Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика".
Сущ 3 концепции регулир-ия БД: 1) концепция ежегодно балансируемых бюджетов - балансирование бюджета осущ-ся с помощью оперативного гос регулир-ия доходов и расходов; 2) идея бюджета, балансируемого на циклической основе - предполагает что правит-во реализует антициклич пол-ку и одновременно балансирует бюджет (не ежегодно, а в ходе эк цикла); 3) концепция функц-ых финансов (в периоды подъема эк-ки поступления в бюджет ↑ автомат-и => БД будет сам-но ликвидир-ся).
Последствия БД:
рост объема S, используемых для финанс-ия
G, и ↓ величины ср-в, направл-ых на финанс-иe
I. =>↓ уровня жизни. Сеньораж - доход гос-ва
от печатания денег. Возникает на фоне
превышения роста М над темпом роста реального
ВВП, что приводит к ↑ среднего уровня
цен. В рез-те все эк агенты платят своеобразный
инфляц-ый налог, и часть их доходов перераспред-ся
в пользу гос-ва через возросшие цены.
19.Государственый долг
ГД - это сумма
задолженности страны своим или иностр
юрид-им, физ-им лицам, правит-ам др стран.
Сост из общей накопленной суммы БД (за
вычетом бюдж излишков) и суммы финанс
обязательств иностр кредиторам на определ
дату. Внутренний -
это ГД населению, субъектам хоз-ия своей
страны. Внешний -
задолженность физ-им, юрид-им лицам, правит-ам
др стран. ГД: краткоср (до 1 г) среднеср
(до 5), долгоср (свыше 5). «Бремя
ГД» - доля ГД в совокупном доходе (ВВП)
– D\ВВП. Причины возникновения ГД: • долговое
финанс-ие; • прямое заимствование ср-в
у иностр гос-в; • продажа гос ценных бумаг
иностр юрид-им и физ-им лицам, гос-ам. Последствия
ГД: • сокращ-е запасов К в эк-ке (покупка
насел-ем, суб-ами хоз-ия гос ценных бумаг
вместо инвестир-ия); • ↑ ставки ссудного
%, =>↓ частных I в эк-ку, NX и частично C;
• %-ые платежи по ГД очень обременительны
для населения, т. к. покрываются за счет
↑ налогов и дополнит-го выпуска денег;
• выплаты внутр-го долга сопровожд-ся
перераспред-ем доходов в пользу наиболее
обеспеч-ых слоев населения; • из-за внешн
долга возможно ↓ уровня жизни населения;
• большой внеш долг снижает междунар-ый
авторитет страны и может осложнить получ-е
новых иностр займов. Способы ↓ ГД: 1) ↑
дохода бюждета путём введения спец налогов
и ↓ его расходов с помощью секвестирования
– ежемесячное пропорц ↓G практич по всем
статьям бьджета; 2) монетизация БД – ЦБ
выпускает дополн-е кол-во денег; 3) полный
или частич отказ от уплаты долга – связано
с войнами. Способы ↓ внешн ГД: • использов-е
золотовалютных запасов страны; • отсрочка
выплаты.
20.Особенности бюджетно-налоговой политики
РБ в нач 90-х гг. столкнулась с огромн деф-м гос. бюдж.Он не был связан с приобретением суверенитета гос-ва, а явился выр-ем общего состояния экономики и Гос. Бюдж.СССР, в состав котор. включался и бюджет БССР.
Отсутствие глубоких научных разработок в возникновен, развит и соц-экономич последствиях бюдж дефицита явилось причиной неподготовл. к управлению бюджетным.
В РБ бюдж деф-т стал планироваться с 1991 г.,его р-р был =3,7 млрд. р. Однако бюджет был с профицитом=1,5млрд.р.,это объясняется тем, что РБ была объявлена суверенной. С временем абсолютное значение деф-та возросло.
С 1999 по 2004 гг. дефицит гос бюдж колебался от 2,9% до 1,9% ВВП 2004 г. деф-т республ бюдж = 246 млрд. руб. при плане более 1 трлн. руб.
Основн источ финансир деф-та являются привлечение средств от размещения гос бумаг и внешн финансир.
С 2004г законодательно установлен источник Финансир дефиц гос бюдж-прямое кредитование правит-ва Нац банком РБ.Что способствует стабилизац уровня инфляц в экономике.
