Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:56, шпаргалка
1.Предмет курса «Национальная экономика Беларусии».
2.Понятие национальной экономики.
...
15. Инвестиционный потенциал Беларуси.
16. Внешнеэкономический потенциал Беларусии.
Связь – отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения. Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телеграфная связь, телевидение и радиовещание). Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему – проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств. Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи, объем предоставляемых услуг и их качество. Телефонная связь. Прирост числа телефонных аппаратов сети общего пользования или имеющих нанес выход за 1991 – 2003 гг. составил 1,5 млн. шт., и их общее количество достигло 3,2 млн. абонентов. Число квартирных телефонных аппаратов достигло 2,6 млн. шт., причем их доля в общем количестве телефонных аппаратов возросла с 68,4% (1990г.) до 80,2% (2003г.). Видеотелефонную связь осуществляет самое крупное государственное предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечивает телефонные переговоры практически с любым городом мира, оказывает Интернет – услуги, обеспечивает спутниковую связь и рассылает письма по электронной почте. Телеграфная связь осуществляет передачу на расстояние буквенно-цифровых сообщений – телеграмм или фототелеграмм. Отличительная особенность телеграфной связи – документальность, так как сообщение вручается адресату в виде печатного текста. Она получила значительное развитие в сфере управления, деловой и коммерческой связи, используется также при передаче данных. Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь. Она предназначена для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам СВЯЗИ относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь. Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов. Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и развитию таких новых современных услуг связи, как электронная почта, международная ускоренная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных услуг, предоставляемых предприятиями связи. Для развития и модернизации материально-технической базы отрасли связь предусматривается построение магистральных внутризоновых волоконно-оптических линий связи; внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях сети электросвязи; постепенный переход от аналого-цифровой к полностью цифровой сети электросвязи; строительство сетей радиовещания и цифрового телевидения.
26.
Образование, культура и
Образование
– отрасль, которая рассматривается как
система организаций и учреждений, осуществляющих
образовательную деятельность. Это процесс
обучения и воспитания в интересах человека,
общества, государства, направленный на
сохранение, приумножение и передачу знаний
новым поколениям, удовлетворение потребностей
личности в интеллектуальном, культурном,
физическом развитии, на подготовку квалифицированных
кадров для отраслей национальной экономики. Государственная
политика Республики Беларусь в сфере
образования основывается на принципах:
приоритетности образования, обязательности
общего базового образования; осуществления
перехода к обязательному общему среднему
образованию; доступности дошкольного,
профессионально-технического и на конкурсной
основе среднего специального и высшего
образования; преемственности и непрерывности
уровней и ступеней образования; национально-культурной
основы образования и др. В Республике
Беларусь достигнут достаточно высокий
уровень грамотности взрослого населения
– 99,6%. Базовое, общее среднее и профессиональное
образование имеют 98% занятого населения.
Национальная система образования включает
все виды и формы образовательной деятельности,
осуществляемой государственными и частными
учреждениями образования. Образование делится на:
- основное, включает: дошкольное образование,
общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое,
среднее специальное, высшее и послевузовское
образование; - дополнительное. Основным источником финансирования
учреждения образования является государственный
бюджет. Государственными программами
предусматривается дальнейшее реформирование
всех звеньев образования, которое будет
направлено на качественное обновление,
развитие информационных образовательных
технологий и методик обучения, решение
проблемы поиска дополнительных источников
финансирования и укрепление материально-технической
базы отрасли, расширение рынка образовательных
услуг населению. Основной
формой получения образования останется бесплатная с сохранением
справедливого и гарантированного доступа
к нему различных категорий молодежи.
При этом повысится доступность образования
для учащихся из малообеспеченных семей
и сельской местности путем выделения
адресных социальных стипендий. Для реализации
запросов населения в получении дополнительного
высшего и среднего специального образования
предусматривается сохранение платного
обучения за счет средств граждан и организаций.
К сфере культуры
и искусства принято относить совокупность
организаций, учреждений и предприятий,
а также государственных и общественных
органов, творческих союзов, непосредственно
связанных с производством, сохранением,
распространением и организацией потребления
товаров и услуг культурного, социально-информационного
и декоративного назначения.
Многообразие видов культурной деятельности
(отдельные из них рассматриваются в качестве
подотраслей) можно разделить на группы:
– художественное творчество (литературное,
искусство, исполнительское искусство);
– культурное наследие (реставрация и
охрана памятников истории и культуры,
музейное);
– клубная и развлекательная деятельность
(клубная деятельность, аттракционы, шоу
– бизнес, казино);
– массовое создание и распространение
культурных благ – индустрия культуры
(пресса; книгоиздание; радио, телевидение;
сеть Интернет).
В практике прогнозирования
и разработки программ социально-экономического
развития организации культуры делятся на две подотрасли.
