Система государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:33, доклад

Описание

Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения.

Работа состоит из  1 файл

Система государственного управления.docx

— 79.00 Кб (Скачать документ)

Основные направления  внутренней и внешней политики Российского  государства определяет Президент  РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Он обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послание Президента РФ парламенту России одновременно является посланием стране.                           -       В послании формулируются основные политические цели и задачи государства на очередной год. Если проект послания заранее рассматривается политическими партиями и движениями в регионах, то его статус уточняется и в нем формулируется политика не только Президента РФ, но и всего государства.                                          -          Послание Президента РФ опирается на доктрины, концепции по различным направлениям развития страны, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Доктрина выражает систему взглядов на значение отдельных мероприятий, принципов, определяющих механизм государственного регулирования, которыми руководствуются органы власти. Доктрины и концепции утверждаются Указами Президента РФ, например доктрина развития российской науки, концепция развития рынка ценных бумаг и др.                                                            -            Правительство РФ ежегодно заявляет о приоритетах промышленной и социальной политики.                            Социально-экономическая политика разрабатывается и реализуется по следующим направлениям:                              1. Реформирование экономики.   2. Финансовая, денежная политика.    3. Структурная политика.                                    4. Аграрная политика.       5. Социальная политика.         6. Региональная политика.                                                                            8. Внешнеэкономическая политика.                                                                                                                                                                  -          Реализация государственной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений.                                                                               -         Для реализации государственной политики органы государственной власти разрабатывают соответствующие программы, мобилизуют необходимые ресурсы, организуют и координируют деятельность участников.                                                                                                                                          -         В связи с либерализацией общественных отношений и переходом к рыночной экономике общегосударственное планирование перестало быть основным рычагом управления и заменено в значительной мере прогнозированием. Разрабатываемые прогнозы играют роль как поисковых, так и целевых документов и имеют самостоятельное значение на всех уровнях и стадиях управления.                    -          Прогноз в собственном смысле слова — это предвидение наиболее вероятного хода событий в рамках некоторой целостности. Он базируется на эмпирических закономерностях, причинно-следственных связях по схеме «если..., то...». Закономерности рассматриваются в определенных границах, пороговых ограничениях. Наличие прогноза повышает ответственность управленцев, предостерегает их от необдуманных действий. Неумение предвидеть по­следствия тех или иных решений ввергает страну в кризис.                                                                                                                  -        Реальные, пусть и нерадостные прогнозы мобилизуют, придают энергию, заставляют бить тревогу, опережать события. Качественный прогноз по какому-либо направлению развития страны или отрасли, региона служит сигналом для принятия мер, корректировки политики. Производители, экспортеры и импортеры нуждаются в достоверных прогнозах ситуаций на мировых рынках, чтобы вовремя защититься от экономических потрясений.                                                                                             -          Прогнозирование нельзя смешивать с предсказанием единичных событий на основании интуиции, «чутья» и других личных качеств предсказателя, а также с помощью футурологии и астрологии.

