7.Организация и методы государственного
регулирования экономики.
Государственное регулирование
экономики - это система мер, посредством,
которых государство может воздействовать
на социально-экономическое развитие
общества. Государственное регулирование
экономики (госрегулирование) — процесс
воздействия государства на хозяйственную
жизнь общества и связанные с ней социальные
процессы, в ходе которого реализуется
экономическая и социальная политика
государства, основанная на определенной
доктрине (концепции). При этом для достижения
поставленных целей используется определенный
набор средств (инструментов).
Методы государственного регулирования.
Государство использует методы прямого
и косвенного воздействия на экономику.
Прямое воздействие предполагает использование
административных методов. Косвенное
— только экономических методов.
Особенности административных методов:
они не связаны с созданием доп. материальных
стимулов для их реализации. Базируются
на силе и авторитете государственной
власти. Включают меры запрета, разрешения
и принуждения. Предусматривают организацию
управления предприятиями, государственного
сектора экономики, государственной собственности.
Экономические методы: Государственное,
экономическое прогнозирование. Оно основано
на результатах анализа реальной ситуации
в экономике и в его процессе исследуются
различные варианты развития социально-экономической
системы и формируется экономическая
политика государства. Государственное
экономическое программирование. Экономические
программы формируют цели развития, определяют
материальные, финансовые средства реализации
целей. Объекты программ — отрасли, регионы,
сферы НЭ и т. д.
- Государственное регулирование
экономики в тех или иных масштабах присуще
любой экономической системе. В экономике,
основанной на рыночной конкуренции и
макроэкономическом регулировании, государству
отводится весьма значительная роль. Вмешательство
государства в экономические процессы
осуществляется с целью обеспечения прогрессивных
сдвигов в пропорциях воспроизводства,
условий для добросовестной конкуренции,
предотвращения негативных социальных
и экономических последствий.
Государство в современных условиях,
как показывает опыт развитых индустриальных
стран, все шире применяет прогнозирование,
программирование и планирование на макроэкономическом
уровне. Не исключаются и традиционные
средства: пошлины, налоги, преференции
отечественным производителям, субсидирование
ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов регулирования
нельзя обеспечить структурную перестройку
экономики, определить приоритеты развития,
выправить платежный баланс, сохранить
на должном уровне обороноспособность
страны. Воздействие государства на экономические
процессы базируется на сочетании рыночного
саморегулирования с государственными
регуляторами. Рынок выполняет такие функции,
как обмен продуктами труда
обособленных товаропроизводителей;
стимулирование повышения ими качества
продукции, снижения издержек производства;
побуждение покупателей к экономии, увеличению
доходов. Государство применяет определенные
регуляторы, стабилизаторы, социальные
компенсации. Для общества важной является
контрольная функция, например разработка
различных стандартов (экономических,
социальных и др.). Налоги позволяют государству
регулировать определенные виды предпринимательской
деятельности, а через государственные
расходы оно стимулирует фирмы и предприятия,
удовлетворяет социальные потребности.
Государством применяются методы прямого
и косвенного регулирования экономики.
К методам прямого государственного
воздействия относятся:
- определение стратегических целей развития
экономики и их выражение в индикативных
и других планах, целевых программах;
- государственные заказы и контракты
на поставки определенных видов продукции,
выполнение работ, оказание услуг;
- государственная поддержка программ,
заказов и контрактов; нормативные требования
к качеству и сертификации технологий
и продукции;
- правовые и административные ограничения
и запреты по выпуску определенных видов
продукции и т.п.;
- лицензирование операций по экспорту
и импорту товаров, т.е. внешнеторговых
операций. -
Прямые методы государственного регулирования
экономики не связаны с созданием дополнительного
материального стимула или опасностью
финансового ущерба и базируются на силе
государственной власти. -
Методы косвенного государственного регулирования
экономических процессов опираются, в
основном, на товарно-денежные рычаги,
определяют «правила игры» в рыночном
хозяйстве и воздействуют на экономические
интересы субъектов хозяйственной деятельности.
К ним следует отнести: - налогообложение,
уровень обложения налогами и систему
налоговых льгот;
- регулирование цен, их уровня и соотношений;-
платежи за ресурсы, ставки процента за
кредит и кредитные льготы;- таможенное
регулирование экспорта и импорта, валютные
курсы и условия обмена валют. -
Сфера применения косвенного регулирования
по мере развития рыночной экономики значительно
расширяется, сужая возможности прямого
вмешательства государства в процессы
расширенного воспроизводства.
