Смета доходов и расходов, как основа функционирования деятельности учреждения, её значение и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 18:12, курсовая работа

Описание

Планировать будущий исход в условиях неопределенности и выбирать путь, оказывающий влияние на будущее - задача, стоящая перед менеджерами компании. Главной целью прогноза является уменьшение того уровня неопределенности, в пределах которого приходится принимать управленческие решения. Высокие требования к эффективности планирования деятельности предприятия, предполагают прогнозирование в двух направлениях: в отношении соответствия плана имеющимся тенденциям рыночной конъюнктуры, и в отношении внутренних ресурсов предприятия.

Содержание

Введение. 2

1. Бюджетирование, как метод планирования. 5

1.1. Сущность и функции бюджетирования. 5

1.2. Классификация бюджетов и методов их разработки. 8

1.3. Мировой опыт бюджетного планирования на предприятии 13

1.3.1. Британо-американо-голландская модель. 13

1.3.2. Континентальная модель. 14

1.3.3. Южноамериканская модель. 14

1.3.4. Исламская модель. 14

1.3.5. Интернациональная модель. 15

2. Анализ бюджетного планирования на примере ОГУСО «Комплексный центр социального обслуживания г.Шелехова и Шелеховского района» 21

2.1. Характеристика учреждения. 21

2.2. Анализ финансового состояния учреждения. 23

2.3. Анализ планирования доходов и расходов учреждения. 25

2.3.1. Проектирование бюджета. 26

2.3.2. Планирование заработной платы и начислений на неё. 26

3. Смета доходов и расходов, как основа функционирования деятельности учреждения, её значение и недостатки. 27

Заключение 33

Список использованной литературы: 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая планирование.docx

— 105.49 Кб (Скачать документ)

            Бюджетные учетные системы – широко используемый в управлении инструмент аккумулирования информации, требуемой для реализации управленческих функций. Возникновение и применение этих систем обусловлено назревшими потребностями менеджмента, а дальнейшее развитие определяется тенденциями в теории и практике менеджмента, прежде всего, современными системами качества (TQM). Кроме того, на характер использования возможностей бюджетных систем влияет специфика деятельности и стиль управления предприятиями, о чем свидетельствует практика внедрения и использования данных систем в корпорациях США.

          Практика применения бюджетных учетных систем в США показывает, что менеджеры ведущих компаний уделяют большое внимание составлению прогнозных вариантов финансовой отчетности и изучению влияния на них альтернативных стратегий поведения. Анализ таких последствий – ядро всего финансового планирования. Однако только хороший финансовый план не дает гарантии достижения целей фирмы, необходима система обратной связи, обеспечивающая финансовый контроль за ситуацией. Благодаря этому обеспечивается мониторинг плановых заданий, происходит их своевременная корректировка при изменении экономической обстановки или конкретных условий производственной деятельности фирмы.

          В современных условиях организации не могут работать эффективно, если они полагаются на процесс планирования, который не синхронизирован с динамикой развития бизнеса. Процесс формирования и согласования бюджета составляет наиболее трудоемкую часть всего цикла планирования и подразумевает использование бухгалтерской технологии (бюджетирование на уровне проводок), а также распространенного в мировой практике последовательного метода бюджетного управления (все бюджеты последовательно выводятся из базового, как правило, бюджета продаж).

По мнению американских авторов, долгосрочный финансовый план следует начинать с формулировки цели деятельности корпорации, которая  определяет общую задачу и предназначение данной фирмы.

         Самым детализированным уровнем планирования является budgeting – бюджетирование, или как его часто называют, бюджетное или сметное планирование.

         Наиболее часто встречающаяся в источниках по управленческому учету в США комплексная модель бюджетирования, описывающая ряд функциональных бюджетов, которые оценивают выходы основных процессов предприятия: закупки, производства, продаж, расчетов и т.п., также присутствуют бюджеты операционные, измеряющие вклад каждого центра финансовой ответственности (ЦФО) в конечный финансовый результат. Данные этих двух групп бюджетов консолидируются в три сводных бюджета предприятия – бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС) и бюджет по балансовому листу (ББЛ). Таким образом, необходимым условием для корректного формирования сводных бюджетов в практике внутрифирменного планирования в США считается охват функциональными и операционными бюджетами всех областей деятельности и подразделений.

