Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 14:38, шпаргалка
Первый этап — эпоха меркантелизма. Представители этой школы А. Монкретьен, Т. Мен, Дж. Стюарт. Их основные идеи сводились к тому, что богатством общества являются исключительно драгоценные металлы или металлические деньги, а источником увеличения богатства — внешняя торговля.
Второй этап — эпоха физиократов. Их учение возникло во Франции в середине XVIII в. Основоположниками этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. Они перенесли свой анализ экономических процессов из сферы обращения в сферу материального производства, прежде всего в сельское хозяйство.
БИЛЕТ 1
Первый этап — эпоха
меркантелизма. Представители этой
школы А. Монкретьен, Т. Мен, Дж. Стюарт.
Их основные идеи сводились к тому, что
богатством общества являются исключительно
драгоценные металлы или металлические
деньги, а источником увеличения богатства
— внешняя торговля.
Второй этап — эпоха
физиократов. Их учение возникло
во Франции в середине XVIII в. Основоположниками
этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо.
Они перенесли свой анализ экономических
процессов из сферы обращения в сферу
материального производства, прежде всего
в сельское хозяйство.
Третий этап — период классической
школы буржуазной политической экономии.Ее
основоположниками являются английские
экономисты У. Петти, А. Смит, Д. Ри¬кардо.
Главное в их учении состоит в
том, что богатством народов является
стоимость, которая лежит в основе заработной
платы, прибыли и земельной
ренты.
Четвертый этап — развитие
марксистской политической экономии.Основоположниками
ее являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская
политическая экономия дала ответы на
многие экономические вопросы, которые
уже были поставлены предшественниками
и в определенной степени разработаны,
в частности: о трудовой теории стоимости,
о законе прибавочной стоимости, учение
об экономических формациях и общественных
способах производства, о диалектическом
единстве производительных сил и производственных
отношениях и др.
Развитие экономической теории в России.
В числе первых российских экономистов был И. Т. Посошков, крестьянский предприниматель, изобретатель и мыслитель периода царствования Петра I.
Определенный вклад в
развитие экономической мысли сделал
М. В. Ломоносов.
Важные экономические идеи были выдвинуты
мыслите¬лями, писателями. А. Н. Радищев
выступал за установление частной собственности
крестьян на землю.
Н.И. Тургенев высказывал идеи о свободной
торговле, о налогах, издал работу “Опыт
теории налогов” (1818), положившую начало
русской финансовой науке.
Г. В. Плеханов, крупный экономист России
XIX в., пе¬ревел на русский язык ряд произведений
К. Маркса и Ф. Энгельса.
В. И. Ленин, последователь марксистской
политической экономии, развил идеи “Капитала”
применительно к эпохе империализма.
М. И. Туган-Барановский, ученый-экономист,
изучал кри¬зисы, российскую промышленность.
Н.И. Бухарин в своих экономических исследованиях
большое место отводил теории предельной
полезности, тео¬рии ценности, в том числе
объективной и субъективной цен¬ности,
а также теории прибыли, ее образованию
и распреде¬лению в различных обществах.
Н.Д. Кондратьев, русский экономист, впервые
сформу¬лировал теорию больших циклов:
“Большие циклы конъюн¬ктуры” (1928). В
экономической литературе большие циклы
называют “циклами Кондратьева”.
Основные идеи кейнсианства:
Неоклассический синтез. Основные принципы неоклассического синтеза:
Монетаризм.Основные идеи монетаризма:
Институционализм.Предмет изучения данного направления — институты, социальные явления (институции) в системе экономических отношений и их воздействие на воспроизводственные процес¬сы.
БИЛЕТ 2
Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.
С точки зрения объекта изучения
в общей экономической теории
можно выделить три раздела: введение
в экономическую теорию, микроэкономику
и макроэкономику. Первый раздел имеет
методологическое, фундаментальное
значение, так как служит основным
средством исследования двух следующих
разделов — микроэкономики и макроэкономики.
Экономическая теория формулирует свои
принципы и законы на различных уровнях
анализа. В зависимости от масштаба выделяют
микро- и макроэкономику. Микроэкономика
·
Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение
рассматриваемого объекта или явления
на отдельные части и определение свойств
отдельного элемента. С помощью синтеза
получают полную картину явления в целом.
· Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.
· Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.
· Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.
· Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.
БИЛЕТ 3
Материальное пр-во - это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовл человеческих потребностей. Рез-том матер пр-ва явл материальные вещи. Духовное пр-во- осущ не среальными предметами, а с их идеальными заменителями: образами, символами, законами. ДП - это пр-во духовных идей, теорий, дух ценностей. Пинципиальное различие между материальной и духовной деят-ти людей сводится к следующему:
1. Духовные потребности человека,
в отличие от других не заданы
биологически. Потребность в освоении
науки, культуры сама по себе
не возникает. Она формируется
и развивается социальным
4. Материальные и дух богатства
принципиально различны. Идеальные
образования имеют всеобщий
5. Духовная деят -ть самоценна .6. В МП ценится не созидатель, а обладатель. В ДП наоборот. 7. В сфере МП большинству членов О навязывается сам труд, продукты этого труда изымаются. В ДП все происходит наоборот.
ДП формируется при участии людей, профессионально заним умств трудом. Рез-том ДП явл идеи, теории, образы, дух ценности, дух связи индивидов, и наконец, сам человек.
Билет 4
Экономические ресурсы, которые могут использоваться в обществе для удовлетворения потребностей, всегда ограничены, имеют количественный и качественный пределы. Умение обходить частные ограничения принципиально ничего не меняют. Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой экономической науки: если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме.
В экономической теории выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить. Относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей.
Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения производственных возможностей. Производственные возможности – это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов. Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено делать технологический выбор, решая, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие – нет. Таким образом, ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования, обусловливает необходимость альтернативного выбора из числа исключающих друг друга возможностей. Из множества допустимых вариантов использования ресурсов выбирается наиболее оптимальный с точки зрения целей общества.
Альтернативный
выбор между направлениями
Для иллюстрации
можно воспользоваться
Таблица 1
Производственные возможности производства пушек и масла
Возможности |
Пушки, тыс. шт. |
Масло, млн. кг |
А |
15 |
0 |
Б |
14 |
1 |
В |
12 |
2 |
Г |
9 |
3 |
Д |
5 |
4 |
Е |
0 |
5 |
На основе представленных данных можно построить график производственных возможностей, который иначе еще называют кривой производственных возможностей (трансформации). Экономический смысл трансформации состоит в том, что общество должно осуществить технологический выбор в экономике, определить необходимый объем производства каждого блага и обеспечить соответствующее распределение ресурсов.
Цена не всегда выражается в деньгах, но она всегда отражает альтернативную стоимость, или вмененные издержки (издержки упущенных возможностей).
Под альтернативной стоимостью (вмененными издержками) понимают то количество благ одного вида, от которого следует отказаться (отдать, «принести в жертву»), чтобы получить определенное количество благ другого вида (более предпочтительных).
В нашем примере, чтобы увеличить производство масла от 0 до 1 млн. кг, нужно отказаться от производства 1 тыс. пушек (их производство уменьшится с 15 до 14), т.е. 1 тыс. пушек – и есть альтернативная стоимость (вмененные издержки).
Для увеличения производства масла еще на 1 млн. кг, т.е. с 1 до 2 млн. кг, уже придется отказаться от производства 2 тыс. пушек (14 тыс. – 12 тыс.) и т.д. Последнее приращение объема производства масла (с 4 млн. кг до 5 млн. кг) потребует отказаться от 5 тыс. пушек (5 тыс. – 0 тыс.). Таким образом, за каждый дополнительный миллион килограммов масла обществу придется платить все большую «цену» в виде непроизведенных пушек.
Аналогичная закономерность действует и в обратном направлении, т.е. при переходе от производства масла к производству пушек. Отказ от каждого последующего миллиона килограмма масла будет выражаться во все меньшем приросте производства пушек.
Приведенные примеры являются иллюстрацией действия закона возрастающих вмененных издержек: производство дополнительных единиц одного блага влечет за собой жертвование возрастающим количеством единиц другого блага.