Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

Ekonomika_otvety_33_33_33.docx

— 97.06 Кб (Скачать документ)

Контрольная функция налога состоит в возможности количественного  отражения налоговых поступлений  и их сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах.

Распределительную функция подразделяется на регулирующую, стимулирующую

регулирующая функция  означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

стимулирующая функция налогов  реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых  с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

46 Понятие безработицы. Формы и виды безработицы.

Безработица – социально-экономическое  явление, когда часть экономически активного населения не находит  себе работу и становится излишним населением.

Формы безработицы: скрытая, явная.

Рассмотрим классификацию  видов безработицы по различным  критериям:

1.По причинам возникновения  безработицы:

1.1.Фрикционная – связана  с добровольной сменой работы  в связи с различными причинами:  поиском более высокого заработка  или более престижной работы  с более благоприятными условиями  труда и пр.

1.2. Институциональная – порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы.

1.3.Добровольная – возникает,  когда часть трудоспособного  населения по тем или иным  причинам просто не желает  работать.

1.4.Структурная – вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства.

1.5.Технологическая – связаны  с переходом к новым поколениям  техники и технологии, механизации  и автоматизации ручного труда,  когда для данного производственного  процесса часть рабочей силы  оказывается либо ненужной, либо  требует нового более высокого  уровня квалификации или перепрофилирования.

1.6.Конверсионная – разновидность  структурной безработицы, связана  с высвобождением работников  из отраслей военной промышленности, а также из армии.

1.7.Циклическая – возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемым экономическим кризисом.

1.8.Региональная – имеет региональное происхождение и формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социальных, психологических обстоятельств.

1.9.Экономическая – вызывается конъектурой рынка – поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе.

1.10.Сезонная – вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях.

1.11.Маргинальная – безработица  среди слабо защищенных слоев  населения.

2.По продолжительности  безработицы:

2.1.Краткосрочная – до 4 месяцев;

2.2.Продолжительная – 4-8 месяцев;

2.3.Длительная – 8-18 месяцев;

2.4.Застойная – более 18 месяцев.

3.Внешняя форма проявления  безработицы:

3.1.Открытая – включает всех незанятых граждан, ищущих работу;

3.2.Скрытая – включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности являющихся лишними.

47 Рынок труда и безработица. Государственное регулирование занятости.

Рынок труда — это сфера  формирования спроса и предложения  рабочей силы (трудовых услуг). Через  рынок труда большинство работающего  населе¬ния получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.

Особенности рынка труда

-На рынке труда покупаются  только трудовые ус­луги, а не сам индивид.

-Компенсация за труд  представлена не только за­работной  платой, но и дополнительными  льготами (премиальные и денежные  вознаграждения, стоимость жилья,  социальное обеспечение, стоимость  профессионального обучения, культурно-бытового  об­служивания и т. д.)

-Трудовые контракты кроме  денежного аспекта, сделки вклю­чают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д.

Государственное регулирование  занятости

Безработица — это социально-экономическое  явле¬ние, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной ар¬мией труда. Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавца¬ми трудовых услуг, безработица понижает их жизнен¬ный уровень, причем иногда весьма значительно.

Причины безработицы:

Причина безработицы —  завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы

Причина безработицы —  слишком низкий спрос на рабочую  силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные  доходы или снижая налоги, государство  может увеличить объем спроса на рабочую силу

Причина безработицы —  негибкость, характерная для рынка  труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями  работодателей, которые готовы предоставить рабочие места

Направления:

1) программы по стимулированию  роста занятости и увеличения  числа рабочих мест;

2) программы по подготовке  и переподготовке кадров;

3) программы содействия  найму рабочей силы.

Эти программы реализуются  через биржи труда и в основном разрабатываются на региональном уровне.

4) социальное страхование  безработицы (пособие по безработице).

На региональном уровне особое место в системе регулирования  рынка труда принадлежит биржам труда.

Основные направления  их деятельности:

1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных; 4) изучение  конъектуры рынка; 5) тестирование  лиц желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и  профессиональная переподготовка  безработных; 7) выплата пособий;

48 Государственное регулирование экономики: причины и инструменты

Государственное регулирование  — комплекс мер, действий, применяемых  государством для коррекций и  установления основных экономических  процессов.

Государство отвечает за:

-Фискальную политику (бюджет, налоги)

-Монетарную политику (денежные  средства, регулирование кредитного  рынка)

-Регулирование внешней  торговли

-Регулирование распределения  доходов

Причины регулирования:

-Наличие в стране общественных  благ (образование, здравоохранение,  охрана окружающей среды и  др.)

-Наличие частного и  общественного характера производства

-Возникновение отрицательных  эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы)

-Научно-технический прогресс

-Тенденция к монополизации

-Наличие международной  конкуренции.