- К подотрасли
культурно-просветительных учреждений
относятся: библиотеки; музеи; картинные,
художественные галереи и галереи искусств;
выставочные залы и др.; клубы, дворцы (дома,
центры) культуры, центры (дома) народного
творчества и другие клубные учреждения;
парки культуры и отдыха, городские сады,
зоопарки, зоосады; книжные палаты и др.
- В подотрасль искусство
включаются: театры; цирки; филармонии
и другие концертные организации; организации
кинематографии; творческие мастерские;
организации народных промыслов (ремесел);
научно-проектные и производственные
реставрационные организации, а также
зрелищные предприятия и учреждения искусства.
В настоящее время основой
государственных гарантий сохранения,
развития и распространения культуры
в Республике Беларусь остается бюджетное
финансирование.
Законодательно
разрешены дополнительные
Созданы и функционируют:
фонд Президента Республики Беларусь
по поддержке культуры и искусства, специальный
фонд по поддержке талантливой молодежи.
За годы деятельности указанного фонда
более 1000 молодых талантов получили финансовую
поддержку, 725 лауреатов республиканских
и международных конкурсов стали стипендиатами,
которые продолжают учиться в учреждениях
образования искусства и культуры, работают
в отрасли, стали профессиональными музыкантами,
артистами балета, художниками, кинематографистами.
Из средств фонда Президента
Республики Беларусь по поддержке культуры
и искусства финансируется выплата ежегодно
вручаемых специальных премий Президента
Республики Беларусь «За духовное возрождение».
Из республиканского бюджета финансируются
международные театральные фестивали
«Золотой витязь», «Белая Вежа», Дни культуры
Республики Беларусь в странах СНГ, Дни
культуры Российской Федерации в Республике
Беларусь, международный конкурс пианистов,
конкурсы «Евровидение» и т. д.
Недостаток бюджетных средств
на содержание учреждений культуры ощущается
по статьям: расходы на приобретение книг
для библиотек, мероприятия по культурно-просветительской
работе, приобретение оборудования, капитальный
ремонт.
Намечены мероприятия по
сохранению и качественному наращиванию
сети учреждений культуры, укреплению
и обновлению ее материально-технической
базы, обеспечению доступности разнообразия
услуг отрасли для всего населения. Здравоохранение
представляет собой систему государственных,
общественных и медицинских мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление
здоровья людей, профилактику и лечение
заболеваний. Управление отраслью
осуществляют Министерство здравоохранения
Республики Беларусь.
Роль здравоохранения в экономике
Беларуси определяется следующими показателями:
в структуре ВВП доля здравоохранения
(включая физическую культуру и социальное
обеспечение) составляет 4,5% ; сосредоточено
7,4% общей численности занятого населения
(2007г.). Расходы на здравоохранение в 2007
году были запланированы в размере 3,9%
от ВВП. Отрасль здравоохранение имеет
следующие структурные подразделения:
лечебно-профилактическая помощь; охрана
здоровья матери и ребенка; санитарно-курортное
лечение; санитарно-эпидемиологическая
служба; лекарственное обеспечение; медицинская
экспертиза; медицинская наука и образование.
Одним из направлений реформирования
системы здравоохранения в Беларуси является
реструктуризация лечебно-профилактических
организаций и смещение приоритетов в
сторону первичной медико-санитарной
помощи. В комплексе лечебно-оздоровительных
и профилактических мероприятий, направленных
на укрепление здоровья человека, особое
место занимает санаторно-курортное лечение.
Оно рассматривается как ведущая часть
системы медицинской реабилитации и при
ее эффективности позволяет в 2 – 6 раз
снизить число обострений заболеваний
как у взрослых, так и у детей.
30. Перспективная модель национальной экономики Беларуси: политические и социально-экономические предпосылки ее построения
Перспективная модель эк-ки РБ включает: 1.Общую соц ориентацию общ-ва, гос-ва, экон сис-мы 2. Построение политической и идеологической структур коституционнозакрепленного, соц., демократического, правового гос-ва. 3. Приоритетное развитие человеческого потенциала.4. Переход на инновационный, ресурсосберегающий тип воспроизводства.5. Повышение эф-ти проз-ва и страновой конкурентоспособност. 6. интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества. 7. Следование экологическим стандартам. Кроме того, перспективная модель экономики должна обеспечивать: - преемственность действующей белорусской модели развития и ориентацию на мировой опыт; - единство социального и экономического, сочетание экономической эффективности и социальной справедливости; - единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом; - экономическую свободу человека и свободу экономического выбора; - равенство государственных и частных субъектов рыночных отношений; - экономическое и социальное партнерство; - ориентацию на жизненные потребности населения и рост его благосостояния; - приоритет прав граждан; - ответственность государства перед гражданами и социальную защиту.
