Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:56, шпаргалка

Описание

1.Предмет курса «Национальная экономика Беларусии».
2.Понятие национальной экономики.
...
15. Инвестиционный потенциал Беларуси.
16. Внешнеэкономический потенциал Беларусии.

Работа состоит из  1 файл

shpory_nats_ekonomika_zachet_gotovye.docx

— 141.40 Кб (Скачать документ)

 Формирование  в РБ социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффект-ти взаимодействия органов отраслевого и территор-го управления при решении как общегосуд-ых, так и регион-ых проблем, что, в конечном счете, обеспечит переход страны к устойчивому развитию.Структура органов гос управления построена на функциональном и отраслевом принципах: она обеспечивает регулирование важнейших сфер жизни общ-ва и гос-ва (экон сферы, соц сферы, ВЭД и внешнеполитической деят-ти, проиродоохранной деят-тиОрганы гос власти РБ включают: 1. Парламент(Нац Собрание) 2. Совет Министров 3. Администрация Президента РБ 4. Судебные органы и прокуратура 5. Комитет гос контроля   Парламент –законодательный орган РБ. Нац. Собрание РБ состоит из 2 палат: палата представителей и совет республики. Для ведения законно-проектной работы постоянно формируются комиссии: 1. комиссия по закондотельству и судебно-правовым вопросам 2. комиссия по нац безопасности 3. -//- по гос строительству, местному самоуправлению  и регламенту 4. -//- по проблемам Чернобыльской АС, экологии и природопользованию 5. -//- по бюджету, финансам и налоговой политике 6. -//- по аграрным вопросам 7. -//- по образованию, культуре и НТП. 8. -//- по денежно-кредитной политике и банковской деят-ти 9. -//- по пром-ти топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству 10. -//-по охране здоровья, физ. Культуре, делам семьи и молодежи 11. -//- по труду, соц защите, делам ветеранов и инвалидов 12 -//- по правом человека, нац отношениям и СМИ 13. -//- по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации 14. -//- по междунар делам и связям с СНГ.   Правительство – Совет Министров РБ, который является центральным, коллегиональным органом, осуществляющим в соответствии с Конституцией РБ исполнительную власть. СовМин подотчетен Президенту и ответственен перед Нац. Собранием.Для обеспечения деят-ти Президента РБ создается Администрация, осуществляет информационную и организационно- техническую поддержку и является рабочим органом Президента, ее состав определяется Президентом РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Денежно-кредитная  система Беларуси. Денежная система — исторически сложившаяся в каждой

стране и законодательно установленная  форма организацииденежного обращения.Денежная система функционирует в соответствии спринятым в декабре 1990 года Законом «О Национальномбанке Республики Беларусь» Кредитная система — это совокупность различныхкредитно-финансовых институтов, действующих на рынкессудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию имобилизацию денежного капитала.Правовой основой денежно-кредитного регулированияявляются «Основные направления денежно-кредитнойполитики Республики Беларусь», ежегодно разрабатываемые иутверждаемые Правлением Национального банка Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневаябанковская система:1) первый уровень - Национальный банк;2) второй уровень - банки и небанковские финансовыеорганизацииПравовой основой функционирования национальной

банковской системы в настоящее  время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января2001 года.Основные показатели, характеризующиефункционирование банковской системы Республики Беларусь:1. Ставка рефинансирования (%).2. Прирост международных резервных активов РБ в определении специального стандарта распространения данныхМеждународного валютного фонда (млрд. долларов США).

3. Прирост рублевой денежной  массы (%).4. Прирост нормативного  капитала (%).5. Прирост требований  банков к экономике (%).6. Доля  проблемных активов банков в  активах,подверженных кредитному риску (%).7.Коэффициент доступности автоматизированнойсистемы межбанковских расчетов для банков (%).В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определеныперспективные цели денежно-кредитной политики РБ:• обеспечение устойчивости белорусского рубля квалютной корзине и снижения темпов инфляции;• дальнейшее наращивание нормативного капитала;• развитие ресурсного потенциала и укрепление банковскойсистемы, обеспечивающие эффективное аккумулированиесвободных денежных средств домашних хозяйств ихозяйствующих субъектов и кредитную поддержкуэкономического роста;• снижение общего уровня процентных ставок в экономикепри условии обеспечения финансовой стабильности;• обеспечение эффективного надежного и безопасного

