Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"
Командная экономика, существовавшая в бывшем СССР, оказалась не эффективной в сравнении со смешанной экономикой. Поэтому, в начале 90х гг. 20в. в России началось проведение рыночных реформ. Их суть заключалась в замене планово-распределительного механизма координации рыночным механизмом и изменении отношений собственности путем широкомасштабной приватизации предприятия.
13. Рыночный механизм. Структура и функции.
Рынок является порождением товарного производства. Необходимыми предпосылками возникновения товарного обмена и рынка являются: общественное разделения труда и экономическое обособление производителей отношениями собственности. Такое обособление достигается на основе частной собственности на условия и результаты производств. Первоначально товарный обмен носит эпизодический характер. На данном этапе развития товарного производства рынки отсутствуют. Рынок возникает тогда, когда товарообмен приобретает регулярный характер. Признаком возникновения рынка является тенденция установления единой цены на реализуемый товар. Обязательными атрибутами любого рынка являются: сам товар, его покупатели и продавцы, спрос и предложение, а так же цена. Рыночные блага бывают двух видов: однородные или стандартизированные товары и дифференцированные товары, они имеют одинаковое потребительское назначение, но различаются между собой качественными параметрами и некоторыми другими свойствами. Условия, когда товарные отношения приобретают всеобщий характер предметом купли-продажи является практически всё что представляет потребительскую ценность. В итоге в экономике складывается взаимосвязанная система рынков. Обычно рынки подразделяют на 2 большие группы: рынки продуктов и услуг и рынки ресурсов или факторов производства. В рыночном механизме ведущую роль играет цена товара. Она постоянно колеблется в зависимости от меняющегося соотношения между спросом и предложением, при этом колебание цены выполняют ориентирующую функцию. Рост цены указывает на то, что спрос превышает предложение. Снижение цены наоборот. Рыночный механизм работает наиболее эффективно в условиях конкуренции между продавцами и покупателями. Если же на стороне спроса или предложения возникает монополия, то эффективность рыночного механизма падает. Поскольку монополист получает возможность извлекать из рыночного обмена дополнительные выгоды за счет партнеров по сделкам купли-продажи товаров.
14. Законы спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Спрос чаще всего определяют как функцию, описывающую множество парных значений цены и количества товара, которое покупатели готовы и в состоянии приобрести по соответствующей цене. Между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость, которая называется законом спроса. Спрос выражается тремя способами: в виде шкалы, графической или алгебраической формах.
Помимо цены на спрос воздействует ряд неценовых факторов или детерминант. Чаще всего выделяют следующие группы неценовых факторов:
1. Вкусы или предпочтения покупателей.
2. Число покупателей на рынке.
3. Изменение доходов покупателей.
4. Изменение цен на сопряженные товары (взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары).
5. Ожидание покупателей
(чаше всего ожидание
Действие неценовых факторов вызывает изменение величины спроса, при каждой из возможных цен, независимо от изменения самих цен. Графически изменения таких факторов выражается сдвигом кривой спроса вправо и вверх или влево и вниз.
Все факторы спроса действуют одновременно, по этому реальные изменения в положении кривой спроса определяются результирующим воздействием суммы всех факторов.
Предложение обычно определяют как функцию, описывающую множество парных значений цены и количества предлагаемой продукции, которое продавцы готовы и могут произвести и предложить в продажи на рынке за определенный период времени. Зависимость между ценой и величиной предложения прямая или положительная. Эта зависимость называется законом предложения. Как и спрос, предложение выражается тремя способами: в виде шкалы, графической или алгебраической формах. На графике кривая предложения выглядит восходящей кривой линией. Как и спрос, предложение подвержено действию неценовых факторов или детерминант. Чаще всего выделяют следующие группы неценовых факторов предложения:
1. Цены на ресурсы.
2. Изменение в технологии производства.
3. Налоги на предпринимательство
и дотации или субсидии
4. Число продавцов на рынке.
5. Цены на другие
товары, которые могут производиться
с использованием тех же ресурс
6. Ожидание продавцов.
Действие неценовых факторов вызывает смещение кривой предложения вправо и вниз или влево и вверх.
На рынке продавцы и покупатели непрерывно взаимодействуют друг с другом, добиваясь согласования цен покупки-продажи. Когда они достигают согласия относительно реализации товара, на рынке складывается ситуация равновесия. Графически это выражается точкой пересечения кривых спроса и предложения. Проекции этой точки на координатные оси показывают равновесное значение цены и спроса. Реальная рыночная цена далеко не всегда соответствует цене равновесия. Если рыночная цена выше равновесного уровня, то на рынке возникает избыток предложения, а если ниже недостаток товаров.
