Шпаргалка по "Национальной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:56, шпаргалка

Описание

1.Предмет курса «Национальная экономика Беларусии».
2.Понятие национальной экономики.
...
15. Инвестиционный потенциал Беларуси.
16. Внешнеэкономический потенциал Беларусии.

Работа состоит из  1 файл

shpory_nats_ekonomika_zachet_gotovye.docx

— 141.40 Кб (Скачать документ)

42. Интеграционные процессы в экономике стран СНГ: проблемы и пути решения. СНГ (Содружество Независимых Государств) –объединение суверенных государств: РБ, РФ, Украины,Казахстана, Туркменистана, Молдовы, Т аджикистана,Армении, Кыргызстана (1991 год), Узбекистана (1992 год),Азербайджана, Грузии (1993 год), образованное в соответствии с договороми между ними в 1991, 1992 и 1993 годах. В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. - платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК).Объективными причинами образования СНГ являлись

следующие:1) страны, входящие в СНГ, взаимосвязаны ивзаимозависимы в силу того, что долгий период времени

находились в одном  государстве;2) страны СНГ совместно  обладают большими природными,человеческими и экономическими потенциалами, что дает имконкурентное преимущество3) выгодное геополитическое положение: например, по территории СНГ проходит самый короткий путь из Европы в Юго-Восточную Азию;4) относительно дешевая в мировых рамках рабочая сила идр.Развитие интеграционных процессов в СНГ связано с

организацией субрегиональных  образований и заключением двусторонних соглашений: 1) В октябре 2000 году был  подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества(ЕврАзЭС).2) В сентябре 2003 года подписано Соглашение о созданииЕдиного экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана, Украины. При этом Россия,] Беларусь и Казахстан – приступили к формированию таможенного союза.Основные характеристики взаимной торговли РБ со

странами СНГ: 1. Объем внешней торговли.2. Экспорт товаров.3. Импорт товаров.

 

 

 

 

44. Экономическая  безопасность в системе национальной  безопасности Республики Беларусь. Устойчивое развитие национальной экономики является основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны. Экономика как основа любого государства и его общественно-политической системы определяет уровень жизни населения, национальную безопасность и обороноспособность страны.Особое внимание экономической безопасности страны уделяется в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, где выделен специальный раздел «Обеспечение экономической безопасности и укрепление обороноспособности страны». В нем определены важнейшие задачи и меры по обеспечению экономической безопасности в ее важнейших сферах.Координирует деятельность всех субъектов страны по обеспечению национальной, в том числе экономической, безопасности Совет безопасности Республики Беларусь, председателем которого является Президент Республики Беларусь При Совете безопасности Республики Беларусь Указом Президента создана Межведомственная комиссия по безопасности в экономической сфере. Важнейшими ее задачами являются: - определение жизненно важных интересов Республики Беларусь в экономической сфере, - выявление внутренних и внешних угроз этим интересам и разработка мер противодействия возникающим угрозам. Важными функциями в работе комиссии являются: - оценка осуществления бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики государства и прогноз развития ситуации в финансово-кредитной системе с точки зрения обеспечения экономической безопасности; - оценка состояния и перспектив развития научно-технического и технологического уровней производства базовых отраслей реального сектора экономики и эффективности использования топливно-энергетических, природных и иных ресурсов. Комиссия должна организовывать разработку научно обоснованных прогнозов по вопросам экономической безопасности государства и определения мер по противодействию внешним и внутренним угрозам в экономической сфере. В задачи комиссии входят также: - подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы для обеспечения экономической безопасности государства, - разработка организационно-правовых мероприятий по контролю за исполнением законодательства в этой сфере.Основными факторами, создающими угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, являются:недостаточная конкурентоспособность национальной экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства;  изношенность производственных мощностей; недостаточно эффективная система внедрения результатов исследований и разработок в промышленности; малый объем инвестиций в реальный сектор экономики; ухудшение финансового состояния субъектов хозяйствования, дефицит оборотных средств;