функционирования платежной системы  и хранения сбережений в банковской системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Система  планирования и прогнозирования  национальной экономики Беларуси.  Планирование – это процесс принятия управленческих решений, который включает в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые разрабатываются на различные периоды действия и имеют различные формы проявления. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства; выявление проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана, а также путей и способов их решения.  С точки зрения временного аспекта планы бывают: - долгосрочные: планы на период от 15-20 лет; - среднесрочные: срок 3-5 лет; - краткосрочные: планы сроком до 1 года; - оперативные: планы на сутки, неделю и декаду. Долгосрочный план отражает стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период, главные цели, приоритеты, пути и средства их достижения.     Выделяют следующие формы планирования:  - Директивное планирование: обязательное, жесткое, подлежащее исполнению; предполагает командно-административные методы для достижения поставленных целей и задач; реализуется через административно-распределительные документы, а именно законы, указы, приказы, распоряжения, подразумевающие контроль за практической реализацией.   - Стратегическое планирование – процесс определения целей и значений экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединений предприятий и др.), как правило, на средний срок и длительную перспективу с формированием механизма по их реализации. При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют характер экономических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, обороноспособность страны и др. При этом конечный результат не является строго фиксированным, определяются границы, в рамках которых колеблются показатели.      - Индикативное планирование – это инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития с учетом конкретно складывающейся экономической ситуации. Индикативный план-прогноз входит в стратегический и является практическим инструментом в развитии экономики на краткосрочный и среднесрочный периоды.    Индикативный план включает в себя: 1) концептуальную часть: концепция социально-экономического развития; 2) прогнозную часть: прогноз социально-экономическою развития; 3) планово-регулирующую часть: система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы.    Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период. Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции 1) информационную — планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы; 2) стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними;3) согласительную — позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований.  Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.   Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает• на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет• среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет• краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь. Прогнозирование национальной экономики — это процесс разработки научно обоснованных прогнозов по поводу будущих экономических условий и объектов, тенденций ихразвития, являющийся основой для принятия решений

государством.Программирование социально-экономического развития –метод вмешательства государства в процессы социально-экономического развития, предполагающий разработку целевых программ λ определением последовательности действий для достижения запрограммированного результата.В РБ на различные периоды времени разрабатываютсяследующие документы:1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет.2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период. 3. Программа социально экономического развития Республики Беларусь на 5 лет.4. Прогноз социально-экономического развития Республики

Беларусь на краткосрочную перспективу  разрабатываетсяежегодно.Т акже система планирования и прогнозирования экономики Республики Беларусь включает следующие комплексныедокументы:1) Государственная программа инновационного развития на 2011-2015 годы. 2) Государственной программой укрепления аграрной экономки и развития сельских территорий на 2011-2015 годы.3) Национальная программа демографической безопасности РБ на 2011-2015 годы. 4) Комплексная программа развития сферы услуг в

Республике Беларусь на 2006-2010 годы. 5) Программа развития промышленного  комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Бюджетно-налоговая система  Беларуси.  Бюджетная система Республики Беларусь— это

основанная на экономических  отношениях и юридическихнормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Согласно Конституции РеспубликиБеларусь (ст. 133) бюджетная система Республики Беларусьвключает республиканский и местный бюджеты.Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоитиз республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.Консолидированный бюджет области состоит изконсолидированных бюджетов районов, бюджетов городовобластного подчинения, расположенных на территории

области, и областного бюджета.Доходы бюджета формируются за счет налогов,определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития РБ и соответствующейадминистративно-территориальной единицы, осуществляютсяпо направлениям и в размерах, установленных законодательством РБ и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.В соответствии с законом в Республике Беларусь могутсоздаваться внебюджетные фонды.

С 1 января 2009 года вступил  в силу Бюджетный кодекс.Контроль за использованием республиканского бюджетаосуществляется Президентом Республики Беларусь,Правительством Республики Беларусь и Комитетомгосударственного контроля Республики Беларусь.

Доходы консолидированного бюджета РеспубликиБеларусь формируются за счет:1.Налоговых доходов.2.Взносов на государственное социальное страхование.3.Неналоговых доходов.

Расходы консолидированного бюджета включают:1. Общегосударственные расходы.2. Национальная оборона.3. Судебная власть, правоохранительная деятельность иобеспечение безопасности.4. Национальная экономика.5. Охрана окружающей среды.6. Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство.7. Здравоохранение.8. Физическая культура, спорт, культура и СМИ.9. Образование.10. Социальная политика (с ФСЗН)Налоговая система – совокупность всех взимаемых в

государстве налогов, методы и принципы их построения,способы исчисления и взимания, налоговый контроль,устанавливаемые в законодательном порядке.Основа налоговой системы страны – подоходный налог снаселения, взносы на социальное страхование, налог наприбыль и доходы предприятий, налог на добавленнуюстоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины и

имущественные налоги.