15. Модели рынков.
В зависимости от числа
продавцов и покупателей характ
1. Совершенная или
чистая конкуренция. Она
2. Признаки чистой монополии:
3. Монополистическая конкуренция:
4 Олигополия. На таких рынках основной объем продаж обеспечивает несколько крупнейших фирм (от 3 до 7 фирм). Существует как выраженная, так и расплывчатая олигополия. в первом случае весь объем продаж обеспечивает несколько крупнейших фирм. во втором случае наряду с ними существует конкурентное окружение в виде нескольких десятков мелких фирм.
Признаки олигополии:
5. Монопсония. (один единственный покупатель). Для таких отраслей характерно присутствие на рынке единственного покупателя, который навязывает условия реализации товара продавцам.
6. Олигопсония. Для
нее характерно наличие
16. Полезность как основа потребительского выбора. Закон убывающей предельной полезности
Основой выбора потребителем того или иного товара является субъективное восприятие ими полезных свойств блага. Несмотря на то, что многие потребительские свойства благ поддаются количественной оценке, субъективное восприятие этих свойств людьми неодинаково. Данное субъективное восприятие и называется субъективной полезностью. Субъективная полезность какого-то блага имеет тенденцию снижаться по мере увеличения количества потребляемых единиц блага. Полезность каждой дополнительной единицы блага называется предельной полезностью. Изменение предельной полезности подчиняется закону убывания. Это означает, что предельная полезность каждой дополнительной единицы блага будет меньше предыдущей единицы. Закон убывающей предельной полезностей является одним из объяснений закона спроса наряду с эффектами дохода и замещения.
Эффект дохода учитывает
ограниченность бюджета потребителя,
поэтому в рамках ограниченного
бюджета возможность для
Эффект замещения состоит в том, что при увеличении цены товара потребители стремятся заменить его более дешевым товаром аналогичного или сходного потребительского назначения.
17. Координалистская теория потребительского поведения
Координалистская теория объясняет, каким образом выбрать такое сочетание необходимых продуктов, которые обладали бы максимальной суммарной полезностью в рамках фиксированного потребительского бюджета. Координалистская теория исходит из предположения, что субъективная полезность поддается объективной оценке. Сторонники данной теории пришли к выводу, что всякий набор благ можно ранжировать в зависимости от полезности отдельных благ. Сопоставляя предельную полезность разных благ с их ценами, можно определить количество доступных благ и их суммарную полезность, однако в пределах одного и того же потребительского бюджета можно приобрести разное количество благ в разном сочетании, которые будут отличаться неодинаковой суммарной полезностью. Максимальная суммарная полезность достигается тогда, когда последний рубль, затраченный на приобретение одного блага, и последний рубль, затраченный на приобретение дополнительной единицы другого блага, будут приносить одинаковую предельную полезность.
числитель – предельная полезность блага
знаменатель – цена блага
18. Ординалистская теория потребительского выбора
Многолетние поиски способов объективного измерения субъективной полезности не привели к положительным результатам. Поэтому сегодня проблема потребительского выбора решается на основе сравнительной соподчиненности предельных полезностей отдельных благ и их соотнесения с бюджетом потребителя. Основными инструментами ординалистской теории являются бюджетная линия и кривые безразличия. Бюджетная линия показывает какое количество отдельных благ доступно потребителю при данном бюджете.
Кривая безразличия показывает множество различных комбинаций двух благ, приносящих потребителю одинаковую суммарную полезность.
Максимизировать свою полезность потребитель будет в точке касания двух графиков, т.е. если бюджетная линия будет касательной к кривой безразличия при данном бюджете.
Как правило, эта теория используется только при теоретических исследованиях.
19. Предпринимательская деятельность
Предпринимательскую деятельность обычно определяют как самостоятельное инициативное ведение дел, осуществляемое на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность с целью получения прибыли. Предпринимательство предъявляет ряд требований к личности предпринимателя:
- умение ориентироваться
в условиях меняющейся
- наличие организаторских способностей
- способность брать на себя ответственность
- настойчивость и
Только сочетание всех этих качеств позволяет человеку успешно заниматься предпринимательством. По оценкам западных исследователей, эффективными предпринимателями способны быть около 5-7% населения.
Формы предпринимательской деятельности многообразны и классифицируются по нескольким критериям:
1) в зависимости от числа участников
- индивидуальное и
коллективное
2) в зависимости от формы собственности
- частное и государственное
3) в зависимости от юридического статуса
- без образования и с образованием юридического лица
4) от размеров дела
- малое, среднее и крупное предпринимательство