Шпаргалка по предмету "Государственное регулирование экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:24, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Государственное регулирование экономики".

Работа состоит из  1 файл

шпаргалка по ГРЭ.docx

— 215.08 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Налоговая система Российской Федерации: этапы развития, структура и принципы формирования.

 

В формировании налоговой системы  в России можно выделить 3 этапа:

  1. 1 этап (1991-1993) - принятие закона об основах налоговой системы РФ.
  2. 2 этап (1994-1998) - характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что безусловно создавало нестабильность налоговой системы(экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы).
  3. 3 этап (1998- по наше время) - этап введения в действие единого документа по налогам(1 января 1999 года Первая часть Налогового кодекса РФ вступила в силу. Вторая часть Налогового Кодекса принята Государственной Думой 19 июля 2000 года, одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года.)

Налоговая система Российской Федерации представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. Она включает в себя: систему налогов и сборов Российской Федерации; систему налоговых правоотношений;систему участников налоговых правоотношений; нормативно-правовую базу сферы налогообложения. Система налогов и сборов Российской Федерации - это совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством.

 Система налогов и сборов РФ состоит из трех видов налогов и сборов: федеральных налогов и сборов; региональных налогов и сборов местных налогов и сборов. Основное отличие этих видов налогов и сборов заключается не в бюджетах, в которые зачисляются, а в том, на какой территории они вводятся и взимаются: федеральные налоги и сборы должны устанавливаться НК РФ.

К федеральным относятся следующие налоги :

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и  виды товаров;

в) налог на доходы банков;

г) налог на доходы от страховой  деятельности;

д) налог от биржевой деятельности;

е) налог на операции с ценными  бумагами;

ж) таможенные пошлины;

к) подоходный налог с физических лиц;

Все суммы поступлений от налогов  указанных в подпунктах "а"-"ж" зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах "к" являются регулирующими доходными  источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно  в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные  бюджеты краев и областей, областной  бюджет автономной области и др.

К налогам республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги : а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков; б) местный доход; в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из воднохозяйственных систем; г) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.Налоги устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

К местным относятся  следующие налоги :

а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется  в местный бюджет; б) земельный  налог. в) регистрационный сбор с  физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью; r) налог на строительство  объектов производственного назначения в курортной зоне; д) курортный  сбор; е) сбор за право торговли ж) целевые  сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство  территорий и др. цели.

В Налоговом Кодексе  РФ (ст.7) сформулированы основные принципы налоговой системы, регулирующие налогообложение на всей территории России:

1) Каждое лицо (юридическое или  физическое) обязано уплачивать  установленные налоговым законодательством  налоги, в отношении которых это  лицо является налогоплательщиком.

2) Налоги устанавливаются в  целях финансового обеспечения  функционирования и развития  общества.

3) Налоги не могут применяться,  исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и  иных подобных критериев.

4) Не допускается установление  налогов, нарушающих экономическое  пространство и налоговую систему  РФ.

5) Не допускается устанавливать  дополнительные налоги, повышение  либо дифференцирование ставки  налогов и налоговых льгот  в зависимости от форм собственности,  организационно-правовой формы организации,  гражданства физического лица, а  также от государства, региона  или географического места происхождения  уставного капитала (фонда) или  имущества налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Налоговая политика как метод государственного регулирования в РФ.

Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и эффективное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.

 

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

В современной России основным источником наполнения доходной части бюджета  являются налоги, таможенные платежи (таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы и  другие платежи, взимаемые в установленном  порядке таможенными органами). Налоговый  Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения  и сборов в Российской Федерации.

Налоговые органы и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют  посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных  Налоговым Кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок  организации и деятельности налоговых  органов.  Функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию  нарушений законодательства о налогах  и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, выполняют Федеральные органы налоговой  полиции, реализуя налоговую политику.

В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, районы в городах.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой политики РФ:

  • соотношение прямых и косвенных налогов;
  • применение прогрессивных ставок налогообложения пропорциональных ставок;
  • дискретность или непрерывность налогообложения;
  • широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
  • использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;
  • степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;
  • методы формирования налоговой базы.

 

 

 

18. Проблемы налоговой политики в современной России

 

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько  государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

Важная особенность российской налоговой политики - очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствия этого - отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятий от уплаты налогов. По некоторым расчетам, если честно платить все установленные российскими законами налоги, то предприятию придется отдавать в бюджетную систему и внебюджетные фонды около 60% своих доходов. Поэтому у каждого третьего налогоплательщика (35-40% прошедших государственную регистрацию) проверками выявляются нарушения налогового законодательства. И только 10-15% честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги.

Налоговые службы РФ выделяют основные причины уклонения предприятий  от налогообложения:

  • тяжелое налоговое бремя;
  • сложное финансовое состояние предприятий;
  • недостаточно знание налогового законодательства;
  • преступный умысел предпринимателей;
  • нежелание выполнять свои обязанности перед государством.

Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:

  • отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;
  • огромная нагрузка на фонд оплаты труда;
  • отсутствие среднего класса, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление;
  • неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками.

На микроуровне можно  выделить следующие недостатки:

  1. расхождения между стандартами бухгалтерского учета и налоговым учетом, приводящие к трудоемким корректировкам бухгалтерской прибыли при исчислении налогооблагаемой прибыли;
  2. ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий;
  3. исключительная множественность налогов;
  4. противоречивость и запутанность многочисленных инструкций и разъяснений Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов РФ, арбитражной практики.

Важная особенность российской налоговой политики заключается в чрезмерно высокой доле косвенных налогов. По потребительским товарам носителями этих налогов выступают физические лица; поскольку косвенные налоги являются регрессивными, то тем самым существенно снижается жизненный уровень малообеспеченных. Поэтому социальная функция российских налогов реализуется также недостаточно.

  1. Структура налоговой системы не соответствует требованиям федеративного устройства России. Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются в основном за счет отчислений от федеральных налогов
  2. На развитие российской экономики, особенно производственного сектора, налоговая система оказывает подавляющее воздействие.
  3. В условиях налогового подавления производства государство пытается решить задачу поддержания предприятий путем широкого распространения льготного режима налогообложения. На деле массовое предоставление льгот не позволяет достичь поставленных целей и даже ухудшает экономическую ситуацию. Во-первых, льготы зачастую представляются вне системы государственных приоритетов отдельным предприятиям и организациям.
  4. построение налоговой системы на основе собственной отчетности налогоплательщиков об их доходах. Фактически налоговые службы проверяют сегодня не более 1,5 - 2% налогоплательщиков в год.
  5. недостаточна роль налогов с физических лиц. Если устранение прогрессивной шкалы налогообложения и введение единой ставки подоходного налога 13% увеличило посту<span class="

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Государственное регулирование экономики"