Наиболее общая цель государственного регулирования экономики состоит  в том, чтобы ограничить действие законов рынка определёнными  рамками[1], исходя из интересов господствующих элит.

Инструменты государственного регул.

экономическое прогнозирование, программирование экономического развития, бюджетирование, индикативное планирование.

Экономическое прогнозирование  — предвидение будущего состояния  экономики и сопряженных с  ней сфер.

Программирование экономического развития - разработка и реализация программ развития всей экономики или  отдельных ее сфер (регионов, многоотраслевых  комплексов и т. д.). Основной инструмент прямого активного вмешательства  государства в ход воспроизводственного процесса в условиях рыночных отношений.

Бюджетирование экономического развития представляет собой разработку и реализацию государственного бюджета  страны как инструмента воздействия  государства на ход экономического развития. Государственный бюджет представляет собой основной документ реального  управления экономическим развитием  страны.

Индикативное планирование представляет собой многоэтапный процесс, включающий разработку плана развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих  субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых показателей, стимулирование агентов производства следованию в своей деятельности наметкам индикативного плана.

49 Модели государственного регулирования экономики.

Классическая модель, предполагает минимальное вмешательство в  экономику и основана на концепции  А. Смита. В соответствие с ней  – бизнес производит и потребляет, государство занимается охраной  права собственности и мягко  воздействует на взаимоотношения предпринимателей и рабочих, потребителей и производителей, вытекающие из законов рынка. Но оно  должно жестко реагировать на отклонение от «естественных правил» собственности, вплоть до применения силы (права, суд, армию, полицию и т.д.).

Кейнсианская модель, предполагает активное и по возможности максимальное вмешательство государства в  экономику с целью минимизации  циклических колебаний, безработицы, инфляции и потерь ресурсов и продуктов  всех участников рынка.

Институционально-социальная модель, предполагает реализацию трех функций государства, путем его  исторического оптимального вмешательства  в экономическую жизнь общества, через силовые структуры, экономические  и социальные факторы (институты). Исторически  обусловленная реализация этих функций  государством должна обеспечивать минимум  отрицательных и максимум положительных  внешних эффектов в хозяйственной  жизни, дополняя этим сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы.

50 Государственная социальная политика. Уровень жизнь и проблема бедности.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — деятельность органов  государственной власти и управления по регуляции социально-экономических  отношений, гармонизации всех сфер общества, достижению баланса интересов основных социальных групп, обеспечению стабильности и гражданского согласия.

Основные задачи Г. с. п.:

-улучшение материального  положения и условий жизни  граждан РФ;

-обеспечение эффективной  занятости трудоспособного населения,  повышение качества и конкурентоспособности  рабочей силы;

-гарантия конституционных  прав граждан — на труд, социальную  защиту, образование, охрану здоровья, обеспечение жильем и др.;

-переориентация на семью,  предоставление прав и социальных  гарантий семье, женщинам, детям,  молодежи;

-нормализация и улучшение  демографической ситуации, снижение  смертности;

-развитие социальной инфраструктуры.

Бедность - это состояние, при котором реальные потребности  человека превышают его возможности  для их удовлетворения.

Бедность является относительным  понятием и зависит от общего стандарта  уровня жизни в данном обществе.

Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных  причин, которые объединяют в следующие  группы:

-   экономические (безработица,  низкая заработная плата, низкая  производительность труда, неконкурентоспособность  отрасли),

-   социально-медицинские  (инвалидность, старость, высокий уровень  заболеваемости),

-    демографические  (неполные семьи, большое количество  иждивенцев в семье),

-    социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий),

-    образовательно-квалификационные (низкий уровень образования,  недостаточная профессиональная  подготовка),

-   политические (военные  конфликты, вынужденная миграция),

-    регионально-географические (неравномерное развитие регионов).

Уровень жизни — уровень  материального благополучия, характеризующийся  объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим  объемом потребления.

Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется  не только объемом реальных доходов  в расчете на душу населения, но и  рядом неденежных факторов, таких как здоровье, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др.

В экономике (общий) уровень  жизни измеряется с помощью индикаторов  таких как:

-Средний ВВП (валовой  внутр. Продкут) на душу населения,[1]

-Валовой национальный  доход (ранее валовой национальный  продукт),

-Доход на душу населения  и другие подобные показатели  в экономике.

Реже можно встретить:

-Индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП) — гораздо более  широкое понятие, чем валовой  национальный доход, он учитывает,  помимо экономических показателей,  ожидаемую продолжительность жизни,  уровень грамотности и образования,

-Индекс Биг-Мака: цены  на Биг-Мак в различных странах.


Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"