32. Формирование и развитие рыночных институтов
и рыночной инфраструктуры в РБ.Рынок — всякий
институт или механизм, кот сводит вместе
покупателей (предъявителей спроса) и
продавцов (поставщиков) конкретного товара
или услуги. С системной точки зрения,
рынок — это совокупность экономических
отношений купли-продажи товаров, в рамках
кот формируются спрос, предложение и
цена на них.Рыночная экономика — экономика,
в кот только решения самих потребителей,
поставщиков и частных фирм определяют
структуру распределения ресурсов. С системных
позиций, рыночная
экономика — это совокупность всех
образующих экономику рынков продуктов
и ресурсов и действующих между ними связей;
механизм, позволяющий складывающимся
на этих рынках ценам распределять экономические
ресурсы, обеспечивать информацию о решениях,
принимаемых потребителями, фирмами и
поставщиками ресурсов, и согласовывать
эти решения.Функционирование
рынка основано на таких базовых принципах,
как:частная собственность;добровольное
и эквивалентное взаимодействие самостоятельных
и независимых экономических субъектов;
конкуренция. Совокупность институтов
образует целостную систему, или институциональную
среду. «Рыночность» институтов определяется
соответствием их характера основным
принципам рыночной экономики:свободы
хозяйственной деятельности;всеобщности
рыночных отношений;плюрализма и равноправия
форм собственности;саморегулирования
хозяйственной деятельности;свободного
ценообразования;самофинансирования
и экономической ответственности;гармоничного
сочетания государства и рынка.Степень,
в кот реализуются данные принципы, указывает
на уровень зрелости рыночных институтов
как формальных (правовые нормы, законы
и нормативные акты, «писаные правила»,
организации, учреждения), так и неформальных
(моральные нормы, традиции, обычаи, общественное
мнение и др.). Развитой рынок представляет
собой систему «институциональных ограничений»
(Д. Норт), в рамках которой утверждаются
рыночные ценности, институциональное
пространство деятельности хозяйственных
агентов.Неравномерное развитие различных
сегментов рынка, или структурная асимметричность,
и низкий уровень развития некоторых институтов
рынка, или институциональная неполнота,
— главные особенности
настоящего периода перехода к рыночной
экономике в Беларуси. Они порождают огромное
количество очень непростых проблем, или
«трудностей роста», в трансформационной
деятельности государства, общества, субъектов
хозяйствования, что явл предметом дальнейших
реформ. Рынок – это механизм, сводящий
продавцов и покупателей для купли-продажи
товаров. Принципами функционирования
рынка являются частная собственность
на средства производства и конкуренция
Важнейшими рыночными институтами
являются рынки факторов производства,
финансовые и товарные. Рынок факторов производства
(или рынок ресурсов): земля, труд, капитал,
предпринимательская деятельность (управление).
Эти факторы непосредственно воздействуют
на производство и экономический рост.
Их рассматривают также как факторы предложения.
Иногда в их состав включают технологию,
информацию и экологию. Рынок капитала.
Капитал может быть материальным и денежным,
производя движения по фазам рыночного
кругооборота. Капитал в форме средств
производства физически не может перетекать
из одних отраслей в другие, этот процесс
осуществляется в форме денежного капитала,
при помощи кредита. Функционально рынок
капитала можно разделить на: -Рынок ссудного капитала
– рынок среднесрочных и долгосрочных
ссуд, определяющий соединение предложения
средне- и долгосрочных денежных накоплений
нефинансового сектора и спроса на средне-
и долгосрочные ссуды, необходимые для
финансирования. Он охватывает рынок банковских
ссуд и рынок долговых ценных бумаг (облигаций,
векселей и др.). - Рынок ценных бумаг
(фондовый рынок) – часть рынка капитала,
где осуществляется эмиссия и купля-продажа
ЦБ. Ценные бумаги
– это платежные документы (чеки, векселя,
аккредитивы) и фондовые ценности (акции,
облигации) в национальной и иностранных
валютах. Ценная бумага выступает в качестве
документа, определяющего долю собственности
в компании-эмитенте и кредиторские взаимоотношения
с эмитентом в лице государства или других
организаций. Рынок труда –
система рыночных институтов, организаций
и учреждений государственного сектора,
общественных объединений (профсоюзов
и др.), решающих проблемы воспроизводства
рабочей силы, использования труда.
