Система государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:33, доклад

Описание

Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения.

Работа состоит из  1 файл

Система государственного управления.docx

— 79.00 Кб (Скачать документ)

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить все субъекты права законодательной  инициативы. Ответственный комитет  Думы изучает и обобщает все поправки и предложения к законопроекту  в виде таблицы поправок с рекомендациями принять поправку или отклонить.

Во втором чтении с докладом выступает представитель ответственного комитета. После обсуждения могут  быть приняты его рекомендации, возможно обсуждение каждой поправки в отдельности  и постатейное голосование. В  результате голосования Дума принимает  законопроект во втором чтении или  отклоняет его. Принятый законопроект снова направляется в ответственный  комитет для устранения с участием Правового управления аппарата Думы возможных внутренних противоречий и редакционной правки.

Совет Государственной Думы выносит отредактированный законопроект на рассмотрение в третьем чтении, в котором не допускаются внесение поправок и обсуждение отдельных  его частей. Законопроект принимается  большинством голосов от общего числа  депутатов или отклоняется. Как  исключение, закон по требованию депутатских  объединений, представляющих большинство  депутатов, может быть возвращен  к процедуре второго чтения.

4-я стадия – рассмотрение  законопроекта в Совете Федерации.  Текст закона, принятого Думой,  в течение 5 дней направляется  в Совет Федерации, который  выполняет роль цензора законов.  Принятый Государственной Думой  закон рассматривается в профильном  комитете Совета Федерации, который  готовит заключение по нему. Его  содержание зависит от того, является  ли закон обязательным для  рассмотрения Советом Федерации  или нет. Обязательному рассмотрению  в Совете Федерации подлежат  принятые Думой законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных  налогов и сборов; финансового,  валютного, кредитного, таможенного  регулирования, денежной эмиссии;  ратификации и денонсации международных  договоров Российской Федерации;  статуса и защиты Государственной  границы Российской Федерации;  войны и мира; все федеральные  конституционные законы, а также  (по Регламенту СФ) законы по  вопросам совместного ведения  Российской Федерации и ее  субъектов. 

Рассмотрение закона на заседании  Совета Федерации начинается с оглашения  заключения комитета и проекта постановления, внесенного этим комитетом. Затем Совет  Федерации большинством голосов  принимает решение: одобрить или  отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты. По результатам обсуждения также  принимается решение большинством голосов одобрить или отклонить  закон, принятый Думой.

В практике работы Федерального Собрания были случаи необоснованного  затягивания сроков рассмотрения законов  Советом Федерации. Конституционный  Суд по запросу Государственной  Думы расширил конституционное положение  о необходимости рассмотрения закона Советом Федерации в течение 14 дней. В редакции Конституционного Суда оно записано иначе: рассмотрение закона, подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, должно начаться не позднее 14 дней после его передачи в Совет Федерации.

6.Особенности  государственного  управления в зарубежных странах.

