Шпаргалки по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 14:38, шпаргалка

Описание

Первый этап — эпоха меркантелизма. Представители этой школы А. Монкретьен, Т. Мен, Дж. Стюарт. Их основные идеи сводились к тому, что богатством общества являются исключительно драгоценные металлы или металлические деньги, а источником увеличения богатства — внешняя торговля.
Второй этап — эпоха физиократов. Их учение возникло во Франции в середине XVIII в. Основоположниками этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. Они перенесли свой анализ экономических процессов из сферы обращения в сферу материального производства, прежде всего в сельское хозяйство.

Работа состоит из  1 файл

Билеты по микроэкономике.docx

— 175.59 Кб (Скачать документ)

Сторонники  количественной теории видят в деньгах только средство обращения, ошибочно утверждая, что в процессе обращения в результате столкновения денежной и товарной масс якобы устанавливаются цены и определяется стоимость денег.

Другая  ошибка количественной теории денег  состоит в представлении, что  вся денежная масса находится  в обращении. В действительности существует объективный экономический  закон, определяющий необходимое количество денег в обращении.

Количественная  теория денег игнорировала роль сокровища  как стихийного регулятора металлического обращения. Однако следует иметь  в виду, что ранняя количественная теория возникла в условиях обращения  не бумажных, а металлических денег.

Что касается современной количественной теории, которая , базируется на кредитных  деньгах и бумажно-денежном обращении, то она изложена в работах таких экономистов, как А. Маршалл, И. Фишер, Г. Кассель, Б. Хансен, М. Фридман.Известны две разновидности этой теории:

1) «трансакционный вариант» И. Фишера и монетаристов во главе с М. Фридманом;

2) концепция «кассовых остатков»  английской кембриджской школы  во главе с А. Пигу, а после Второй мировой войны — Д. Патинкиным.

БИЛЕТ 8

Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обменобычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Одним из главных критериев рынка  является наличие конкуренции[1]. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от другапокупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией.

К функциям рынка относятсяинформационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

  1. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
  2. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
  3. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
  4. стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
  5. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

В самом  общем виде хозяйственный механизм мирового рынка можно определить как общественную систему организации  производительных сил (факторов производства), совокупность форм и методов регулирования  экономических процессов в глобальном масштабе, а также организационно-правовых основ, которые обусловливают производство, распределение, обмен и потребление произведенной продукции, динамизм и качественные параметры экономического развития. Хозяйственный механизм обеспечивает взаимодействие различных форм капитала в процессе его использования. 
Как любой социально-экономический объект, механизм мирового хозяйства выполняет определенные общественные функции: 
1. Экономическая реализация собственности, которая проявляется в производстве и присвоении прибавочной стоимости. Собственность реализуется в конкретных формах движения капитала, внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, которые порождают соответствующие приращенные формы прибавочной стоимости. 
2. Регулирование пропорций мирового производства. Необходимость их регулирования заключается в том, что они подвержены постоянным отклонениям. 
3. Разрешение противоречий между уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Производственные отношения (объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе воспроизводства, определяемые формами собственности) оказывают серьезное влияние на уровень производительных сил. По мере развития производительных сил происходят определенные изменения в отношениях хозяйствования. Тем самым производственные отношения приспосабливаются к возросшему уровню производительных сил, однако противоречия не устраняются, что служит дальнейшим стимулом развития производительных сил. 
Основным двигателем развития мирового хозяйства выступает постоянно растущий мировой рынок, представляющий собой совокупность внутренних, иностранных и международных рынков.

 

 

БИЛЕТ 9

Структура рынка — основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры функционирующих в нем фирм, степень сходства или отличий товаров разных предприятий, условия вступления в отрасль, доступность рыночной информации.