Осн цель бюд-налог полит РБ -обеспечение фин. и соц. стабильности. Бюдж-налог политика направл на создание макроэкономич условий и стимулир. экономич роста и структ. перестройки экономики, снижение налог. нагрузки и повышение жизненн ур-я.
В обл налог. полит. в 2006-2010 гг будет продолж налог реформа, котор обеспечит закреплен сложившихся тенденций в обл налогооблож и совершенствование налогового законодат.
Одним из приорит. направ. налог реформы стан упрощение налоговой с-мы и реальное снижение налогового бремени. Этот процесс будет включать:
- завершение работы по отмене всех оборотных налогов и сборовзимаемых с выручки от реализац товаров и услуг на республиканскомместных уровнях;
- снижение нагрузки на фонд зарплаты, путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствован механизма уплаты страховых взносов в Фонд соц защиты населен Мин-ва труда и соц защиты РБ;
- снижение таможенн
пошлин.
Реформирование налоговой
сис-мы должно включать установлен контроля
за соблюдением действующ законов и усилении
мер, направленных на пресечение противозаконной
деят и тенев экономич операций, не подпадающих
под налогообложение.
Гос-во должно обеспечить устойчивость бюдж сис-мы, прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результата бюдж расходов.
Продолжится работа по повышению эффект-ти использован бюдж средств. Главн задачей остается переход к прогр-целевым методам бюдж планирования обеспечивающ прямую взаимосвязь выделяемых бюдж ресурсов с достижением конкретных результатов деят гос органов бюдж организац.
Предполагается
переход к среднесрочному бюдж планированию,
ежегодное формирование по скользящему
принципу среднесрочной фин программы
РБ.
21.Денежно-кредитная (монетарная) политика (ДКП)
явл-ся 1-м из осн-х инстр-ов регул. эк-ки.ДКП есть совок. мероприятий, регламентирующих фун-ние нац. ДК с-мы с целью регул. хоз-ой конъюнктуры и достижения стратегических целей эк-го развития страны.Осущ-ет ДКП центр. банк.
Стратегической целью ДКП гос-ва выступает обеспечение стабильности нац-х денег на внут. (подавление инфляции), а также на внеш. рынке (стабильность обменного курса нац. денег). В кач. стратегических задач ДКП соврем. «Макроэк.» выделяет:1.поддержание долговр-го и устойчивого эк. роста цивилизованными средствами;2.достиж. и сохран.на должном ур. склонности насел. к сбережениям в нац.банк.с-ме;3.сохр-е доверия насел. к нац. Банк. С-ме;3.поддерж. на высоком ур. нац. банк с-мы;4.обеспеч. устойч. платеж. баланса страны, накопление должных валютных резервов.
Цели ДКП: 1)промежуточные(V ден. массы, ур. ставки %,обменный курс). 2)конечные (устойчивые темпы эк. рост, высокий ур. занятости, стабил. ур. цен, равновесие платеж. баланса). 3) тактические (ден. база, ден. агрегат, межбанк-ая ставка %).
Гл. суб-ом гос-ой
ДКП выступ. Центр. банк страны, кот-й
явл-ся гл. агентом правительства. ДКП
центр. банка представляет собой совок.
мер, направ-ых на измен. кол-ва денег в
обращении, V банк. кредитов, %-ых ставок,
валютного курса.
23. Денежная база («деньги высокой эффективности»). Денежный мультипликатор.
Ден. база (МВ) – деньги повыш мощности, резервн деньги – это наличность вне банк системы и резервы комерч. банков, хранящиеся в ЦБ (МВ=С+R, С – наличность, R - резервы).
Денежный мульт-р (m) – это отношение предл-я денег к денеж базе (m=Ms/MB)
Ден. мульт-р показывает, как изменится предл-е денег при увеличении денеж базы на ед.
ЦБ может контролировать предл-е денег прежде всего путем воздействия на ден. базу. Изменение ден. базы, в свою очередь, оказывает мультипликац эффект на предл-е денег.
Воздействуя на ден. базу через операции на открытом рынке, ЦБ регулирует размер ден. массы в эк-ке.
Пример: когда
ЦБ покупает ценн бумаги у комерч. банков,
он увелич. сумму на резервном счете
этого банка – в банк систему
поступают дополнит. «деньги повыш.
мощности» и нач-ся процесс мультипликац
расширения ден. массы. Если ЦБ продает
цен. бумаги, процесс протекает в обратном
направлении.
