Шпаргалка по предмету "Государственное регулирование экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:24, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Государственное регулирование экономики".

Работа состоит из  1 файл

шпаргалка по ГРЭ.docx

— 215.08 Кб (Скачать документ)

МЕТОД – способ, порядок, основания; принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил. 

Выделяют методы прямого  и косвенного воздействия на экономику.

Методы прямого воздействия  основаны на предписаниях государства: экономические нормативы, ограничения, правила, платежи, налоги,  штрафы, санкции, заказы.

Методы косвенного воздействия стимулируют или сдерживают развитие экономики. К ним относят процентные ставки, налоги, кредиты.

Инструменты: дотации, трансферты, субсидии, Инвестиционный фонд, Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Росагролизинг, особые экономические зоны, концессионные соглашения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Объекты и органы  регулирования в российской экономической  системе.

 

Объект – это то, что противостоит субъекту и на что направлено его воздействие.

Объектами государственного регулирования  экономики в настоящее время  являются: национальная экономика; сферы  и отрасли; регионы; ситуации, условия  и явления социально-экономической  жизни страны; экономический цикл; хозяйственная конъюнктура; отраслевые и территориальные структуры; накопление капитала; занятость; денежное обращение; состояние платежного баланса; государственный  сектор экономики; цены и инфляция;

 конкурентная среда и предпринимательство;  инвестиции и НИОКР; социальная  сфера и трудовые отношения;  внешнеэкономическая деятельность; окружающая среда.

Органы государственного регулирования:

Президент – в своих посланиях  определяет основные направления внутренней и внешней политики; Государственная  Дума – принимает законы, регулирующие ГРЭ; Исполнительная власть – Правительство, состоящее их министерств – определяют основные направления политики, агентства  – оказывают услуги, службы осуществляют контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Эффективность  государственного регулирования  экономики: критерии, показатели.

 

Критерии, выступающие в качестве основного мерила, и показатели, описывающие объекты, которые позволяют  оценивать уровень и качество управления, дифференцируются по сферам общественной жизнедеятельности. Они  бывают количественные и качественные.

Для характеристики процессов, происходящих в экономике динамично развивающихся  стран, главным критерием выступает  наращивание общественного производства на базе новейших научно-технических  достижений, ведущее к росту производительности труда, повышению качества, разнообразия и технологичности выпускаемой  продукции. В социальной сфере очевидно стремление к осуществлению принципа социальной справедливости, с учетом, разумеется, закономерностей и форм современных общественных отношений, которые в каждой стране своеобразны. В духовной сфере, по крайней мере, среди думающих людей, зреет понимание  того, что каждый человек должен развиваться физически, нравственно  и эстетически и самосостояться как личность в свободном, демократическом обществе.

При общей оценке эффективности  функционирования экономики применяется  следующая система показателей: ВВП, ВНП и НД – их общий объем  и расчеты на душу населения, структура  национальной экономики, производство основных видов продукции на душу населения, уровень и качество жизни  населения, показатели экономической  эффективности. Однако эта система  по мере развития национальной экономики  может измениться.

Важнейшими группами показателей  являются следующие группы:

 Общий объем и расчеты  на душу населения ВВП, ВНП  и НД.

Производство основных видов продукции  на душу населения.

показатели: потребительская корзина, прожиточный минимум, средняя продолжительность  жизни, уровень образования населения…

для определения качества жизни  применяется индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП)

Показатели экономической эффективности  в наибольшей степени характеризуют  уровень экономического развития страны, прямо или косвенно отражая качество, состояние и уровень использования  основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов. К ним относятся: производительность труда, капиталоемкость  единицы ВВП и конкретного  вида продукции, фондоотдача единицы  основных фондов, материалоемкость единицы  ВВП или единицы продукции  и т.д.

Для оценки уровня использования топливно-энергетических ресурсов и затрат металла используются показатели энергоемкости и металлоемкости ВВП, «Ресурсосбережение», «Энергосбережение»

критерии общей социальной эффективности

Так как состояние развития общества не всегда можно отразить через сложившуюся  систему критериев и показателей, необходимо формировать критерии, способные  отразить полученные результаты. При  этом критерии эффективности должны не только отражать степень достижения поставленных результатов, но и реагировать  на возникновение новых проблем  в управлении, а также на отрицательные  последствия государственного управления.