Важнейшей предпосылкой государственного
регулирования экономики является разработка
прогнозов. Государственное прогнозирование
представляет собой систему научно обоснованных
представлений о тех или иных направлениях
социально-экономического развития страны.
В условиях перехода к рыночным отношениям
прогнозирование приобретает весьма большое
значение и становится начальной стадией,
основой всей системы управления. Это
связано с тем, что в условиях рынка меняются
траектории развития, увеличивается выбор
его вариантов, усиливается интенсивность
поиска выходов из нежелательных, негативных
ситуаций. Достигается это с помощью развитой
системы альтернативных прогнозов. Кроме
того, в рыночной экономике увеличивается
число субъектов, которые самостоятельно,
под свою ответственность, принимают те
или иные решения (государственные предприятия
и предприятия с иностранными инвестициями,
кооперативы, фермерские хозяйства, местные
органы власти республик, краев, областей).
Каждому из этих субъектов необходимо
предвидеть изменения рыночной конъюнктуры,
возможные последствия своих решений. -
Прогнозы разрабатываются в нескольких
вариантах и включают в себя количественные
показатели и качественные характеристики
развития макроэкономической ситуации.
Основу их составляет система демографических,
социальных, научно-технических, экологических,
внешнеэкономических, а также отраслевых,
региональных и др. прогнозов отдельных
сфер деятельности. Результатом государственного
прогнозирования являются документы,
необходимые для регулирования развития
экономики и для разработки концепции
развития страны. -
Под концепцией социально-экономического
развития Российской Федерации понимается
система представлений о стратегических
целях и приоритетах социально-экономической
политики государства, важнейших направлениях
и средствах их реализации.
- Концепция
развития экономики разрабатывается как
на долгосрочную, так и на среднесрочную
перспективу. В ней конкретизируются варианты
социально-экономического развития страны,
определяются возможные цели этого развития,
а также пути и средства достижения целей.
Элементы концепции освещаются в одном
из разделов послания, с которым Президент
Российской Федерации ежегодно обращается
к Федеральному Собранию. В нем характеризуется
состояние экономики страны, формируются
и обосновываются стратегические цели
и приоритеты социально-экономической
политики государства, направления их
реализации, важнейшие задачи, подлежащие
решению на федеральном уровне, а также
приводятся целевые макроэкономические
показатели, характеризующие социально-экономическое
развитие на среднесрочную перспективу.
- Государственное
программирование позволяет предвидеть
перспективы развития, предоставляет
информацию предприятиям, компаниям о
намерениях государства, является координирующим
звеном для всех других форм регулирования.
Программирование придает рынку более
целенаправленное развитие.
- При программно-целевом
подходе обеспечивается концентрация
ресурсов, достижение конечных результатов,
потребностей. С его помощью решаются
основные проблемы экономического, социального
и научно-технического развития, имеющие
важное хозяйственное значение и, как
правило, межотраслевой или межрегиональный
характер. Программирование является
достаточно жестким методом воздействия
на процессы воспроизводства и, следовательно,
применяется в тех случаях, когда использование
других методов регулирования не может
принести требуемых результатов.
- Целевые программы
разрабатываются как на долгосрочную,
так и на среднесрочную перспективу. Они
характеризуются конкретно выраженными
конечными (целевыми) результатами (показателями);
включают в себя полную совокупность заданий,
мероприятий и соответствующих ресурсов;
отличаются высокой степенью комплексности,
имеют определенный период реализации.
При этом цель программы должна быть измерима,
ясно выражена качественно и количественно,
а система мероприятий разработана не
только с учетом достижения основной цели,
но и с решением промежуточных задач. Определяются
также возможные исполнители и сроки реализации
отдельных мероприятий и программы в целом.
