Поправки к законопроекту,
принятому в первом чтении, вправе
вносить все субъекты права законодательной
инициативы. Ответственный комитет
Думы изучает и обобщает все поправки
и предложения к законопроекту
в виде таблицы поправок с рекомендациями
принять поправку или отклонить.
Во втором чтении с докладом
выступает представитель ответственного
комитета. После обсуждения могут
быть приняты его рекомендации, возможно
обсуждение каждой поправки в отдельности
и постатейное голосование. В
результате голосования Дума принимает
законопроект во втором чтении или
отклоняет его. Принятый законопроект
снова направляется в ответственный
комитет для устранения с участием
Правового управления аппарата Думы
возможных внутренних противоречий
и редакционной правки.
Совет Государственной Думы
выносит отредактированный законопроект
на рассмотрение в третьем чтении,
в котором не допускаются внесение
поправок и обсуждение отдельных
его частей. Законопроект принимается
большинством голосов от общего числа
депутатов или отклоняется. Как
исключение, закон по требованию депутатских
объединений, представляющих большинство
депутатов, может быть возвращен
к процедуре второго чтения.
4-я стадия – рассмотрение
законопроекта в Совете Федерации.
Текст закона, принятого Думой,
в течение 5 дней направляется
в Совет Федерации, который
выполняет роль цензора законов.
Принятый Государственной Думой
закон рассматривается в профильном
комитете Совета Федерации, который
готовит заключение по нему. Его
содержание зависит от того, является
ли закон обязательным для
рассмотрения Советом Федерации
или нет. Обязательному рассмотрению
в Совете Федерации подлежат
принятые Думой законы по вопросам:
федерального бюджета; федеральных
налогов и сборов; финансового,
валютного, кредитного, таможенного
регулирования, денежной эмиссии;
ратификации и денонсации международных
договоров Российской Федерации;
статуса и защиты Государственной
границы Российской Федерации;
войны и мира; все федеральные
конституционные законы, а также
(по Регламенту СФ) законы по
вопросам совместного ведения
Российской Федерации и ее
субъектов.
Рассмотрение закона на заседании
Совета Федерации начинается с оглашения
заключения комитета и проекта постановления,
внесенного этим комитетом. Затем Совет
Федерации большинством голосов
принимает решение: одобрить или
отклонить закон без обсуждения
либо обсудить его на заседании палаты.
По результатам обсуждения также
принимается решение большинством
голосов одобрить или отклонить
закон, принятый Думой.
В практике работы Федерального
Собрания были случаи необоснованного
затягивания сроков рассмотрения законов
Советом Федерации. Конституционный
Суд по запросу Государственной
Думы расширил конституционное положение
о необходимости рассмотрения закона
Советом Федерации в течение 14
дней. В редакции Конституционного
Суда оно записано иначе: рассмотрение
закона, подлежащего обязательному рассмотрению
Советом Федерации, должно начаться не
позднее 14 дней после его передачи в Совет
Федерации.
6.Особенности государственного
управления в зарубежных странах.
В течение многих веков
в каждой стране складывалась своя
модель государственного устройства,
особенности которой были обусловлены
уникальными экономическими и социальными
факторами, политическими интересами
социальных общностей. Из всего многообразия
государственного устройства для рассмотрения
можно выбрать государственные
модели США, Германии, Швеции и Франции,
в которых отражены наиболее характерные
элементы экономического и политического
государственного устройства. Соединенные
Штаты Америки
США – это федеративное государство, в
составе которого 50 штатов и федеральный
округ Колумбия. По форме правления –
президентская республика: президент
является главой исполнительной власти,
конгресс – законодательной, Верховный
суд – судебной. Высшим органом государственной
власти является Конгресс, состоящий из
двух палат:
= палата представителей (нижняя палата
– 435 чел.), избирается на два года на основе
прямых выборов по мажоритарной системе
относительного большинства, представляя
интересы штатов. Плата возглавляется
спикером из числа депутатов.
= сенат (верхняя палата) – избирается
на шесть лет с обновлением 1/3 состава
каждые два года. Председательствует на
заседании сената вице-президент США.
Президент США – одновременно глава государства
и исполнительной власти. Избирается на
4 года путем косвенных выборов с использованием
института выборщиков. Законопроекты
(билли) конгресса утверждаются президентом.
Законопроекты президента США по своему
статусу не ниже законов конгресса. Кабинет
министров формируется президентом «по
совету и согласию» сената. Члены кабинета
министров не подотчетны конгрессу.
Судебная система имеет иерархичное построение
с четким разделением функций между уровнями.
Федеральная система включает: Верховный
суд, апелляционные и окружные суды, специальные
суды. Апелляционные суды – промежуточное
звено судебной системы. Окружные суды
образуют основное звено федеральной
судебной системы. США разделены на 95 округов
с учетом границ между штатами. К специализированным
судам относятся: претензионный суд, суд
по внешней торговле, налоговый суд и др.
