Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:56, шпаргалка

Описание

1.Предмет курса «Национальная экономика Беларусии».
2.Понятие национальной экономики.
...
15. Инвестиционный потенциал Беларуси.
16. Внешнеэкономический потенциал Беларусии.

Работа состоит из  1 файл

shpory_nats_ekonomika_zachet_gotovye.docx

— 141.40 Кб (Скачать документ)

       Связь – отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков.    Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения.      Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телеграфная связь, телевидение и радиовещание).      Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему – проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств.   Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи, объем предоставляемых услуг и их качество.  Телефонная связь. Прирост числа телефонных аппаратов сети общего пользования или имеющих нанес выход за 1991 – 2003 гг. составил 1,5 млн. шт., и их общее количество достигло 3,2 млн. абонентов. Число квартирных телефонных аппаратов достигло 2,6 млн. шт., причем их доля в общем количестве телефонных аппаратов возросла с 68,4% (1990г.) до 80,2% (2003г.).   Видеотелефонную связь осуществляет самое крупное государственное предприятие электросвязи «Белтелеком». Оно обеспечивает телефонные переговоры практически с любым городом мира, оказывает Интернет – услуги, обеспечивает спутниковую связь и рассылает письма по электронной почте.    Телеграфная связь осуществляет передачу на расстояние буквенно-цифровых сообщений – телеграмм или фототелеграмм. Отличительная особенность телеграфной связи – документальность, так как сообщение вручается адресату в виде печатного текста. Она получила значительное развитие в сфере управления, деловой и коммерческой связи, используется также при передаче данных.     Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь. Она предназначена для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам СВЯЗИ относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.    Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов.    Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и развитию таких новых современных услуг связи, как электронная почта, международная ускоренная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных услуг, предоставляемых предприятиями связи.  Для развития и модернизации материально-технической базы отрасли связь предусматривается построение магистральных внутризоновых волоконно-оптических линий связи; внедрение программно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях сети электросвязи; постепенный переход от аналого-цифровой к полностью цифровой сети электросвязи; строительство сетей радиовещания и цифрового телевидения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Образование, культура и искусство,  здравоохранение: проблемы и пути  решения. Образование, культура и искусство, здравоохранение в НЭ РБ.

     Образование – отрасль, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей национальной экономики.    Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образования, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования и др.   В Республике Беларусь достигнут достаточно высокий уровень грамотности взрослого населения – 99,6%. Базовое, общее среднее и профессиональное образование имеют 98% занятого населения.    Национальная система образования включает все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.   Образование делится на: - основное,  включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование; - дополнительное.    Основным источником финансирования учреждения образования является государственный бюджет.    Государственными программами предусматривается дальнейшее реформирование всех звеньев образования, которое будет направлено на качественное обновление, развитие информационных образовательных технологий и методик обучения, решение проблемы поиска дополнительных источников финансирования и укрепление материально-технической базы отрасли, расширение рынка образовательных услуг населению.     Основной формой получения образования останется бесплатная с сохранением справедливого и гарантированного доступа к нему различных категорий молодежи. При этом повысится доступность образования для учащихся из малообеспеченных семей и сельской местности путем выделения адресных социальных стипендий. Для реализации запросов населения в получении дополнительного высшего и среднего специального образования предусматривается сохранение платного обучения за счет средств граждан и организаций.  К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.     Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:  
– художественное творчество (литературное, искусство, исполнительское искусство);  
– культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное);  
– клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу – бизнес, казино);  
– массовое создание и распространение культурных благ  – индустрия культуры (пресса; книгоиздание; радио, телевидение; сеть Интернет).  
     В практике прогнозирования и разработки программ социально-экономического развития организации культуры делятся на две подотрасли.

     - К подотрасли культурно-просветительных учреждений относятся: библиотеки; музеи; картинные, художественные галереи и галереи искусств; выставочные залы и др.; клубы, дворцы (дома, центры) культуры, центры (дома) народного творчества и другие клубные учреждения; парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады; книжные палаты и др.  
     - В подотрасль искусство включаются: театры; цирки; филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации, а также зрелищные предприятия и учреждения искусства.  
     В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование.

     Законодательно  разрешены дополнительные источники  финансирования деятельности учреждений  культуры (доходы от предпринимательской  деятельности, кредиты банков, добровольные  пожертвования и др.).  
     Созданы и функционируют: фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, специальный фонд по поддержке талантливой молодежи. За годы деятельности указанного фонда более 1000 молодых талантов получили финансовую поддержку, 725 лауреатов республиканских и международных конкурсов стали стипендиатами, которые продолжают учиться в учреждениях образования искусства и культуры, работают в отрасли, стали профессиональными музыкантами, артистами балета, художниками, кинематографистами.  
     Из средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства финансируется выплата ежегодно вручаемых специальных премий Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». Из республиканского бюджета финансируются международные театральные фестивали «Золотой витязь», «Белая Вежа», Дни культуры Республики Беларусь в странах СНГ, Дни культуры Российской Федерации в Республике Беларусь, международный конкурс пианистов, конкурсы «Евровидение» и т. д.  
     Недостаток бюджетных средств на содержание учреждений культуры ощущается по статьям: расходы на приобретение книг для библиотек, мероприятия по культурно-просветительской работе, приобретение оборудования, капитальный ремонт.  
     Намечены мероприятия по сохранению и качественному наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности разнообразия услуг отрасли для всего населения. Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний.  Управление отраслью осуществляют Министерство здравоохранения Республики Беларусь.  
    Роль здравоохранения в экономике Беларуси определяется следующими показателями: в структуре ВВП доля здравоохранения (включая физическую культуру и социальное обеспечение) составляет 4,5% ; сосредоточено 7,4% общей численности занятого населения (2007г.). Расходы на здравоохранение в 2007 году были запланированы в размере 3,9% от ВВП.   Отрасль здравоохранение имеет следующие структурные подразделения: лечебно-профилактическая помощь; охрана здоровья матери и ребенка; санитарно-курортное лечение; санитарно-эпидемиологическая служба; лекарственное обеспечение; медицинская экспертиза; медицинская наука и образование. Одним из направлений реформирования системы здравоохранения в Беларуси является реструктуризация лечебно-профилактических организаций и смещение приоритетов в сторону первичной медико-санитарной помощи. В комплексе лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека, особое место занимает санаторно-курортное лечение. Оно рассматривается как ведущая часть системы медицинской реабилитации и при ее эффективности позволяет в 2 – 6 раз снизить число обострений заболеваний как у взрослых, так и у детей.  

