Шпаргалка по предмету "Государственное регулирование экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:24, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Государственное регулирование экономики".

Работа состоит из  1 файл

шпаргалка по ГРЭ.docx

— 215.08 Кб (Скачать документ)

1 Необходимость  государственного регулирования  экономики.

Государственное регулирование  экономики - это совокупность субъектов, объектов, принципов, целей, механизмов, методов и инструментов регулирования, образующих целостное единство.

Государство в экономической системе  выступает в различных качествах.  1) Как властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и воздействующая своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов. 2) Как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования. 3) Как собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъектами.

Необходимость ГРЭ в  России обусловлена  группой факторов:

1-я группа факторов:

  • несовершенство конкуренции, проявляющееся в тенденции к монополизации рыков;
  • наличие внешних отрицательных эффектов, таких как загрязнение окружающей среды, несовершенство и неравный доступ различных рыночных субъектов к информации;
  • неспособность рынка обеспечить граждан общественными товарами (содержание армии, организация управления и внутренней безопасности, образование, медицина, наука, культура);
  • дифференциация доходов сверх разумной нормы, приводящая к социальной напряженности;
  • наличие членов общества не имеющих средств к существованию (инвалиды, пенсионеры);
  • безработица и инфляция;
  • необходимость развития фундаментальной науки, так как она дает отдачу через много лет;
  • наличие отраслей инфраструктуры, не приносящих больших доходов, требующих больших капиталовложений, но обеспечивающих общие условия функционирования экономики;
  • становление новых отраслей экономики, которые вначале обычно малорентабельны;
  • необходимость контроля за эффективным использованием природных ресурсов;
  • принятие государственных стандартов качества товаров;
  • эффективное использование земельных ресурсов;
  • обеспечение экономики денежной массой и установление процентных ставок;
  • необходимость создания условий для ведения бизнеса.

 

2-я группа факторов связана с переходным характером экономики России и процессом глобализации мировой экономики:

  • неустойчивость и многовариантность развития;
  • кризисное состояние экономики;
  • смена технологических и экономических укладов;
  • структурные сдвиги в экономике.
  • изменения в положении стран в международном разделении труда;
  • формирование и распада интеграционных группировок;
  • разрыв кооперационных связей и уход с освоенных рынков;
  • возрастание конкурентной борьбы за лидерство на мировом рынке;
  • обострение борьбы за ресурсы (минеральное сырье, энергетические ресурсы, лесные и биоресурсы, чистая вода);
  •   усиление процесса проникновения транснациональных корпораций на национальные рынки и возникновением угрозы вытеснения национальных товаропроизводителей.

3-я группа факторов связана c особенностями России как цивилизации: большой территорией, сильной дифференциацией регионов, многонациональностью, наличие различных религий.

Для согласования таких сложных  проблем нужна объединяющая сила государства, основанная, с одной  стороны, на традиции, с другой стороны, учитывающая сложности современного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Система целей государственного регулирования.

 

Цель - это осознанное и теоретически обоснованное видение на уровне правительства перспектив развития страны, а также совокупность мер по ее реализации.  Вопрос о целях ГРЭ - это вопрос, прежде всего, об идеалах и ценностях власти. Единственной целью власти является управление жизнедеятельностью людей: сохранение целостности общества, государства; самореализация человека; реализация в правовых формах потребностей, интересов идеалов и ценностей людей. Субъекты власти постоянно стоят перед выбором как употребить власть для себя (собственное обогащение) или для общества, которым они управляют.

В России цели ГРЭ определяются Президентом  РФ и закрепляются в законах, концепциях, стратегиях. 

Стратегические цели России определены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», принятой указом Президента РФ 12 мая 2009 г. № 53  и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.

Основные направления  реализации целей:  преодоление технологической отсталости предприятий, повышение производительности труда, а также решение назревших задач в области здравоохранения и образования.

Основные приоритеты: Наука и образование, здравоохранение, развитие культуры, спорта, поддержка пенсионеров и малоимущих,  молодежная политика, доступное жилье, здоровый образ жизни,  стратегия 2020, развитие системы ГЛОНАСС,  олимпиада в Сочи, региональное развитие, преодоление последствий мирового финансового и экономического кризиса, макроэкономическая политика, интеграция России в мировую экономику, инновационная экономика, развитие оборонно-промышленного комплекса, поддержка и развитие сельского хозяйства, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры, рынок труда.

Цели определяются также в ежегодных  Посланиях Президента РФ Федеральному собранию, в Бюджетном послании.

Цели:

1) Обеспечение высокого уровня  и качества жизни населения  страны

2) Обеспечение условий для повышения  эффективности экономики и ее  конкурентоспособности

3) Обеспечение права на частную  собственность

4) Обеспечение эффективного распределения  ресурсов

5) Регулирование циклов деловой  активности

6) Ограничение власти монополий и содействие развитию конкуренции

7) Осуществление контроля за безопасностью потребительских товаров

8) Обеспечение через бюджет распределение  общественных благ

9) Обеспечение незащищенных слоев  населения гарантированием прожиточного  минимума

10) Обеспечение охраны окружающей  среды

11) Обеспечение равновесия платежного  баланса

Приоритеты - цели первостепенной важности. Основные приоритеты: ЖКХ, аграрно-промыщленный комплекс, здравоохранение, образование.

