Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"
1. Экономика как наука и сфера хозяйственной деятельности, школа экономической мысли
Экономика имеет два основных значения:
Первые разрозненные теоретические сведения по экономике появились на ранних этапах развития человеческого общества. В Европе наиболее известны труды по экономике, в античном мире принадлежат греческим мыслителям Ксенофонту и Аристотелю. Ксенофонт - … наука управления хозяйством. Первые системные знания по экономике в обр… понимании начало появляться в ХY-XYII в.в. Именно в этот период возникла первая школа экономической мысли «Меркантилизм». Важнейшие представители – Томас Манн, Жан Батист Кальдер. В своих трудах они доказывали, что источник общественного богатства лежит в сфере обращения, поэтому рекомендации сводились к тому, как купить дешевле, а продать дороже.
В XYIII в. возникла еще одна школа «Ризнократы». Представитель – Франц Коне (Франция). Пришли к выводу: общественное богатство создается в сфере производства, однако, единственной продуктивной отраслью считалось сельское хозяйство. Производительный класс – земледельцы.
На рубеже XYIII-XIX столетий образовалась классическая школа экономической мысли, основоположники которой Адам Смит и Давид Риккардо. В их трудах были обоснованы все основные современные понятия об организации общественного понятия, в частности, А.Смит раскрыл роль общественного разделения труда, конкуренции, ввел понятие «невидимой руки рынка» и т.д.
А.Смит «О природе и причинах богатства общества».
В середине XIX века сформировалась еще одна школа «Политическая экономия трудящихся», главный представитель которой – Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин. Они доказывали, что единственно прогрессивным классом являются дица наемного труда, а. главное, промышленный пролетариат. По их мнению капитализм должен быть заменен новой хозяйственной системой, основанной на общественной собственности и плановой организации хозяйства.
Выводы школы: они стали
теоретической основой для
Во второй половине XIX века сформировалась немецкая историческая школа, ее представитель Вернер Зомбарт и Мак Вебер. Они думали, что делали акцент на национальных особенностях развития, которые, по их мнению, являются продуктом всего предшествующего развития экономики страны. В самом конце XIX века «неоклассическая» экономическая школа – Альфред Маршалл. Его основной вклад связан с введением методов предельного анализа, а также разработка формальных моделей экономического развития.
Еа рубеже XIX- XX в.в возникла «институтоональная» школа. Основоположник – Торстейн Вебьлен. Он и его последователи исследовали влияние социальных институтов на экономические процессы.
До тридцатых годов ХХ в большинство экономистов доказывали, что рыночная экономика способна эффективно развиваться без вмешательства государства. Однако в 1929-1932 гг весь капиталистический мир потряс глубочайший экономический кризис под названием «Великая депрессия», что потребовало вмешательства государства в исправление ситуации. Теоретическое обоснование роли государства было дано Дж. Кейне (Англия) в его работе «Общая теория занятости процента идей». Он стал родоначальником экономической школы, на основе ее рекомендаций строилась экономическая политика ведущих капиталистических стран вплоть до семидесятых годов ХХ века.
На рубеже 70-80 гг в политике ведущих стран произошел новый либеральный поворот, связанный с ограничением государственного вмешательства в экономику. Одной из школ экономической мысли, обосновывающей появление такого поворота, является «Монетаризм». Основоположник – Милтон Фридмен. Школа доказывает необходимость ограничение государственного вмешательства, а основным средством регулирования экономики считает предложение денег.
2. Предмет, структура и функции экономической теории
В процессе хозяйственной деятельности люди вступают в объективные, независящие от их воли экономической теории их изучение отношений и является предметом экономической теории. Курс экономической теории включает четыре основных раздела:
Функции экономической мысли:
3. Методы экономического анализа
При изучении экономических явлений используются общенаучные и специфические образы мыслей.
О.М. - метод научной абстракции, методы индукции и редукции, анализа и синтеза, методы сочетания исторического и логического и т.д.
С.М. – относятся метод статистического анализа, предельного анализа, экономического эксперимента и дл.
4. Потребности. Их структура и динамика.
Потребность – нужда в чем-либо, в каком-либо благе.
В современных условиях основным источником необходимых человеку благ является производство.
