Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Экономика".
Существует две группы факторов: 1. Факторы, определяющие источники экономического роста, т.е. факторы, которые делают экономический рост физически возможным. К ним относят:
1) наличие природных ресурсов
в количественном и
2) количество трудовых ресурсов и их качественное состояние (образовательный и квалификационный аспекты);
3) объем основных
4) технология (ее новизна, внедряемость, быстрота ее смены, результативность, окупаемость).
2. Факторы, определяющие степень реализации источников экономического роста, т. е. факторы-ограничители:
1) степень полноты и
эффективности использования
2) эффективное и справедливое
распределение растущего
3) институциональные факторы,
сдерживающие или
39 Экономический цикл: характер и типы.
Экономический (деловой) цикл
— колебание уровня экономической
активности фактического ВВП, когда
периоды подъема сменяются
Экономический цикл, с одной стороны, отражает неравномерность в развитии экономики, а с другой — является причиной и следствием экономического развития, что позволяет рассматривать цикл как постоянную динамическую характеристику, определяющую развитие экономики.
В зависимости от того, как колеблется значение экономических показателей в процессе экономического цикла, эти показатели подразделяются:
• на проциклические (совокупный объем производства, загрузка производственных мощностей, денежные агрегаты, скорость обращения денег, краткосрочные процентные ставки, общий уровень цен, прибыли корпораций). Перечисленные параметры возрастают в фазе подъема и сокращаются в фазе спада;
• на контрциклические (уровень безработицы, число банкротств, размеры производственных запасов готовой продукции). Когда названные параметры, наоборот, во время подъема сокращаются, а во время спада увеличиваются;
• на ациклические (объем экспорта). Когда их динамика не связана с какими-либо фазами экономического цикла.
Выделяют три типа экономических параметров:
• опережающие, или ведущие,
— это параметры, которые достигают
максимума (минимума) перед достижением
подъема (спада). К ним относятся:
средняя продолжительность
• запаздывающие, или отстающие, которые достигают максимума (минимума) после достижения подъема (спада). В их число входят: численность безработных более 15 недель; расходы на новые предприятия и оборудование; удельные расходы на зарплату; средний уровень процентной ставки коммерческих банков;
• совпадающие, или соответствующие, которые изменяются одновременно и в соответствии с изменениями экономической активности. К ним относятся ВВП (ВНП); уровень безработицы; продукция промышленности, личные доходы; цены производителей; процентные ставки центрального банка; заявки на рекламу.
40 Денежная система и ее элементы. Типы денежных систем.
Типы денежных систем.
Денежная система представляет собой устройство денежного обращения в стране, которое сложилось исторически и закреплено национальным законодательством. Она сформировалась в XVI - XVII веках с возникновением и утверждением капиталистического производства, централизованных государств и национальных рынков.
В зависимости от вида денег различают денежные системы двух типов: система металлического обращения, система бумажно-кридитного обращения.
При системе металлического денежного обращения выделяются два вида денежных систем:
1.биметаллизм;
2.монометаллизм.
Биметаллизм - это денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами (серебром и золотом). Эта система действовала в XVI-XVIII вв.
Монометаллизм - денежная система,
при которой один металл (золото
или серебро) служит всеобщим эквивалентом.
Серебряный монометаллизм существовал
в России (1843-1852гг.), Индии (1852-1893гг.),
Китае до 1935г. В конце XIX века биметаллизм
и серебряным монометаллизм сменился
золотым монометаллизмом. В России
золотое обращение стало
Система бумажно-кредитных
денег предусматривает
Мировая денежная система сформировалась в 1944г. На валютно-финансовой конференции ООН.
Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги. Выделяют два типа денежных систем:
• Система металлического
обращения, при которой
• Система обращения
бумажно-кредитных денег, при
которой действительные деньги
вытеснены знаками стоимости
и в обращении находятся
41 Денежная масса и ее агрегаты. Денежно-кредитная политика.
Денежная масса — это запас денег в государстве.
Денежная масса обслуживает движение денежных потоков, называемых денежным обращением.