По степени влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену различают рынки «совершенной»  и «несовершенной» конкуренции. К последним относятся такие рыночные структуры, как монополия, олигополия, рынок монополистической конкуренции и пр. Олигополия и монополистическая конкуренция достаточно достоверно описывают множество рынков, поэтому эти модели относятся к реальным рыночным структурам. В то же время современная экономика исключает возможность реализовать все признаки и условия совершенной конкуренции и чистой монополии. Отсюда следует, что эти две рыночные структуры в значительной мере являются абстрактными идеальными моделями, позволяющими, однако, обозначить систему ограничений, с которыми сталкивается фирма в реальной экономике, решая проблему максимизации прибыли.

Инфраструктура – это  основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров  и услуг, акты купли-продажи, или  совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок  и выполняющих определенные функции  по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основные элементы инфраструктуры современного рынка: 1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество; 2) аукционы, ярмарки и др формы организационного небиржевого посредничества; 3) кредитная система и коммерческие банки; 4) эмиссионная система и эмиссионные банки; 5) система регу лирования занятости населения и центры гос. и негос. содействия занятости (биржи труда); 6) информ. технологии и средства деловой коммуникации; 7) налоговая система и налоговая инспекция; 8) система страхования коммерческого хоз.ственного риска и страховые компании; 9) торговые палаты, другие общ., добровольные и гос. объединения (ассоциации) деловых кругов; 10) таможенная система; 11) профсоюзы работающих по найму; 12) коммерческо-выставочные комплексы; 13) система высшего и среднего экон. образования; 14) аудиторские компании (аудит – комплексная ревизия финансово-хоз. деятельности фирмы, которая позволяет определить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса); 15) консультативные (консалтинговые) компании (работа специалистов в области теории и практики рынка и бизнеса; 16) общественные и гос. фонды, предназначенные для стимули рования деловой активности; 17) спец. зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены  самими рыночными отношениями.

Функции инфраструктуры рынка: 1) облегчение участникам рыночных отношений  реализации их интересов; 2) повышение  оперативности и эффективности  работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов  экономики и видов деятельности; 3) организационное оформление рыночных отношений; 4) облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования  деловой практики.  

 

БИЛЕТ 10

Спрос


Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.

Вместе с этими обобщенными  определениями спрос характеризуется  рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объёмили величину спроса.

С позиций количественного измерения  спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.

Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

Неценовые характеристики товара

Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые  иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими.

[править]Закон спроса

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

  • Уровень доходов в обществе;
  • Размеры рынка;
  • Мода, сезонность;
  • Наличие товаров-субститутов (заменителей);
  • Инфляционные ожидания.

В ряде курсов микроэкономики закон  спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.

Данная поправка обусловлена существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует.

[править]Эластичность спроса

Эластичность спроса — это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги. Эластичным называется спрос, сформировавшийся при условии, что изменение его объёма (в %) превышает процентное выражение снижение цен.

Если показатели падения цен  и увеличения спроса, выраженные в  процентах, равны, то есть рост объёма спроса лишь компенсирует снижение уровня цен, то эластичность спроса равна единице.

В случае, когда степень понижения  цен превышает показатель спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Следовательно, эластичность спроса — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.

Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам. Есть и спрос с единичной эластичностью. Это ситуация, при которой и доход, и величина спроса изменяются на одинаковый процент, так что общий доход остаётся постоянным по мере изменения цены.

Реакция потребителей на изменение  цены товара может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждый из них порождает  соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается абсолютно эластичным или совершенно неэластичным.

Эластичность спроса измеряется количественно  через коэффициент эластичности по формуле:

  • o  — коэффициент эластичности спроса
  • Q — процент изменения количества продажи
  • P — процент изменения цены

Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или снижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.

Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, например, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с  целью резко увеличить объём  продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.

Для товаров с низкой эластичностью  спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объём продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.

При наличии большого количества продавцов  спрос на любой товар будет  эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к ​​другим продавцам, предлагающих этот же товар дешевле.

Информация о работе Шпаргалки по "Микроэкономике"