Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:56, шпаргалка
1.Предмет курса «Национальная экономика Беларусии».
2.Понятие национальной экономики.
...
15. Инвестиционный потенциал Беларуси.
16. Внешнеэкономический потенциал Беларусии.
Формирование в РБ социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффект-ти взаимодействия органов отраслевого и территор-го управления при решении как общегосуд-ых, так и регион-ых проблем, что, в конечном счете, обеспечит переход страны к устойчивому развитию.Структура органов гос управления построена на функциональном и отраслевом принципах: она обеспечивает регулирование важнейших сфер жизни общ-ва и гос-ва (экон сферы, соц сферы, ВЭД и внешнеполитической деят-ти, проиродоохранной деят-тиОрганы гос власти РБ включают: 1. Парламент(Нац Собрание) 2. Совет Министров 3. Администрация Президента РБ 4. Судебные органы и прокуратура 5. Комитет гос контроля Парламент –законодательный орган РБ. Нац. Собрание РБ состоит из 2 палат: палата представителей и совет республики. Для ведения законно-проектной работы постоянно формируются комиссии: 1. комиссия по закондотельству и судебно-правовым вопросам 2. комиссия по нац безопасности 3. -//- по гос строительству, местному самоуправлению и регламенту 4. -//- по проблемам Чернобыльской АС, экологии и природопользованию 5. -//- по бюджету, финансам и налоговой политике 6. -//- по аграрным вопросам 7. -//- по образованию, культуре и НТП. 8. -//- по денежно-кредитной политике и банковской деят-ти 9. -//- по пром-ти топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству 10. -//-по охране здоровья, физ. Культуре, делам семьи и молодежи 11. -//- по труду, соц защите, делам ветеранов и инвалидов 12 -//- по правом человека, нац отношениям и СМИ 13. -//- по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации 14. -//- по междунар делам и связям с СНГ. Правительство – Совет Министров РБ, который является центральным, коллегиональным органом, осуществляющим в соответствии с Конституцией РБ исполнительную власть. СовМин подотчетен Президенту и ответственен перед Нац. Собранием.Для обеспечения деят-ти Президента РБ создается Администрация, осуществляет информационную и организационно- техническую поддержку и является рабочим органом Президента, ее состав определяется Президентом РБ.
39. Денежно-кредитная система Беларуси. Денежная система — исторически сложившаяся в каждой
стране и законодательно установленная форма организацииденежного обращения.Денежная система функционирует в соответствии спринятым в декабре 1990 года Законом «О Национальномбанке Республики Беларусь» Кредитная система — это совокупность различныхкредитно-финансовых институтов, действующих на рынкессудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию имобилизацию денежного капитала.Правовой основой денежно-кредитного регулированияявляются «Основные направления денежно-кредитнойполитики Республики Беларусь», ежегодно разрабатываемые иутверждаемые Правлением Национального банка Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневаябанковская система:1) первый уровень - Национальный банк;2) второй уровень - банки и небанковские финансовыеорганизацииПравовой основой функционирования национальной
банковской системы в
3. Прирост рублевой денежной массы (%).4. Прирост нормативного капитала (%).5. Прирост требований банков к экономике (%).6. Доля проблемных активов банков в активах,подверженных кредитному риску (%).7.Коэффициент доступности автоматизированнойсистемы межбанковских расчетов для банков (%).В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определеныперспективные цели денежно-кредитной политики РБ:• обеспечение устойчивости белорусского рубля квалютной корзине и снижения темпов инфляции;• дальнейшее наращивание нормативного капитала;• развитие ресурсного потенциала и укрепление банковскойсистемы, обеспечивающие эффективное аккумулированиесвободных денежных средств домашних хозяйств ихозяйствующих субъектов и кредитную поддержкуэкономического роста;• снижение общего уровня процентных ставок в экономикепри условии обеспечения финансовой стабильности;• обеспечение эффективного надежного и безопасного
функционирования платежной
38. Система
планирования и
государством.Программирование социально-экономического развития –метод вмешательства государства в процессы социально-экономического развития, предполагающий разработку целевых программ λ определением последовательности действий для достижения запрограммированного результата.В РБ на различные периоды времени разрабатываютсяследующие документы:1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет.2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период. 3. Программа социально экономического развития Республики Беларусь на 5 лет.4. Прогноз социально-экономического развития Республики
Беларусь на краткосрочную перспективу разрабатываетсяежегодно.Т акже система планирования и прогнозирования экономики Республики Беларусь включает следующие комплексныедокументы:1) Государственная программа инновационного развития на 2011-2015 годы. 2) Государственной программой укрепления аграрной экономки и развития сельских территорий на 2011-2015 годы.3) Национальная программа демографической безопасности РБ на 2011-2015 годы. 4) Комплексная программа развития сферы услуг в
Республике Беларусь на 2006-2010 годы. 5) Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы и др.