           Первая из функций бюджетных систем, определившая их название - планирование деятельности предприятия. Эта функция сводится к формированию основного бюджета предприятия (master budget)[23], отражающего снабженческие, производственные, сбытовые, финансовые и инвестиционные процессы его деятельности в их взаимосвязи, на базе принятых учетных концепций. Она предназначена для координации различных операций по достижению целей предприятия. При этом вертикальная и горизонтальная детализация (интеграция) бюджетов позволяет получить информацию по направлениям деятельности, центрам ответственности и другим аналитическим признакам, координировать действия структурных подразделений предприятия.

           Master budget представляет собой скоординированный по всем подразделениям план работы предприятия в целом. Структура основного бюджета представлена на рисунке 1.1. 

 

Рис. 1.1. Структура основного  бюджета 

Отправной точкой их составления служит прогноз  объема продаж и определение фактора, ограничивающего сбыт предприятия. Часто, таким фактором оказывается  потребительский спрос, выражаемый в прогнозируемой величине объема реализованной  продукции в натуральных единицах. В таком случае разработка основного  бюджета начинается с формирования программы сбыта (бюджета продаж), поскольку объем и ассортимент  продаж будут определять уровень  производства предприятия и всю  производственную программу. Реже, при  неограниченном спросе, объем продаж ограничивается имеющимися производственными  возможностями, и в этом случае перед  составлением бюджета продаж формируется бюджет производства.

          Следует отметить, что многие фирмы в немецкоязычных странах все более ориентируются при составлении годовых отчетов на более употребительный вид отчета о движении денежных средств (далее – ООДДС) – Cash-Flow Statement (далее – CFS). Ни в Германии, ни в Австрии, ни в Швейцарии законодательством (например, торговым кодексом) CFS не предписан в обязательном порядке к составлению.[36] Однако, в соответствии с международными формами финансовой отчетности, он рекомендован к расчету и опубликованию в составе стандартного набора отчетов о коммерческой деятельности. Так с 1999 г. CFS стал обязателен к опубликованию для компаний Германии, чьи акции котируются на бирже. Как в Германии, Австрии, так и в Швейцарии есть соответствующие стандарты по составлению отчета о движении денежных средств (соответственно HFA 1/1995, OFG, FER6). Австрийские и швейцарские предприятия, особенно те, которые следят за информацией международных бирж, также публикуют ретроспективно – в рамках годовой отчетности – CFS. Предприятия ориентируются при этом зачастую на американский или международный стандарты: соответственно SFAS Nr. 95 и IAS7.

          Понятие отчета о движении денежных средств шире, чем принято понимать под «расчетом потоков капитала» (Kapitalflussrechnung). Среди многочисленных признаков ООДДС можно выделить следующие основные:

  • ООДДС представляет собой данные о величине потока, а не величины остатков, т.е. отражает динамику, а не статику;
  • ООДДС – некая определенно очерченная система (некий фонд), которая характеризуется притоком и оттоком средств в их единстве, т.е. не величина остатков, а обороты на счетах;
  • ООДДС должен раскрыть причины изменения данной системы (фонда) с точки зрения специальной структуризации оборотов на счетах и выявить причины изменения ликвидности.
  • Основная цель ООДДС – показать денежные потоки, которые вместе с информацией из баланса и отчета о прибылях и убытках позволяет всем внешним пользователям (предприятиям/концернам), инвесторам, кредиторам и общественности) получить информацию о:
  • способности предприятия получить в ходе своей деятельности прирост денежных средств;
  • способности предприятия отвечать по своим обязательствам, платить дивиденды и оставаться кредитоспособным;
  • возможных расхождениях между величиной годовой прибыли/убытка и реальными денежными потоками по основной хозяйственной деятельности;
  • влиянии на финансовое состояние предприятия его инвестиционных и финансовых операций, связанных и не связанных с движением денежных средств.

          Несмотря на растущую роль отчета о движении денежных средств как основного инструмента анализа денежных потоков, даже в зарубежной практике он мало еще используется как инструмент контроля и управления. В краткосрочном периоде его предлагается применять для управления ликвидностью в рамках управления денежными средствами. В средне- и долгосрочной перспективе отчет о движении денежных средств применяется как база для стратегического финансового планирования и управления, а также для оценки результативности и эффективности деятельности предприятия.

         Расходование и накопление денежных средств в среднесрочном и долгосрочном периодах зависит от стратегических планов полей бизнеса.

         Для сохранения равновесия между возможностями предприятия и требованиями быстро меняющегося рынка в концернах и на предприятиях Германии в рамках стратегического планирования финансовые планы отдельных полей бизнеса сводятся в общий план. Дефицит денежных средств, возникающий у отдельных полей бизнеса, ликвидируется в ходе планирования финансовых операций. Эту задачу обычно решает центральный отдел финансов. Если дефицит финансирования не может быть ликвидирован в краткосрочном и среднесрочном периоде, то использование денежных средств, запланированных для полей бизнеса, ограничивается, например, увеличением сроков инвестирования (в краткосрочном периоде) или корректировкой стратегических планов полей бизнеса (в средне- и долгосрочном периоде).

