Шпаргалки по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 14:38, шпаргалка

Описание

Первый этап — эпоха меркантелизма. Представители этой школы А. Монкретьен, Т. Мен, Дж. Стюарт. Их основные идеи сводились к тому, что богатством общества являются исключительно драгоценные металлы или металлические деньги, а источником увеличения богатства — внешняя торговля.
Второй этап — эпоха физиократов. Их учение возникло во Франции в середине XVIII в. Основоположниками этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. Они перенесли свой анализ экономических процессов из сферы обращения в сферу материального производства, прежде всего в сельское хозяйство.

Работа состоит из  1 файл

Билеты по микроэкономике.docx

— 175.59 Кб (Скачать документ)

[править]Кривая спроса

График спроса (Кривая спроса) — отношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на неё.

Кривая спроса показывает вероятное  количество товара, который удаётся  продать за определенное время и  по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем ниже цена может быть установлена  на товар для достижения максимальной прибыли. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышениекачества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы.

Влияние рынка

Всех производителей (продавцов) на рынке объединяет предложение: при  низкой цене продавец предложит меньше товара или может его придержать, при высокой — предложит больше товара; при очень высокой — попытается максимально увеличить производство. Так образуется цена предложения — предельно минимальная цена, по которой продавцы готовы реализовывать свои товары…

 

БИЛЕТ 11

Предложение


Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Как и объём спроса, величина предложения  зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая  производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.

[править]Закон предложения

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

[править]Эластичность предложения

Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.

Эластичность предложения вычисляется  через коэффициент эластичности предложения по формуле:

  • m  — коэффициент эластичности предложения
  • G — процент изменения количества предлагаемого товара
  • F — процент изменения цены

Эластичность предложения зависит  от таких факторов, как особенность производственного процесса, время изготовления продукта и особенность его к длительному хранению. Особенности производственного процесса позволяют производителю расширить производство товара при повышении цены, а при понижении его цены переходит на выпуск другой продукции. Предложение такого товара является эластичным.

Эластичность предложения зависит  и от часового фактора, когда производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цены, поскольку для дополнительного производства товара требуется значительное время. Например, увеличить производство автомобилей за неделю практически невозможно, хотя цена на них может возрасти многократно. В таких случаях предложение является неэластичным. Для товара, который не может сохраняться длительное время (например, продукты, которые быстро портятся), эластичность предложения будет низкой.

Многие экономисты выделяют следующие  факторы, изменяющие предложение:

  • Изменения в себестоимости производства за счёт цен на ресурсы, изменения налогов и дотаций, достижений науки и техники, новых технологий. Снижение себестоимости позволяет производителю доставить на рынок больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату — предложение снижается.
  • Изменения цен на другие товары, в частности на товары субституты.
  • Индивидуальные вкусы потребителей.
  • Перспективные ожидания производителей. При прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене, и наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы не получить убытков в будущем.
  • Количество товаропроизводителей непосредственно влияет на предложение, так как чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.

[править]Кривая предложения

График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшаякомпьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

БИЛЕТ 12

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции  к изменению рыночной цены или  объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага  могут изменяться в ответ на изменения  спроса и предложения.

Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной  цены, образуется дефицит (иногда его  называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем  предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В  ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем  предложения увеличивается. Это  продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной  цены, объем предложения превышает  объем спроса и образуется избыток  благ.

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и  предложения на цену и объем благ.

  1. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.
  2. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.
  3. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.
  4. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения  и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых  колебаний спроса и предложения.

Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложения, ибо часто  одновременно происходит сдвиг и  кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений  и процессов.

Научно обоснованный метод  анализа спроса и предложения  предполагает необходимость:

  • а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;
  • б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов.

Изложенная выше модель рынка  статическая, поскольку распространяется на определенный фиксированный период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Включение  в модель зависимости спроса, предложения  и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель.

Если допустить, что под  воздействием спроса реакция предложения  будет более медленной, возникает  иной вариант, который в экономической  науке называется "паутинообразной  моделью", предполагающей, что осуществление  нового состояния равновесия устанавливается  соотношением определенных параметров функций спроса и предложения.

Равновесная цена – цена, складывающаяся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения, по которой объем покупок, которые готовы совершить покупатели, будет равным объему продаж товаров, который устраивает поставщиков.

  
цена, при которой спрос и предложение равны;

цена, при которой нет  ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

БИЛЕТ 13

1 подход. По Вальрасу.

Швейцарский экономист Леон Вальрас рассматривал рыночное равновесие исходя из их количественной оценки. Рассмотрим данный подход на графике.

В точке Е показано первоначально сложившееся на рынке равновесие, которому соответствуют Qколичество товара по цене PE. Именно в точке Е кривые спроса и предложения пересекаются, что говорит о том, что при таком объеме и цене товара спрос и предложение равны. Но при увеличении цены товара до уровня Рколичество спроса сократиться до уровня Q1D, а объем предложения товара наоборот увеличится до уровня Q1S. Возникнет излишек производителя, в результате которого продавцы пытаясь избавиться от лишнего товара начнут снижать цены на него. В итоге спрос на дешевый товар начнет расти. Данный цикл будет продолжаться до того, пока на рынке не восстановится равновесие.

При снижении цены товара до уровня Рспрос на него возрастет до уровня Q2и будет превышать предложение, которое сократится до уровня Q2S. Возникнет излишек потребителя в результате чего на рынке сложится дефицит на товар. Но излишний ажиотаж на дешевый товар будет оказывать давление на цену, которая рано или поздо станет повышаться. А при повышении цены производители в свою очередь начнут увеличивать предложение товара до тех пор, пока рынок не будет 

Условие установления рыночного  равновесия по Вальрасу можно представить  в виде равенства:

QD(P) = QS(P)

Данное равенство показывает, что по Вальрасу величины спроса и  предложения являются функцией цены.

2 подход. По Маршаллу.

Английский экономист  и один главных представителей неоклассической  школы Альфред Маршалл считал, что цена является единственным фактором, устанавливающим рыночное равновесие.

Установление  рыночного равновесия по Маршаллу


На данном графике также  показана равновесная точка Е при которой спроса и предложения равны. Но в случае, если цена спроса P1будет превышать цену предложения P1S, производители тут же отреагируют на это увеличением предложения с уровня Qдо уровня Qи цена установится на уровне PE. В случае же, если цена спроса P2будет ниже цены предложения P2S, то продавцы будут уменьшать количество предложения, а покупатели сократят свой спрос, в результате чего востановится равновесная цена.

Условие установления рыночного  равновесия по Маршаллу можно представить  в виде равенства:

PD(Q) = PS(Q)

Таким образом, данное равенство  показывает, что по Маршаллу цена является функцией объемов спроса и предложения.

БИЛЕТ 14

Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров

Формы и методы конкуренции

Различают три формы конкуренции:

  1. функциональную;
  2. видовую (личностную);
  3. предметную.

Функциональная конкуренция – возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить различными способами. Все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

Информация о работе Шпаргалки по "Микроэкономике"