высокий уровень  монополизации экономики, несовершенство экономических механизмов государственного регулирования естественных и организационных монополий.Для обеспечения нац. безопасности необходимы развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с другими гос-ми, сохранение и укрепление существующих систем междунар. и региональной безопасности. Важно учитывать особенности географического положения страны и развивать систему обслуживания междунар-х транспортных коммуникаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Экономическая  безопасность Республики Беларусь  как система: критерии и показатели. Экономическая безопасность страны представляет собой важную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: производственная; финансовая; продовольственная; энергетическая; инфраструктурная; инновационная; внешнеэкономическая.Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней.Для повышения производственной безопасности необходимы: структурная модернизация экономики путем приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсо- и неэнергоемких производств с высокой долей добавленной стоимости; повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции; •переход на инновационный путь развития экономики; • социальная ориентация перспективной структуры экономики, ускоренное развитие сферы услуг.Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность.

Основная  задача обеспечения финансовой безопасности Беларуси - улучшение финансового  состояния организаций реального  сектора экономики, уменьшение числа  убыточных производств.Продовольственная безопасность является как самостоятельным направлением, так и составной частью экономической безопасности.Для обеспечения продовольственной безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства.Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов.Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом. Основным показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП).Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый характер экономики РБ, является одним из приоритетов проводимой соц.-эк. политики. Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение эк-го суверенитета страны, рост конкурентоспособности нац. экономики и защиту интересов бел. производителей с учетом изменений мировых эк-х процессов.  Координирует деятельность всех субъектов страны по обеспечению национальной, в том числе экономической, безопасности Совет безопасности Республики Беларусь, председателем которого является Президент Республики Беларусь При Совете безопасности Республики Беларусь Указом Президента создана Межведомственная комиссия по безопасности в экономической сфере. Важнейшими ее задачами являются определение жизненно важных интересов Республики Беларусь в экономической сфере, выявление внутренних и внешних угроз этим интересам и разработка мер противодействия возникающим угрозам. Важными функциями в работе комиссии являются: оценка осуществления бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики государства и прогноз развития ситуации в финансово-кредитной системе с точки зрения обеспечения экономической безопасности; оценка состояния и перспектив развития научно-технического и технологического уровней производства базовых отраслей реального сектора экономики и эффективности использования топливно-энергетических, природных и иных ресурсов. Комиссия должна организовывать разработку научно обоснованных прогнозов по вопросам экономической безопасности государства и определения мер по противодействию внешним и внутренним угрозам в экономической сфере. В задачи комиссии входят также подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы для обеспечения экономической безопасности государства и разработка организационно-правовых мероприятий по контролю за исполнением законодательства в этой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Строительный комплекс: проблемы  и перспективы развития. Строительный комплекс РБ. Капитальное строительство. Промышленность строительных материалов.   Капитальное строительство рассматривается как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных фондов – промышленных предприятий, электростанций, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, жилых, коммунальных, культурно – бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятельность людей и их материально – культурные потребности.     В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: - промышленное,-  жилищно-коммунальное, - транспортное, - энергетическое, -сельскохозяйственное и др.   Жилищное строительство в нашем государстве относится к одному из приоритетных направлений социально – экономического развития.    Переходу жилищного строительства на новый уровень, способные удовлетворять потребности настоящего и будущих поколений, способствует реализация Концепции строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008г. № 262. Концепция направлена на сокращение числа граждан, проживающих в жилищах, не соответствующих типовому стандарту (комфортность жилья), на уменьшение количества перенаселенных квартир.    Промышленность строительных материалов и конструкций является важнейшей структурной частью строительного комплекса, от эффективности работы которой зависит успешная деятельность строительного комплекса в целом.      В настоящее время промышленность строительных материалов Беларуси объединяет 16 подотраслей и специализируется на выпуске цемента, извести, стеновых, облицовочных и отделочных материалов, сборных железобетонных и бетонных конструкций, кровельных материалов. Всего производится более 130 видов строительных материалов и изделий.   Для отрасли разработан перечень инвестиционных проектов:  
– линия по производству панелей типа «сэндвич» с минераловатным утеплителем с вертикально ориентированным волокном (Молодечненский 3ЛMK); – линия по изготовлению металлочерепицы (Молодечненский ЗЛМК); – технологическая линия для упаковки цемента (ОАО «Красносельскстройматериалы»); – технологическая линия по производству щебня кубовидной формы (ГП «Гранит»); технологическая линия по производству керамической плитки качества (ГП «Березастройматериалы»); цех по производству оконных блоков с тройным остеклением (Гомельский комбинат строительных конструкций); – техническая линия по производству ячеисто-силикатного плитного утеплителя плотностью 250 – 300 кг/м (Бобруйский ОАО «Силикат»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Торговля, общественное питания  и бытовое обслуживание: проблемы  и пути решения. Торговля, общественное питания и бытовое обслуживание: проблемы и пути решения