          Кроме того, центральный отдел финансов делает специальные краткосрочные финансовые расчеты, связанные со специфическими поступлениями и выплатами денежных средств. Тем самым складываются три этапа финансового планирования, не считая отдельных планов финансирования проектов.

Цель  учета движения капитала в рамках стратегического планирования состоит  в как можно более раннем диагностировании долгосрочной потребности полей  бизнеса в ликвидных средствах  и удовлетворении ее путем планирования финансовых операций, соблюдая при  этом как интересы предприятия в  целом, так и интересы его акционеров.

В оперативном  планировании (бюджетировании) при помощи бюджета устанавливаются финансовые рамки, в которых должны оперировать подразделения. Целью краткосрочного планирования финансовых средств является поддержание оптимальной ликвидности.

          Таким образом, обзор мирового опыта бюджетного планирования позволил выявить сходные черты этого процесса на предприятиях ведущих стран мира: структуру и этапы. Сходство обусловлено, с одной стороны, общностью условий функционирования предприятий-резидентов этих государств: все они действуют в высокоразвитых рыночных экономиках, предопределяющих разработку и совершенствование средств конкурентной борьбы.

          С другой стороны, следуя тенденциям глобализации и интеграции мирового хозяйства, предприятия ведущих мировых держав, участвующие в международных экономико-хозяйственных процессах, в целях повышения качества коммуникации, вынуждены разрабатывать и принимать международные стандарты хозяйственного и управленческого учета и отчетности, приближая собственные хозяйственные процессы к универсальным схемам (международным стандартам).

          Однако следует отметить и определенную уникальность подходов к планированию хозяйственной деятельности в национальных предприятиях, связанную, прежде всего, с уникальностью информационных систем, приспособленных для собственных, внутринациональных нужд.

          Опыт ряда стран континентальной Европы и США убедительно свидетельствует о сближении национальных стандартов со стандартами международными. Это отражает общемировую тенденцию развития всех национальных рыночных экономик вследствие глобализации макроэкономических процессов.

           Таким образом, Россия, взявшая международные стандарты за основу при разработке национальных стандартов учета и финансовой отчетности, очевидно, выбрала правильный курс. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ бюджетного  планирования на примере ОГУСО «Комплексный центр социального обслуживания г.Шелехова и Шелеховского района»

2.1. Характеристика учреждения.

 

           ОГУСО «Комплексный центр социального обслуживания» (далее ОГУСО «КЦСОН») является областным государственным учреждением, финансируемым из областного бюджета Иркутской области. Свою деятельность учреждение осуществляет на основании Устава, утвержденного Главным распорядителем бюджетных средств1, Закона ИО2 и приказа Главного распорядителя3. Основным видом деятельности учреждения является социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, которое осуществляется в виде:

  • оказания материальной помощи;
  • социального обслуживания на дому;
  • предоставления временного приюта;
  • оказание консультативной помощи и реабилитационных услуг.

        Деятельность Центра строится  на принципах:

  • соблюдение прав человека и гражданина;
  • предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
  • обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступность для граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан;
  • приоритета мер социальной адаптации граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

         Зона обслуживания учреждения довольно обширная, охватывающая весь Шелеховский район. Социальные работники обслуживают граждан во всех селах района. В учреждении имеется два отделения социальной помощи на дому, одно из которых обслуживает сельских жителей с.Шаманка, с. Олха, пгт. Большой Луг, ст.Подкаменная, с.Моты, с. Баклаши, с.  Введенщина, а второе обслуживает граждан, проживающих непосредственно в г.Шелехов. Все социальные работники, обслуживающие граждан в данных населенных пунктах, там и проживают.

          Социальные услуги, предусмотренные  перечнем гарантированных государством  услуг4, учреждением предоставляются на безвозмездной основе, а дополнительные социальные услуги за плату, согласно прейскуранта5, который на данное время сильно устарел и не соответствует ценам, действующим в коммерческих организациях, осуществляющих подобные услуги. Таким образом, учреждение является администратором доходов и имеет внебюджетный источник финансирования. ОГУСО «КЦСОН» в своей структуре имеет несколько подразделений, выполняющих основные функции учреждения, из них :

Информация о работе Смета доходов и расходов, как основа функционирования деятельности учреждения, её значение и недостатки