3. Особенности национальной экономики РФ как объекта государственного регулирования.

Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т. д.

Структурный анализ национальной экономики:

1) экономические структуры определяющие  функционирование экономических  единиц национальной экономики;

2) неэкономические структуры, определяющие  функционирование неэкономических  единиц – культуру, образование..

Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:

1) домашнее хозяйство, являются  мощным экономическим субъектом,  производящим значительную часть  национального богатства, влияющим  на характер других взаимосвязей;

2) социальная структура, деления  национальной экономики на определенные  сектора, 

3) отраслевая структура, 

5) инфраструктура национальной  экономики, исходящая из определения  рода и характера взаимодействия  сфер экономики;

6) структура внешней торговли

Государственное регулирование  экономики – это одна из основополагающих форм участия государства в национальной экономике, включающая в себя воздействие на ключевые этапы процесса распределения доходов и ресурсов, темпы экономического роста, уровень жизни населения, для чего институтами государства используются исполнительные, законодательные и контролирующие методы.

Государственное регулирование национальной экономики является сложным процессом  по причине сложности и неоднозначности  его объекта. Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:

1) прямые(формой является хозяйственная деятельность государства, представленная государственным сектором экономики, самостоятельно предоставлять кредиты, принимать долевое участие в компаниях, являться прямым собственником хозяйствующего субъекта, нормативно-правовые методы государственного регулировании, прямые инвестиций в приоритетные отрасли)

2) косвенные(без прямого вмешательства государства и опираются на основные закономерности функционирования национальной экономики, Налоговая система входит в перечень основных косвенных механизмов государственного регулирования экономики, Модификация ставки и порядка амортизационного списания изменяет норму капитальных инвестиций).

Государственное регулирование  национальной экономики в России отличается определенной спецификой. Непродуманная государственная экономическая политика в процессе приватизации, реорганизации банковской системы, либерализация цен и др были направлены на создание свободного рынка, но привели не к появлению небольшого класса собственников (олигархов) и переходу собственности под управление криминальных структур. Для либерализации ценообразования не было соответствующей экономической базы – рыночной инфраструктуры, конкуренции это привело к  резкому увеличению темпов инфляции и формирование системы ценообразования не на основании конкуренции, а при одностороннем установлении продавцами.

Экономическая политика, реализуемая последнее время Россией, не может быть признана объективной и эффективной. Основные финансовые ресурсы были направлены не на экономический рост, а на содержание государственного аппарата. В настоящее время не принята единая государственная политика по использованию больших объемов дохода бюджета, формирующихся за счет высоких мировых цен на ресурсы. Декларируемые цели государственного регулирования экономики, оформленные в виде национальных проектов, на практике не несут существенных структурных изменений национальной экономики и выработанной системы стратегических направлений развития. Наблюдается рост степени дифференциации доходов населения, в России имеют доходы ниже прожиточного минимума. Наблюдается резкое снижение инвестиционной активности.

Отсутствие единства и стратегической ориентации государственного регулирования сводит к минимуму экономический эффект от принимаемых мер. Средства, полученные от продажи ресурсов, не направляются на инвестиции в национальную экономику, а аккумулируются в стабилизационном фонде. Несмотря на то что именно они могли быть стать действенным механизмом активизации роста национальной экономики.

Под влиянием глобализации мировой  экономики, усиления влияние транснациональных  компаний – это может обеспечить нормальное функционирование экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Функции государства  в смешанной экономической системе.

 

Необходимость государственной  политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и  совокупное предложение, выводить экономику  из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

Во-первых, экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы.

1.    Обеспечение правовой  базы и общественной атмосферы,  способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

2.    Защита конкуренции.

А также  модифицикация функционирования рыночной системы.

3.    Перераспределение дохода  и богатства.

4.    Корректирование распределения  ресурсов с целью изменить  структуру национального продукта.

5.    Стабилизация экономики,  то есть контроль за уровнем  занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся  внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой  для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Кроме того, вне рыночного регулирования  находятся проблемы справедливости и равенства.

Существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация  не обеспечивает эффективного использования  ресурсов. Важнейшая причина - это  свойственная рынку тенденция к  монополизации. В этих условиях для  обеспечения конкуренции, как условия  наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5 Методы государственного регулирования экономики.

 

Государственное регулирование  экономики – это одна из основополагающих форм участия государства в национальной экономике, включающая в себя воздействие на ключевые этапы процесса распределения доходов и ресурсов, темпы экономического роста, уровень жизни населения, для чего институтами государства используются исполнительные, законодательные и контролирующие методы.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Государственное регулирование экономики"