Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:05, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Работа состоит из  1 файл

78 вопросов.docx

— 752.44 Кб (Скачать документ)

Однако против модели К. Поппера  выдвинуты два основных аргумента. Во-первых, отмечается, что реальный процесс развития науки даже в сфере естественных наук, не говоря уже об экономических, имеющих значительную специфику, никогда не был таким рациональным процессом. Отказ от фальсифицированных теорий происходит только в случае создания более совершенной новой теории. Во-вторых, выдвижение гипотез и их опровержение – один из методов научного прогресса. Развитие науки сопровождается не только опровержением ошибочных гипотез, но и доказательством правильных, и тем самым ликвидацией их гипотетического характера, дополнением основного содержания науки.

 

Модель научных  революций. Существенный недостаток рассмотренных ранее моделей состоит в том, что в них принцип историзма ограничивается по сути только его декларированием и не является средством историко-экономи­ческого познания. Преодолеть этот недостаток призваны новейшие модели, выдвинутые представителями исторической школы в методологии науки (Т. Кун, И. Лакатош, П. Фейерабенд, Б. Колдуэлл и др.).

 

Модель конкурирующих  программ исследования. Модель научных революций имеет не только много сторонников, но и противников, которые находят в ней действительно слабые места. С целью их преодоления американский ученый И. Лакатош разработал в 70-х годах новую модель. Она занимает срединное положение между моделями К. Поппера и Т. Куна и расценивается как одно из самых выдающихся достижений философии ХХ в. Ключевые понятия модели И. Лакатоша – “научно-исследовательская программа”, “жесткое ядро”, “защитный пояс”, “отрицательная” и “положительная” эвристика (от гр. heurisko – нахожу, открываю, что обозначает продуктивное творческое мышление для исследования и поиска истины), “прогрессивные” и “дегенерирующие” программы научных исследований и т. д. Сущность этой модели следующая: история науки была и должна была быть историей конкурирующих программ исследований (или парадигм), но она никогда не была и не станет историей смены периодов “нормальных наук”, смены монополий исследовательских программ.

 

Модель циклического развития.

Ее авторы – французские  ученые Ш. Жид и Ш. Рист – считали, что в эволюции экономической мысли наблюдается определенная цикличность. В конкретно-исторических условиях на первый план всегда выдвигается какая-либо теория, потом она отступает перед натиском других, чтобы вновь появиться в новой форме на новом этапе развития. “Сколько доктрин, считавшихся окончательно приобретенными, исчезают и сколько других, считавшихся мертвыми, оживают. Но те, которые умирают, никогда не умирают окончательно, а те, которые выживают, никогда не оживают в предыдущем своем виде”, – таким образом сформулировали сущность модели Ш. Жид и Ш. Рист. Так, с конца ХVII в. господствовала классическая экономическая теория. В первой половине ХIХ в. появились ее многочисленные противники (С. Сисмонди, П. Прудон, Ф. Лист, социалисты и др.). В середине ХIХ в. она достигает своего апогея, хотя и не без некоторых уступок оппонентам. Во второй половине ХIХ в. противники экономического либерализма вызвали раскол в четырех различных направлениях:

•в направлении метода – историческая школа;

•социальной политики – государственный социализм;

•научной концепции – марксизм;

•моральных веяний – социальное христианство.

Каждая из этих моделей  имеет определенные познавательные возможности для анализа реального  процесса движения экономической теории

 

  1. Предмет и функции экономической теории.

Как и любая наука, экономическая  теория имеет собственный предмет изучения.

Первоначально главное внимание уделялось вопросам создания и использования материальных благ. В этой связи исследовались, прежде всего, такие понятия как «производительные силы» и «производственные отношения». Первые представлялись соединением рабочей силы со средствами производства. Под «рабочей силой» понимается способность человека целенаправленно преобразовывать окружающий его объективный мир. Как личный фактор производства рабочая сила воплощается в трудовых ресурсах. Средства производства являются общественным фактором производства. Они подразделяются на предметы и средства труда. Предметы труда могут быть двух видов: данными природой и переработанные человеком, т.е. сырьем. К средствам труда относятся машины, оборудование и др. Центральное место в системе средств труда отводится знаниям. Понятие «совокупность производственных отношений» раскрывается через характеристику технико-экономических и социально-экономических отношений.