  1. Различные экономические школы о пределах экономического  вмешательства государства в экономику.

 

В настоящее  время в науке сложилось несколько  концепций, обосновывающих роль государства  в регулировании экономических  процессов. Рассмотрим наиболее известные  из них.

 Социалисты: Мо-цзы – Китай (более 1000 лет до н.э.;  Абдала Ибн-Маймун (IХ век н.э.); К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924).

Главные причины  возникновения государства и  права видели в сфере экономики, в разделении общества на богатых  и бедных, рабов и эксплуататоров. Считают государство результатом  имущественного расслоения.

Экономические принципы социализма: уничтожение частной  собственности и обобществление средств производства, национализация, различные формы государственного контроля над экономикой, наличие единого властного центра все планирующего и предписывающего, расширение функций государства в перераспределении доходов (через общественные фонды потребления в социалистических странах перераспределялось до 1/3 доходов), государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров, отвергается частное предпринимательство и свободный рынок.

  Либеральная концепция. Г.Гроций (1583-1645), Б.Спиноза (1632-1677) и др. Государственная власть – результат объединения людей, заключивших между собой договор; государство и право – это продукты воли и деятельности людей.

Основным  регулятором экономики считается  рынок, а функции государства  минимальны: обеспечение и защита прав собственности и свободы  предпринимательства;  организация  общественных работ;  обеспечение  экономики деньгами; обеспечение  взаимосвязи с заграницей  и  поддержание платежного баланса  страны.

Монетаризм как вариант либерализма:

  • Сокращение бюджетного дефицита за счет сокращения государственных инвестиций, социальных расходов, повышения цен на услуги государственного сектора;
  • Ограничение роста заработной платы и сжатие потребительского спроса;
  • Ослабление контроля над ценами и над экспортом;
  • Девальвация национальных денег.

  Концепция сервисного государства  (современный вариант либерализма): государство рассматривается как обычная корпорация, нацеленная на получение прибыли. Идеи государства корпорации не новы. Еще в 50-е годы И.А. Ильин в работе "Что есть государство - корпорация или учреждение?" анализировал два типа государства, построенного на принципах корпорации и учреждения. Первый тип государства-корпорации, по его мнению, нашел свое воплощение в странах западной демократии, а второй в СССР. Вот что писал И.А.Ильин по этому вопросу: "И вот сторонники формальной демократии считают, что государство тем лучше организовано, чем последовательнее оно превращено в корпорацию. А сторонники тоталитарного строя убеждены, что государство тем лучше организовано, чем последовательнее всякое самоуправление исключено и подавлено, чем больше государство превращено в учреждение". Он считал, что нельзя абсолютизировать идеи ни государства-корпорации, ни государства-учреждения. Россия на собственном печальном опыте испытала оба крайних варианта организации государства. Тоталитарный строй привел к тому, что у народа, как и предсказывал Ильин, была убита свобода личности, самостоятельность, инициатива и ответственность, а пятнадцатилетний период построения ничем неограниченной формальной демократии подорвал власть и государство.

 И.А.Ильин   считал, что необходимо искать третий путь построения государства, основанного на принципах совмещения черт корпорации с чертами учреждения.  

Такое понимание И.А.Ильиным  государства как корпорации и  как учреждения относится, на наш  взгляд, исключительно к разделению функций между государственным  и муниципальным управлением.

 Кейнсианская концепция.

Появилась как  реакция на кризис капитализма в 1929-1933 г. (великая депрессия). Книга Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег.»

Обоснована  необходимость государственного регулирования  рыночной капиталистической экономики  с целью ее выхода из кризиса. Практическая реализация – в «Новом курсе» Т.Рузвельта.

Инструменты кейнсианского регулирования: Стимулирование спроса через государственные инвестиции, государственный заказ, общественные работы, регулирование безработицы.

Теория  социального рыночного государства. (Ойкен, Эрхард – ФРГ). Государство корректирует несовершенство рыночного механизма, допускается государственное перераспределение доходов. Принцип рыночной свободы сочетается с социальной политикой государства. Разделение власти и собственности. Предусматривается высокий уровень социальной ответственности бизнеса и государства.

