Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Экономика".
12 Виды рынков и их особенности.
Рынок потребительских товаров
Это рынок товаров широкого потребления
Рынок услуг
Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.
Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг –
Рынок капитала
Промышленный капитал - капитал, занятый в сфере материального производства
Торговый капитал - это
обособившаяся часть
Рынок ссудного капитала
Историческим предшественником ссудного капитала (СК) был ростовщический капитал. Формами функционирования СК является коммерческий и банковский кредит. Кредитный капитал - кредит предоставляемый функционирующими предприятиями при купле-продаже товаров (услугСсудный капитал - это есть обособившаяся часть промышленного капитала, которая выступает в форме денежного капитала, приносящего процент..
Рынок ценных бумаг.
Рынок рабочей силы
Рынок рабочей силы - На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в т. ч. величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости.
13 Товар и его свойства. Закон стоимости.
Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи.[1], продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.
Теперь рассмотрим свойства
товара. Как и натуральный продукт,
товар обладает полезностью (в английской
политической экономии это свойство
назвали «потребительная
Потребительная стоимость – свойство товара, выражающееся в полезности, способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность.
1. Товаром признается продукт,
на который затрачен
2. Товарами являются полезные
вещи, созданные для других людей,
а не для собственного
3. Товарами являются
Закон Стоимости экономический закон, согласно которому производство и обмен товаров происходят на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда. Если затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается, что позволяет регулировать величину товарного производства.
14 Деньги и их функции. Формы стоимости.
Де́ньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги.
Деньги как мера стоимости
Мера стоимости – денежная единица, используемая для измерения и сравнения стоимостей товаров и услуг. Деньги как всеобщая мера стоимости сформировались в течение многовековой истории развития цивилизации. Основой появления денег служит обмен материальных благ, который в весьма неразвитой форме существовал ещё в первобытном обществе. С течением времени разделение труда между племенами и общинами привело к усилению специализации, и как следствие – к росту обмена продуктами труда. По мере развития обмена некоторые товары постепенно становятся наиболее употребительными эквивалентами всех других обмениваемых товаров. Например, скот, меха, зерно и т.п. Но с течением времени появляется всеобщий товар-эквивалент, на который обменивается любой товар разных народов. Таким эквивалентом становятся благородные металлы.
Формы стоимости
Простая или случайная форма стоимости
15 Конкуренция: сущность, виды, функции.
Функции конкуренции
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя) . Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции) .
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же
время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Сущность конкуренции
«Конкуренция представляет собой процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является сегодня движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, рыночного хозяйства страны»1.
Виды конкуренции.
1. Совершенная (или свободная): на рынке участвует множество независимых фирм, самостоятельно принимающих решение, что производить и в каком объеме.
2. Несовершенная: этот вид появился в связи с образованием монополий. И характеризуется концентрацией капитала, возникновением различных организационных форм предприятий, усиления контроля за природными, материальными и финансовыми ресурсами, а также воздействие научно-технического процесса.
Ценовая — это искусственное сбивание цен на товар. Здесь широко используется ценовая дискриминация при определенных условиях: продавец-монополист; наличие сильной маркетинговой политики у фирмы; невозможность перепродажи товара у первоначального покупателя. Данный вид конкуренции особенно часто применяется в сфере услуг.
Неценовая — это конкуренция, осуществляемая с помощью совершенствования качества продукции и условий ее продажи.
Проведение неценовой
конкуренции может
1. Конкуренция по продукту.
2. Конкуренция по условиям продаж
16 Типы и формы монополий. Антимонопольное регулирование.
Типы
Закрытаямонополия
имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими- либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. Закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти.
Открытая монополия
Естественная монополия
характерна для отраслей, в которых
присутствие единственного
Монопсония представляет собой рыночную структуру, для которой характерна концентрация монопольной власти у покупателя.
Возникает в случае, когда рынок представлен единственным покупателем. Рыночная власть монопсонии состоит в том, что монопсонист способен оказывать влияние на цены закупаемых им благ. Монопсония наблюдается в сфере государственных закупок вооружений и на локальных рынках труда, где отдельная фирма выступает единственным работодателем на данной территории.
