Шпаргалка по предмету "Государственное регулирование экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:24, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Государственное регулирование экономики".

Работа состоит из  1 файл

шпаргалка по ГРЭ.docx

— 215.08 Кб (Скачать документ)

 

  1. Бюджетно-финансовая политика: содержание, цели.

 

Бюджетно-финансовая политика - система обоснования, разработки и реализации совокупности мер, направленных на достижение общенациональных целей в экономической сфере финансовыми средствами и методами (бюджетными и налоговыми).

Финансовая политика — это совокупность принципов, форм организации и методов использования финансов. Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику

Бюджетная политика - составная часть финансовой политики, направленная на манипулирование доходами и расходами государства, управление государственным долгом и государственными активами.  Бюджетная политика РФ сводится к:

- определению доли валового  внутреннего продукта, мобилизуемой  в бюджет;

- установлению оптимальных взаимоотношений  между федеральными органами  власти и органами власти субъектов  РФ по использованию бюджетных  средств;

- оптимизации структуры расходной  части бюджета;

- определению доли федерального  бюджета в общей сумме консолидированного  бюджета;

- управлению государственным долгом;

- определению источников финансирования  дефицита бюджета;

- разработку механизма мобилизации  денежных средств в бюджет;

- выбор направлений использования  бюджетных средств. 

Контуры бюджетной политики в России определяет Президент в ежегодных  посланиях Федеральному Собранию РФ. В рамках этих посланий Правительство РФ разрабатывает проект закона о бюджете, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. 29 июня 2010 года было подготовлено бюджетное послание, которое содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2011–2013 годах.

Бюджетно-финансовая политика нацелена на сглаживание деловых циклов и обеспечение экономического роста путем манипулирования государственным бюджетом.

Бюджет государства - план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии.

Именно с помощью бюджета  государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социального и  экономического развития, с помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Для России же в силу ее федеративного  устройства важную роль приобретает  не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение  бюджетов различных уровней, действующих  на территории страны.

Расходы показывают направление и  цели бюджетных ассигнований. Подразделяются на расходы по государственному управлению, на военные расходы, расходы на социально-экономические цели, расходы на хозяйственную деятельность государства, расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности.

Важной составной частью финансовой системы государства являются местные  бюджеты. За счёт их расходов финансируются, в первую очередь, объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на социально-культурные нужды, содержание объектов здравоохранения, поддержания экологического равновесия.

Доходы государственного бюджета  состоят, в первую очередь, из налогов, собранных как центральными, так  и местными органами власти, государственных  займов, а также поступлений внебюджетных и целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых расходов для конкретных целей, прежде всего, социально-экономического характера. К числу их относятся социальное страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и  переподготовка рабочей силы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и нормативно-правовая база бюджетно – финансовой системы.

 

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного Кодекса и принятых в  соответствии с ним федеральных  законов о федеральном бюджете  на соответствующий год, законов  субъектов Российской Федерации  о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о  местных бюджетах на соответствующий  год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации  и нормативных правовых актов  представительных органов местного самоуправления.

Основные  нормативно-правовые документы, регулирующие бюджетно-финансовые отношения –  это Конституция РФ, Бюджетный  и Налоговый кодексы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Инструменты бюджетно – финансовой политики.

 

Инструменты бюджетной политики:

Основными инструментами  проведения государственной бюджетной  политики выступают: бюджетные кредиты, налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки и государственные  займы, федеральные целевые программы  и др.

  1. Бюджетный кредит – это средства, выделяемые из бюджетов юридическим лицам на возвратной и платной основе, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.
  2. Дотация – сумма, выделяемая на безвозвратной основе из бюджета вышестоящего территориально уровня в бюджет нижестоящего уровня, если имеет место недостаточность собственных доходов
  3. Субсидия – сумма из определенного фонда или вышестоящего бюджета на определенные цели. Выделяется одноразово на значимые расходы
  4. Субвенция – форма денежной помощи местным бюджетам из государственного бюджета для определенной цели. Если имеет место нецелевое использование, возвращаются в тот бюджет, из которого были получены
  5. Компенсация – выплата, производимая для возмещения расходов, выплачивается в заранее установленном размере для возмещения выпадающих доходов и покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти
  6. Бюджетная ссуда – сумма денежных средств, выделяемых из бюджета одного уровня в другой на возвратной основе (оформляется соглашением).
  7. Трансферт  – денежные или натуральные выплаты, получаемые населением из государственного и муниципального бюджета, внебюджетных социальных фондов и общественных организаций: пенсии, стипендии, пособия по социальному страхованию.
  8. Государственный заказ  - это выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство. Такой заказ может выполняться не только государственными, но и другими предприятиями. Заказ обычно выдается на конкурсной основе.
  9. Государственные инвестиции - инвестиции, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников.
  10.   Государственные целевые программы – это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей и задач путем использования имеющихся ресурсов. В 2010 г. в федеральном бюджете РФ на федеральные целевые программы было выделено 740 млрд. руб., которые направляются на развитие высоких технологий, социальной и транспортной инфраструктуры, решение жилищных проблем, укрепление безопасности.

