Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:01, курсовая работа
В данной курсовой анализируются различные варианты возникновения факторов, вынуждающих руководителей компаний обратиться к рассмотрению ее стратегии, а также условия, при которых необходима диверсификация, и решения, связанные с подходом руководства к риску, а также рассмотрены доводы за и против конгломератной диверсификации.
Введение
1.Сущность синергетической парадигмы.
1.1 Научные школы (течения) в синергетике.
1.2 Методологические проблемы синергетики.
1.3 Принципы синергетики.
1.4 Синергетика и самоорганизация
2. Необходимость использования синергетического подхода к анализу современных экономических процессов.
2.1 Глобализация бизнеса .
2.2 Сети предприятий: культура, институты и организации информациональной экономики.
2.3 Самоорганизация экономического процесса с позиций нелинейной термодинамики.
2.3.1 Термодинамическая метафора в экономике.
2.3.2 Самоорганизация и термодинамический подход
2.3.3 Нелинейные экономические системы
2.3.4 Моделирование нелинейных финансовых систем
3. Проявление синергетических эффектов в экономике.
3.1 Диверсификация.
3.1.1 Постепенные и прерывистые изменения. Необходимость изменений.
3.1.2 Модификации бизнес-портфеля
3.1.3 Диверсификация производства: цели и направления деятельности.
3.1.4 Сравнительный анализ конгломератной диверсификации и синергетической.
3.1.5 Причины диверсификации
3.2 Слияния и поглощения компаний.
Заключение
Список литературы
До 1950-х годов такого понятия, как стратегическая прерывность, равно как и потребности в его предсказании, вообще не существовало. В результате проблема непрерывности то возникала, то пропадала. Крупные изменения во внешней среде вынуждали компании, как правило, со значительным опозданием обращать внимание на необходимость изменения стратегии. После того как переориентация компании завершалась, в центре внимания менеджмента вновь оказывались оперативные вопросы использования потенциала новой стратегической позиции, и так до тех пор, пока в среде вновь не происходили значительные изменения.
Классический пример прерывистого изменения стратегии — компания Du Pont. В 1909 г. был изобретен динамит, что сделало основную до того технологию производства пороха устаревшей. В 1910-1918 годах в Dи Ропt произошла крупная переориентация стратегии, что значительно снизило ее зависимость от технологии производства пороха и превратило компанию в исследовательскую, в лидера химической промышленности. Укрепив свое лидерство, компания Du Pont не нуждалась в стратегических изменениях вплоть до 1950-х годов, когда произошло изменение конкурентной среды и подошло окончание срока владения основными патентами.
А. Чандлер изучил много других случаев, когда временное внимание к стратегии сменялось длительными периодами концентрации на оперативных и административных проблемах. А. Чандлер показал, что необходимость в стратегических изменениях чаще всего осознается после значительного падения объема продаж или уровня доходов, при обострении конкуренции, продолжительной неспособности достичь целевой прибыли. К сожалению, итог «учебы на своих ошибках» оказывается весьма печальным — когда компания осознает стоящие перед нею проблемы, она уже слишком слаба, чтобы справиться с ними. Проблема эта сложна еще и потому, что ее симптомы, как правило, не очевидны. Для того чтобы понять, что проблема носит стратегический характер, необходимо провести глубокий анализ ситуации и одновременно найти решения оперативных (сокращение потерь!) и административных (реорганизация!) задач.
Обсуждались причины того, почему в XX в. многие компании не могут позволить себе «роскошь» отношения к стратегическим проблемам как к единовременным, не могут ограничиться только укреплением своих стратегических позиций и возвращением к оперативным и административным вопросам. Постоянные изменения в технологиях, динамичность структуры глобальных рынков и насыщение спроса в основных отраслях — все это привело к резкому сокращению периода цикла стратегия—операции—стратегия.
Оказалось, что во многих отраслях, например электронной, химической, фармацевтической, аэрокосмической, в производстве пластмасс, больше не существует никакого цикла. Изменения происходят так быстро, что фирмы должны постоянно следить за средой, отыскивая в ней стратегические разрывы (это ускорение прекрасно иллюстрируется деятельностью по приобретению и слиянию компаний, которая является одним из основных инструментов стратегических изменений.)
Все это говорит о том, что:
1. В настоящее время ни одна компания не может чувствовать себя защищенной от угрозы устаревания технологии, насыщения спроса и социально-политических изменений.
2. В некоторых отраслях необходимо постоянно отслеживать возникновение стратегических угроз и появление новых возможностей во внешней среде.
3. Все компании должны как минимум периодически пересматривать свои стратегические портфели. Как реакция на изменения, начавшиеся в 1950-х годах, в коммерческих фирмах постепенно развивается периодическое стратегическое планирование. В наши дни стратегическое планирование в том или ином виде присутствует в подавляющем большинстве компаний.