- Структура
органов местного самоуправления включает
в себя различные уровни. Всего в США насчитывается:
более 84 тысяч (1997 г. - 84995) органов местного
самоуправления, в том числе более 3000 (3043)
графств, более 19 тысяч (19279) муниципалитетов,
около 17 тысяч (16656) таунов и тауншипов,
более 14 тысяч (14422) школьных округа, и 31,5
тысячу (31555) специальных округов. Наиболее
крупными являются графства (в основном
в сельской местности) и муниципалитеты
(вокруг урбанизированных поселений с
высокой интегрированностью хозяйственных
функций). Графства существуют в 48 штатах
(кроме Коннектикут и Род-Айленд) и размещаются
не равномерно. В штате Техас – 264, Делавер
и Гавайи по три. Структура доходов графств
на 1/3 формируется за счет межправительственных
поступлений и от штата, другая 1/3 за счет
налогов, оставшаяся за счет различных
платежей и добровольных пожертвований.
Особенностью муниципалитетов является
наделение их правами муниципальных корпораций,
что определяется автономностью их экономической
базы. Графства в отличие от муниципалитетов
не имеют права издавать свои законы и
должны реализовывать на местах законодательство
штатов. Муниципалитеты расположены не
равномерно: в штате Иллинойс более тысячи,
а в штате Гавайи только один. Границы
штата определяются хартиями штатов. Формирование
бюджета осуществляется за счет своего
производства, налогов и поступлений от
правительства штата. Таунами (тауншипами)
называются административные единицы
с небольшим (до 25 тыс.) населением. Они
имеются в 20 из 50 штатов США. Их права на
самоуправление значительно ограничены.
Бюджеты местных органов власти складываются
из 4 основных источников: местные налоги,
коммунальные платежи, межправительственные
поступления, муниципальные займы. Низший
уровень системы местного управления
составляют школьные и специализированные
округа. Наличие этих округов подчеркивает
значение придаваемое школьному образованию.
На образование из федерального бюджета
направляется до 60 % и более всех выделяемых
на региональный уровень финансовых средств.
В последние годы количество школьных
округов сокращается из-за интеграционных
тенденций и растет количество специализированных
округов, создаваемых вокруг отраслевых
и наукоемких технологических центров.
Швеция .Швеция - унитарное государство,
состоящее из 29 округов (ленов). По форме
правления – конституционная монархия.
Функции короля значительно ограничены
и сведены преимущественно к церемониальному
характеру. Функции исполнительной власти
переданы правительству, формируемому
шведским парламентом, которому оно и
подотчетно. Правительство назначается
в зависимости от расстановки сил в парламенте.
Возглавляет правительство премьер-министр,
который определяет и назначает состав
кабинета министров, утверждаемого парламентом.
Парламент Швеции – риксдаг однопалатный
представительный орган, избираемый на
основе пропорционального представительства.
Интересной особенностью государственного
устройства Швеции является право роспуска
риксдага правительством, которое имеет
ряд условий, касающихся сроков, процедуры
и др. Центральная власть в ленах осуществляется
губернаторами, представляющих в регионах
исполнительную власть. В ленах действуют
органы местного самоуправления – ландстинги.
Основы местного самоуправления Швеции
заложены в 1862 г. ордонансом, в соответствии
с которым было образовано 2,5 тысячи округов
– по числу церковных приходов. В настоящее
время территория Швеции разделена на
288 коммун, в каждой есть свой выборный
орган. Источником местной власти на коммунальном
и земельном уровнях являются советы,
избираемые на пропорциональной основе
соответственно числу полученных партией
голосов. Одномандатных округов в Швеции
нет ни на одном уровне. Полномочия между
государственной и муниципальной властями
четко разделены и не вызывают никаких
противоречий. Основным финансовым источником
муниципалитетов и региональных органов
является прямой местный налог с физических
лиц, который устанавливается местными
органами. Парламент Швеции определяет
только нижний и верхний предел размера
налога.Общее число народных избранников,
которым принадлежит высшая власть в коммунах
около 50 тысяч человек. Однако в исполнительном
органе коммун только один или два человека
за свою работу получают заработную плату.Вопросы
взаимоотношений между предприятиями
и муниципалитетами решаются на основе
договоров между отраслевыми профсоюзами
и объединениями муниципальных и губернских
служащих, основой которых являются индивидуальные
контракты об условиях труда и взаимных
обязательств сторон.