 

41. Тенденции и  факторы международной интеграции. Международная экономическая интеграция – переплетениехозяйственных связей между странами мира, которое ведет к слиянию национальных рынков, формированию единогомирового экономического пространства с единым рыночным режимом.Международная экономическая интеграция обусловленарядом следующих факторов:1) углубление международного разделения труда, специализация и кооперация производства;2) ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий;3) расширение региональных группировок;4) формирование региональных рынков;5) интернационализация хозяйственной жизни;6) создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.После обретения независимости в 1991 году Беларусь

впервые стала полноправным субъектом международногоправа. С 19 сентября 1991 года БССР стала называться

Республикой Беларусь. Вскоре Парламентом был принятпервый законодательный акт о самостоятельной

внешнеполитической деятельности республики. Активно развивается  и внешняя торговля Республики

Беларусь со странами мира.Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:• содействие построению стабильного, справедливого,демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;• равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое

политическое, экономическое, научное, культурное иинформационное пространство;• создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического,экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;• обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Р еспублики Беларусь за границей; • содействие реализации национальных, культурных и иныхправ и законных интересов этнических белорусов, выходцев изРеспублики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя какбелорусы, проживающих за пределами ее территории;

• содействие укреплению международной  безопасности,нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;• расширение международного сотрудничества в области

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,охраны окружающей среды, в информационной и

гуманитарной сферах; • привлечение внешних интеллектуальных и научныхресурсов в интересах образовательного, научного икультурного развития Республики Беларусь;• участие в международном сотрудничестве в областипоощрения и защиты прав человека.

 

43. Экономическая  интеграция Беларуси и Российской  Федерации: проблемы и пути  решения. Среди стран СНГ наиболее последовательную интеграцию осуществляют Беларусь и РФ, подписавшие в 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, год спустя — Договор об образовании Союза Беларуси и России, который подтверждал и развивал положения предыдущего документа с целью достижения действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни.Основные Союзные программы:

- создание компьютерных  технологий программного оборудования  для обработки оптических деталей  из традиц.и нетрадиц. оптических материалов; - развитие дизельного автомобилестроения; - создание высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных; - программа «Нанотехнологии — СГ»; - осмос Союзного государства; - здоровье трудящихся - здоровье будущих поколений. Взаимодействие Республики Беларусь с российскими регионами в настоящее время осуществляется преимущественно по трем основным направлениям:- участие представителей местных органов власти в формировании общегосударственных программ межрегионального сотрудничества; - налаживание прямых связей субъектов хозяйствования РБ с предприятиями и организациями Российской Федерации; - установление сотрудничества между региональными властями двух стран.

Осуществление комплекса  мер по углублению интеграционных процессов в рамках Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по его реализации, направленных на принятие единых нормативных документов, которые устранят барьеры во взаимной торговле, в том числе платежно-расчетных, налоговых, таможенных, создание скоординированной региональной внешней политики, а также политики защиты внутреннего рынка позволит расширить и повысить эффективность внешнеторгового сотрудничества регионов Беларуси и России.Для повышения эффективности интеграционных процессов и создания Союзного государства РБ и Российской Федерации необходимо:     - проводить согласованную макроэк-ую политику, в том числе денежно-кредитную и валютную, бюджетно-налоговую, ценовую, инвестиционную и инновационную, промышленную, внешнеэкономическую, социальную;  - синхронизировать институциональные преобразования, процессы модернизации, структурную перестройку, реструктуризацию и интеграцию экономик обеих стран в мировую экономику; - гармонизировать и унифицировать законодательную нормативно-правовую базы, в том числе хозяйственное и гражданское законодательства, законодательство в социально-трудовой сфере, налоговое, инвестиционное и др.; - сформировать единое экономическое пространство, в том числе таможенное, научно-технологическое и информационное; фондовый рынок и рынок труда;    - объединить транспортные, энергетические, телекоммуникационные системы, системы связи;    - разработать и реализовать совместные межгосударственные программы и их финансовое обеспечение;   -  развивать торгово-экономические отношения и межрегиональное сотрудничество.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"