           Прогноз не определяет параметры развития с достаточной точностью а намечает вероятные и возможные результаты и условия, при которых они могут быть достигнуты; раскрывает положительные и отрицательные тенденции, альтернативы.                                                                                 -            Прогноз выражается формулированием тенденции или количественными показателями, в категоричной или условной формах. Категоричная форма: на основании таких-то данных считаем вероятным событие X; условная: на основании таких-то данных, если наступят события А, Б, В и т.д., то наступит и событие X.                                                                                                                                     -            Прогнозирование законодательно определено в качестве функции государственного управления. Под государственным прогнозированием понимается система научно обоснованных представлений о направлениях развития. Она базируется на демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других показателях. Социально-экономическое прогнозирование призвано прежде всего заранее подмечать тревожные тенденции и приковывать к ним внимание. Исходным в государственном прогнозировании является анализ динамики основных макроэкономических индикаторов:                            • ВВП в сопоставимых ценах;                                                                                                                                          • доходы (расходы) федерального бюджета, % к ВВП (с учетом расходов по обслуживанию государственного долга); • объем промышленной продукции; • объем инвестиций в основной капитал;   • экспорт (импорт), включая неорганизованную торговлю;                                                                     • потребительские цены на товары и платные услуги населению;                                                                             • номинальные, реальные располагаемые денежные доходы населения;                                                                  • численность зарегистрированных безработных.                                                                                                    -            Министерство экономического развития и торговли с участием других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в соответствии с Программой Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики» разрабатывает сценарные условия: основные показатели, целевые параметры, решения и меры по стабилизации по направлениям государственной политики.                                                                                                         Органы исполнительной власти и субъектов РФ разрабатывают:                                                                                 • варианты прогнозов развития отраслей и регионов по основным показателям;                                                         • планы развития государственного сектора, получения и использования доходов от распоряжения госимуществом.                                                                                                                                         Федеральные министерства и ведомства при подготовке прогнозов социально-экономического развития (Минэкономразвития России) и проектов федерального бюджета рассматривают и учитывают предложения администраций субъектов РФ по объемам поставок продукции для федеральных государственных и других нужд; по финансированию инвестиционных проектов, в том числе за счет иностранных кредитов.                                                                                                                                 -         Соответствующие федеральные органы представляют прогнозы формирования и расходования средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, развития рынка ценных бумаг, банкротств предприятий, взаимного экономического сотрудничества в рамках СНГ, платежного баланса.                                                                                                                                          -          Органы исполнительной власти субъектов РФ представляют федеральным органам, являющимся государственными заказчиками федеральных целевых программ, предложения по их реализации на территории субъектов РФ. Органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и другие государственные заказчики федеральных программ представляют заявки на их финансирование, поставки продукции для федеральных государственных нужд, а также расчеты предельных объемов бюджетного финансирования отраслей и регионов с учетом прогнозируемых индексов-дефляторов.                                                                                                                                                 -            Глобальные прогнозы социально-экономического развития страны разрабатываются на основе выявления закономерностей за длительный период времени. Зная тенденции прошлого за многие годы, можно увереннее оценивать настоящее и заглядывать в будущее. При этом оценка перспективы осуществляется с использованием накопленных временных рядов, закономерностей поведения объекта при разных формах воздействия, предполагаемого развития ситуации. Для прогнозирования в условиях структурных изменений разрабатываются коэффициенты динамики за предыдущие годы, в которых складываются тенденции. Коэффициенты сохраняют определенную устойчивость, что позволяет адаптировать прогноз при поступлении новой информации.                                     -        Прогнозирование ни в коем случае не может, заменить планирования. Искаженное представление о планировании (все заранее расписать и требовать принудительного исполнения) постепенно преодолевается, на первый план выступает главное в планировании — определение общих целей и путей их достижения, обеспечение сбалансированности, межотраслевой увязки инвестиций. Государство не имеет директивных взаимоотношений с производителями, но крупный капитал не менее заинтересован в сотрудничестве с государством, так как нуждается в помощи при продвижении продукции на мировой рынок, привлечении иностранных инвестиций и т.д. Всякий серьезный предприниматель, планируя свое производство (а без этого фирма существовать не может), прежде всего ориентируется ни государственную стратегию. Это создает предпосылки для согласования намерений государства и лидеров крупной промышленности по реализации экономической политики, перспективам развития в рамках индикативного планирования.

5.Особенности законодательного процесса государственного управления.

Законодательный процесс, таким  образом, – это «форма государственной  деятельности специально предназначенных  органов государственной власти по возведению общеобязательной воли общества в закон. Законодательный  процесс представляет собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность парламента».

Всякое государство выполняет  социальную функцию. Его возникновение  и существование связаны с  наличием социальной асимметрии в обществе, которую оно разрешает, совершая управленческие действия в отношении  общества. Конкретные пропорции разграничения  сфер влияния между государством и гражданским обществом зависят  от уровня развития последнего, наличия  у него надежных механизмов самоуправления. Однако в любом случае государство  определяет «правила» (в том числе  и в нормативной форме), в силу которых «игра» различного рода сил  должна заканчиваться социальным консенсусом.

Правотворчество государства  – одна из форм управления обществом. Нормы законов являются прямым результатом  деятельности институтов власти, и  их исполнение зависит от того, насколько  точно были оценены возможность  и необходимость законодательного регулирования процессов, происходящих в различных сферах государственной  и общественной жизни.

Создание нормативного акта напрямую связано с выявлением потребностей общества, закономерностей его развития, поскольку в философско-правовом смысле целью законотворчества является согласование интересов различных  социальных групп общества путем  их перевода на язык норм права.

Право оказывает активное влияние на сознание общества в процессе взаимодействия с ним.

Введение в действие закона означает создание условий, позволяющих  субъектам общества беспрепятственно и эффективно удовлетворять многообразные  интересы и потребности. Это, в свою очередь, приводит к качественному  и количественному изменению  таких потребностей, что вызывает необходимость в установлении новых  нормативных регуляторов (т.е. принятии новых законов для регулирования  развивающихся отношений в обществе).

Таким образом, закон –  это не только результат восприятия, познания и прогнозирования законодателем  потребностей общества: в отношениях «нормативная среда – правосознание  общества» поступательное развитие одного элемента взаимосвязано и  взаимообусловлено изменениями  качественных и количественных характеристик  другого.

С этой точки зрения, природа  законотворчества заключается в  выявлении, освоении существующих интересов  личности, общества, государства и  влиянии на них через закрепление  в юридической форме норм поведения.

Законодательный процесс  является формально-юридическим выражением законотворческой функции государства. Он «отвечает» за технологию создания закона. В результате последовательной реализации составляющих его процедур в правовой среде начинает официально действовать новый закон –  нормативный акт, создающий, изменяющий или отменяющий нормы права, а  значит, влияющий на массовое правосознание  общества.