В течение многих веков  в каждой стране складывалась своя модель государственного устройства, особенности которой были обусловлены  уникальными экономическими и социальными  факторами, политическими интересами социальных общностей. Из всего многообразия государственного устройства для рассмотрения можно выбрать государственные  модели США, Германии, Швеции и Франции, в которых отражены наиболее характерные  элементы экономического и политического  государственного устройства.                           Соединенные  Штаты  Америки                                                                                                                                  США – это федеративное государство, в составе которого 50 штатов и федеральный округ Колумбия. По форме правления – президентская республика: президент является главой исполнительной власти, конгресс – законодательной, Верховный суд – судебной.  Высшим органом государственной власти является Конгресс, состоящий из двух палат:                                                                                                        = палата представителей (нижняя палата – 435 чел.), избирается на два года на основе прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства, представляя интересы штатов. Плата возглавляется спикером из  числа депутатов.                                                                                                    = сенат (верхняя палата) – избирается на шесть лет с обновлением 1/3 состава каждые два года. Председательствует на заседании сената вице-президент США.                                                                                      Президент США – одновременно глава государства и исполнительной власти. Избирается на 4 года путем косвенных выборов с использованием института выборщиков. Законопроекты (билли) конгресса утверждаются президентом. Законопроекты президента США по своему статусу не ниже законов конгресса. Кабинет министров формируется президентом «по совету и согласию» сената. Члены кабинета министров не подотчетны конгрессу.                                                                                                 Судебная система имеет иерархичное построение  с четким разделением функций между уровнями. Федеральная система включает: Верховный суд, апелляционные и окружные суды, специальные суды. Апелляционные суды – промежуточное звено судебной системы. Окружные суды образуют основное звено федеральной судебной системы. США разделены на 95 округов с учетом границ между штатами. К специализированным судам относятся: претензионный суд, суд по внешней торговле, налоговый суд и др.                                                                                                                                            -         Структура органов местного самоуправления включает в себя различные уровни. Всего в США насчитывается: более 84 тысяч (1997 г. - 84995) органов местного самоуправления, в том числе более 3000 (3043) графств, более 19 тысяч (19279) муниципалитетов, около 17 тысяч (16656) таунов и тауншипов, более 14 тысяч (14422) школьных округа, и 31,5 тысячу (31555) специальных округов.  Наиболее крупными являются графства (в основном в сельской местности) и муниципалитеты (вокруг урбанизированных поселений с высокой интегрированностью хозяйственных функций).  Графства существуют в 48 штатах (кроме Коннектикут и Род-Айленд) и размещаются не равномерно. В штате Техас – 264, Делавер и Гавайи по три. Структура доходов графств на 1/3 формируется за счет межправительственных поступлений и от штата, другая 1/3 за счет налогов, оставшаяся за счет различных платежей и добровольных пожертвований.     Особенностью муниципалитетов является наделение их правами муниципальных корпораций, что определяется автономностью их экономической базы. Графства в отличие от муниципалитетов не имеют права издавать свои законы и должны реализовывать на местах законодательство штатов. Муниципалитеты расположены не равномерно: в штате Иллинойс более тысячи, а в штате Гавайи только один. Границы штата определяются хартиями штатов. Формирование бюджета осуществляется за счет своего производства, налогов и поступлений от правительства штата. Таунами (тауншипами) называются административные единицы с небольшим (до 25 тыс.) населением. Они имеются в 20 из 50 штатов США. Их права на самоуправление значительно ограничены.   Бюджеты местных органов власти складываются из 4 основных источников: местные налоги, коммунальные платежи, межправительственные поступления, муниципальные займы. Низший уровень системы местного управления составляют школьные и специализированные округа. Наличие этих округов подчеркивает значение придаваемое школьному образованию. На образование из федерального бюджета направляется до 60 % и более  всех выделяемых на региональный уровень финансовых средств. В последние годы количество школьных округов сокращается из-за интеграционных тенденций и растет количество специализированных округов, создаваемых вокруг отраслевых и наукоемких технологических центров.

Швеция .Швеция - унитарное государство, состоящее из 29 округов (ленов). По форме правления – конституционная монархия. Функции короля значительно ограничены и сведены преимущественно к церемониальному характеру. Функции исполнительной власти переданы правительству, формируемому шведским парламентом, которому оно и подотчетно. Правительство назначается в зависимости от расстановки сил в парламенте.  Возглавляет правительство премьер-министр, который определяет и назначает состав кабинета министров, утверждаемого парламентом. Парламент Швеции – риксдаг однопалатный представительный орган, избираемый на основе пропорционального представительства. Интересной особенностью государственного устройства Швеции является право роспуска риксдага правительством, которое имеет ряд условий, касающихся сроков, процедуры и др.  Центральная власть в ленах осуществляется губернаторами, представляющих в регионах исполнительную власть. В ленах действуют органы местного самоуправления – ландстинги. Основы местного самоуправления Швеции заложены в 1862 г. ордонансом, в соответствии с которым было образовано 2,5 тысячи округов – по числу церковных приходов. В настоящее время территория Швеции разделена на 288 коммун, в каждой есть свой выборный орган. Источником местной власти на коммунальном и земельном уровнях являются советы, избираемые на пропорциональной основе соответственно числу полученных партией голосов. Одномандатных округов в Швеции нет ни на одном уровне. Полномочия между государственной и муниципальной властями четко разделены и не вызывают никаких противоречий. Основным финансовым источником муниципалитетов и региональных органов является прямой местный налог с физических лиц, который устанавливается местными органами. Парламент Швеции определяет только нижний и верхний предел размера налога.Общее число народных избранников, которым принадлежит высшая власть в коммунах около 50 тысяч человек. Однако в исполнительном органе коммун только один или два человека за свою работу получают заработную плату.Вопросы взаимоотношений между предприятиями и муниципалитетами решаются на основе договоров между отраслевыми профсоюзами и объединениями муниципальных и губернских служащих, основой которых являются индивидуальные контракты об условиях труда и взаимных обязательств сторон.