Традиционный  консерватизм: Н.М.Карамзин, М.Н.Катков, Н.Я.Данилевский, К.П.Победоносцев, К.Н.Леонтьев, Л.А.Тихомиров.

Для него характерен идеал  свободной, нравственно ответственной  личности, рассмотрение экономической  жизни с точки зрения доминирующих культурно-генетических кодов, базисных ценностей соответствующих цивилизаций. Культурный код цивилизации определяет своеобразие материальной деятельности людей, социальную организацию и  духовные начала. Корни хозяйственного поведения лежат в сфере сознания и культуры.  В культурно-историческом опыте цивилизации содержится производственный опыт народа, отношения между людьми в обществе во всем многообразии конкретных форм их проявления. Понимание прогресса  как духовного совершенствования  человека. Несовершенство  общества заключается не в «грехах правительства», а в нравственном несовершенстве человека. Понятие социальной справедливости связанно с распределением благ по труду. Члены общества занимают определенные места в его структуре в  зависимости от индивидуальных свойств. Экономический процесс направлен не на максимизацию прибыли, а на обеспечение трудовой самодостаточности, собственность – функция труда, а не капитала Государство выступает как арбитр в отношениях труда и капитала, ограничение частной собственности на землю (передается во владение, но не отчуждается). Использование национального достояния (земли, недр, инфраструктурных монополий) для укрепления государства и развития общества.

Консерваторы  считают, что неограниченное развитие капиталистических отношений и  демократии приводит к непомерному  расширению государственных функций, уменьшению роли традиционных институтов и как следствие к появлению  тоталитарного общества.

В научной  литературе существует также духовный подход к государству и системе  государственного регулирования экономики1, который основан на православном мировоззрении, господствовавшем в России на протяжении 1000 лет.

 Принципы в рамках духовного подхода: 1. Бог сотворил мир, он сотворил и государство, и законы.  Всем в мире правит Промысел Божий, и состояние хозяйственной системы, государственного управления зависит от Бога и  свободной воли человека. Государство, являясь элементом целостного мирового порядка, тем больше соответствует своему предназначению и покровительствуется Богом, чем больше  в нем соблюдаются божественные законы, благочестие и добродетели. Рассмотрение государства как духовной общины, отражающей общие интересы ее членов, но в то же время как силы, сдерживающей распространение зла. Главной целью государства, основанного на православном мировоззрении, является обустройство жизни в соответствии с духовными ценностями Нового Завета.

2. Направленность  воли на добро или зло в  свою очередь зависит от степени  соединения человека с Богом  и просвещения его Божественной  Благодатью. Личная, а не коллективная  ответственность за любые принимаемые  решения (прежде всего перед  Богом, а потом и перед людьми). 3. Богатство, материальный успех  рассматривается не как цель  деятельности человека и  развития общества, а как средство для достижения царства Божьего. Отрицательное отношение к неправедному получению богатства, к получению прибыли и добыванию денег как к самодовлеющей цели, негативное отношение к лодырям, несправедливой эксплуатации, ростовщическому проценту. 4. Иерархическое построение всей экономической и управленческой системы по принципу небесной иерархии. Но иерархия должна быть построена на свободе подчинения, на любви, а не на силе принуждения (тирания). 5. Признание имущественного и социального неравенства в общественном устройстве в силу того, что индивидуальные способности людей различны. 6. Рассмотрение государства как духовной общины, отражающей общие интересы ее членов, но в то же время как силы, сдерживающей распространение зла. 7. Признание необходимости соблюдать земной закон, если он не противоречит Божественным заповедям, стремление  к правде. 8. Понимание духовности человека как святости, в отличие от философского его понимания,  как системы культурных ценностей. 9. Несовершенство (греховность) самого человека, а также несовершенство всех внешних факторов его деятельности (экономической, политической системы, всех институтов),   как результат отпадения его от Божественной Благодати.  10. Честный труд, относительность права собственности для человека (абсолютное право владения всеми благами принадлежит Богу). 11. Автаркическое развитие народного хозяйства России, активная роль государства в регулировании экономики, ограничение господства биржи и финансового (спекулятивного) капитала с его самодовлеющей жаждой наживы, создание предпосылок для производительного использования капитала.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Государственное регулирование экономики"