Собственно экономические  производственные отношения состоят  из двух последних видов отношений. Так, организационно- экономические отношения характеризуют систему связей человека с производством. Они непосредственно связаны с производительными силами. Социально-экономические отношения характеризуют систему связей человека с человеком в процессе производства. Прежде всего, это отношения по поводу собственности, распределения доходов и воспроизводства общественного производства.

Исходя из сказанного, предметом экономической  теории признается изучение экономических  производственных отношений в их взаимодействии с производительными  силами, взятое в единстве с организацией управления и эффективным ведением хозяйства как факторов общественного  богатства.

 

 

 

 

 

 

Основные  функции экономической теории

теоретико-познавательная, или методическая

прагматическая, или практическая

воспитательная  функция.

 

экономическая теория как  фундаментальная наука является теоретической основой целого комплекса  экономических дисциплин. Экономическая  теория призвана глубоко и всесторонне  изучать производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг на протяжении всей истории человечества, открывать законы и тенденции экономического прогресса. Назначением экономической теории является также разработка научных прогнозов, определение перспектив общественного развития.

состоит в разработке методов  рационального хозяйствования. А. Маршалл  еще в начале прошлого столетия подчеркивал  такую важную задачу экономической  науки как разработка рекомендаций по рационализации поведения субъекта хозяйствования в практической жизни. При этом под понятием хозяйствующий  индивидуум экономическая наука  понимает «экономическое хозяйство» вообще, а не реальную человеческую личность. А. Смит в ХVIII веке постоянно говорил о значимости психологического подхода к экономическим явлениям и процессам. На этом же настаивал и выдающийся английский экономист Дж. Кейнс

Ее реализация в широком  понимании основывается на необходимости  воспитания у граждан рыночного  экономического мышления. Это продиктовано необходимостью перехода от административно  организованного общества к цивилизованной рыночной экономике. Последняя должна основываться на консенсусе и гармонизации интересов разных социальных, национальных и территориально- экономических образований.

 

В узком смысле рассматриваемую  функцию экономической теории можно  представить в виде необходимости  воспитания населения конкретной страны в духе экономического патриотизма. Сущность его состоит во всесторонней поддержке отечественного товаропроизводителя  на всех уровнях общественного воспроизводства.


 

 

 

 

 

 

9. Методы экономической науки

 

 

 

Наблюдение, эксперимент, моделирование.

Обращаясь к первому методу, подчеркнем, что, как и всякая научная  деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер, т. е. основанный на практическом опыте. Это предполагает наблюдение экономических процессов в их реальном виде, и сбор фактов, происходящих в действительности. Например, благодаря наблюдению и сбору фактической информации можно определить, как изменились товарные цены за тот или иной период.

В отличие от этого, эксперимент  предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый  объект ставиться в специально созданные  и контролируемые условия. Например, для проверки эффективности новой  системы оплаты труда проводят ее экспериментальные испытания в  рамках определенной группы работников.

Метод моделирования предусматривает  изучение социально-экономических  явлений по их теоретическому образцу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее  просчитать наиболее эффективный вариант  использования ресурсов предприятия. Очень удачным вариантом такого моделирования является программа  МЭМ, которая позволяет в условиях свободной конкуренции расчитывать свою стратегию ведения бизнеса.

 

 

Метод научных  абстракций.

Абстрагирование используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий, таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой  и т. д. При этом необходимо абстрагироваться от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделить. Например, для определения такой  экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других характеристик, не существенных в данном случае, и в тоже время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи – продукты труда, предназначенные для продажи.

 

Анализ и  синтез, системный подход.

 

Метод анализа и синтеза  предполагает изучение социально-экономических  явлений как по частям (анализ), так  и в целом (синтез).

Благодаря сочетанию анализа  и синтеза обеспечивается системный  подход к сложным объектам исследования.

 

Индукция  и дедукция.

Индукция и дедукция представляют собой два противоположных, но тесно  взаимосвязанных способа рассуждения.

 Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция, ли обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция). В свою очередь, из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия (дедукция).

 

Исторический  и логический методы

Они тоже применяются в  единстве. Они предполагают подробное  изучение социально-экономических  процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оценить эти  процессы в целом и сделать  общие выводы.

К примеру, ученые детально исследовали конкретный подход и  особенности опыта строительства  социализма в XX в. в разных странах. Этот исторический подход в исследованиях  дал возможность многим из них  прийти к логическим выводам о  повсеместной утрате работниками в  соц. странах стимулов к труду, о  неэффективности экономики, товарных дефицитах и т.д.

 

Графический метод.

Широкое применение в экономических  науках имеет графический метод  отображения хозяйственных процессов  и явлений. Он основан на использовании  различных чертежей, таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Благодаря этим инструментам обеспечиваются  наглядность и  компактность в изложении теоретического материала.

Например, на рисунке видна  зависимость между ценами на товар  и предложением. Чем выше цены, тем  больше предлагающих товар.

 

 

 

10. Экономическое благо и его свойства.

C переходом от натурального хозяйства к товарному, то есть производству совершаемому ради обмена, основной категорией стал товар. Понятие "блага" возникло позже. Блага - все, что способно удовлетворять жизненные потребности людей, приносить пользу, доставлять удовлетворение и отвечать интересам, целям, устремлениям человека. Иногда понятие блага рассматривают более узко - как вещи или предметы. Есть и понимание блага в качестве воплощенной полезности, которой могут быть не только продукты труда, но и плоды природы. Особое место среди благ занимают услуги.

Услуги - это целесообразная деятельность человека, результат которой  имеет положительный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Существуют различные  классификации благ. Выделяют, например, блага даровые (нередкие), необходимость  производства и распределения которых  в обществе отсутствует, так как  их предложение настолько велико, что цена равна нулю (например, воздух, солнечный свет и т.п.).

По другому критерию выделяют блага индивидуальные, обладающие свойством  исключительности, и общественные, предоставляемые государством на нерыночной основе. Различные группы благ можно  представить в виде следующей  схемы:

  Материальные блага - это те, которые имеют материальную форму или природу: дары природы, продукты производства. А.Маршалл к материальным благам относит и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные).

Нематериальные блага - это  блага, воздействующие на развитие способностей человека. Они создаются в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, кино, театр и т.п.). Данные блага  делятся на две подгруппы - внутренние, то есть данные человеку природой (голос, музыкальный слух, способность к  науке и т.п.) и внешние.

Неэкономические блага (даровые) предоставляются природой без приложения человеческих усилий.

Экономические блага являются объектом или результатом экономической  деятельности. Они редки и участвуют  в экономических отношениях, определяя  соответствующее поведение человека в хозяйственной деятельности. Экономические  блага характеризуются также  однородностью (имеют одну полезность), измеримостью (цена является измерителем  блага в экономике), редкостью (отношение  между желательностью и наличием).

Кроме этого все блага  делятся на долговременные и недолговременные, взамозаменяемые и взаимодополняемые, настоящие и будущие, прямые и косвенные и т.д.

Товар - это специфическое  экономическое благо, произведенное  для обмена и обладающее двумя  свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью (частный случай проявления экономической ценности).

Экономическая ценность - это  единство экономической полезности благ и экономических затрат на их производство.

 

11. Экономические ресурсы: их свойства и классификация.

Экономические ресурсы - это  природные, людские и произведенные  человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все экономические ресурсы можно  разделить на материальные ресурсы (земля, капитал) и людские ресурсы (труд и предпринимательская способность).

Материальные  экономические ресурсы

Земля - понятие, включающее в себя собственно землю, недра, водные, лесные и др. ресурсы.

Капитал – экономический  ресурс, выраженный в денежной форме, или в средствах производства (денежный и реальный капитал).

Людские  экономические ресурсы

 Труд – люди с  их способностью производить  товары и услуги.

Предпринимательская способность  – способность людей к организации  производства товаров и услуг.

Некоторые ученые включают в набор экономических ресурсов так же научно-технический прогресс и информацию.

Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности  человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и  даже время, которым он располагает  для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом.  

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"