22. Создание банковской системы «новых денег».
Современная банк-ая с-ма - это с-ма с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи ссуд.
Предлож-ие денег (Ms) включ. в себя наличность (С) вне банк-ой с-мы и депозиты (D), кот. эконом-ие агенты при необход-ти могут использовать для сделок:Ms= C+D
В отлич. от др. финанс-ых институтов, банки обладают способностью увелич. предлож. денег ("создавать деньги").
Кредитная мультипликация - процесс эмиссии платежных средств в рамках с-мы коммерческих банков.
В общем виде дополнит. предлож. денег, возникшее в результате появления нового депозита, равно:Ms=(1/rr)D
гг - норма банк-их резервов;
D – первонач-ый вклад.
Коэффициент 1/гг называется банк-им мультипликатором (мульт-ом денеж. экспансии).
Денежная база- это наличность вне банк-ой с-мы, а также резервы коммерч. банков, хранящ-ся в ЦБ.
MB=C+R
C-наличность, R-резервы, MB-ден. база
Ден. мульт-тор(M)- это отн-е предлож. денег к ден. базе
M=MS/MB
Ден. мульт-тор показ. как измен. предлож. денег при увелич. ден. базы на ед. Увел-е коэф-та депонирования и нормы резервов уменьш. ден. мульт-тор
Предл-е денег прямо зав-т от вел-ны ден. базы и ден. мульт-ра
Коф-т депонирования = наличность/ депозиты
Ц.Б. может контр-ть предл-е денег прежде всего путем воздействия на ден. базу
24. Инструменты ДКП
-ОБЩИЕ - влияют на рынок ссудного капитала в целом.
-СЕЛЕКТИВНЫЕ – предназн. для регулир-я определ.форм кредита, кредитования отдельн. отраслей и др( пример селект. инстр-в ДКП: 1)Огранич. размеров кредита для отдельн. отраслей,
2)Установл-е предельных лимитов по учету векселей для отдельн. банков, 3)Изменение усл-й выдачи потребит., ипотечных ссуд))
1)прямые (административные):
Лимиты, установл. на % ставки ( определ-е величины ссудного % или его предельн. знач- я, % ставки по депозитам и сберегат. вкладам)
Прямое лимитирование кредитов (устан-е верхнего предела кредитной эмиссии)
2) косвенные (экономические):
Изм-е учетной ставки(УС)
Операции на открытом рынке
Изм-е норм обязательн. резервов
Покупка-продажа Центр.Банком(ЦБ) иностр. валюты
Изменение УС –с пом. его ЦБ влияет на денежн. базу и ликвидность банков. В основе –возможн. выдачи ссуд ЦБ коммерч.банкам(КБ). Повышение УС приводит к тому, что ссуды ЦБ стан-ся менее привлекат. для КБ. Они заимствуют меньше ср-в, что замедляет темпы роста ден. массы. Снижение УС побуждает КБ увелич. избыточн.резервы за счет ср-в ЦБ. Это увелич. предлож-е денег. Получение кредита у ЦБ может проводиться с огранич-ми для КБ, испыт-щих серьезн. затрудн-я. Чаще всего им предост-ся краткосрочн. кредиты. В отлич. от межбанк. кредита ссуды ЦБ, попадая на резервные счета КБ, увеличивают суммарн. резервы банк.системы, расшир. ден. базу и образуют основу мультипликативного измен-я предл-я денег. Недостатки:
Операц. на откр. рынке- наиб. важн. инстр-т, с пом-ю к-го ЦБ может влиять на объем имеющ-ся у КБ свободн. резервов и на предл-е денег. Осн. усл-е применения- наличие развитого рынка ценных бумаг. Сущность: покупка – продажа ценных бумаг. Если ЦБ покуп. ценные бумаги у КБ, то на эту же сумму увелич-ся обязат. резервы последних → ↑предл-е денег.
Измен-е нормы обязат. резервов
Обяз. резервы- часть суммы депозитов, к-ю КБ должны хранить в ЦБ в виде беспроц. вкладов. Функц. обяз.резервов:
1)страхование вкладов
2)для осущ-я регулирующ.и контролирующ. функций ЦБ для межбанк. расчетов
Избыточн. резервы- некот.суммы сверх обязат. резервов( напр.: для непредв. случаев увелич. потребн-ти в ликвидн.ср-вах)