Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Государственное регулирование экономики".
16. Налоговая система Российской Федерации: этапы развития, структура и принципы формирования.
В формировании налоговой системы в России можно выделить 3 этапа:
Налоговая система Российской Федерации представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. Она включает в себя: систему налогов и сборов Российской Федерации; систему налоговых правоотношений;систему участников налоговых правоотношений; нормативно-правовую базу сферы налогообложения. Система налогов и сборов Российской Федерации - это совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством.
Система налогов и сборов РФ состоит из трех видов налогов и сборов: федеральных налогов и сборов; региональных налогов и сборов местных налогов и сборов. Основное отличие этих видов налогов и сборов заключается не в бюджетах, в которые зачисляются, а в том, на какой территории они вводятся и взимаются: федеральные налоги и сборы должны устанавливаться НК РФ.
К федеральным относятся следующие налоги :
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на доходы банков;
г) налог на доходы от страховой деятельности;
д) налог от биржевой деятельности;
е) налог на операции с ценными бумагами;
ж) таможенные пошлины;
к) подоходный налог с физических лиц;
Все суммы поступлений от налогов
указанных в подпунктах "а"-"ж"
зачисляются в федеральный
К налогам республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги : а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков; б) местный доход; в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из воднохозяйственных систем; г) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.Налоги устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.
К местным относятся следующие налоги :
а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет; б) земельный налог. в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; r) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; д) курортный сбор; е) сбор за право торговли ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий и др. цели.
В Налоговом Кодексе РФ (ст.7) сформулированы основные принципы налоговой системы, регулирующие налогообложение на всей территории России:
1) Каждое лицо (юридическое или
физическое) обязано уплачивать
установленные налоговым
2) Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества.
3) Налоги не могут применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.
4) Не допускается установление
налогов, нарушающих
5) Не допускается устанавливать
дополнительные налоги, повышение
либо дифференцирование ставки
налогов и налоговых льгот
в зависимости от форм
17. Налоговая политика как метод государственного регулирования в РФ.
Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и эффективное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
В современной России основным источником
наполнения доходной части бюджета
являются налоги, таможенные платежи (таможенная
пошлина, налоги, таможенные сборы и
другие платежи, взимаемые в установленном
порядке таможенными органами). Налоговый
Кодекс устанавливает систему налогов,
взимаемых в федеральный
Налоговые органы и таможенные органы
осуществляют свои функции и взаимодействуют
посредством реализации полномочий
и исполнения обязанностей, установленных
Налоговым Кодексом и иными федеральными
законами, определяющими порядок
организации и деятельности налоговых
органов. Функции по предупреждению,
выявлению, пресечению и расследованию
нарушений законодательства о налогах
и сборах, являющихся преступлениями
или административными
В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, районы в городах.
Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой политики РФ:
18. Проблемы налоговой политики в современной России
Эффективность использования налогового
механизма зависит от того, насколько
государство учитывает
Важная особенность российской налоговой политики - очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствия этого - отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятий от уплаты налогов. По некоторым расчетам, если честно платить все установленные российскими законами налоги, то предприятию придется отдавать в бюджетную систему и внебюджетные фонды около 60% своих доходов. Поэтому у каждого третьего налогоплательщика (35-40% прошедших государственную регистрацию) проверками выявляются нарушения налогового законодательства. И только 10-15% честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги.
Налоговые службы РФ выделяют основные причины уклонения предприятий от налогообложения:
Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:
На микроуровне можно выделить следующие недостатки:
Важная особенность российской налоговой политики заключается в чрезмерно высокой доле косвенных налогов. По потребительским товарам носителями этих налогов выступают физические лица; поскольку косвенные налоги являются регрессивными, то тем самым существенно снижается жизненный уровень малообеспеченных. Поэтому социальная функция российских налогов реализуется также недостаточно.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Государственное регулирование экономики"