40. Бюджетно-налоговая система Беларуси. Бюджетная система Республики Беларусь— это
основанная на экономических отношениях и юридическихнормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Согласно Конституции РеспубликиБеларусь (ст. 133) бюджетная система Республики Беларусьвключает республиканский и местный бюджеты.Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоитиз республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.Консолидированный бюджет области состоит изконсолидированных бюджетов районов, бюджетов городовобластного подчинения, расположенных на территории
области, и областного бюджета.Доходы
бюджета формируются за счет налогов,определяемых
законом, других обязательных платежей,
а также иных поступлений.Расходы бюджета
определяются программами социально-экономического
развития РБ и соответствующейадминистративно
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс.Контроль за использованием республиканского бюджетаосуществляется Президентом Республики Беларусь,Правительством Республики Беларусь и Комитетомгосударственного контроля Республики Беларусь.
Доходы консолидированного бюджета РеспубликиБеларусь формируются за счет:1.Налоговых доходов.2.Взносов на государственное социальное страхование.3.Неналоговых доходов.
Расходы консолидированного бюджета включают:1. Общегосударственные расходы.2. Национальная оборона.3. Судебная власть, правоохранительная деятельность иобеспечение безопасности.4. Национальная экономика.5. Охрана окружающей среды.6. Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство.7. Здравоохранение.8. Физическая культура, спорт, культура и СМИ.9. Образование.10. Социальная политика (с ФСЗН)Налоговая система – совокупность всех взимаемых в
государстве налогов, методы и принципы их построения,способы исчисления и взимания, налоговый контроль,устанавливаемые в законодательном порядке.Основа налоговой системы страны – подоходный налог снаселения, взносы на социальное страхование, налог наприбыль и доходы предприятий, налог на добавленнуюстоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины и
имущественные налоги.
41. Тенденции и
факторы международной
впервые стала полноправным субъектом международногоправа. С 19 сентября 1991 года БССР стала называться
Республикой Беларусь. Вскоре Парламентом был принятпервый законодательный акт о самостоятельной
внешнеполитической
Беларусь со странами мира.Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:• содействие построению стабильного, справедливого,демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;• равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое
политическое, экономическое, научное, культурное иинформационное пространство;• создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического,экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;• обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Р еспублики Беларусь за границей; • содействие реализации национальных, культурных и иныхправ и законных интересов этнических белорусов, выходцев изРеспублики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя какбелорусы, проживающих за пределами ее территории;
• содействие укреплению международной безопасности,нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;• расширение международного сотрудничества в области
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,охраны окружающей среды, в информационной и
гуманитарной сферах; • привлечение внешних интеллектуальных и научныхресурсов в интересах образовательного, научного икультурного развития Республики Беларусь;• участие в международном сотрудничестве в областипоощрения и защиты прав человека.
43. Экономическая
интеграция Беларуси и
- создание компьютерных
технологий программного
Осуществление комплекса мер по углублению интеграционных процессов в рамках Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по его реализации, направленных на принятие единых нормативных документов, которые устранят барьеры во взаимной торговле, в том числе платежно-расчетных, налоговых, таможенных, создание скоординированной региональной внешней политики, а также политики защиты внутреннего рынка позволит расширить и повысить эффективность внешнеторгового сотрудничества регионов Беларуси и России.Для повышения эффективности интеграционных процессов и создания Союзного государства РБ и Российской Федерации необходимо: - проводить согласованную макроэк-ую политику, в том числе денежно-кредитную и валютную, бюджетно-налоговую, ценовую, инвестиционную и инновационную, промышленную, внешнеэкономическую, социальную; - синхронизировать институциональные преобразования, процессы модернизации, структурную перестройку, реструктуризацию и интеграцию экономик обеих стран в мировую экономику; - гармонизировать и унифицировать законодательную нормативно-правовую базы, в том числе хозяйственное и гражданское законодательства, законодательство в социально-трудовой сфере, налоговое, инвестиционное и др.; - сформировать единое экономическое пространство, в том числе таможенное, научно-технологическое и информационное; фондовый рынок и рынок труда; - объединить транспортные, энергетические, телекоммуникационные системы, системы связи; - разработать и реализовать совместные межгосударственные программы и их финансовое обеспечение; - развивать торгово-экономические отношения и межрегиональное сотрудничество.