Ф Р Г. Систему государственного и муниципального управления Германии составляет взаимодействие между пятью административными уровнями: федерация, земли, округа, районы и общины. Государственное устройство основывается на двух принципах:                                                                 = Обязанность земель поддерживать способность входящих в них территорий к самоуправлению и развитию;                                                                                                                                                                     = Принцип выравнивания и консолидации местных территориальных образований.                                            -         Конституционным законодательным органом на уровне федерации является БУНДЕСТАГ (нижняя палата) и бундестрат (верхняя палата). Большинство законопроектов вносит федеральное правительство, меньшую – депутаты парламента и бундесрат.                                                                  Бундесрат – верхняя палата парламента Германии представляет интересы 16 земель. В его состав входят не избираемые депутаты как в США и Швеции, а члены земельных правительств или их представители в зависимости от численности населения земли предоставляемому пропорционально количеству голосов. Интересы земель в бундесрате ставятся выше интересов политических партий. Исполнительная власть Германии осуществляется федеральным правительством, которое  возглавляет федеральный канцлер. Он имеет право назначать правительство и председательствует на его заседаниях, определяет основные направления деятельности правительства. Канцлер отвечает перед парламентом, избравшим его на эту должность.                                                                                           -       Судебная система разделена на пять отраслей: обычные суды, суды по трудовым спорам, административные суды, суды по социальным вопросам,  и финансовые суды. Инстанциями судебной системы Германии являются: участковый суд, земельный суд, верховный земельный суд и федеральный суд. Вне этой судебной системы находится Конституционный суд, основной функцией является надзор за соблюдением Конституции и соответствием ей законов, разрешение споров между органами федерации и земель. Субъектами муниципального управления Германии являются местные территориальные единицы, под которыми понимаются общины (коммуны), в состав которых входят города и деревни, составляющие в совокупности всю территорию Германии. Несколько общин входят в состав районов, с разделением между ними компетенции. Большие города не подчиняются районам, вырабатывают свое направление деятельности. Статус города-земли имеют Бремен и Гамбург. Они совмещают земельный и общинный уровни управления.                                                    В Германии нет выборных органов самоуправления округами, они на более низком уровне. Главное назначение земель состоит в максимальном приближении государственного управления к гражданам. Самоуправление, имея большие полномочия исполнительной власти, находится под строгим контролем государства. Передача федерацией и землями части своих полномочий на местный уровень образует особую сферу управления по поручению.                                                              Основной задачей государства на региональном уровне управления является стратегия выравнивания экономического развития территории страны.                                                                                 Исторически в Германии сложились следующие типы местного самоуправления: - Южногерманский совет, предполагающий равно уровневое взаимодействие общинного совета и главы исполнительной власти – бургомистра.                                                                                                                                                  - «Неправильный магистрат», предполагающий наличие в системе муниципального управления двух коллегий: собрания депутатов общин и магистрата, коллективного исполнительного органа.                             - Бургомистр, назначаемый советом, но обладающий широкими полномочиями.                                                      - Северно-германский совет, предполагающий взаимодействие совета, общинного директора и комитета управления.                                                                                                                                                                             Новым для Германии стало выборы бургомистра (местная власть) в земле Северный Рейн-Вестфалия, когда ему были переданы одновременно функции главы исполнительной власти и руководителя общинного совета.                                                                                                           

