспечит закреплен сложившихся тенденций в обл налогооблож и совершенствование    налогового    законодат.

Одним из приорит. направ. налог реформы стан упрощение налоговой с-мы и реальное снижение налогового бремени. Этот процесс будет включать:

- завершение работы по отмене всех оборотных налогов и сборовзимаемых с выручки от реализац товаров и услуг на республиканскомместных уровнях;

- снижение нагрузки на фонд зарплаты,  путем  отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствован механизма уплаты страховых взносов в Фонд соц защиты населен Мин-ва   труда и соц защиты   РБ;

- снижение таможенн пошлин. 
Реформирование    налоговой    сис-мы должно включать установлен контроля за соблюдением действующ законов и усилении мер, направленных на пресечение противозаконной деят и тенев экономич операций, не подпадающих под налогообложение.

Гос-во должно обеспечить устойчивость бюдж сис-мы, прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результата бюдж расходов.

Продолжится   работа   по   повышению эффект-ти  использован бюдж средств. Главн  задачей остается переход к прогр-целевым методам бюдж планирования обеспечивающ прямую взаимосвязь выделяемых бюдж ресурсов с достижением конкретных результатов деят гос органов бюдж организац.

Предполагается  переход к среднесрочному бюдж планированию, ежегодное формирование по скользящему  принципу среднесрочной фин программы  РБ.  
 

21.Денежно-кредитная (монетарная) политика (ДКП)

явл-ся 1-м из осн-х инстр-ов регул. эк-ки.ДКП есть совок. мероприятий, регламентирующих фун-ние нац. ДК с-мы с целью регул. хоз-ой конъюнктуры и достижения стратегических целей эк-го развития страны.Осущ-ет ДКП центр. банк.

Стратегической  целью ДКП гос-ва выступает обеспечение стабильности нац-х денег на внут. (подавление инфляции), а также на внеш. рынке (стабильность обменного курса нац. денег). В кач. стратегических задач ДКП соврем. «Макроэк.» выделяет:1.поддержание долговр-го и устойчивого эк. роста цивилизованными средствами;2.достиж. и сохран.на должном ур. склонности насел. к сбережениям в нац.банк.с-ме;3.сохр-е доверия насел. к нац. Банк. С-ме;3.поддерж. на высоком ур. нац. банк с-мы;4.обеспеч. устойч. платеж. баланса страны, накопление должных валютных резервов.

Цели ДКП: 1)промежуточные(V ден. массы, ур. ставки %,обменный курс). 2)конечные (устойчивые темпы эк. рост, высокий ур. занятости, стабил. ур. цен, равновесие платеж. баланса). 3) тактические (ден. база, ден. агрегат, межбанк-ая ставка %).

Гл. суб-ом гос-ой ДКП выступ. Центр. банк страны, кот-й явл-ся гл. агентом правительства. ДКП центр. банка представляет собой совок. мер, направ-ых на измен. кол-ва денег в обращении, V банк. кредитов, %-ых ставок, валютного курса. 
 
 
 

23. Денежная база («деньги высокой эффективности»). Денежный мультипликатор.

Ден. база (МВ) –  деньги повыш мощности, резервн деньги – это наличность вне банк системы  и резервы комерч. банков, хранящиеся в ЦБ (МВ=С+R, С – наличность, R - резервы).

Денежный мульт-р (m) – это отношение предл-я  денег к денеж базе (m=Ms/MB)

Ден. мульт-р  показывает, как изменится предл-е  денег при увеличении денеж базы на ед.

ЦБ может контролировать предл-е денег прежде всего путем  воздействия на ден. базу. Изменение  ден. базы, в свою очередь, оказывает  мультипликац эффект на предл-е денег.

Воздействуя на ден. базу через операции на открытом рынке, ЦБ регулирует размер ден. массы  в эк-ке.

Пример: когда  ЦБ покупает ценн бумаги у комерч. банков, он увелич. сумму на резервном счете  этого банка – в банк систему  поступают дополнит. «деньги повыш. мощности» и нач-ся процесс мультипликац расширения ден. массы. Если ЦБ продает цен. бумаги, процесс протекает в обратном направлении.  
 

22. Создание банковской системы «новых денег».

Современная банк-ая с-ма - это с-ма с частичным резервным  покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи ссуд.

Предлож-ие денег (Ms) включ. в себя наличность (С) вне банк-ой с-мы и депозиты (D), кот. эконом-ие агенты при необход-ти могут использовать для сделок:Ms= C+D

В отлич. от др. финанс-ых институтов, банки обладают способностью увелич. предлож. денег ("создавать  деньги").