33. Проблемы
развития предпринимательства в
Беларуси. Гражданский
кодекс РБ дает следующее определение
предпринимательству: «Предпринимательская
деятельность — это самостоятельная
деятельность юридических и физических
лиц, осуществляемая ими в гражданском
оборот от своего имени, на свой риск и
под свою имущественную ответственность
и направленная на систематическое получение
при были от пользования имуществом, продажи
вещей, произведенных, переработанных
или приобретенных указанными лицами
для продажи, а также от выполнения работ
или оказании услуг, если эти работы или
услуги предназначаются для реализации
другим лицам и не используются для собственного
потребления».Важнейшая задача
соврем периода - развитие предприним. Оно
может быть частным и гос и осущ в индивид
и коллективной форме.Гос предприним осущ юр
лицом, кот имеет в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном управлении обособленное
им-тво, несет самостоят ответств по своим
обязат-вам, может от своего имени приобретать
и осущ имущ-нные и личные неимущ права,
исполнять обязанности, быть истцом и
ответчиком в суде.Основная форма юр лица,
осущ-щего гос предприним - предприятие
(ПР). ПРем как объектом прав признается
имущ-нный комплекс, используемый для
осущ предприним деят-сти. Гос предприним
осущ-тся полностью государством. Прямо
или орг со значительной степенью гос
участия (в капитале и управлении).
В гос собственности
находятся отрасли, продукция кот удовлетворяет
стратегические потребности всего общества
(энергетика, транспорт, связь, оборона),
+ ПР, продукция и услуги кот необходимы
для совместного общественного потребления,
но кот оказываются эко неэффективными
для целей частного бизнеса (комм хоз-во,
дорожное строит-во и др.). Cактуальна проблема
обеспечения эффективного функционир
гос ПРий. Необходима всемерная их коммерциализация,
перестройка внутренней структуры ПРий
с усилением менеджмента и др меры для
адаптации их к развивающейся рыночной
среде. Для повыш эффективности
работы гос предприятий в рыночных
условиях необходимо совершенствовать
систему управления, направленную на достижение
следующих целей:1.повыш эффективности
исп-ния имущ-ва; 2.оптимизация структуры
гос объектов управления;3.пополнение
доходов республ и местн бюджетов;4.создание
благопр условий для привлечения инвестиций.Разновидность
гос предпринимательства - предоставление
концессий - сдача в коммерческую аренду
принадлежащих гос природных и производственных
ресурсов.Переход к рын эко связан с увеличением
негос собственности и развитием частного предприним.
В РБ частное предприним представлено
малым бизнесом - это предприним де-ность,
дающая прибыль на малых ПРиях, не входящих
ни в одно монополистическое объединение
Малое предприним в РБ предст 2 формами:
юр лица и инд предприниматели.При отнесении
ПР к субъектам малого предприним исп
критерии: - кол (числ занятых на ПР, годовой
V продаж, среднегодовая балансовая стоимость
активов); - кач (небольшая доля рынка, управление
ПР осущ лично владелец, ПР независимо).Небольшие
размеры малых ПРий, технологическая,
производственная и управленческая гибкость
позволяют оперативно реагировать на
изменяющуюся конъюнктуру рынка, динамично
осваивают новые виды продукции и заполнять
ниши, непривлекательные для крупного
бизнеса. В РБ послед осущ меры по поддержке
малого бизнеса. Приняты и действ законы
о предприним, гос поддержке малого предприним,
+ спец Указ През РБ от «О гос поддержке
малого предприним». + ежегод программы
гос поддержки и соотв-щие региональные
программы. Созданы Совет по развитию
предприним при През РБ и Межведомственная
комиссия по поддержке и развитию малого
бизнеса при СовМине РБ.Сущ инфраструктура
поддержки предприним: фонды финансовой
поддержки пред-телей, центры поддержки
предприним, инкубаторы малого предприним,
инновационные центры; создаются общества
взаимного кредитования.работают советы
по развитию предприним, объед усилия
гос орг, предпринимателей и их объединений
в развитии малого бизнеса.