Ф Р Г. Систему государственного
и муниципального управления Германии
составляет взаимодействие между пятью
административными уровнями: федерация,
земли, округа, районы и общины. Государственное
устройство основывается на двух принципах:
= Обязанность земель поддерживать способность
входящих в них территорий к самоуправлению
и развитию;
= Принцип выравнивания и консолидации
местных территориальных образований.
- Конституционным
законодательным органом на уровне федерации
является БУНДЕСТАГ (нижняя палата) и бундестрат
(верхняя палата). Большинство законопроектов
вносит федеральное правительство, меньшую
– депутаты парламента и бундесрат.
Бундесрат – верхняя палата парламента
Германии представляет интересы 16 земель.
В его состав входят не избираемые депутаты
как в США и Швеции, а члены земельных правительств
или их представители в зависимости от
численности населения земли предоставляемому
пропорционально количеству голосов.
Интересы земель в бундесрате ставятся
выше интересов политических партий. Исполнительная
власть Германии осуществляется федеральным
правительством, которое возглавляет
федеральный канцлер. Он имеет право назначать
правительство и председательствует на
его заседаниях, определяет основные направления
деятельности правительства. Канцлер
отвечает перед парламентом, избравшим
его на эту должность.
- Судебная система
разделена на пять отраслей: обычные суды,
суды по трудовым спорам, административные
суды, суды по социальным вопросам,
и финансовые суды. Инстанциями судебной
системы Германии являются: участковый
суд, земельный суд, верховный земельный
суд и федеральный суд. Вне этой судебной
системы находится Конституционный суд,
основной функцией является надзор за
соблюдением Конституции и соответствием
ей законов, разрешение споров между органами
федерации и земель. Субъектами муниципального
управления Германии являются местные
территориальные единицы, под которыми
понимаются общины (коммуны), в состав
которых входят города и деревни, составляющие
в совокупности всю территорию Германии.
Несколько общин входят в состав районов,
с разделением между ними компетенции.
Большие города не подчиняются районам,
вырабатывают свое направление деятельности.
Статус города-земли имеют Бремен и Гамбург.
Они совмещают земельный и общинный уровни
управления.
В Германии нет выборных органов самоуправления
округами, они на более низком уровне.
Главное назначение земель состоит в максимальном
приближении государственного управления
к гражданам. Самоуправление, имея большие
полномочия исполнительной власти, находится
под строгим контролем государства. Передача
федерацией и землями части своих полномочий
на местный уровень образует особую сферу
управления по поручению.
Основной задачей государства на региональном
уровне управления является стратегия
выравнивания экономического развития
территории страны.
Исторически в Германии сложились следующие
типы местного самоуправления: - Южногерманский
совет, предполагающий равно уровневое
взаимодействие общинного совета и главы
исполнительной власти – бургомистра.
- «Неправильный магистрат», предполагающий
наличие в системе муниципального управления
двух коллегий: собрания депутатов общин
и магистрата, коллективного исполнительного
органа.
- Бургомистр, назначаемый советом, но
обладающий широкими полномочиями.
- Северно-германский совет, предполагающий
взаимодействие совета, общинного директора
и комитета управления.
Новым для Германии стало выборы бургомистра
(местная власть) в земле Северный Рейн-Вестфалия,
когда ему были переданы одновременно
функции главы исполнительной власти
и руководителя общинного совета.
Великобритания. Великобритания
имеет форму унитарного государства, состоящего
из исторически сложившихся территорий
Соединенного Королевства – Англия, Шотландия,
Северная Ирландия, Уэльс. Административно-территориальное
деление в них различно: в Англии и Уэльсе
основными единицами являются графства,
делящиеся на округа, в Северной Ирландии
– округ, в Шотландии – область.
- В Англии 47 графств,
7 муниципальных графств, 26 округов, 9 районов,
3 островных территории. В Уэльсе – 8 графств.
В Северной Ирландии – 26 округов, в Шотландии
– 9 областей и 3 островных территории.
По форму государственного устройства
– конституционная монархия, во главе
с королевой, имеющей широкие полномочия:
назначает примьер - министра и членов
правительства, дипломатов, церковных
служащих судей, офицеров армии и др. Она
открывает сессии парламента, выступает
с основными направлениями внутренней
и внешней политики. Является главнокомандующим
армией и может объявлять войну. Тем не
менее, реально её полномочия осуществляются
членами правительства, которые подписывают
акты, издаваемые королевой, и несут за
них ответственность. Правовую основу
Великобритании составляют нормы статусного
права, конституционные обычаи и нормы
общего права, по сути заменяющие Основной
Закон этой страны.
- Законодательная
власть принадлежит парламенту, состоящему
из двух палат: верхняя – палата лордов
и нижняя – палата общин. Он принимает
законы и контролирует их выполнение.
Палата лордов не избирается, в ее состав
включают лица по праву наследования
или по представлению королевы. Нижняя
палата избирается в ходе парламентских
выборов на основе мажоритарной системы
голосования относительного большинства.
