Чрезвычайное законодательство
Российской Федерации - это разрабатываемая
на основе базовых положений федерального
законодательства Российской Федерации
обязательная совокупность нормативных
правовых актов, обладающих системным
характером и вступающих в действие
при необходимости предотвращения
или ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
- Государственное
управление в ЧС определено Положением
о единой государственной системе предупреждения
и ликвидации ЧС (РСЧС), объединяющей органы
управления субъектов Федерации, Федеральные
органы исполнительной власти, органов
местного самоуправления и органы управления
ЧС организаций.
- Она обеспечивает
систему мер предупреждения ЧС, определяет
организационный порядок реагирования
на их реализацию и порядок действий в
ЧС.
Она включает в себя соответствующие организации,
силы и средства и координирует их действия
в целях предупреждения ЧС, защиты населения,
материальных и культурных ценностей,
окружающей среды при возникновении аварий,
катастроф и стихийных бедствий, а также
при применении возможным противником
современных средств поражения.
РСЧС включает в себя территориальные
и функциональные подсистемы, имеет пять
уровней: объектовый, местный, территориальный,
региональный и федеральный.
Главный орган федерального уровня −
МЧС (министерство РФ по делам гражданской
обороны, ЧС и ликвидации последствий
стихийных бедствий).Территориальные
подсистемы РСЧС субъектов РФ состоят
из звеньев, соответствующих принятому
в России административно − территориальному
делению. Каждая территориальная подсистема
(звено) предназначена для предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций на
подведомственной территории и включает
в себя координирующий орган − комиссию
по чрезвычайным ситуациям (республиканскую,
краевую, областную, районную, городскую,
объектовую) и орган повседневного руководства
(центр управления и дежурно −диспетчерскую
службу), силы и средства функциональных
подсистем на данной территории, в том
числе финансовые, продовольственные,
медицинские, материально −технические
ресурсы, системы связи, оповещения, информационного
обеспечения, а также специальные учебные
заведения. Структура территориальных
подсистем и их звеньев определяется соответствующими
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации. Задачи конкретных
регионов, организация и порядок функционирования
территориальных подсистем и их звеньев
определяются положениями, утвержденными
соответствующими органами исполнительной
власти. Функциональные подсистемы создаются
федеральными органами исполнительной
власти для организации работы в порученных
им отраслях экономики. В состав сил и
средств предупреждения и ликвидации
ЧС входят силы и средства федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления
и организаций, участвующих в соответствии
с возложенными на них обязанностями в
наблюдении и контроле за состоянием потенциально
опасных объектов, в ликвидации чрезвычайных
ситуаций и проведении аварийно − спасательных
работ.
Единая государственная система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет
органы управления, силы и средства федеральных
органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления, организаций,
в полномочия которых входит решение вопросов
по защите населения от ЧС. Объем и содержание
мероприятий по защите населения на территории
от ЧС определяется, исходя из принципа
необходимости достаточности и максимально
возможного использования имеющихся сил
и средств.
Президент вносит на рассмотрение Совета
Безопасности РФ и принимает с учетом
его предложений решение по вопросу предупреждения
и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления
их последствий, вводит при необходимости
и в соответствии с Конституцией чрезвычайное
положение. Федеральное Собрание РФ утверждает
ассигнования на финансирование мероприятия,
проводит парламентские слушания по вопросам
защиты населения и территории от ЧС. Правительство
устанавливает классификацию ЧС и полномочия
исполнительных органов государственной
власти по их ликвидации. Органы местного
самоуправления осуществляют подготовку
и содержат в готовности необходимые силы
и средства для защиты населения и территории
от ЧС, проводят обучение населения способами
защиты и действиям в указанных ситуациях.
Для осуществления государственного управления
и координации органов исполнительной
власти создан федеральный орган - Министерство
РФ по делам гражданской обороны, ЧС и
ликвидации последствий стихийных бедствий
(МЧС России), который создает подведомственные
ему территориальные органы. Эти органы
в свою очередь, организуют работу в области
защиты населения на территории от ЧС
в своей сфере деятельности и порученных
им отраслях экономики. Мастрюков Б.С.
Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных
ситуациях
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций
в общественной жизни государство выявляет
наиболее вероятные угрозы национальной
безопасности; обеспечивает устойчивое
функционирование объектов, гарантирующих
безопасность; образует специальные органы
управления государственной безопасностью;
разрабатывает количественные (пороговые)
параметры безопасности. Первостепенное
внимание уделяется экономической и военной
безопасности.
Перечень мер по предотвращению
угроз экономической безопасности
установлен Постановлением Правительства
РФ (от 27 декабря 1996 г. № 1569). Он включает:1.
Сокращение имущественной дифференциации
населения в целях обеспечения относительного
баланса социальных интересов, в том числе:•
предотвращение расслоения общества на
узкий круг богатых и преобладающую массу
бедных;• снижение локальной концентрации
бедных слоев населения;• ликвидация
задержек выплаты заработной платы и социальных
пособий;• сокращение разрыва между минимальной
оплатой труда и прожиточным минимумом.
2. Предотвращение дальнейшего деформирования
структуры экономики, в том числе:• увеличения
доли продукции низкой степени обработки;•
повышения материало- и энергоемкости
продукции;• отставания прироста запасов
полезных ископаемых от объемов их добычи•
снижения результативности и разрушения
технологического единства научных исследований;•
завоевания иностранными и отечественными
юридическими и физическими лицами монопольного
положения на рынке;• приобретения иностранными
и отечественными юридическими и физическими
лицами российских предприятий для вытеснения
отечественной продукции;• роста внутреннего
и внешнего долга.
3. Предотвращение возрастания неравномерности
социально-экономического развития регионов,
в том числе:• роста различий в социально-экономическом
развитии регионов;• нарушения производственно-технологических
связей между предприятиями отдельных
регионов;• увеличения разрыва в уровне
национального дохода на душу населения
по субъектам РФ.
4. Выявление и устранение причин, приводящих
к криминализации общества и хозяйственной
деятельности. Чрезвычайные ситуации
возможны в масштабе страны, регионов,
отрасли или сферы деятельности. Меры
по выходу из чрезвычайной ситуации принимаются
в зависимости от ее сложности, продолжительности,
территориального охвата как федеральными,
так и региональными органами власти.
Наиболее радикальным способом выхода
из чрезвычайной ситуации является введение
чрезвычайного положения. Чрезвычайное
положение вводится в целях скорейшей
нормализации обстановки, исключительно
в интересах обеспечения безопасности
граждан и охраны конституционного строя
как временная мера. На территории, где
введено чрезвычайное положение, могут
применяться особые формы управления
с наделением органов чрезвычайными полномочиями,
формироваться специальные временные
органы с передачей им распорядительных
и исполнительных полномочий государственной
власти. Чрезвычайное положение обеспечивается
особым режимом работы предприятий, учреждений,
допускающим ограничение прав и свобод
граждан, в том числе на передвижение,
и прав юридических лиц, возложение на
них дополнительных обязанностей, усиление
охраны порядка и объектов, запрещение
массовых мероприятий, проверку документов
и т.д.