34. Структурная
трансформация экономики Беларуси. Для экономики Республики
Беларусь характерны ряд структурных
деформаций, причинами которых являются
существование в рамках бывшего Советского
Союза и экономический кризис:
1) несоответствие структуры производства
внутренним потребностям страны и внешнему
спросу;
2) энерго- и материалоемкость выпускаемой
промышленной продукции, что порождает
зависимость от импортных поставок топливно-энергетических
и сырьевых ресурсов; 3) относительно высокий
уровень физического и морального износа
активной части основных фондов вследствие
недостатка инвестиционных ресурсов;
4) недостаточный уровень развития наукоемких
экспортных производств, имеющих высокую
долю добавленной стоимости. Для преодоления
возникших деформаций необходимо,
с учетом национальных особенностей: -
оптимально встроить белорусскую экономику
в мировое хозяйство с использованием
дву- и многосторонних связей; - обеспечить
модернизацию структуры экономики и направление
роста ее наукоемкости, экологической
сбалансированности и энергоэффективности;
- перевести систему управления экономикой
на корпоративные принципы и обеспечить
на этой базе формирование качественно
новых стимулов инновационной активности. При преобразовании
структуры экономики предстоит:-
усовершенствовать межсекторные, межотраслевые,
и межрегиональные пропорции (между государственным
и частным секторами; производством, потреблением
и накоплением; отраслями специализации,
ориентированными на экспорт продукции,
и вспомогательными и обслуживающими
производствами; промышленностью и сельским
хозяйством; отраслями, производящими
товары, и сферой услуг; между крупным
и мелким бизнесом), - оптимизировать пропорции
в уровне социально-экономического развития
областей, усилить социальную ориентацию
преобразований. С учетом вышеизложенного
при выделении направлений структурных
преобразований следует исходить из следующих основных принципов:
- переход на инновационный путь развития;
- приоритетность развития наукоемких,
высокотехнологических, конкурентоспособных,
экспортоориентированных импортозамещающих
не ресурсоемких отраслей и производств
с высокой долей добавленной стоимости;
- учет факторов глобализации экономики,
региональной интеграции; - обеспечение
рационального использования природно-экономических,
демографических и других местных ресурсов;
- комплексность развития производительных
сил страны и ее регионов.
35. Цели
и функции государственного регулирования
национальной экономики. Государственное
регулирование экономики – это целенаправленная
деятельность государства в лице соответствующих
органов, которые посредством разных способов,
приемов, форм и методов обеспечивают
достижение поставленной цели и решение
экономических и социальных задач соответствующего
этапа развития экономики. В условиях
функционирования рыночной экономики объектами регулирования,
как правило, являются: - экономический
цикл; - структура народного хозяйства;
- условия накопления капитала; - занятость;
- денежное обращение; - уровень цен; - платежный
баланс; - внешнеэкономические связи; -
условия конкуренции; - окружающая среда;
- социальные отношения и социальное обеспечение. Субъекты – органы
законодательной, исполнительной и судебной
власти. Функции государственного
регулирования экономики: - целевая; - направляющая
и координирующая; - функция распределения
и перераспределения; - стимулирующая;
- контрольная. Цели можно представить
в виде многоугольников:
- треугольник (стабильность
цен, уровень занятости, экон рост);четырехугольник
(стабильность цен, уровень занятости,
экон рост, регулирование ВЭД); -
пятиугольник (стабильность цен, уровень
занятости, экон рост, регулирование ВЭД,
соц справедливость); - шестиугольник(стабильность
цен, уровень занятости, экон рост, регулирование
ВЭД, соц справедливость, регулирование
внешних эффектов).