Поэтому основной вопрос заключается не в том, нужно ли уделять внимание стратегии, а в том, как это делать и в какой степени. Для компании, которая впервые сталкивается со стратегическими проблемами, это всеравно что вопрос о курице и яйце; нельзя дать четкий ответ до тех пор, пока не будет проведен полный стратегический анализ. Основные направления анализа можно указать уже сейчас:
1. Очевидно, что интенсивность анализа будет определяться имеющимися ресурсами. Компании, в которой высшее руководство осуществляет один человек, будет достаточно простого пересмотра стратегии, другая, состоящая из большого числа подразделений, может позволить себе основательное исследование.
2. Основное влияние на выводы стратегического анализа оказывают характеристики внешней среды фирмы.
а) Если внешняя среда обладает высокой динамикой, развитие технологии происходит очень быстро, характерны частые смены технологий и/или структура рынка нестабильна, фирме необходимо будет постоянно проводить стратегические изменения. Возможно, что компания придет к этому выводу еще до того, как будут получены первые результаты анализа.
б) Если отрасль, в которой работает фирма, является одной из тех немногих, которых ожидает относительно стабильное будущее, перед тем, как вводить постоянный процесс стратегического планирования, следует обязательно провести стратегический анализ.
3. Основное влияние на принимаемые решения оказывает степень необходимой перестройки стратегии. Если окажется, что вся проблема заключается в незначительной «бреши» в товарно-рыночной позиции фирмы, для ее устранения может быть достаточно специальных временных соглашений. Когда же необходимо полностью пересмотреть позиции компании, потребуется крупномасштабное перераспределение ресурсов на долгосрочной постоянной основе.
Если окончательное решение гласит, что требуется значительная переориентация стратегии, за ним, скорее всего, последуют глубокие организационные изменения. Здесь очень важно осознать, что традиционные организационные формы развивались главным образом для решения оперативных проблем. Применение системы стратегического планирования не гарантирует внедрения стратегий, равно как и то, что система эта вообще приживется в организации. Затраты и риск, сопровождающие стратегические изменения, требуют полной отдачи от руководителей, а также адекватной поддержки человеческими и финансовыми ресурсами.
3.1.2 Модификации бизнес-портфеля
Портфельная стратегия связана с набором основных направлений деятельности компании, в то время как конкурентная стратегия связана с вопросами действий в избранных областях.
Портфельная стратегия отвечает на вопрос, какими видами деятельности мы должны заниматься, а конкурентная — как нам преуспеть в каждой из них.
В 1950-х годах, когда непоследовательные изменения во внешней среде стали негативно сказываться на деятельности компаний, общей реакцией было внесение изменений в стратегический портфель, а не оценка того, можно ли продолжать пользоваться историческими стратегиями в рамках существующего портфеля.
Во многих случаях к выводу о необходимости изменения портфеля приходили только после нескольких лет попыток стабилизировать уменьшающиеся прибыли и сокращающийся сбыт с помощью таких героических мер, как увольнение персонала, сокращение запасов, снижение накладных расходов и ценовых войн. Потерпев неудачу, не найдя решения в рамках существующего портфеля, руководители обращали внимание на новые быстрорастущие отрасли — электронику, фармацевтику и сферу услуг.
Этот феномен наблюдался во многих «отраслях первого поколения», появившихся на стыке веков и особенно страдавших от сокращения спроса в 1950-1960-х годах. Во многих других случаях толчком к переходу в новые сферы бизнеса послужило появление новых технологий. Так случилось, например, когда транзисторная технология сменила технологию усиления слабых электрических сигналов с помощью вакуумных ламп.
Многие компании обнаружили, что представить традиционному рынку сбыта новую технологию гораздо труднее, чем уйти с этого рынка в какой-то другой. Именно это и произошло с ведущими производителями вакуумных ламп, которые стали в лучшем случае слабыми конкурентами в производстве усилителей и начали искать возможности для перехода в другие области бизнеса.
Еще одним стимулом для изменения бизнес-портфеля стало существовавшее в некоторых фирмах желание расширить деятельность за пределы исторического бизнеса компании. Путь к новым горизонтам принял две различные формы. Одной из них стала интернационализация, другой — диверсификация. В качестве иллюстрации этого процесса приведена диаграмма на рис.3.1.[1] На ней изображен куб, разделенный на два основных типа вектора роста (соответственно верхняя и нижняя части куба).
Рис.3.1. Альтернативы: диверсификация и интернационализация
Как показано на рис.3.1, при диверсификации осуществляется переход к новым областям бизнеса, но географическая среда, в которой работает фирма, не меняется.
Один из видов такого перехода — диверсификация, «связанная с потребностями», — представляет собой освоение новой для фирмы технологии с целью продолжения обслуживания традиционного рынка. Пример такой диверсификации — переход многих фармацевтических компаний, чьи продукты всегда основывались на химико-молекулярной технологии, на биотехнологии.