- Правительство
формируется по итогам выборов парламента.
Примьер - министр – лидер победившей
на выборах политической партии. Кабинет
министров включает около четверти членов
правительства, который и разрабатывает
основные направления политики, с которыми
выступает королева. Правительство подотчетно
перед нижней палатой общин, которая может
вынести вотум недоверия и правительство
обязано подать в отставку.
- Судебную
власть в Англии и Уэльсе представляет
Верховный суд во главе с лордом-канцлером,
членом палаты лордов. Палата лордов является
высшей судебной инстанцией в Соединенном
Королевстве. Верховный суд состоит из
Апелляционного суда, Высокого суда и
Суда короны.
- Низшие
суды в Англии и Уэльсе – суды графств
и магистратские суды. Территориальная
подсудность дел определяется лордом-канцлером.
Магистратские суды могут вынести решение
о лишении свободы не более чем на шесть
месяцев, дела с более высокими сроками
рассматриваются Судом короны. Главы магистратур
иногда называются мировыми судьями. Они
могут не иметь юридического образования.
Все дела в магистратурах рассматриваются
коллегиями по два-три человека.
- Местное управление
в Англии и Уэльсе является результатом
демократизации, а не децентрализации.
В ХIХ веке появились первые органы местной
власти – объединения помощи бедным. Позднее
они преобразовались в городские и сельские
окружные советы.
- Структура местной
власти Великобритании имеет трехзвенную
систему: графства, районы, приходы в сельской
местности. У них свои представительные
органы власти самоуправления. Графства
включают города, статус которого можно
получить только округ по королевской
хартии. Каждый десятый житель страны
является служащим местной администрации.
Местные власти вынуждены считаться с
мнением общественных организаций и вести
с ними постоянный диалог.
Франция. Франция – республика, по
форме правления парламентско - президенсткая,
с преобладанием президентской власти.
Страна разделена на 95 департаментов,
которые состоят из коммун, являющихся
органами местного самоуправления. Основными
территориальными уровнями государственного
управления Франции являются коммуны
(синдикаты коммун), дистрикты, контоны,
округа и регионы. Основу территориальной
дифференциации Франции составляют территориальные
коллективы: коммуны, департаменты, заморские
территории. Во Франции термин «самоуправления»
не используется вообще, широко применяется
название «муниципальная власть» и «децентрализация».
Децентрализация (с 1972 г) основывается
на передаче функций управления территориям.
- Коммуна
– первичная основа системы местного
самоуправления Франции, сформировались
они задолго до Великой Французской революции
вокруг церковных приходов. Во главе коммуны
стоит совет, из состава которого избирается
мэр.
- Департаменты
созданы в 1791 года, имеют меньше самостоятельности,
чем коммуны. Они призваны проводить государственную
политику в системе местного управления.
Высшим органом управления департамента
является генеральный совет, который избирается
на шесть лет с обновлением на половину
состава через три года.
- Как местный коллектив
регионы возглавляются председателем
регионального совета, который является
представителем высшей исполнительной
власти страны. Регион управляется региональным
советом, избираемым на 6 лет.
Законодательная власть Франции принадлежит
парламенту, который состоит из двух палат:
- Национальное собрание
– избирается на пять лет на основе пропорциональной
избирательной системы.
- Сенат – формируется
из представителей департаментов, заморских
территорий, а также французов, проживающих
за границей.
Сфера деятельности парламента значительно
ограничена строго определенным кругом
вопросов, по которым он издает законы.
Парламент по отношению к правительству
может выразить недоверие и принять «резолюцию
порицания».
Президент имеет более широкие полномочия,
чем правительство Франции, председательствует
на заседаниях правительства, является
главнокомандующим. Премьер-министр и
другие члены правительства назначаются
по предложению президента.
Правительство возглавляет премьер-министр
и оно подотчетно Национальному собранию.
С разрешения парламента правительство
может принимать ордонансы – нормативные
акты, имеющие статус закона.
Судебную систему составляют: Кассационный
суд – возглавляет систему общих судов;
состоит из шести палат – 5 по гражданским
делам, 1 по уголовным.30 апелляционных
судов континентальной части Франции
и 5 в заморских территориях.
- Суды, рассматривающие
различные категории дел в первой инстанции.
Разделены на трибуналы большого процесса
и трибуналы малого процесса. Термин «трибунал»
показывает на ограниченный круг рассматриваемых
дел. Специализированные трибуналы –
суды первой инстанции: исполнительный
трибунал, торговый, полицейский, советы
прюдомов и др. Как особенность судебной
системы Франции возможность активного
вмешательства судьи (одного из судей
трибунала большого процесса) в процесс
отбывания наказания осужденным.