36. Региональная
политика в Республике Беларусь:
состояние, факторы и тенденции
развития регионов. Сложившаяся к настоящему времени
система государственного управления
и местного самоуправления пока в большей
степени ориентирована на централизованные
методы, тогда как повышение ответственности
регионов за самостоятельное решение
большинства своих проблем требует уменьшения
централизации, разгрузки республиканских
органов от оперативных задач управления,
повышения самостоятельности регионов.Не
смотря на отсутствие в Республике Беларусь
ярко выраженных негативных процессов
в области межрегиональных отношений,
имеются региональные проблемы, часть
из которых зародилась в прошлые десятилетия,
но в неустойчивых условиях переходной
экономики существенно обострилась. К
ним следует отнести проблему социально-экономической
и демографической деградации малых городских
и в особенности сельских поселений, ухудшения
состояния окружающей среды вСолигорском
районе, в центрах размещения крупных
предприятий машиностроения, химической
и нефтехимической промышленности. Особое
положение занимает блок проблем, связанных
с ликвидацией последствий катастрофы
на Чернобыльской АЭС в зонах с различной
степенью радиоактивного загрязнения,
а также с социально-экономической и психологической
реабилитацией проживающего в этих регионах
населения.В условиях кризиса белорусской
экономики негативные последствия старых
региональных проблем и диспропорций
дополнились и обострились блоком новых:
рост региональной дифференциации по
уровню доходов и расходов населения,
а также безработицы, более интенсивное
развитие частного сектора и рыночной
инфраструктуры в крупных городах. Ряд
проблем возник в связи с необходимостью
конверсии военных городков, экономическим
освоением значительной части территории
страны, которая ранее использовалась
для различного рода военных полигонов.Положение
осложняется тем, что местные органы власти,
не проявляют в достаточной степени инициативы
в рамках уже предоставленных им прав.
Это в значительной мере объясняется тем,
что пока не найден эффективный механизм
согласования экономических интересов
государства, региональных/местных сообществ
и субъектов хозяйствования. Последнему
препятствуют, прежде всего, большая зависимость
местных органов управления и самоуправления
от республиканских органов и их слабая
заинтересованность в поиске дополнительных
источников финансирования, принятии
самостоятельных решений по выводу местной
экономики из кризиса, повышению управляемости
территорий.Значительная часть финансовых
ресурсов государства на сегодняшний
день по-прежнему аккумулируется в республиканском
бюджете, вследствие чего в программах
развития территорий централизованные
источники финансирования существенно
преобладают над местными. Недостаточно
четко определен правовой режим имущества,
входящего в коммунальную собственность.Направления
совершенствования государственной региональной
политики:• Переход от централизованного
перераспределения государственных ресурсов
между административно-территориальными
единицами на стимулирование самих регионов,
обеспечение максимально эффективного
использования внутренних материальных,
финансовых и трудовых ресурсов областей,
городов и т.д., роста экономической активности
населения проблемных регионов. • Продолжение
реформы в области местного управления
и самоуправления, нацеленной на повышение
роли местных органов управления и самоуправления
в решении региональных проблем. Необходимость
этой реформы обусловлена тем, что население
конкретных областей, районов, городов
и представляющие их интересы местные
органы не могут быть пассивными наблюдателями
происходящих в стране и регионах процессов.