Чрезвычайное положение обычно становится
основанием для введения чрезвычайного
бюджета. В этом случае расходование средств
производится в режиме секвестра. Чрезвычайный
режим расходования вводится и в случае,
если дефицит бюджета не покрывается размещением
государственных ценных бумаг. Главное
управление специальных программ Президента
Российской Федерации (ГУСП) обеспечивает
готовность к функционированию в условиях
чрезвычайного положения объектов мобилизационного
назначения, федеральных органов государственной
власти, контроль за системами связи в
сети пунктов управления органов исполнительной
власти Российской Федерации и субъектов
РФ и специальных объектов. Для преодоления
чрезвычайной ситуации вводится также
прямое президентское правление. При этом
Президент РФ и Правительство РФ в соответствии
с Конституцией РФ, федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами
осуществляют свои полномочия по обеспечению
на территории законности и правопорядка,
функционирования экономики и социальной
сферы с использованием временной системы
органов исполнительной власти. В качестве
временных органов исполнительной власти
указом Президента РФ образуется Администрация
региона, на территории которого вводится
прямое президентское правление. Глава
Администрации назначается на должность
и освобождается от должности Президентом
РФ, подотчетен и подконтролен Президенту
РФ и Правительству РФ и осуществляет
полномочия исполнительной власти. Деятельность
Администрации контролирует полномочный
представитель Президента РФ в федеральном
округе. По согласованию с ним глава Администрации
формирует органы исполнительной власти,
администрации районов и населенных пунктов.
Во временную систему органов исполнительной
власти входят также территориальные
органы федеральных органов исполнительной
власти. Под организационной структурой
системы управления понимается распределение
задач и полномочий между лицами или группами
лиц, учитывающее направленность организации
на достижение стоящих перед ней целей.
Серьезной проблемой организации эффективного
управления в условиях ЧС является отсутствие
координации деятельности официальных
правительственных, ведомственных и неправительственных
органов. Часто возникает путаница при
решении вопроса, чем должно заниматься
то или иное учреждение. Это приводит к
дублированию работы в одних областях
и бездействию в других. Однако традиционные
подходы к управлению в условиях ЧС, как
показывает опыт их использования, приводят
к неудовлетворительным результатам.
При сложной и изменчивой внешней среде
структура систем управления должна быть
гибкой и адаптивной. Они должны быть приспособлены
к определению новых проблем и выработке
новых решений в большей степени, чем к
контролю уже принятых решений и их реализации.
В них должна быть обеспечена возможность
максимальной концентрации всех ресурсов,
объединения информационных, организационных
и других типов резервов для ликвидации
в кратчайшие сроки создавшейся экстремальной
ситуации.В системах управления в условиях
ЧС реализованы два взаимоисключающие
принципа: единоначалие и распределенные
полномочия и ответственность. Руководитель
несет персональную ответственность за
состояние дел. Однако в работе штаба,
в котором решаются вопросы взаимодействия
и координации между руководителями различных
уровней и зон развития ЧС, реализуется
принцип распределенной ответственности.
В штабе создаются условия для необходимых
согласований и консультаций для устранения
неизбежных конфликтов и разногласий.
Это обеспечивает минимальное вмешательство
первых лиц в оперативную деятельность
руководителей нижестоящих уровней.
Организационная структура в условиях
ЧС должна быть структурой с локальной
автономией и глобальной координацией.
Ее различные элементы участвуют в установлении
целей и задач и совместными усилиями
добиваются их реализации.
Успешность деятельности
руководителей по выработке управленческих
решений зависит от уровня их осведомленности.
При слабой осведомленности прибегают
к методам экспертных оценок. При
большей осведомленности используют
количественное прогнозирование, моделирование
и оптимизацию. Единая государственная
система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций объединяет органы
управления, силы и средства федеральных
органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления, организаций,
в полномочия которых входит решение вопросов
по защите населения от ЧС.
Объем и содержание мероприятий по защите
населения на территории от ЧС определяется,
исходя из принципа необходимости достаточности
и максимально возможного использования
имеющихся сил и средств.Президент вносит
на рассмотрение Совета Безопасности
РФ и принимает с учетом его предложений
решение по вопросу предупреждения и ликвидации
ЧС, а также по вопросам преодоления их
последствий, вводит при необходимости
и в соответствии с Конституцией чрезвычайное
положение. Федеральное Собрание РФ утверждает
ассигнования на финансирование мероприятия,
проводит парламентские слушания по вопросам
защиты населения и территории от ЧС. Правительство
устанавливает классификацию ЧС и полномочия
исполнительных органов государственной
власти по их ликвидации.