Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 23:56, шпаргалка

Описание

Международный бизнес подразумевает осуществление деловых операций партнерами из более чем одной страны. В качестве примера можно привести такие операции, как закупка сырья и материалов в одной стране и их перевозка на территорию другой страны для дальнейшей обработки или сборки; транспортировка готовой продукции из одной страны в другую с целью продажи в системе розничной торговли; сооружение заводов в зарубежных странах с целью получения доходов на базе использования более дешевой рабочей силы; получение кредита вбанке одной страны для финансирования операций в другой стране. Стороны, участвующие в таких сделках, могут быть представлены физическими лицами, отдельными компаниями, группами компаний и/или государственными организациями.

Работа состоит из  1 файл

инвестиции.doc

— 814.50 Кб (Скачать документ)

 

ГЛАВА 6

 

  1. Что такое международная торговля? Назовите мотивы, побуждающие предпринимателей заниматься международной торговлей.

Международная торговля — это торговля между  резидентами разных стран. В качестве этих резидентов могут выступать физические лица, компании, некоммерческие организации или иные объединения.

В итоге международной  торговли обе стороны получают выгоду от добровольного обмена. Также в  основе желание снизить издержки за счет расширения масштабов деятельности и получить доступ к дешевым или уникальным ресурсам, технологиям, производственному опыту.

Дополнительными мотивами выхода на мировой рынок  является обретение более высокого статуса, использование льгот, законодательных  лазеек, снижение рисков. Здесь легче  кооперироваться с теми, с кем имеются общие интересы.

 

2. Назовите  различия между теорией абсолютных  преимуществ и теорией сравнительных  преимуществ. 

Согласно теории абсолютных преимуществ, страна должна экспортировать те товары и услуги, для производства и предоставления которых у нее есть более продуктивные возможности.*

Теория сравнительных  преимуществ гласит, что странам  более выгодно специализироваться на выпуске тех товаров, в производстве которых им удалось добиться относительно более высокого уровня производительности. Следовательно, страны должны ориентировать свою деятельность на производство (и экспорт) товаров и услуг, для которых у них есть относительно более продуктивные возможности.

Различие между  двумя теориями едва различимо: теория абсолютного преимущества ссылается на абсолютные различия в производительности, тогда как теория сравнительного преимущества опирается на относительные различия в производительности. И все-таки эти две теории отличаются друг от друга, поскольку в теории сравнительных преимуществ в процессе определения товара, который стране более целесообразно производить своими силами, учитывается понятие альтернативных издержек.

 

Подробнее можно почитать для того, чтобы  понять суть на стр. 276-280. Там с примерами)))

 

3. Почему  выводы Василия Леонтьева получили статус парадокса?

Выводы ученого  не соответствовали прогнозам, сделанным  на основании теории Хекшера-Олина, согласно которой страна имеет сравнительное  преимущество в производстве продуктов, для выпуска которых интенсивно используются те ресурсы (факторы производства), в которых эта страна не испытывает недостатка. Эксперимент был проведен на США. Утверждалось, что США выгодней продавать капиталоемкие товары, и импортировать – трудоемкие. Но расчеты, проведенные ученым, показали, что импорт был на 30 % более капиталоемким по сравнению с экспортом. В этом и заключался парадокс выводов.

 

4. Насколько  полезны теории, в которых основным  элементом анализа является страна, для раскрытия закономерностей  международной торговли?

В современный период развития экономики, по моему мнению, внимание надо уделять современным теориям торговли, основными элементами которых являются крупные компании, так как классические теории, имеющие в основе страну, неспособны  и предсказать существование внутриотраслевой торговли. Именно внутриотраслевые операции ныне в значительной степени составляют международную торговлю.

 

 

5. Чем  различаются межотраслевая и  внутриотраслевая торговля? 

Межотраслевая торговля (interindustry trade) — это обмен товаров, выпущенных предприятиями одной отрасли промышленности в стране А, на товары, выпущенные предприятиями другой отрасли в стране В (например, обмен французского вина на японские будильники). В то же время международная торговля в значительной степени состоит из внутриотраслевых торговых операций. 

Внутриотраслевая  торговля (intraindustry trade) — это обмен товарами, выпускаемыми предприятиями одной отрасли промышленности, между разными странами.  В 1961 г. шведский экономист Стефан Линдер (Steffan Linder) попытался найти объяснение феномену внутриотраслевой торговли. Линдер выдвинул гипотезу о том, что международная торговля промышленными товарами происходит в результате сходства между предпочтениями потребителей из разных стран, находящихся на одном и том же уровне экономического развития. По мнению Стефана Линдера, сначала компании производят товары для того, чтобы удовлетворить спрос на отечественном рынке. В процессе поиска новых возможностей для сбыта этих товаров обнаруживается, что наиболее перспективные зарубежные рынки находятся в тех странах, в которых предпочтения потребителей аналогичны нуждам и запросам отечественных потребителей.   

