Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика"
5) в зависимости от сферы деятельности
- производственное (создание товаров и услуг)
- торгво-посредническое (в сфере обращения товаров)
- в сфере финансов или денежного обращения
- иногда еще выделяют венчурное предпринимательство (рисковое. Инновационная деятельность)
6) в зависимости от
источников дохода
- предпринимателей- собственников, организаторов, инноваторов
20. Фирма и ее организационно-правовые формы
Предпринимательская деятельность приобретает устойчивый характер, когда она связана с созданием предприятия или фирмы. Эти два понятия часто отождествляют, хотя фирма - более общее понятие, поскольку в ее состав могут входить несколько предприятий как обособленных хозяйственных единиц. Фирма как субъект хозяйственной деятельности проходит определенный жизненный цикл, начиная с учреждения предприятия и заканчивая его ликвидацией. Правда жизненный цикл по своей продолжительности у разных фирм неодинаков. Отдельные фирмы заканчивают свое существование через несколько месяцев. но есть примеры фирм-долгожителей. При успешном развитии прослеживается тенденция к увеличению размеров фирмы. Этот процесс осуществляется на основе концентрации и централизации капитала. Концентрация капитала означает увеличение его размеров за счет новых капиталовложений с целью наращивания производственных мощностей. Централизация капитала происходит путем слияний и поглощения конкурентов. Слияния фирм могут происходить на основе горизонтальной или вертикальной интеграции. Горизонтальная означает организационно-правовое объединение ранее самостоятельных предприятий одной отрасли. Вертикальная представляет собой объединение предприятий смежных отраслей, представляющих отдельные этапы единого технологического цикла производства конечной продукции. Возникновение и существование фирмы сегодня объясняют с позиции институциональной теории. Согласно этой теории фирмы, ее образование обеспечивает экономию трансакционных издержек, что и побуждает участников фирмы к объединению. При этом в рамках фирмы устраняются отношения товарообмена, которые заменяются отношениями прямого, централизованнорегулируемого обмена деятельностью и услугами. Различают три основные формы фирменной организации:
- единоличное владение
- партнерство
- корпорация
Каждая из форм имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор конкретной формы зависит от тех задач, которые ставит перед собой предприниматель, его финансовых возможностей и сферы хозяйственной деятельности. В рамках единоличного владения предприниматель абсолютно самостоятелен в своих решениях, и достигается максимально возможная зависимость между решениями предпринимателя и результатом его деятельности. Недостаток - ограниченные возможности для расширения масштабов деятельности и наращивание размеров функционирующего капитала. Частично это ограничение снимается при создании партнерства, поскольку в его рамках объединяются капиталы 2 и более собственников. Но при этом усложняется процесс принятия хозяйственных решений и ослабляется зависимость между решениями предпринимателя и размерами его доходов.
В условиях корпоративной формы бизнеса появляются почти неограниченные возможности для расширения масштабов деятельности и увеличения размеров предприятия. Но в данном случае происходит разделение капиталособственности и капиталофункции. Это означает, что управление предприятием и предпринимательские функции выполняют наемные менеджеры. Большинство участников корпорации участвует в принятии решений только на общем собрании акционеров. Это резко ослабляет зависимость между решениями акционеров и результатами деятельности корпорации. В крупных корпорациях возникают элементы Х- неэффективности. Этот термин означает, что в достаточно крупных управленческих структурах нередко на ответственные посты назначаются недостаточно компетентные лица.
21. Капитал предприятия. Источники формирования и оборот
22. Понятие экономических издержек.
Содержание издержек производства и их классификация.
Положение предпринимательской фирмы на рынке, ее будущее в большой степени зависят от достигнутого уровня использования ресурсов, от издержек производства. Издержки производства оказывают непосредственное влияние на баланс денежных доходов и расходов фирмы, определяют уровень прибыльности и доходности. Прежде всего, необходимо различать «затраты» предпринимательской фирмы и сами издержки производства.
«Затраты» отражают
первоначальный общий расход капитала,
который требуется для
Издержки производства – это совокупность расходов, которые несут предприятия в процессе производства и реализации продукции. Общественные и индивидуальные издержки. Издержки производства можно классифицировать по многим признакам. Один из исходных вариантов — различать индивидуальные и общественные издержки. С позиций фирмы /предприятия/ выделяются индивидуальные издержки производства. Здесь непосредственно учитываются расходы самого хозяйствующего субъекта. Под общественными издержками понимаются издержки на производство определенного вида и объема продукции с позиций всей национальной экономики. Общество обязано помимо затрат в микроэкономике учитывать все «внешние затраты», связанные, например, с компенсацией ущерба, наносимого природе, здоровье населения по линии «промышленных выбросов» и т.д., а также некоторые расходы, связанные с подготовкой рабочей силы, проведением фундаментальных НИОКР. Для этого отрабатываются особые подсистемы налогообложения и финансирования соответствующих программ. В национальной экономике Республики Беларусь тяжелейшим бременем ныне являются финансовые затраты, связанные с локализацией и преодолением последствий Чернобыльской катастрофы.
У предпринимательских фирм складываются различные индивидуальные издержки производства. При определенных расчетах есть смысл учитывать среднеотраслевые издержки. В рыночной экономике большое значение имеют «общественно-нормальные» издержки производства. Чаще всего «общественно-нормальные» издержки производства определяются издержками той фирмы /или группы фирм/, которая поставляет на рынок основную массу товаров.