Совокупность всех денег в данной стране у правительства, фирм, банков, граждан, на счетах, в пути, в кошельках, в «чулках» и т.п. формирует национальную денежную массу. Денежное обращение как совокупность денежных потоков делится на наличное и безналичное. В странах с развитой рыночной экономикой безналичное обращение намного превышает наличное
Денежный агрегат - это часть денежной массы, представляющая определенную совокупность денежных активов, сгрупированных по уровню ликвидности. Чем быстрее средства на счетах можно перевести в денежную форму, тем более ликвидным считается агрегат.
-наличные или узкие деньги.
- счета до востребования.
- счета в иностранной валюте + иностранные банковские депозиты.
- квазиденьги (векселя и чеки).
- ЦБ(центральный банк).
- вся иностранная валюта.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
- комплекс мер, предпринимаемых
государством с целью регулирования
количества денег в экономике. Для
осуществления денежно-
Исходной основой определения
количества денег является сумма
цен товаров. Учитывая, что каждая
денежная единица совершает несколько
оборотов в год, количество денег
в обращении прямо
42 Причины, типы и формы инфляции. Антиинфляционная политика.
Инфля́ция— повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.
В экономической науке различают следующие причины инфляции:[1][2]
1. Рост государственных
расходов, для финансирования которых
государство прибегает к
2. Чрезмерное расширение
денежной массы за счёт
3. Монополия крупных фирм
на определение цены и
4. Монополия профсоюзов, которая
ограничивает возможности
5. Сокращение реального
объема национального
В международной практике в зависимости от величины роста цен принято делить инфляцию на виды:
- нормальная инфляция - при темпе инфляции 3-3,5% в год;
- умеренная, или ползучая инфляция, - при темпе инфляции до 10% в год;
- галопирующая инфляция - при темпе инфляции 20-200% в год;
- гиперинфляция - при темпе инфляции 50% в месяц и более на протяжении более шести месяцев. При такой инфляции стоимость денег падает так быстро, что они уже не выполняют своих главных функций.
Для антиинфляционного
1. Политика, направленная
на сокращение бюджетного
2. Политика регулирования
цен и доходов, имеющая целью
увязать рост зарплаты с
43 Финансовая система. Функции финансов.
Финансовая система – совокупность организаций, обеспечивающих денежный оборот в рамках определённой страны включающих в себя:
-государственную финансовую подсистему, которая обеспечивает поступление денежных средств в бюджет и их расходование;
-банковскую подсистему, которая
содержит финансовые
-подсистему обращения
государственных ценных бумаг,
служащую для привлечения
Финансовая система Российской Федерации представляет собой 4-блочную систему:
-общегосударственные финансы;
-территориальные финансы;
-финансы хозяйствующих субъектов;
-финансы граждан.
1. Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
2. Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
3. Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
4. Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.
44 Государственный бюджет и его роль в рыночной экономике.
Государственный бюджет — это роспись
(смета, баланс) денежных
доходов и расходов
Основные функции бюджета в рыночной экономике:
- аккумуляция и централизация
финансовых ресурсов на нужды
государства и общества в
- регулирование социально-
-инвестиционная функция;
-перераспределение финансовых
ресурсов (территориально-региональное,
межотраслевое,
-функция социальной защиты;
-стимулирование
- контроль за финансовыми доходами и расходами государства и взаимосвязанных с ним структур.
45 Налоговая система. Принципы налогообложения и функции налогов.
Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методових взимания.
Принципы налогообложения:
1. Принцип справедливости- каждый обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
2. Принцип соразмерности;
Этот принцип заключается
в соотношении наполняемости
бюджета и неблагоприятных для
налогоплательщика последствий
налогообложения. Данный принцип можно
также сформулировать как принцип
экономической
3. Принцип максимального
учета интересов и
В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика.
Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика – обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, - а также простота исчисления и уплаты налога.
4. Принцип экономичности (эффективности).
Этот принцип утверждает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.
Функции налогов
Фискальная (бюджетная)- посредством фискальной функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.