 

6. Объясните  влияние жизненного цикла продукта  на международную торговлю и  международные инвестиции.   

Теория международного  жизненного цикла продукта позволяет отследить роль инноваций,  расширение рынка сбыта, сравнительное преимущество производства продукта,  а также стратегические действия конкурентов в процессе принятия решений  относительно международного производства, международной торговли и международных  инвестиций. Согласно теории Вернона, международный жизненный  цикл продукта состоит из трех стадий: стадии освоения нового продукта,  стадии зрелости и стадии стандартизации продукта

 На первой  стадии жизненного цикла продукта, или стадии освоения нового продукта,  в компании происходит разработка и внедрение нового изделия в ответ на возникновение  потребности в этом продукте на отечественном рынке. Поскольку этот  продукт является новым, в компании, которая его разрабатывает, нет достоверных  данных о том, существует ли для него прибыльный рынок. Следовательно, на первоначальном этапе производство продукта целесообразно  размещать в стране, в которой были выполнены научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы по разработке данного изделия 

. На  следующем  этапе, поскольку размер рынка  по-прежнему остается неопределенным,  компания стремится минимизировать  свои инвестиции в производственные  мощности по выпуску продукта. Практически вся продукция, выпущенная на этом  этапе, продается на отечественном рынке, а объем экспортных продаж ограничен.

На третьей  стадии жизненного цикла продукта, стадии стандартизации, происходит  стабилизация рынка сбыта этого продукта. Новый продукт становится  обычным товаром, и у компаний появляется настоятельная необходимость максимально  возможного снижения уровня издержек на его производство. Одним из  способов сокращения издержек является перенос производства на предприятия,  расположенные в странах с дешевой рабочей силой. В результате начинается процесс  импорта продукта на отечественный рынок компании, которая на первоначальном  этапе занималась его внедрением (импорт продукта на отечественный  рынок компании осуществляется либо самой компанией, либо ее конкурентами.

Таким образом, учитывая все жизненные циклы  товара, компания может правильно  построить стратегию развития товара или же самой компании таким образом, чтобы товар или услуга пользовалась спросом и быстро распространялась не только внутри страны, но и за ее пределами.

 

7. Назовите  основные источники конкурентных  преимуществ, которые компании  используют в конкурентной борьбе  на международном рынке. 

  Источниками конкурентных преимуществ являются:

  1. Уровень потребительского спроса. Существование развитой клиентской базы, состоящей из большого количества отечественных потребителей, во многих случаях стимулирует разработку и распределение новых продуктов в процессе борьбы компаний за господство на отечественном рынке. С другой стороны, удовлетворяя  нужды отечественных потребителей, компании продолжают разрабатывать  новые продукты и совершенствовать их, что, в свою очередь, позволяет  расширить сбыт этих продуктов на рынки зарубежных стран. Таким образом,  компания, которая первой выпустила новый продукт, может опередить также и  иностранные конкурирующие фирмы, занимающиеся производством аналогичной  продукции
  2. Смежные и вспомогательные отрасли. Появление нового промышленного  предприятия во многих случаях стимулирует развитие местных компаний-поставщиков,  которые стремятся удовлетворять нужды этого предприятия в сфере  производства, маркетинга и распределения продукции, которую оно выпускает.  Расположение промышленного предприятия в непосредственной близости  от поставщиков позволяет ему пользоваться преимуществами более удобных способов  взаимодействия с поставщиками, а также обмениваться с ними новыми идеями  и соображениями относительно сокращения издержек производства. Конкурентная  борьба между поставщиками исходных ресурсов приводит к снижению  цен на продукцию, повышению ее качества, а также к использованию новых технологий  на рынке исходных ресурсов, что, в свою очередь, повышает конкурентоспособность  нового промышленного предприятия на международном рынке
  3. Стратегия компании, ее организационная структура и уровень конкуренции.  Условия ведения бизнеса на отечественном рынке определяют способность компании  успешно конкурировать на международном рынке. Для того чтобы устоять  в жесткой конкурентной борьбе на отечественном рынке, компания должна постоянно  направлять свои усилия на сокращение издержек производства, повышение уровня качества изделий, производительности труда, а также на разработку  новых продуктов. Компании, которые смогли пройти такое испытание,  в большинстве случаев способны выдержать конкуренцию и на международном  рынке. Более того, большая часть инвестиций, вложенных компанией на  отечественном, может быть распространена на  иностранные рынки при низком уровне требуемых при этом затрат. Такие компании  имеют конкурентные преимущества при расширении сбыта своей продукции  на зарубежные рынки.

 

8. Назовите  четыре элемента теории конкурентных  преимуществ стран Майкла Портера.