Этот пример раскрывает необходимость выбора: приобретать ли уже существующую фирму или опираться на внутренние источники, развивая возможности компании и повышая уровень знаний ее работников.
Бесчисленные примеры свидетельствуют о том, что внутреннее развитие совершенно новой для фирмы технологии - процесс очень сложный. Во многих случаях компании теряли свое лидерство в традиционном бизнесе, когда новая технология вытесняла с рынков предшествующую. Например, когда на смену вакуумно-ламповой технологии пришли полупроводниковые, исторические лидеры (Philips, RCA) уступили пальму первенства новым компаниям, таким как Texas Instruments, Fairchild Conductors и многим другим.
Второй вариант диверсификации, показанный на рис.3.1, связанный с технологией, заключается в применении традиционной технологии фирмы к удовлетворению новых потребностей. (Примером этого направления является наплыв производителей электроники в автомобилестроение). В данном случае успеха можно достичь как с помощью поглощений (так, компания Ford Motor приобрела компьютерную фирму Philco), так и через внутреннее развитие, через выход на новые рынки. [1]
И еще один вариант диверсификации — переход в область, не связанную с текущим бизнесом фирмы, к новым технологиям или потребностям рынка. Такой подход часто называют конгломератной диверсификацией. Как правило, он осуществляется с помощью приобретения компаний.
3.1.3 Диверсификация производства: цели и направления деятельности.
Диверсификация производства - одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.
Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики.
Развитое рыночное хозяйство прошло через множество этапов, каждый из которых характеризовался разнообразным сочетанием специализации и диверсификации как асимметричными формами организации производства. Наиболее ощутимое развитие диверсификация получила в большинстве стран в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать (с разной остротой в отдельных странах) относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства.
Вопросы стратегии диверсификации в эпоху массового потребления были главным предметом обсуждения, что связано, с одной стороны, с заметным снижением темпов роста по сравнению с предшествующим этапом, а с другой - стремлением фирм устоять в условиях неравномерного экономического и политического развития.
Существенные изменения экономических, социальных и научно-технических условий деятельности промышленных фирм коренным образом изменили требования к управлению, чтобы приспособиться к внешней ситуации. Острейшая борьба на мировых рынках, замедление экономического роста и технического прогресса потребовали преобразования производства, для которого стало недостаточным приобретение передовой техники и технологии, результатов научных исследований. Этим во многом объясняется тот факт, что диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.
Причины переориентации предприятий на стратегические вопросы не поддаются однозначному определению. Такого же мнения придерживаются и другие исследователи. Авторы выдвигают ряд наиболее распространенных обоснований, определяющих ассортимент и номенклатуру выпускаемой продукции, необходимость расширения сфер приложения капитала. Утверждения справедливы не потому, что свидетельствуют о недостаточной теоретической и практической проработке вопроса, а потому, что, во-первых, цели диверсификации производства напрямую зависят от финансового состояния и возможностей предприятия и, во-вторых, привлекательность отраслей для фирм различна в краткосрочном и долгосрочном периодах. Так, финансовые возможности убыточных, средних и преуспевающих предприятий диктуют различные стратегии от "просто выжить" до образования стратегических альянсов. Выделение средств на социальные цели и благотворительную деятельность свидетельствует о том, что экономические интересы субъектов деятельности в основном удовлетворены и приоритеты смещаются в сторону формирования доброго имени и марки фирмы.
Диверсификация, прежде чем приобрела современные черты, в рамках глобальной стратегии фирм прошла сложный путь развития, меняясь под влиянием внешних обстоятельств, так и внутрифирменных критериев. В табл.3.1 показана эволюция соответствующих идей - от манипулирования набором товаров к манипулированию набором стран. Историю такой эволюции условно можно разделить на четыре этапа, и на каждом из них происходило становление таких основных элементов, как: товарный набор, отраслевой набор, набор отраслей и сфер деятельности, набор стран.
Таблица 3.1.Эволюция диверсификации производства | ||||
Эпохи исторического развития | Экономические предпосылки | С редства достижения целей производства | Преобладающая форма организации производства | Последствия |
Эпоха массового производства (до конца 20-х годов) | Концентрация производства и централизация капитала в пределах отрасли | Создание товара для рынка. Снижение издержек производства | Специализация производства ("чистые отрасли") | Создание товарных рынков |
Эпоха массового сбыта (до середины 50-х годов) | Концентрация капитала в пределах отраслей. | Манипулирование набором товаров, используемых в определенной области | Горизонтальная дифференциация. Продуктовая (товарная) диверсификация. | Преодоление границ товарных рынков |
Постиндустриальное общество | Перенакопление капитала в отдельных странах | Экспорт капитала в другие страны. Регулирование мирохозяйственных связей | Географическая диверсификация (набор стран). | Преодоление границ национальных рынков. |
Эпоха информационных и компьютерных технологий (с конца | Мировая конкуренция | Глобальная оптимизация мирохозяйственных связей | Мировая экономика | Мировой рынок |