Великобритания. Великобритания имеет форму унитарного государства, состоящего из исторически сложившихся территорий Соединенного Королевства – Англия, Шотландия, Северная Ирландия, Уэльс. Административно-территориальное деление в них различно: в Англии и Уэльсе основными единицами являются графства, делящиеся на округа, в Северной Ирландии – округ, в Шотландии – область.                                                                                                                                                     -       В Англии 47 графств, 7 муниципальных графств, 26 округов, 9 районов, 3 островных территории. В Уэльсе – 8 графств. В Северной Ирландии – 26 округов, в Шотландии – 9 областей и 3 островных территории.                                                                                                                                                  По форму государственного устройства – конституционная монархия, во главе с королевой, имеющей широкие полномочия: назначает примьер - министра и членов правительства, дипломатов, церковных служащих судей, офицеров армии и др. Она открывает сессии парламента, выступает с основными направлениями внутренней и внешней политики. Является главнокомандующим армией и может объявлять войну. Тем не менее, реально её полномочия осуществляются членами правительства, которые подписывают акты, издаваемые королевой, и несут за них ответственность.  Правовую основу Великобритании составляют нормы статусного права, конституционные обычаи и нормы общего права, по сути заменяющие Основной Закон этой страны.                                                 -          Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: верхняя – палата лордов и нижняя – палата общин. Он принимает законы и контролирует их выполнение. Палата лордов не избирается, в ее состав включают лица  по праву наследования или по представлению королевы. Нижняя палата избирается в ходе парламентских выборов на основе мажоритарной системы голосования относительного большинства.                                                                                           -         Правительство формируется по итогам выборов парламента. Примьер - министр – лидер победившей на выборах политической партии. Кабинет министров включает около четверти членов правительства, который и разрабатывает основные направления политики, с которыми выступает королева. Правительство подотчетно перед нижней палатой общин, которая может вынести вотум недоверия и правительство обязано подать в отставку.                                                                                       -           Судебную власть в Англии и Уэльсе представляет Верховный суд во главе с лордом-канцлером, членом палаты лордов. Палата лордов является высшей судебной инстанцией в Соединенном Королевстве. Верховный суд состоит из Апелляционного суда, Высокого суда и Суда короны.                                                                                                                                                                                                                 -          Низшие суды в Англии и Уэльсе – суды графств и магистратские суды. Территориальная подсудность дел определяется лордом-канцлером. Магистратские суды могут вынести решение о лишении свободы не более чем на шесть месяцев, дела с более высокими сроками рассматриваются Судом короны. Главы магистратур иногда называются мировыми судьями. Они могут не иметь юридического образования. Все дела в магистратурах рассматриваются коллегиями по два-три человека.                                                                                                                                                                           -         Местное управление в Англии и Уэльсе является результатом демократизации, а не децентрализации. В ХIХ веке появились первые органы местной власти – объединения помощи бедным. Позднее они преобразовались в городские и сельские  окружные советы.                                      -        Структура местной власти Великобритании имеет трехзвенную систему: графства, районы, приходы в сельской местности. У них свои представительные органы власти самоуправления. Графства включают города, статус которого можно получить только округ по королевской хартии. Каждый десятый житель страны является служащим местной администрации. Местные власти вынуждены считаться с мнением общественных организаций и вести с ними постоянный диалог.

Франция. Франция – республика, по форме правления парламентско - президенсткая, с преобладанием президентской власти. Страна разделена на 95 департаментов, которые состоят из коммун, являющихся органами местного самоуправления. Основными территориальными уровнями государственного управления Франции являются коммуны (синдикаты коммун), дистрикты, контоны, округа и регионы. Основу территориальной дифференциации Франции составляют территориальные коллективы: коммуны, департаменты, заморские территории. Во Франции термин «самоуправления» не используется вообще, широко применяется название «муниципальная власть» и «децентрализация». Децентрализация (с 1972 г) основывается на передаче функций управления территориям.                                                                                                                                                        -           Коммуна – первичная основа системы местного самоуправления Франции, сформировались они задолго до Великой Французской революции вокруг церковных приходов. Во главе коммуны стоит совет, из состава которого избирается мэр.                                                                                               -        Департаменты созданы в 1791 года, имеют меньше самостоятельности, чем коммуны. Они призваны проводить государственную политику в системе местного управления. Высшим органом управления департамента является генеральный совет, который избирается на шесть лет с обновлением на половину состава через три года.                                                                                                     -       Как местный коллектив регионы возглавляются председателем регионального совета, который является представителем высшей исполнительной власти страны. Регион управляется региональным советом, избираемым на 6 лет.                                                                                                             Законодательная власть Франции принадлежит парламенту, который состоит из двух палат:                -       Национальное собрание – избирается на пять лет на основе пропорциональной избирательной системы.                                                                                                                                                                     -         Сенат – формируется из представителей департаментов, заморских территорий, а также французов, проживающих за границей.                                                                                                              Сфера деятельности парламента значительно ограничена строго определенным кругом вопросов, по которым он издает законы. Парламент по отношению к правительству может выразить недоверие и принять «резолюцию порицания».                                                                                                               Президент имеет более широкие полномочия, чем правительство Франции, председательствует на заседаниях правительства, является главнокомандующим. Премьер-министр и другие члены правительства назначаются по предложению президента.                                                                     Правительство возглавляет премьер-министр и оно подотчетно Национальному собранию. С разрешения парламента правительство может принимать ордонансы – нормативные акты, имеющие статус закона.                                                                                                                                                            Судебную систему составляют:  Кассационный суд – возглавляет систему общих судов; состоит из шести палат – 5 по гражданским делам, 1 по уголовным.30 апелляционных судов континентальной части Франции и 5 в заморских территориях.                                                                                                   -        Суды, рассматривающие различные категории дел в первой инстанции. Разделены на трибуналы большого процесса и трибуналы малого процесса. Термин «трибунал» показывает на ограниченный круг рассматриваемых дел. Специализированные трибуналы – суды первой инстанции: исполнительный трибунал, торговый, полицейский, советы прюдомов и др.  Как особенность судебной системы Франции возможность активного вмешательства судьи (одного из судей трибунала большого процесса) в процесс отбывания наказания осужденным.

Информация о работе Система государственного управления