23-24. Издержки в долгосрочный и краткосрочный период
Издержки производства в краткосрочном периоде. В этом периоде времени количество некоторых производственных факторов остаётся неизменным. Это в основном относится к производственным мощностям. Количество других факторов как, например, используемые рабочая сила, сырьё, материалы, топливо — изменяется. Соответственно и издержки в этом периоде подразделяются на постоянные и переменные
Средние постоянные издержки АFC рассчитываются путём деления общих постоянных издержек на количество произведённой продукции, то есть АFC = TFC / Q .
Так как величина постоянных издержек не зависит от объёма производства, то конфигурация кривой АFC имеет плавный нисходящий характер и свидетельствует о том, что с ростом объёма производства сумма постоянных издержек приходится на всё возрастающее количество единиц производимой продукции. Средние переменные издержки AVC рассчитываются путём деления суммарных переменных издержек на количество произведённой продукции, то есть AVC=TVC/Q. Из табл.2 и рис.2 видно, что средние переменные издержки сначала снижаются, а затем растут. Здесь также сказывается действие закона убывающей отдачи. Средние общие издержки АТС рассчитываются по формуле АТС = ТС /Q. Кривые АТС и AVC имеют U - образную форму. Обе кривые в силу закон убывающей отдачи загибаются вверх при достаточно высоких объёмах производства. При увеличении числа занятых работников, когда постоянные факторы неизменны, производительность труда начинает падать, вызывая соответственно рост средних издержек.
Предельные издержки показываю изменения в издержках, связанные с увеличением или уменьшением объёма производства Q. Если постоянные издержки не меняются, то предельные - это всегда предельные переменные издержки. Их можно рассчитать путём вычитания двух рядом стоящих величин общих переменных издержек ТVC /также путём вычитания рядом стоящих величин общих издержек ТС — см. табл.2/. Предельные издержки показывают изменения в издержках, связанные с увеличением или уменьшением объёма производства Q. Поэтому сравнение МС с предельной выручкой /выручкой от реализации дополнительно произведённой единицей продукции/ имеет весьма важное значение для определения поведения фирмы в рыночных условиях.
Издержки производства в долгосрочном периоде.
Эффект роста масштабов производства /зффект масштаба/. Долгосрочный период в деятельности фирмы характеризуется тем, что она в состоянии изменить количество всех используемых производственных факторов. В этот период фирмы могут расширить свои мощности, увеличить масштабы производства. Последствия роста масштабов производства носят двоякий характер. Отмечается положительный и отрицательный эффект роста масштабов производства. Положительный эффект масштаба. По мере роста размеров предприятия начинает действовать целый ряд факторов в направлении снижения средних издержек производства. 1. Специализация труда 2. Специализация управленческого персонала 3. Эффективное использование капитала 4. Производство побочных продуктов
25. Признаки совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:
• множественность продавцов – мелких фирм (предприятий), доля которых на рынке отрасли ничтожно мала (менее 1% продаж за любой период) и покупателей. Такой рынок называют атомизированным;
• свободный, не затрудненный ничем вход предприятий в отрасль и абсолютная мобильность производственных ресурсов (никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому);
• полная однородность выпускаемого продукта (отсутствие торговых марок и т.д.). Это условие называется гомогенностью товаров;
• отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены (стихийное ценообразование), а также отсутствие у любого участника рынка возможности оказывать непосредственное влияние на решение другого участника как экономическими, так и неэкономическими методами;
• наличие у каждого участника (предпринимателя) исчерпывающей информации о текущем состоянии рынка (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Это условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка;
• отсутствие монополии (одного производителя), монопсонии (одного покупателя) и государственного регулирования;
Наряду с выше перечисленными условиями на совершенно конкурентных рынках действуют и другие, а именно:
• существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте;
• отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки между производителями и покупателями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;
• исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;
• предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личного и временного характера.
26. Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде
В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма сможет работать либо с прибылью, либо с убытками. Этот факт объясняется тем, что краткосрочный период по сути своей является недостаточным временным интервалам для того, чтобы расширить или сократить производство (в том числе каким-либо образом оказывать влияние на изменение уровня постоянных издержек производства, являющихся в некоторых отраслях определяющими в отношении принятия решения о начале либо продолжении ведения бизнеса в данной отрасли), а также для того, чтобы покинуть отрасль. Тот промежуток времени, в течении которого это удастся сделать, сам по себе уже не будет краткосрочным, а будет либо среднесрочным, либо долгосрочным. Получение нулевой прибыли возможно как частный случай, поэтому предприятие стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки. В обоих случаях речь идет о выборе оптимального объема выпуска продукции. Рассмотрим оба варианта.
Долгосрочный период отличается от краткосрочного тем, что, во-первых, производитель может увеличить производственные мощности (поэтому все издержки становятся переменными) и, во-вторых, число фирм на рынке может измениться. Иначе говоря, фирма может свернуть производство (выйти из дела) или начать производить новые виды продукции (войти в дело), причем в условиях совершенной конкуренции вход и выход на рынок новых фирм абсолютно свободны. Отсутствуют, какие бы то ни было, барьеры юридического или экономического характера. Свободный вход в отрасль и столь же свободный выход из неё – одна из основных черт рынка совершенной конкуренции. Свобода входа, разумеется, не означает, что фирма может войти в отрасль, не неся никаких издержек. Это значит, что она сделала все необходимые для вхождения в отрасль вложения и конкурирует с уже существующими предприятиями. На пути новых фирм в такой ситуации не стоят новые ограничения, связанные с действием патентов и лицензий, с наличием явного или скрытого сговора. Аналогичным образом свобода выхода означает, что фирма, пожелавшая покинуть отрасль, не встретит на своем пути никаких барьеров, препятствующих закрытию предприятия или переносу его деятельности в другой регион. При этом, когда фирма покидает отрасль, она либо находит своим постоянным активам новое применение, либо без ущерба для себя продает их.