- Программа
социально-экономического развития Российской
Федерации представляет собой комплексную
систему целевых ориентиров социально-экономического
развития страны и планируемых государством
эффективных путей и средств достижения
указанных ориентиров. В такой программе,
рассчитанной на среднесрочную перспективу,
приводится оценка итогов социально-экономического
развития Российской Федерации за предыдущий
период и дается характеристика состояния
экономики. Вот основные разделы этой
программы. -
концепция программы социально-экономического
развития страны
на среднесрочную перспективу; -
макроэкономическая политика; -
институциональные преобразования; -
инвестиционная и структурная политика;
- аграрная политика; -
экологическая политика; -
социальная политика; -
региональная экономическая политика;-
внешнеэкономическая политика. -
Данная программа представляется Правительством
РФ в Совет Федерации и Государственную
Думу. Анализ выполнения программы социально-экономического
развития страны на среднесрочную перспективу
и ее уточнение с выделением задач на предстоящий
год содержатся в специальном разделе
ежегодного послания Президента Российской
Федерации. -
По каждой целевой программе указываются:
краткая характеристика, включающая указание
целей, основных этапов и сроков их выполнения;
результаты выполнения основных этапов
для переходящих федеральных целевых
программ; необходимые объемы финансирования
не только в целом, но и по годам с указанием
источников финансирования; объемы финансирования
за счет средств федерального бюджета
в предстоящем году; государственные заказчики
программы.
- К числу важных
методов государственного регулирования
экономики относится планирование. Оно
осуществляется путем разработки заданий
по целенаправленному воздействию на
процесс воспроизводства. Планы представляют
собой документы, в которых в форме заданий
и показателей отражены основные цели
намеченных преобразований по развитию
экономики страны. Они могут носить директивный
и индикативный характер. В условиях рыночной
экономики планирование не может принимать
форму всеобщего охвата сторон экономической
и социальной деятельности. Однако рыночная
экономика ни в коем случае не отвергает
планирование, поскольку план есть не
что иное, как надлежаще оформленное управленческое
решение. Являясь одной из основных функций
управления, планирование обеспечивает
не только целенаправленное, но и динамичное
и пропорциональное развитие объекта
управления. Свою конкретизацию планирование
получает в соответствующих плановых
показателях.
Индикативное планирование не имеет директивного
начала и может охватывать как государственный,
так и частный сектор экономики. Важнейшими
целями индикативного планирования являются
систематизация и улучшение качества
информации о деловой конъюнктуре, предполагаемых
инвестициях государства и расходах госбюджета
с тем, чтобы содействовать принятию наиболее
эффективных решений. Другой целью является
предложение системы показателей (индикаторов)
экономической деятельности, которая
может заинтересовать частный сектор.
В индикативном плане наблюдается малая
степень детализации показателей.
Для привлечения внимания предпринимателей
к участию в реализации индикативного
плана государство использует различные
экономические стимулы: прямые и косвенные
субсидии, льготные амортизационные списания,
сокращающие налоговые выплаты в бюджет,
различные формы целевого кредита и т.п.
В наибольшей мере поддается прямому плановому
воздействию стадия воспроизводства продукции,
в наименьшей — стадия формирования потребностей
и потребления; на стадиях распределения
и обращения преобладают косвенные методы
регулирования.
Обоснование плановых заданий, мероприятий
предполагает использование соответствующих
балансов и балансовых расчетов. Балансы
позволяют обеспечить соответствие между
ресурсами, необходимыми для выполнения
заданий, и их наличием. Балансовый метод
планирования служит инструментом для
планомерного (сознательного) установления
и соблюдения материально-вещественных
и стоимостных пропорций в хозяйстве страны.
В практике планирования составляются
и используются материальные, трудовые
и финансовые балансы. С их помощью устанавливаются
и поддерживаются необходимые пропорции
в развитии отдельных отраслей и регионов.
Материальные балансы представляют собой
совокупность балансов, показатели которых
характеризуют производство и потребление
конкретных видов продукции. Они подразделяются
на материальные балансы средств производства
и предметов потребления и разрабатываются
по определенным схемам, в которых отражаются
преимущественные направления использования
продукции. Балансы различных видов продукции
связаны между собой, поскольку каждая
отрасль хозяйства страны выступает одновременно
и как производитель продукции других
отраслей. Система трудовых балансов
включает в себя совокупность балансов,
характеризующих различные стороны воспроизводства
трудовых ресурсов. Источником формирования
последних является население как трудоспособного
возраста, так и за пределами этого возраста
(например, работающие пенсионеры). С помощью
этих балансов выявляются важнейшие закономерности
использования трудовых ресурсов как
по стране в целом, так и по ее отдельным
(как правило, наиболее крупным) регионам.
Поэтому наряду со сводным балансом трудовых
ресурсов составляются частные трудовые
балансы или выполняются расчеты по отдельным
элементам баланса рабочей силы. Данные
трудовых балансов используются для определения
общей численности трудовых ресурсов,
уровня занятости населения, структуры
работающих по профессиям и т.д.