Потребности делятся на основе различных критериев
Выделяют
Исследователи установили, что потребности людей, в зависимости от их первоочередности, выстраиваются в определенную иерархию. Наиболее известная иерархия потребностей предложена американским психологом Абрахамом Маслоу.
Согласно Маслоу выделяется 5 основных групп потребностей:
1 и 2 относятся к низшим или первоочередным. К высшим относят в первую очередь потребности в признании и самоактуализации.
Исследования показывают, что по мере роста материального благосостояния населения и упрочнения социальной стабильности в обществе все большее значение приобретают высшие потребности. В частности опросы трудоспособного населения в развитых и благополучных странах показывают, что для многих работников при выборе профессии и места работы первоочередное значение имеют не столько будущий заработок, сколько степень удовлетворенности будущей работой.
Смещение приоритетов населения в пользу высших потребностей в богатых странах объясняется тем, что первичные потребности в количественном отношении не беспредельны. Поэтому, когда достигается высокий уровень насыщения этих потребностей, приоритеты населения неизбежно смещаются в пользу потребностей признания и самовыражения. А поскольку индивидуальные особенности личности чрезвычайно разнообразны, спектр высших потребностей практически не ограничен.
5. Производство. Типы и результаты
Производство – это целесообразная деятельность людей по преобразованию продуктов природы с целью приспособления их для удовлетворения потребностей людей. Результатом производства является продукт или благо.
Все многообразие делится на 2 основные группы: одна группа благ имеет вещественное выражение, а другая группа его не имеет, хотя и удовлетворяет потребности людей.
В соответствии с установившейся терминологией первую группу благ в статистике называют продуктами, а вторую – услугами.
В составе современной экономике принято различать материальное и не материальное производство.
К отраслям материального производства относят:
Продуктом материального производства являются как собственно материальные продукты, так и материальные услуги, к которым относят продукцию транспорта, связи, торговли, заготовок и т.д.
К отраслям не материального производства относят в первую очередь науку, образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культуру, искусство. Продукция этих отраслей предстает в виде нематериальных продуктов и услуг.
В составе современной экономики выделяют 2 основных подразделения:
Современное производство по природе своей является общественным. Это означает, что производство благ люди осуществляют коллективно, при этом между ними складываются определенные экономические отношения. Основой общественного характера производства является общественное разделение труда, под которым понимается специализация производителей на создание определенных продуктов или выполнения определенных операций.
Общественное разделение труда подразделяется на
Общее разделение труда означает обособление производственных функций наиболее крупных звеньев национального хозяйства. Например, разделение между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.
Частное разделение труда
означает специализацию между
Единичное разделение труда означает специализацию в рамках отдельных хозяйственных единиц и их подразделений.
Общественное разделение труда определяет необходимость согласованного и скоординированного взаимодействия между специализированными производителями, что составляет содержание кооперации производств.
Современное производство протекает непрерывно, для этого необходимо постоянное возмещение расходуемых ресурсов и воссоздание сложившихся хозяйственных связей. Производство в его постоянном повторении и возобновлении определяется категорией общественного воспроизводства. В его ходе общественный продукт проходит ряд стадий (этапов):
Все названные стадии обособлены между собой только относительно. А стадии производства и потребления непосредственно смыкаются, поскольку производство, одновременно является процессом потребления сырья, рабочей силы, машин, оборудования и т.д.
Для поддержания непрерывности общественного воспроизводства требуется соблюдение определенных количественных соотношений или пропорций между отраслями и подразделениям национального хозяйства.
Если же процесс воспроизводства
не сбалансирован, то это проявляется
в возникновении товарных дефицитов,
ускорении инфляции или повышении
уровня безработицы. Существуют два
принципиально различных
1) простое воспроизводство, в его рамках производство повторяется в неизменных масштабах
2) расширенное воспроизводство
когда в новом
В странах с аграрной экономикой может наблюдаться суженное воспроизводство. Выражается в истощении ресурсной базы и падение объемов национального производства.
6. Ресурсы производства и производственные возможности.
Под ресурсами понимают совокупность природных, духовных и социальных сил используемых в процессе создания необходимых человеку благ. Выделяют 4 основных вида ресурсов:
1) природные
2)материальные
3) людские
4) финансовые
непосредственным источником новых благ являются первые три вида ресурсов. А финансовые ресурсы являются всего лишь условием, но необходимым условием привлечения реальных экономических ресурсов.