 

12 Проблемы и  основные направления бюджетно  – финансовой политики в РФ  на 2008-2010 годы.

 

На предшествующих этапах развития бюджетная политика формировалась  в условиях относительной финансовой и экономической стабильности. Были накоплены валютные резерв, и складывалась благоприятная ценовая конъюнктура  на российскую экспортную продукции. Но с конца 2008 г. начался мировой экономический кризис, который существенно повлиял на бюджетно - финансовую политику России.

К общим проблемам, существующим в бюджетной сфере на протяжении последних лет, можно отнести:

1. Необходимость формирования сбалансированного консолидированного и расширенного бюджетов РФ. Несбалансированными остаются бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований. Практически происходит перенесение дефицита на муниципальный и региональный уровень. Консолидированный бюджет субъектов Федерации в 2009 г. исполнен с дефицитом 330 млрд.руб. Дефицит имели 60 регионов. Самая большая статья расходов федерального бюджета 2010 г. - 37,7% ко всем расходам составили межбюджетные трансферты бюджетам других уровней и внебюджетным фондам.2

2. В части расширенного бюджета РФ, куда входят средства государственных фондов, возникли проблемы с Пенсионным фондом. Из бюджета был покрыт недостаток средств единого социального налога для финансирования увеличения размера пенсий, а также увеличения выплат по социальному страхованию.

3. Вместо использования собственных сбережений на цели развития страны, сложилась система вывоза частного капитала, накопления государственных резервов в различных фондах (вначале в Стабфонде, а затем в Резервном и Фонде национального благосостояния). Общая сумма доходов от размещения средств в обоих фондах в 2009 г. составила 2,73 млрд.долл. В то время как консолидированный внешний российский долг на 1 октября 2009 г. составил 480 млрд.долл. Растут корпоративные долги российских корпораций за рубежом.3Происходит усиление зависимости частной финансовой системы России от внешнего кредитования при накоплении больших государственных  финансовых резервов.

4. Продолжается внедрение в бюджетную систему идей сервисного государства: предусмотрен рост новых форм оказания государственных и муниципальных услуг (на оказании услуг вневедомственной охраны гражданам и предприятиям правительство надеется заработать в 2010 году 47,5 млрд. рублей; пожарным запланировано заработать 2 млрд. руб.).

Основные направления  бюджетной политики России в настоящее  время:

    1. Поддержание макроэкономической стабильности.
    2. Политика сдерживания роста государственных расходов.
    3. Бюджетное планирование  на основе прогнозов цен на ресурсы (нефть, газ, металлы).
    4. Обеспечение исполнения социальных обязательств государства.
    5. Ограничение  размера бюджетного дефицита. В 2009 г. дефицит бюджета составил 8% ВВП.
    6. Стимулирование инвестиционной активности в экономике.
    7. Совершенствование налогового администрирования: контроль за трансфертным ценообразованием, избегать двойного налогообложения, совершенствование налоговой отчетности.
    8. Увеличение неналоговых доходов бюджета: совершенствование дивидендной политики, продажа и сдача в аренду государственной собственности, расширение государственных услуг.
    9. Оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам.
    10. Расширение налоговой автономии региональных и местных властей.

Министерство финансов является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной  финансовой, кредитной, денежной политики и нормативное правовое регулирование  в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга и  межбюджетных отношений.

Предложения по совершенствованию  бюджетной политики в РФ:

  • создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных процедур распределения финансовой поддержки регионам;
  • финансовое оздоровление экономики,
  •   разработка реальных бюджетов всех уровней,
  •   увеличение доходов за счет оживления перерабатывающих отраслей, машиностроения, станкостроения, судостроения и авиастроения, атомной энергетики,
  • укрепление вертикали финансового контроля,
  • снижение дефицита бюджета до 1% или 0 от ВВП,
  •   совершенствование контрактной системы госзакупок,
  •   снижение использования нефтегазовых доходов с 6% ВВП, до 3,7% ВВП к 2011 году (сейчас нефтегазовый трансферт составил 11% ВВП),
  •   ограничить размер вознаграждений  руководителям и менеджерам государственных корпораций, государственных унитарных предприятий, компаний с государственным участием, а также других организаций, получающих различные виды государственной поддержки;
  • выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением  адресности социальной помощи;
  • повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки;
  • финансовое обеспечение модернизации армии и формирование ее качественно нового облика.

 

 

  1. Государственный долг: современное состояние, проблемы.

 

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета.

- по законодательству РФ долговые обязательства Правительства РФ (в валюте РФ) перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами РФ. Г.д. обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства могут быть выражены в следующих трех формах: а) кредиты, получаемые государством в лице Правительства РФ; б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; в) долговые обязательства в др. формах, гарантированные Правительством РФ. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Государственное регулирование экономики"