- Для обеспечения
в экономике необходимых стоимостных
пропорций составляются финансовые (или
стоимостные) балансы, которые характеризуют
процесс формирования и использования
денежных доходов и фондов участников
расширенного воспроизводства. К числу
наиболее важных следует отнести баланс
доходов и расходов государства, сводный
финансовый баланс, платежный баланс и
др. Каждый из них решает конкретные задачи,
однако все они взаимосвязаны через показатели
друг с другом.
- Важное
значение в государственном регулировании
имеют экономические нормативы и показатели.
Экономические нормативы определяют общие
для всех хозяйственных агентов или дифференцированные
для их групп «правила игры» — ставки
налогов, таможенных пошлин, валютных
курсов и т.п. Они являются инструментом
регулирования и позволяют хозяйственным
единицам определять планы своей деятельности
с учетом региональных и федеральных интересов.
Показатели характеризуют в количественном
выражении изменения темпов и пропорций
воспроизводства на всех его уровнях,
затраты ресурсов и эффективность их использования.
Они могут выражаться в натуральном, стоимостном
виде и в относительных величинах. На уровне
основного производственного звена преобладают
натуральные показатели, на отраслевом,
региональном, международном — стоимостные.
- В соответствии
с Конституцией Российской Федерации
государственное руководство экономическим
развитием страны осуществляют Президент
РФ, Федеральное Собрание, Правительство,
Центральный банк, представительные и
исполнительные органы власти субъектов
РФ. Компетенция органов определена в
Федеральном договоре о разграничении
предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами
власти субъектов Российской Федерации.
К ведению федеральных органов в области
экономического развития относятся: принятие
и изменение федеральных законов и контроль
за их исполнением, установление основ
федеральной экономической политики,
правовых основ единого рынка, денежная
эмиссия, основы ценовой политики, федеральный
бюджет, налоговое законодательство, внешнеэкономические
отношения.
- Территориальные
органы управления обладают всей полнотой
государственной власти на подведомственной
территории, являются самостоятельными
участниками внешнеэкономических связей,
ведают вопросами пользования и распоряжения
природными ресурсами, регулируют отношения
между бюджетами субъектов РФ и местными
бюджетами, обеспечивают гарантии финансовой
самостоятельности местного самоуправления,
минимальных социальных стандартов.
- В системе
государственного регулирования особое
место занимает Министерство экономики
РФ, которое не только непосредственно
участвует в реализации социально-экономической
стратегии государства, но и координирует
усилия министерств и ведомств, опираясь
на законы РФ, указы и распоряжения Президента
РФ, постановления Правительства РФ.
- Министерство
экономики РФ осуществляет следующие
функции:- участвует в формировании федеральной
социальной политики, включая развитие
потребительского рынка, структуру потребления
и доходов населения; определении форм
государственной поддержки отраслей социальной
сферы, а также общих направлений политики
в области трудовых ресурсов, занятости;
- разрабатывает предложения по внешнеэкономической
деятельности;- подготавливает предложения
по общим направлениям финансовой, налоговой,
кредитно-денежной и валютной политики;
- разрабатывает на основе тщательного
анализа комплексный прогноз социально-экономического
развития страны;- организует с участием
министерств, ведомств разработку федеральных
целевых программ развития приоритетных
отраслей и сфер экономики.
8.Государственное управление
социальной сферой на примере отрасли.
Система здравоохранения.
Систему здравоохранения образуют лечебно-профилактические,
научно-исследовательские, аптечные, образовательные
и другие учреждения, предприятия по производству
медицинской техники, лекарств и органы
управления здравоохранением. Кроме государственного
развивается муниципальное и частное
здравоохранение.
В федеральном подчинении 486 медицинских
учреждений, в том числе 290 больниц и поликлиник,
52 медицинских центра, 87 научных учреждений,
47 вузов, на них приходится около 10% всего
финансирования здравоохранения, а 90%
— расходуют регионы.
Право на здоровье является важнейшим
достижением цивилизации. Социальное
государство не только проводит политику
охраны здоровья, но и берет на себя ответственность
за демографическую ситуацию в стране.
Согласно концепции ВОЗ здоровье не является
объектом рыночных отношений. Эта международная
организация реализует глобальную стратегию
«Здоровье для всех», предусматривающую
гарантии и доступность медицинской помощи
без отказа от рынка медицинских услуг.