 

Теория конкурентных преимуществ стран (theory of national competitive advantage), разработанная профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Портером (Michael Porter), — это самая современная теория международной торговли.

По мнению Майкла Портера, успех в международной  торговле обеспечивается взаимодействием  четырех элементов, характерных  для конкретной страны и для конкретной компании:

  1. наличие факторов производства;
  2. уровень потребительского спроса;
  3. смежные и вспомогательные отрасли;
  4. стратегия компании, ее организационная структура и уровень конкуренции.

 

 

9. Чем  портфельные инвестиции отличаются  от прямых иностранных инвестиций?

 

Международные инвестиции подразделяются на две категории: портфельные инвестиции и прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Различие между этими двумя типами инвестиций состоит в том, в какой степени  инвестор намерен контролировать вложенный капитал: принимать активное участие в управлении компанией, в которую вложены его средства, или просто получать доход от пассивных инвестиций.

Портфельные инвестиции (portfolio investments) представляют собой пассивное владение ценными бумагами, такими как акции, облигации или другие финансовые активы; ни одна из этих категорий ценных бумаг не дает инвестору права принятия активного участия в управлении деятельностью эмитента этих ценных бумаг или осуществления контроля над его деятельностью.

Прямые  иностранные инвестиции (foreign direct investment, FDI) — это приобретение иностранных активов с целью осуществления контроля над ними. Специалисты Департамента статистики США определяют ПИИ как ≪владение 10% или более ценных бумаг предприятия, дающими право голоса на собрании акционеров, или эквивалентной долей в неакционерной фирме≫

 

10. Перечислите  три составные части эклектической  теории Даннинга.

 

Эклектическая теория (eclectic theory) — это универсальная теория прямых иностранных инвестиций, сочетающая в себе анализ следующих трех аспектов ведения бизнеса на рынках зарубежных стран: преимущества от обладания ценными активами, преимущества от размещения производства за рубежом и преимущества от интернализации процесса выпуска продукции или предоставления услуг. Согласно этой теории, процесс прямого вложения капитала в зарубежные предприятия оказывает влияние как на международную коммерческую деятельность компании, так и на ее внутрикорпоративную деятельность.

В соответствии с эклектической теорией Даннинга ведение бизнеса за рубежом посредством FDI целесообразно в случае выполнения следующих условий:

1. Наличие конкурентных преимуществ, обусловленных обладанием ионными активами. Компания должна иметь уникальные конкурентные преимущества, которые позволили бы ей успешно конкурировать с иностранными компаниями на их отечественных рынках. В число активов, которые могут обеспечить такие конкурентные преимущества, входит торговая марка, запатентованная технология, возможность получения экономии от масштаба и т. д.

2. Наличие преимуществ от размещения производственных мощностей за рубежом. Ведение бизнеса посредством размещения мощностей за рубежом должно быть более выгодным по сравнению с размещением мощностей на отечественных предприятиях.

3. Наличие преимуществ от интернализации ведения бизнеса. Компании должно быть более выгодно управлять своими предприятиями за рубежом, чем нанимать независимую местную фирму для выполнения соответствующих работ. Осуществление такого контроля дает компании преимущества в следующих случаях: приведение контракта в исполнение, а также отслеживание действий местной компании, предусмотренных в контракте

 

 

11. Какое  влияние оказывают политические  факторы на международную торговлю  и международные инвестиции?

 

Политические  факторы также могут сыграть свою роль в принятии компанией решения использовать ПИИ для выхода на международный рынок. Компания может инвестировать капитал в зарубежную страну для того, чтобы обойти торговые ограничения, налагаемые этой страной, или чтобы воспользоваться перспективами экономического роста, предлагаемыми ее правительством.

Возможность обойти торговые ограничения. Во многих случаях компании строят свои предприятия на территории зарубежных стран, чтобы обойти существующие ограничения на экспорт продукции в эти страны.

Факторы, стимулирующие экономический рост. Большинство демократически избранных органов власти (местных, региональных или государственных) заинтересованы в обеспечении экономического благосостояния своих граждан, многие из которых принадлежат к числу избирателей. Правительства многих стран предлагают компаниям льготы, которые призваны склонить их к размещению новых предприятий в пределах их юрисдикции. Льготы, предлагаемые компании правительством и другими органами власти страны, могут стать важным катализатором процесса ПИИ. В число таких льгот входит низкая плата за коммунальные услуги, программы подготовки рабочих и служащих, совершенствование инфраструктуры (например, строительство новых шоссе или железных дорог), а также снижение налогов или временное освобождение от уплаты налогов. Достаточно часто многонациональные корпорации извлекают выгоду из соперничества, которое разгорается между органами власти в различных административных единицах той или иной страны за получение права на заключение контрактов с иностранными компаниями, которые создали бы на их территории новые рабочие места.

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"