Предпосылки:-
Признание преимуществ эволюционной
формы ее рыночного реформирования; - признание
необходимости недопущения дальнейшего
снижения благосостояния народа; - признание
закономерности проведения реформ под
руководством и при непосредственном
участии государства однозначно свидетельствовали
о целесообразности создания в республике
социально ориентированной модели экономики.
Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:
- длительная принадлежность к социалистической
системе обусловила социальную ориентацию
рыночной экономики, отвечающую коллективистским
традициям солидарности и народным ожиданиям;
- историческая вера в необходимость сильного
государства обусловила сохранение ведущей
роли государства в рыночных преобразованиях;
- традиционная сдержанность, терпеливость,
осмотрительность народа Беларуси обусловила
взвешенный подход к рыночным реформам,
отказ от «шокового» пути преобразований;
- неприятие народом ложных ценностей
определило отказ от массовой приватизации,
обогащения немногих за счет большинства
населения.
Типовая модель социально ориентированной
экономики отличается следующими
чертами: - «смешанная экономика»,
в которой достаточно весома доля государственной
собственности;
- макроэкономическое регулирование осуществляется
не только средствами денежно-кредитной
и налогово-бюджетной политики, но охватывает
и другие сферы экономики: инвестиционную,
структурную области, трудовые отношения;
- особое значение для государственных
органов имеет поддержание конкурентных
отношений, которое обеспечивается средствами
структурной политики и содействием развитию
малого и среднего бизнеса;
- развитая система социальной поддержки
населения при ведущей роли в ней государства,
расходы которого составляют значительную
часть государственного бюджета. Белорусская
перспективная модель экономики включает
следующие принципы и направления
государственной политики, определяющей
контуры будущего общества: - общую социальную
ориентацию общества, государства, экономической
системы; - построение политических и идеологических
структур конституционно закрепленного
социального демократического правового
государства; - формирование развитого
гражданского общества и самоуправления;
- приоритетное развитие человеческого
потенциала;
- переход на инновационный ресурсосберегающий
тип воспроизводства; - повышение эффективности
производства и страновой конкурентоспособности;
- интенсивное внедрение наукоемких высоких
технологий информационного общества;
- следование экологическим стандартам.
- экономического роста, основанного на
результатах деятельности общества на
предшествующих двух этапах. Национальная стратегия устойчивого
социально-экономического развития на
период до 2020 г. определяет стратегическую
цель как динамичное повышение уровня
благосостояния, обогащение культуры,
нравственности на основе интеллектуально-инновационного
развития экономической, социальной и
духовной сфер, сохранения окружающей
среды для нынешнего и будущего поколений.
29.
Проблемы перехода от плановой
к рыночной экономике
Проблемы перехода от плановой экономики
к рыночной.. Перспективная модель национальной
экономики Беларуси. Этапы (стадии) построения
перспективной модели экономики.Рыночная
экономика – социально-экономическая
система, развивающаяся на основе частной
собственности, опирающаяся на принципы
свободы предпринимательства и выбора.Плановая
экономика – социально-экономическая
система, развивающаяся на основе централизованного
планирования и жесткого государственного
регулирования экономических процессов.Экономическая
эффективность – результативность производства,
соотношение между результатами хозяйственной
деятельности и затратами труда.Демонтаж
старого экономического порядка – ликвидация
устаревших экономических структур и
механизмов функционирования предшествующей
экономической системы, что нередко связано
с возникновением кризисной ситуации
в национальной экономике.Становление
нового экономического порядка – создание
необходимых условий, способствующих
зарождению новых экономических структур
и механизмов.Переход от централизованно
регулируемой экономики к рыночной сопровождается
существенными преобразованиями экономической
деятельности.Трансформационный процесс
– это процесс превращения одной экономической
системы в другую.Продолжительность переходного
периода в разных странах различна и зависит
от многих факторов: первоначального состояния
экономики, общественного и государственного
устройства страны, менталитета народа,
значимости различий действующей экономической
системы и системы, идущей ей на смену.Переходный
период включает следующие три направления
преобразований:демонтаж старого экономического
порядка;становление нового экономического
порядка;структурную перестройку.
Характер переходных процессов определяет
два типа переходной экономики. Первый
тип базируется на процессах, развивающихся
эволюционным путем, другой – основан
на радикальной перестройке экономики,
так называемой «шоковой терапии».Переходный
период от административно-командной
экономики к рыночной включает следующие
направления преобразований:ликвидацию
негативных последствий экономического
кризиса на первом этапе переходного периода;обоснование
перспективной модели национальной экономики;создание
законодательно-нормативной базы, правовых
институтов, обеспечивающих развитие
рыночных отношений;либерализацию экономики
(расширение свободы экономической деятельности,
полное или частичное снятие политических);демонополизацию
экономики и создание конкурентной среды;изменения
отношений собственности, обеспечение
равноправия всех форм собственности;