Здравоохранение развивается по линии
более полного удовлетворения потребностей
населения в качественной, доступной медицинской
и лекарственной помощи, создания условий
для здоровой, активной жизни людей, конкуренции
лечебно-профилактических учреждений
независимо от форм собственности. Вводятся
государственные минимальные стандарты
медико-санитарной и лекарственной помощи,
свободный выбор гражданами медицинского
учреждения, многоканальное финансирование.
Медицинские услуги оплачиваются из трех
источников: государственного (муниципального)
бюджета, фонда обязательного медицинского
страхования, средств пациента.За счет
бюджетных средств оплачивается гарантированный
объем бесплатной медицинской помощи
при сохранении ее общедоступности для
всех граждан.
Обязательное медицинское страхование
обеспечивает защиту интересов пациентов
не только медицинскими учреждениями,
но и страховыми компаниями. Размеры страховых
взносов в фонды обязательного медицинского
страхования устанавливаются на достаточном
для оказания услуг уровне. Средства обязательного
и добровольного медицинского страхования
расходуются на оплату услуг (не разрешено
их использовать на развитие материальной
базы). Их доля в общем объеме финансирования
составляет 1/3.
Платными могут быть услуги в виде профилактической,
лечебно-диагностической, реабилитационной,
протезно-ортопедической и зубопротезной
помощи. Они осуществляются по договорам
с гражданами или организациями. Государство
регулирует предоставление платных медицинских
услуг, являющихся дополнительными к гарантированному
объему бесплатной медицинской помощи
лечебно-профилактическими учреждениями
независимо от ведомственной подчиненности
и форм собственности. Контролируется
их организация, качество выполнения,
правильность взимания платы.
Предприятия и учреждения здравоохранения
могут выполнять свои функции только при
наличии лицензии на избранный вид деятельности.
Лицензии выдаются на основе сертификата
соответствия условий их деятельности
установленным стандартам лицензионными
комиссиями, создаваемыми органами государственного
управления субъекта РФ или местной администрацией
по их поручению. Показателями деятельности
учреждений здравоохранения являются
объемы медицинской помощи (количество
посещений амбулаторий и поликлиник, дней
лечения в стационаре, койкодней, вызовов
скорой помощи и т.д.). Разрабатываются
нормативы видов медицинской помощи в
расчете на 1000 человек, обслуживаемых
учреждением здравоохранения в год.
Органы исполнительной власти субъектов
РФ используют подушевые нормы финансирования
здравоохранения, отражающие размеры
средств на компенсацию затрат по предоставлению
бесплатной медицинской помощи в расчете
на 1 чел. Показатели стоимости медицинской
помощи по видам определяются ими самостоятельно
в соответствии с методическими рекомендациями.
Выравнивание условий финансирования
бесплатной медицинской помощи осуществляется
в порядке, установленном бюджетным законодательством.
С 1992 г. в России смертность стала повышаться,
а рождаемость снижаться. Население сокращается
ежегодно почти на 1 млн чел.; около 30% умерших
в год — трудоспособные, в большинстве
— мужчины в возрасте 30—40 лет. Главная
причина депопуляции заключается в том,
что здравоохранение перестало быть в
числе приоритетов государственной политики.
Резко сократились бюджетные расходы
на здравоохранение: в СССР они составляли
5% к ВВП, в современной России — 2, США —
14, Западной Европе — 7—11%. На охрану здоровья
расходы в год в расчете на душу составляют
в России 50 долл., США — 4000 долл.
Россия берет за основу организации здравоохранения
опыт США, базирующийся на медицинском
страховании. Но сами американцы недовольны
своей системой здравоохранения (остаются
незастрахованными около 40 млн чел. из-за
отсутствия средств) и намерены ее реформировать,
предусмотрев страхование только для
работающих, а бюджетные деньги используя
на защиту населения.
- Федеральным органом исполнительной
власти, проводящим государственную политику
и осуществляющим управление в области
охраны здоровья, является Министерство
здравоохранения Российской Федерации
(Минздрав России).
- Минздрав России
решает комплексные проблемы здравоохранения:
профилактика заболеваний, медицинская
помощь, проблемы инвалидности, медицинская
экспертиза; обеспечение санитарно -эпидемиологического
благополучия населения; охрана семьи,
материнства, отцовства и детства; контроль
качества лекарственных препаратов и
медицинской техники; подготовка кадров
и научно-исследовательская деятельность;
медицинское страхование и др.