Анализируя значение законодательного процесса, нельзя не учитывать того факта, что он составляет содержание деятельности парламентов.

Стабильная нормативная  регламентация процесса создания закона обеспечивает:

- качественный уровень  подготовки формы и содержания  нормативного акта;

- привлечение широкого  спектра мнений различного рода  политических сил с целью максимальное  обеспечения интересов различных  социальных групп; 

- эффективные механизмы  контроля деятельности высших  органов государственной власти  в процессе законотворчества.

Таким образом, законодательный  процесс имеет значение не только как процессуальная сторона законотворчества, отражающая его формальное содержание, но и является стабилизирующим фактором правовой системы общества.

Основные стадии законодательного процесса:

- реализация права законодательной  инициативы;

- предварительное рассмотрение  законопроекта в комитетах Государственной  Думы;

- рассмотрение законопроекта  Думой в трех чтениях и его  принятие;

- рассмотрение и одобрение  принятого Думой закона Советом  Федерации; особая стадия –  преодоление разногласий, возникших  между Советом Федерации и  Думой в связи с отклонением  Советом Федерации принятого  Думой закона;

- подписание и обнародование  закона Президентом Российской  Федерации; особая стадия –  повторное рассмотрение закона, отклоненного Президентом, в Думе  и Совете Федерации. Некоторые  правоведы выделяют еще одну  стадию – выявление общественной  потребности в принятии закона.

Рассмотрение законопроектов в палатах Федерального Собрания.

1-я стадия. Законодательный  процесс начинается с реализации  конституционного права законодательной  инициативы. Законодательная инициатива  – это право уполномоченных  субъектов официально поставить  вопрос об издании, изменении  или отмене закона. Выступление  с законодательной инициативой  влечет обязательное обсуждение  ее в парламенте. Согласно Конституции  РФ правом законодательной инициативы  обладают Президент России, Совет  Федерации в целом, отдельные  члены Совета Федерации, депутаты  Государственной Думы, Правительство  России, законодательные (представительные) органы субъектов Российской  Федерации, а также Конституционный  Суд, Верховный Суд, Высший  Арбитражный Суд по вопросам  их ведения.

В пакет документов законопроекта  входят: текст законопроекта с  указанием субъекта права законодательной  инициативы (автора); пояснительная  записка, содержащая предмет законодательного регулирования, изложение концепции  законопроекта, обоснование необходимости  его принятия (цель, прогноз последствий); справка о состоянии законодательства в этой сфере, перечень законов, которые  нужно будет отменить, изменить, принять; финансово-экономическое обоснование (для финансовых законов необходимо заключение Правительства Российской Федерации); криминологическая экспертиза и др.

2-я стадия. Совет Государственной  Думы направляет законопроект  в один или несколько комитетов  для предварительного рассмотрения. Один из них назначается ответственным.  Законопроект направляется также  для подготовки и представления  отзывов, предложений и замечаний  в комитеты, комиссии и депутатские  объединения Государственной Думы, Президенту, в Совет Федерации,  в Правительство, в высшие суды (по вопросам их ведения), в  субъекты Российской Федерации  (по предметам совместного ведения).

Для работы над проектом закона комитет создает рабочую группу, в состав которой могут включаться депутаты других комитетов, а также  представители субъекта законодательной  инициативы с правом совещательного голоса. Могут привлекаться также  представители министерств, ведомств, субъектов Российской Федерации, общественных организаций, специалисты, ученые, другие заинтересованные организации и  лица. Проводится научная, правовая, лингвистическая, криминологическая экспертиза. Все  замечания и предложения рассматриваются  на заседаниях комитета открыто и  могут освещаться в СМИ. Законопроекты  могут выноситься также на парламентские  слушания. При необходимости заседания  комитета и парламентские слушания могут быть закрытыми.

Субъект права законодательной  инициативы имеет право изменить текст законопроекта или отозвать его.

В итоге законопроект направляется в Совет Государственной Думы, который может вернуть его  на доработку, направить в другой комитет или вынести на пленарное  заседание Думы.

3-я стадия. Государственная  Дума рассматривает законопроект  поочередно в трех чтениях  (законопроект о федеральном бюджете  рассматривается в четырех чтениях).

В первом чтении обсуждаются  основные положения законопроекта, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка его концепции. С докладом выступает инициатор  законопроекта, затем представитель  ответственного комитета, заслушиваются  предложения и замечания депутатских  объединений, представителей Президента, Правительства, субъектов Российской Федерации, всех других заинтересованных сторон. Возможные решения: принять  закон в первом чтении и направить  его в Совет Федерации; отклонить  законопроект; принять законопроект и продолжить над ним работу в  Думе во втором и третьем чтениях.

Информация о работе Система государственного управления