Двусторонняя монополия
имеет место в том случае, когда
монопольная сила продавца сталкивается
с монопольной силой
Карте́ль — форма монополистического объединения или соглашения. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны), каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объёмов производства, согласование условий сбыта продукции, наём рабочих.
Монополия синдиката ведет
к полному порабощению
17 Спрос. Закон спроса. Факторы спроса.
СПРОС — это зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить, и ценами на этот товар.
ЗАКОН СПРОСА
При прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара:
Если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным, и они вынуждены будут отказаться от его покупки; чем выше цена, тем больше будет людей, для которых ценовой барьер окажется непреодолимым; широко практикуемые во всех странах распродажи, когда с целью увеличения объема спроса цену резко снижают, иногда до уровня издержек по ликвидации товара, могут служить примером снижения ценового барьера.
Рост объема спроса при снижении цены можно обосновать возникающим при этом эффектом дохода. Эффект дохода возникает, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя; сам доход в этом случае не изменяется абсолютно, но экономия дает покупателю возможность приобрести на сэкономленную сумму денег.
Рост объема спроса при снижении цены объясняется и эффектом замещения. Этот эффект связан с проблемой выбора. Если из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешевому товару и сократит покупки другого, ставшего относительно первого более дорогим. Так, если груши подешевели в 1,5 раза, а цена яблок не изменилась, многие потребители уменьшат покупки яблок и приобретут большее количество груш.
Рост величины спроса при снижении цены можно объяснить и принципом убывания предельной (дополнительной) полезности товара.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЦЕНОВУЮ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА.
1. Наличие заменителей . Чем больше у товара заменителей, тем более эластичным оказывается спрос на него. Например, если подорожают все сорта стиральных порошков, то хозяйственное мыло станет относительно дешевле, и хозяйки станут покупать больше мыла и меньше порошка. Спрос на стиральный порошок окажется эластичным.
Еще более эластичным спрос окажется в том случае, если цена будет изменяться на какой-то определенный, конкретный сорт порошка. Если же заменителей товару нет, спрос на него будет неэластичным
2.Степень необходимости данного товара для потребителя . Чем более необходим товар, тем ниже степень эластичности спроса на него. Скажем, бензин для автомобилистов является , товаром первой необходимости. Если цена на бензин повысится, владельцы автомобилей не смогут отказаться от его покупки, некоторые из них ограничат эксплуатацию своего автомобиля, но это приведет лишь к незначительному сокращению покупок бензина, и ничтожно малое число владельцев машин решатся продать автомобиль. Поэтому спрос на бензин неэластичен.
3. Степень эластичности
спроса на товар зависит и
от того, какую долю в бюджете
потребителя составляют
Мыло, зубная щетка и зубная паста сравнительно недороги, расходы, связанные с покупкой этих предметов, составляют незначительную долю в доходах среднего россиянина, поэтому повышение цен на них не отразится существенным образом на бюджете его семьи. Следовательно, спрос на эти товары неэластичен.
С другой стороны, стоимость автомобиля, мебели достаточно высока, доля ее в бюджете потребителя значительна, поэтому спрос на эти товары эластичен по цене.
4. Фактор временя также оказывает влияние на эластичность спроса. Как правило, спрос более эластичен в долгосрочном периоде, так как люди постепенно находят заменители подорожавшему товару, а порой и меняют свои привычки и пристрастия в потреблении. Так, при значительном увеличении арендной платы за жилье в краткосрочном периоде объем спроса не изменится, но постепенно определенная часть людей подыщет себе более скромное жилье, меньшего размера.
18 Эластичность спроса и ее виды.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены.
Виды эластичностей в экономике
Эластичность спроса по цене (прямая)показывающая относительное изменение (выраженное в процентах) величины спроса на какой-либо товар при изменении этого товара на один процент и характеризующая чувствительность потребителей к изменению цен на продукцию. Если ценовая эластичность спроса по абсолютной величине больше единицы, то. спрос называют эластичным (совершенно эластичньм при бесконечно большой величине эластичности спроса). Если: ценовая эластичность спроса по абсолютной величине меньше единицы, то спрос называют неэластичным (совершенно неэластичным при нулевой эластичности спроса).