Кредитная мультипликация - процесс эмиссии платежных средств в рамках с-мы коммерческих банков.

В общем виде дополнит. предлож. денег, возникшее в результате появления нового депозита, равно:Ms=(1/rr)D

гг - норма банк-их резервов;

D – первонач-ый вклад.

Коэффициент   1/гг  называется   банк-им   мультипликатором (мульт-ом денеж. экспансии).

Денежная база- это наличность вне банк-ой с-мы, а также резервы коммерч. банков, хранящ-ся в ЦБ.

MB=C+R

C-наличность, R-резервы, MB-ден. база

Ден. мульт-тор(M)- это отн-е предлож. денег к ден. базе

M=MS/MB

Ден. мульт-тор  показ. как измен. предлож. денег  при увелич. ден. базы на ед. Увел-е  коэф-та депонирования и нормы  резервов уменьш. ден. мульт-тор

Предл-е денег прямо зав-т от вел-ны ден. базы и ден. мульт-ра

Коф-т депонирования = наличность/ депозиты

Ц.Б. может контр-ть предл-е денег прежде всего путем  воздействия на ден. базу

24. Инструменты ДКП

-ОБЩИЕ  - влияют на рынок ссудного капитала в целом.

-СЕЛЕКТИВНЫЕ – предназн. для регулир-я определ.форм кредита, кредитования отдельн. отраслей и др( пример селект. инстр-в ДКП: 1)Огранич. размеров кредита для отдельн. отраслей,

2)Установл-е  предельных лимитов по учету  векселей для отдельн. банков, 3)Изменение усл-й выдачи потребит., ипотечных ссуд))

1)прямые (административные):

  Лимиты, установл. на % ставки ( определ-е величины ссудного % или его предельн. знач-     я, % ставки по депозитам и сберегат. вкладам)

Прямое  лимитирование кредитов (устан-е верхнего предела кредитной эмиссии)

 2) косвенные (экономические):

Изм-е учетной  ставки(УС)

Операции на открытом рынке

Изм-е норм обязательн. резервов

Покупка-продажа  Центр.Банком(ЦБ) иностр. валюты

Изменение УС –с пом. его ЦБ влияет на денежн. базу и ликвидность банков. В основе –возможн. выдачи ссуд ЦБ коммерч.банкам(КБ). Повышение УС приводит к тому, что ссуды ЦБ стан-ся менее привлекат. для КБ. Они заимствуют меньше ср-в, что замедляет темпы роста ден. массы. Снижение УС  побуждает КБ увелич. избыточн.резервы за счет ср-в ЦБ. Это увелич. предлож-е денег. Получение кредита у ЦБ может проводиться с огранич-ми для КБ, испыт-щих серьезн. затрудн-я. Чаще всего им предост-ся краткосрочн. кредиты. В отлич. от межбанк. кредита ссуды ЦБ, попадая на резервные счета КБ, увеличивают суммарн. резервы банк.системы, расшир. ден. базу и образуют основу  мультипликативного измен-я предл-я денег. Недостатки:

  1. необх. время→УС менее мобильна, чем ставка межбанк. рынка
  2. ЦБ не может рассчит., какое измен-е УС приведет к ↑ или ↓ предл-я денег
  3. объем ср-в, заимств-х у ЦБ в общих резервах КБ незначителен →его измен. не может оказать существ. влияния на повед-е банков

Операц. на откр. рынке- наиб. важн. инстр-т, с пом-ю к-го ЦБ может влиять на объем имеющ-ся у КБ свободн. резервов и на предл-е денег. Осн. усл-е применения- наличие развитого рынка ценных бумаг. Сущность: покупка – продажа ценных бумаг. Если ЦБ покуп. ценные бумаги у КБ, то на эту же сумму увелич-ся обязат. резервы последних → ↑предл-е денег.

Измен-е  нормы обязат. резервов

Обяз. резервы- часть суммы депозитов, к-ю КБ должны хранить в ЦБ в виде беспроц. вкладов. Функц. обяз.резервов:

1)страхование  вкладов

2)для осущ-я  регулирующ.и контролирующ. функций  ЦБ для межбанк. расчетов

Избыточн. резервы- некот.суммы сверх обязат. резервов( напр.: для непредв. случаев увелич. потребн-ти в ликвидн.ср-вах)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"