Российская культура
Управление культурой
осуществляется на основе взаимодействия
органов государственной власти
Российской Федерации, субъектов РФ,
органов местного самоуправления, развития
как государственных, так и негосударственных
организаций культуры, фондов, творческих
союзов. Органами федеральной власти,
участвующими в управлении культурой,
являются Министерство культуры Российской
Федерации (Минкультуры России), Федеральная
архивная служба России (Росархив). Министерство
культуры отвечает за финансирование
из федерального бюджета развития и сохранения
культурного наследия, подготовку творческих
кадров высшей квалификации, обеспечение
деятельности особо ценных объектов культуры,
развитие международного и межрегионального
культурного сотрудничества. Органы исполнительной
власти субъектов РФ реализуют региональные
программы с учетом местных, национальных
и других особенностей, содействуют развитию
культуры в муниципальных образованиях,
поддерживают культуры малочисленных
народов. Федеральное законодательство
и современное состояние российского
общества позволяют выстраивать государственную
культурную политику на новых демократических
принципах, что предполагает развитие
горизонтальных связей между центром
и регионами, диалог с обществом по вопросам
культурной политики, стимулирование
культурного разнообразия в российских
регионах. В то же время, разграничение
полномочий и ответственности на разных
уровнях власти не должно разрушать единства
культурного и информационного пространства.
Сегодня необходим принципиально новый
подход к выбору приоритетов развития
сферы культуры и массовых коммуникаций,
основанный на соответствующих положениях
Конституции Российской Федерации: «каждому
гарантируется свобода мысли и слова;
каждому гарантируется свобода литературного,
художественного, научного, технического
и других видов творчества, преподавания;
гарантируется свобода массовой информации;
интеллектуальная собственность охраняется
законом; каждый имеет право на участие
в культурной жизни и пользование учреждениями
культуры, на доступ к культурным ценностям;
каждый обязан заботиться о сохранении
исторического и культурного наследия,
беречь памятники истории и культуры».
Эти положения, конкретизированные в Посланиях
Президента России Федеральному Собранию
Российской Федерации, помогли определить
следующие основные направления государственной
политики в сфере культуры и массовых
коммуникаций на перспективу до 2010 года.
1. Культура как
основа и ресурс духовного
развития единой российской нации,
социальной стабильности, экономического
роста и национальной безопасности
страны.
2. Сохранение и укрепление единого культурного
и информационного пространства России.
3. Сохранение и развитие многонационального
культурного наследия народа России, поддержка
и распространение лучших отечественных
традиций и достижений.
4. Совершенствование отечественных систем
художественного образования, просветительства
в целях сохранения преемственности
духовно-нравственных ценностей и традиций.
5. Разработка современных механизмов
администрирования и финансирования в
сфере культуры и массовых коммуникаций
в условиях социально-экономического
развития Российского государства и общества.
6. Совершенствование законодательства
в сфере культуры и массовых коммуникаций
и создание условий для обеспечения свободы
слова, творчества, преподавания, участия
в культурной жизни, пользования учреждениями
культуры и доступа к культурным ценностям.
7. Интеграция в мировой культурный
и информационный процесс, формирование
позитивного образа России .
- Единое культурное
и информационное пространство России,
связано системой духовных ценностей,
культурных и социальных событий,
которые объединяют народ, укрепляют государство,
способствуют становлению и развитию
институтов гражданского общества.
- Современное понимание
культурного наследия включает как материальные,
так и нематериальные компоненты:
памятники культуры и истории, окружающую
их природную среду, нравственные и
эстетические идеалы, нормы и образцы
поведения, языки, национальные традиции,
исторические топонимы, фольклор, художественные
промыслы и ремесла.
9.Государственное
управление чрезвычайными ситуациями
Чрезвычайная ситуация - это
обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии,
опасного природного явления, катастрофы,
стихийного или иного бедствия, которые
могут повлечь или повлекли за
собой человеческие жертвы, ущерб
здоровью людей или окружающей среде,
значительные материальные потери и
нарушение условий жизнедеятельности
людей. Органами управления чрезвычайными
ситуациями являются МЧС России с региональными
центрами по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, Межведомственная
комиссия по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, комиссии по чрезвычайным
ситуациям органов исполнительной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления,
объектовые комиссии по чрезвычайным
ситуациям (создаются в