Они должны иметь широкие возможности
выбора путей своего собственного развития,
участия в принятии решений по всем социальным,
экономическим, политическим и культурным
вопросам местного значения. В связи с
этим совершенствование системы местного
управления и самоуправления одновременно
является как одним из новых направлений
государственной региональной политики,
так и необходимым условием повышения
эффективности всего государственного
управления в перспективе;• Повышение
роли регионального уровня управления
в разработке и реализации внешнеэкономической
политики государства в целом, так и при
осуществлении относительно самостоятельного
выхода регионов на международные рынки
(при соблюдении фундаментального принципа
безусловного приоритета центра в области
регулирования международных экономических
отношений). • Стимулирование создания
в регионах и совершенствование условий
функционирования свободных экономических
зон (СЭЗ) в качестве специальных территорий,
где благодаря наличию льготных, более
либеральных экономических условий практически
реализуется принцип децентрализации
управления конкретных субъектов хозяйствования
- резидентов СЭЗ.Таким образом, очевидно,
что повышение эффективности государственного
управления регионами возможно как на
пути сочетания мероприятий, связанных
с углублением централизации в выработке
принципов региональной политики каким-либо
одним органом государственного управления,
так и с помощью обратного процесса, обусловленного
возрастанием полномочий регионов в принятии
управленческих решений. Второе направление
может быть связано с реформой местного
управления и самоуправления, организацией
и стимулированием свободных экономических
зон, участием регионов в международных
экономических отношениях и т.п.
37. Структура
государственного управления в
Беларуси. Одним из важных
условий реализации государством своих
функций по эффективному управлению экономикой
при переходе к рынку является формир-ние
соответствующей структуры госуд-го управления
и аппарата.В соответствии с Конституцией
Правительство (Совет Министров)
РБ обеспечивает проведение единой экономической,
финансовой, кредитной и денежной политики,
госуд. политики в области науки, культуры,
образования, оплаты труда и т.д.Система госуправления РБ
построена по функционально-отраслевому
и территориальному принципам, включает
25 министерств (Мин-во архитектуры и строительства;
внутренних дел; ЖКХ; здравоохранения;
Иностранных дел; Культуры; образования;
промышленности и т.д), 5 госкомитетов (таможенный;пограничных
войск;госкомитет по авиации; по науке
и технологии; КГБ), 8 комитетов при Совете
Министров РБ (по материальным резервам;
по земельным ресурсам,геодезии и картографии;
по делам религии и национальностей; по
архивам и делопроизвоству) и 8 госорганизаций,
подчиненных Правительсву РБ (Белгостпищепром;
Белнефтехим; Беллегпром; Белкоопсоюз;
Бел. Железная дорога). Министерства
и госуд. комитеты являются респуб-ми органами
госуд. управления (функциональными или
отраслевыми), проводящими госуд. политику,
осуществляющими регулирование и управление
в определенной отрасли (сфере деятельности)
и координирующими деятельность в этой
отрасли (сфере) других респуб. органов
госуд-го управления РБ. В центральных
аппаратах министерств, госуд. комитетов
по решению Президента РБ могут создаваться
департаменты, которые являются структурными
подразделениями министерств и осуществляют
специальные (исполнительные, контрольные,
регулирующие и др.) функции в определенных
сферах ведения, отнесенных к компетенции
соответствующего министерства, государственного
комитета.Важную роль в структуре государственного
управления экономикой играют территориальные
органы соответствующих министерств
и экономические
органы облисполкомов и Минского горисполкома,
а также райисполкомов, горисполкомов
и местных администраций. Из республиканских
органов управления экономикой и социальной
сферой свои территориальные органы в
областях, районах и городах областного
подчинения имеют министерства: по налогам
и сборам, природных ресурсов и охраны
окружающей среды, труда и социальной
защиты, финансов, статистики и анализа.
В областях и г. Минске имеют свои региональные
структуры министерства архитектуры и
строительства, экономики, а также Госкомитет
по имуществу РБ Структурные подразделения
местных исполнит-х и распоряд-х органов,
обеспеч-их реализацию на своей территории
госуд. политики в отдельных отраслях
и сферах экономики, подчиняются, помимо
исполкомов, соответствующим республиканским
органам государственного управления.Необходимо
отметить, что сложившаяся система госуд-го
управл. экономикой в РБ еще не в полной
мере обеспечивает эффективное взаимодействие
различных властных структур при выполнении
ими своих полномочий. Отчасти это происходит
потому, что одни и те же полномочия закреплены
за различными уровнями управления.