Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 14:38, шпаргалка
Первый этап — эпоха меркантелизма. Представители этой школы А. Монкретьен, Т. Мен, Дж. Стюарт. Их основные идеи сводились к тому, что богатством общества являются исключительно драгоценные металлы или металлические деньги, а источником увеличения богатства — внешняя торговля.
Второй этап — эпоха физиократов. Их учение возникло во Франции в середине XVIII в. Основоположниками этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. Они перенесли свой анализ экономических процессов из сферы обращения в сферу материального производства, прежде всего в сельское хозяйство.
Сторонники количественной теории видят в деньгах только средство обращения, ошибочно утверждая, что в процессе обращения в результате столкновения денежной и товарной масс якобы устанавливаются цены и определяется стоимость денег.
Другая ошибка количественной теории денег состоит в представлении, что вся денежная масса находится в обращении. В действительности существует объективный экономический закон, определяющий необходимое количество денег в обращении.
Количественная теория денег игнорировала роль сокровища как стихийного регулятора металлического обращения. Однако следует иметь в виду, что ранняя количественная теория возникла в условиях обращения не бумажных, а металлических денег.
Что касается современной количественной теории, которая , базируется на кредитных деньгах и бумажно-денежном обращении, то она изложена в работах таких экономистов, как А. Маршалл, И. Фишер, Г. Кассель, Б. Хансен, М. Фридман.Известны две разновидности этой теории:
1) «трансакционный вариант» И. Фишера и монетаристов во главе с М. Фридманом;
2) концепция «кассовых остатков» английской кембриджской школы во главе с А. Пигу, а после Второй мировой войны — Д. Патинкиным.
БИЛЕТ 8
Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся
на регулярных обменных операциях между производителями товаров
(услуг) и потребителями. Обменобычно происходит на добровольной основе
в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торго
Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции[1]. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от другапокупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией.
К функциям рынка относятсяинформационная
В самом
общем виде хозяйственный механизм
мирового рынка можно определить
как общественную систему организации
производительных сил (факторов производства),
совокупность форм и методов регулирования
экономических процессов в глобальном
масштабе, а также организационно-правовых
основ, которые обусловливают производство,
распределение, обмен и потребление произведенной
продукции, динамизм и качественные параметры
экономического развития. Хозяйственный
механизм обеспечивает взаимодействие
различных форм капитала в процессе его
использования.
Как любой социально-экономический
объект, механизм мирового хозяйства выполняет
определенные общественные функции:
1. Экономическая реализация
собственности, которая проявляется в
производстве и присвоении прибавочной
стоимости. Собственность реализуется
в конкретных формах движения капитала,
внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции,
которые порождают соответствующие приращенные
формы прибавочной стоимости.
2. Регулирование пропорций
мирового производства. Необходимость
их регулирования заключается в том, что
они подвержены постоянным отклонениям.
3. Разрешение противоречий
между уровнем развития производительных
сил и производственных отношений. Производственные
отношения (объективно складывающиеся
отношения между людьми в процессе воспроизводства,
определяемые формами собственности)
оказывают серьезное влияние на уровень
производительных сил. По мере развития
производительных сил происходят определенные
изменения в отношениях хозяйствования.
Тем самым производственные отношения
приспосабливаются к возросшему уровню
производительных сил, однако противоречия
не устраняются, что служит дальнейшим
стимулом развития производительных сил.
Основным двигателем развития
мирового хозяйства выступает постоянно
растущий мировой рынок, представляющий
собой совокупность внутренних, иностранных
и международных рынков.
БИЛЕТ 9
Структура рынка — основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры функционирующих в нем фирм, степень сходства или отличий товаров разных предприятий, условия вступления в отрасль, доступность рыночной информации.
По степени влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену различают рынки «совершенной» и «несовершенной» конкуренции. К последним относятся такие рыночные структуры, как монополия, олигополия, рынок монополистической конкуренции и пр. Олигополия и монополистическая конкуренция достаточно достоверно описывают множество рынков, поэтому эти модели относятся к реальным рыночным структурам. В то же время современная экономика исключает возможность реализовать все признаки и условия совершенной конкуренции и чистой монополии. Отсюда следует, что эти две рыночные структуры в значительной мере являются абстрактными идеальными моделями, позволяющими, однако, обозначить систему ограничений, с которыми сталкивается фирма в реальной экономике, решая проблему максимизации прибыли.
Инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основные элементы инфраструктуры современного рынка: 1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество; 2) аукционы, ярмарки и др формы организационного небиржевого посредничества; 3) кредитная система и коммерческие банки; 4) эмиссионная система и эмиссионные банки; 5) система регу лирования занятости населения и центры гос. и негос. содействия занятости (биржи труда); 6) информ. технологии и средства деловой коммуникации; 7) налоговая система и налоговая инспекция; 8) система страхования коммерческого хоз.ственного риска и страховые компании; 9) торговые палаты, другие общ., добровольные и гос. объединения (ассоциации) деловых кругов; 10) таможенная система; 11) профсоюзы работающих по найму; 12) коммерческо-выставочные комплексы; 13) система высшего и среднего экон. образования; 14) аудиторские компании (аудит – комплексная ревизия финансово-хоз. деятельности фирмы, которая позволяет определить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса); 15) консультативные (консалтинговые) компании (работа специалистов в области теории и практики рынка и бизнеса; 16) общественные и гос. фонды, предназначенные для стимули рования деловой активности; 17) спец. зоны свободного предпринимательства.
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.
Функции инфраструктуры рынка:
1) облегчение участникам рыночных отношений
реализации их интересов; 2) повышение
оперативности и эффективности
работы рыночных субъектов на основе
специализации отдельных
БИЛЕТ 10
Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Вместе с этими обобщенными
определениями спрос
С позиций количественного
Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
Неценовые характеристики товара
Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
В ряде курсов микроэкономики закон спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.
Данная поправка обусловлена существованием тов
Эластичность спроса —
это показатель, выражающий колебания совокупно
Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.
В случае, когда степень понижения цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.
Эластичность спроса может быть
связана не только с изменением цены
на товар, но и с изменением доходов потреби
Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.
Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности по формуле:
Как правило, существуют товары с разной
эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являю
Знание степени эластичности спроса
на товар имеет большое
Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.
При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.