 

 

30. Перспективная модель национальной экономики Беларуси: политические и социально-экономические предпосылки ее построения

Перспективная модель эк-ки РБ включает: 1.Общую соц ориентацию общ-ва, гос-ва, экон сис-мы 2. Построение политической и идеологической структур коституционнозакрепленного, соц.,  демократического, правового гос-ва. 3. Приоритетное развитие человеческого потенциала.4. Переход на инновационный, ресурсосберегающий тип воспроизводства.5. Повышение эф-ти проз-ва и страновой конкурентоспособност. 6. интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества. 7. Следование экологическим стандартам. Кроме того, перспективная модель экономики должна обеспечивать: - преемственность действующей белорусской модели развития и ориентацию на мировой опыт; - единство социального и экономического, сочетание экономической эффективности и социальной справедливости; - единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом; - экономическую свободу человека и свободу экономического выбора; - равенство государственных и частных субъектов рыночных отношений; - экономическое и социальное партнерство; - ориентацию на жизненные потребности населения и рост его благосостояния; - приоритет прав граждан; - ответственность государства перед гражданами и социальную защиту.

  Предпосылки:- Признание преимуществ эволюционной формы ее рыночного реформирования; - признание необходимости недопущения дальнейшего снижения благосостояния народа; - признание закономерности проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально ориентированной модели экономики. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:  
- длительная принадлежность к социалистической системе обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям; - историческая вера в необходимость сильного государства обусловила сохранение ведущей роли государства в рыночных преобразованиях; - традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловила взвешенный подход к рыночным реформам, отказ от «шокового» пути преобразований; - неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, обогащения немногих за счет большинства населения.           Типовая модель социально ориентированной экономики отличается следующими чертами: - «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности;  
- макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но охватывает и другие сферы экономики: инвестиционную, структурную области, трудовые отношения;  
- особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;  
- развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета. Белорусская перспективная модель экономики включает следующие принципы и направления государственной политики, определяющей контуры будущего общества: - общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы; - построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства; - формирование развитого гражданского общества и самоуправления; - приоритетное развитие человеческого потенциала;  
- переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства; - повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности; - интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества; - следование экологическим стандартам.  - экономического роста, основанного на результатах деятельности общества на предшествующих двух этапах.   Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. определяет стратегическую цель как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущего поколений.

 

 

 

 

 

 

29. Проблемы перехода от плановой  к рыночной экономике 
Проблемы перехода от плановой экономики к рыночной.. Перспективная модель национальной экономики Беларуси. Этапы (стадии) построения перспективной модели экономики.Рыночная экономика – социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности, опирающаяся на принципы свободы предпринимательства и выбора.Плановая экономика – социально-экономическая система, развивающаяся на основе централизованного планирования и жесткого государственного регулирования экономических процессов.Экономическая эффективность – результативность производства, соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами труда.Демонтаж старого экономического порядка – ликвидация устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что нередко связано с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике.Становление нового экономического порядка – создание необходимых условий, способствующих зарождению новых экономических структур и механизмов.Переход от централизованно регулируемой экономики к рыночной сопровождается существенными преобразованиями экономической деятельности.Трансформационный процесс – это процесс превращения одной экономической системы в другую.Продолжительность переходного периода в разных странах различна и зависит от многих факторов: первоначального состояния экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, значимости различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену.Переходный период включает следующие три направления преобразований:демонтаж старого экономического порядка;становление нового экономического порядка;структурную перестройку. 
Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем, другой – основан на радикальной перестройке экономики, так называемой «шоковой терапии».Переходный период от административно-командной экономики к рыночной включает следующие направления преобразований:ликвидацию негативных последствий экономического кризиса на первом этапе переходного периода;обоснование перспективной модели национальной экономики;создание законодательно-нормативной базы, правовых институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений;либерализацию экономики (расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических);демонополизацию экономики и создание конкурентной среды;изменения отношений собственности, обеспечение равноправия всех форм собственности;институциональные изменения, формирование рыночной инфраструктуры (валютной, фондовой и товарных бирж);структурную перестройку экономики на основе развития наукоемких ресурсосберегающих экспортно ориентированных и импортозамещающих производств, прогрессивных технологий и высокопроизводительной тех.;совершенствование структуры образования, подготовки и переподготовки кадров;повышение роли заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности;разработку системы социальной защиты населения;повышение эффек. методов государственного регулирования экономической деятельности.Структурная перестройка экономики – регулирующее воздействие государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящее ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям.Модель национальной экономики – модель, отражающая состояние и развитие национальной экономики как единого целого и как совокупности взаимодействующих ее частей (отраслей экономики и территорий, на которых эти отрасли функционируют)

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"