Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:56, шпаргалка
1.Предмет курса «Национальная экономика Беларусии».
2.Понятие национальной экономики.
...
15. Инвестиционный потенциал Беларуси.
16. Внешнеэкономический потенциал Беларусии.
1.Предметом курса
«Национальная экономика
2.Понятие национальной экономики.Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.Национальная экономика - это отрасль науки, изучающая становление национальной экономики, ее экономический потенциал, хозяйственные комплексы страны и национальный рынок, место страны в мировой э кономике. Объектом исследования выступает экономика страны в масштабе государстваХарактерные черты и условия функционирования национальной экономики: 1)суверенитет нации и государства; 2)территориальная целостность; 3)единство экономического пространства и юридической среды; 4)общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности; 5)наличие единого платежного средства — национальной денежной единицы и целостной финансовой системы; 126)развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений; 7)эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации
4.Система национального счетоводства.Система национальных счетов возникла в 40-х гг. ХХ в. в западных странах. Она явилась инструментом, который, в частности, закрепил гегемонию США в области методологии общеэкономической статистики. Введение СНС сделало прозрачными результаты экономического развития всех стран. СССР в свое время отказался применять эту систему. Его общеэкономическая статистика строилась на основе методологоии баланса народного хозяйства (БНХ). После распада СССР все страны постсоветского пространства, в том числе и Беларусь, перешли на систему национального счетоводства. Это способствует интеграции их экономик в систему международного разделения труда. Совокупность национальных счетов включает показатели объема и динамики, структуры производства ВВП, счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов, счет использования национального располагаемого дохода, счет операций с капиталом.
3.Предпосылки становления,
функционирования и развития
национальной экономики страны.
1) Общесистемные предпосылки
- включают определение правовых,
идеологических, политических условий,
характеризующих
Система таких институтов, норм, механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским,
Налоговым, Таможенным и другими
кодексами, законами страны. 3) Внутрисистемные
предпосылки - направлены на обеспечение
эффективности и
5.Использование
макроэкономических
всех владельцев факторов
производства. Важной чертой национальной
экономик являются ее макроэкономические
пропорции.Макроэкономические пропорции
– количественные соотношения между различными
подразделениями и сферами общественного
производства, отраслями, территориально-
Виды макроэкономических пропорций: • общеэкономические; • межотраслевые; • внутриотраслевые; • территориальные; • межгосударственные; • стоимостные; • ресурсные. Сбалансированность национальной экономики – соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых благ и потребностями в них.
7.Состав совокупного
экономического потенциала
6.Типы национальных хозяйственных систем.Типологизация национальных экономических систем может быть различной:
- по уровню социально-
средние страны, крупные и крупнейшие страны; - по региональному признаку: страны азиатско-тихоокеанского региона, европейские страны, африканские и т. д.; - по национальному признаку: экономика Австрии,Беларуси, Болгарии, Венгрии, Японии и т. д. ;- по степени включенности в мировую экономику: закрытого и открытого типов; - по степени зрелости различают: формирующиеся, зрелые или развитые; - по типу и границам государственного вмешательства в экономику: свободную или либеральную, административно-командную, смешанную; - по механизму координации: традиционную, рыночную и командную (плановую). Под социально-экономической моделью понимают комплекс хозяйственных институтов, определяющих принципы, направления деятельности, дееспособность экономической и социальной систем в конкретных природных условиях страны и региона. Из современных рыночных моделей выделяют следующие: американская, японская, различные европейские модели. 1) Американская модель. 2) Японскую модель. 3) Китайская модель смешанной экономики. 4) Шведская (модель «государства благосостояния») . Б ело р у сс ка я м о д ел ь со ц и а льн о о р и енти р о ва н н о й р ын о ч н о йэк о н о м и ки согласно НСУР — это высокоэффективна я экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов.
Характерные черты белорусской модели развития экономики
являются: • сильная и эффективная государственная власть,
обеспечивающая политическую стабильность, безопасность,
социальную справедливость и общественный порядок; • равенство различных форм собственности, в основе которого
лежит главный критерий развития экономики — эффективность
ведения хозяйства; • многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей; • активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, Евросоюза; • эффективная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.
9.Земельные и водные ресурсы Беларуси.Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека. Размер природно-ресурсного потенциала — это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов. Земельные ресурсы - это часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования. Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека. Земельный фонд Республики Беларусь — это площадь страны, составляющая 20759,6 тыс. га. Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной земельной политикой, целью которой является повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов. Водные ресурсы - включают все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных и подземных вод. Ресурсы поверхностных вод определяются в основном суммарным стоком в средний по водности год и оцениваются по Беларуси в 57,9 км. Естественные ресурсы пресных подземных вод оцениваются в 15,8 км в год.
Разработка и реализация водохозяйственных и водоохранных
мероприятий координируется Министерством природных
ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Большая роль отводится Министерству здравоохранения
Республики Беларусь и Министерству жилищно-коммунального
хозяйства Республики Беларусь.
17. Экологический потенциал Беларуси Экологический потенциал характеризует возможность сохранения и функционирования природных систем, рационального использования всех компонентов биосферы в интересах человека. Географическое положение в центре Европы обеспечивает Беларуси особое место на континенте как страны, где высока доля сохранившихся сплошных массивов ненарушенных или слабо нарушенных экосистем. К ним в первую очередь следует отнести лесные и болотные массивы, особо охраняемые природные территории, которые соединены экологическими коридорами и образуют национальную экологическую сеть.Экологический потенциал страны в значительной мере зависит от качества поверхностных и подземных вод. Если по уровню водообеспеченности Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях, то проблема качества природных вод стоит весьма остро, несмотря на уменьшение объемов водоотведения и проводимую реконструкцию очистных сооружений. Самым мощным источником загрязнения водных объектов в стране являются бытовые стоки, на которые приходится две третьих годового объема сточных вод, доля стоков производства составляет четвертую часть. Существенным показателем эффективности функционирования ЭП является экологическая емкость.Целесообразно использование двух ее показателей: 1. отношение экологически чистой продукции (прошедшей экологическую сертификацию) к общему объему соответствующей продукции, или ВВП в целом. 2. удельные величины загрязнений в расчете на единицу конечного результата (конечной продукции). В качестве загрязнений могут быть взяты различные загрязняющие вещества, газы, отходы. Наиб. серьезной экологической проблемой остается радиоактивное загрязнение в результате катастрофы на ЧернобАЭС. Одной из важнейших проблем в контексте устойчивого развития экономики страны является защита атмосферы, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах Бел. Устойчивость экологического потенциала страны во многом определяется мерами по рациональному использованию земель в сельскохозяйственном производстве и других отраслях экономики.