Торговля – одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь.

     Управление  отраслью осуществляет Министерство  торговли Республики Беларусь. Деятельность  торговли и общественного питания  регулируется Законом Республики  Беларусь «О торговле».  
          Торговое обслуживание сельского населения, особенно жителей малых населенных мест, во многом определяется развитием потребительской кооперации. Правительством страны принята Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации па 2005 – 2010 годы.

      Общественное питание определяется как вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.

     Управление  отраслью осуществляет Министерство  торговли Республики Беларусь.  
     Одним из главных показателей развития общественного питания является удельный вес продукции собственною производства в розничном товарообороте.

     Положительную  тенденцию имеет развитие общедоступных  объектов общественного питания.  Приоритетным является открытие  объектов общественного питания,  основанных на традициях белорусской  национальной кухни и национальной  кухни народов мира. Например, только  в г.Минске представлено более 30 кухонь народов мира. 
     Около 70% общедоступных предприятий – это рестораны, кафе, бары. В основном это предприятия 1 и 2 наценочных категорий, только 68 из них (или 0,6% от числа всех объектов) имеют наценочные категории люкс и высшую.

     Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На долю бытового обслуживания населения приходится 15% общего объема предоставляемых платных услуг.  
     Систему управления бытовым обслуживанием населения образуют Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения («Белбыт») и управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома. Бытовые услуги населению оказывают также предприятия коммунального хозяйства, автотранспорта, местной промышленности и индивидуального (по патентам) бизнеса.  
     В бытовом обслуживании выделяют группы услуг: - химическая чистка и крашение, услуги прачечных; - ремонт и строительство жилья; - ремонт, окраска и пошив обуви; - ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; - ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; - услуги парикмахерских, бань и душевых, - услуги организаций по прокату, - ритуальные и обрядовые услуги; - услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, прочие услуги производственного характера; - ремонт и техническое обслуживание бытовой теле- и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; - техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; - изготовление и ремонт мебели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Транспорт и связь: проблемы  и перспективы развития.Транспорт и связь РБ.

Транспорт – одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов.    Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций..     Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте – 8,4%, в основных фондах страны – 15,4, структуре инвестиций в основной капитал – 11,5%.      Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на: транспорт обшего и необщего пользования.     По характеру выполняемой работы транспорт делится на: пассажирский и грузовой.  
     Транспорт обшего пользования подразделяется на виды:     - железнодорожный - Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. Он отличается от других видов наземного транспорта массовостью потоков разнообразных грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью их перевозок на большие расстояния.

   - автомобильный - Осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский. Грузовой автомобильный транспорт перевозит 47,7% всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния.    - водный (морской, речной). Актуальным для Беларуси является создание и развитие морского флота. В настоящее время, не имея прямого выхода к морю, республика использует перевозки морским транспортом на иностранных судах через порты России, Балтии, Украины, на которые имеется выход национальной железнодорожной сети в прямом сообщении.      - воздушный - вид транспорта осуществляет перевозки пассажиров и грузов воздушным путем. Перспективы развития воздушного транспорта Беларуси связаны в основном с расширением пассажирских перевозок; авиация по-прежнему будет применяться в межгосударственных и международных перевозках пассажиров на дальние и сверхдальние расстояния.    - трубопроводный - осуществляет передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается насосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт. К магистральному трубопроводному транспорту относятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса.

Информация о работе Шпаргалка по "Национальной экономике"