Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:19, реферат
После распада Советского Союза бывшие союзные республики приобрели вместе с политической самостоятельностью и социально-экономические проблемы: разрыв хозяйственных связей, спад производства, потерю традиционных рынков, гиперинфляцию, безработицу, снижение уровня жизни и обнищание большинства населения. При этом каждое новое государство избрало свой путь выхода из сложной ситуации, определив приоритеты и модели социально-экономического развития.
Третий тип - социал-демократический. Он характеризуется отрицанием рынка в социальной сфере. Государство выступает важным инструментом реализации социальных прав граждан, оно рассматривается как наиболее эффективное орудие «создания равенства по наивысшим стандартам, а не равенства по минимальным потребностям».
Однако существуют определенные страновые особенности реализации социальной политики.
Так, социальная политика США может быть отнесена к либеральной модели. Она основана на частной собственности и свободе предпринимательства; высокий уровень жизни населения при этом обеспечивается в основном за счет двух источников: трудовых доходов и доходов от собственности.
В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния.
Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе.
Уделено внимание социальной политике Японии и Германии.
Четвертая глава данной работы полностью посвящена проблеме социальной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь. Она базируется на основе важного документа, который был разработан и одобрен нашим правительством - Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Более полно раскрывается суть белорусской модели развития, поясняются стратегические и главные цели в долгосрочном периоде. Уделено должное внимание проблеме денежных доходов и увеличению оплаты труда, борьбе с бедностью, а также пенсионному обеспечению наших граждан.
Ведь важнейшей составной частью системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. Оно охватывает более чем четвертую часть населения республики. Для Беларуси характерен опережающий рост величины пенсии по отношению к росту заработной платы. Позитивная динамика наблюдается и в реальном содержании пенсии.
Другими приоритетами государственной социальной политики страны являются социальная защита семьи, улучшение ее положения в обществе, охрана материнства и детства. В Беларуси сформирована законодательная база по осуществлению государственной политики в отношении детей, создана сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. В Республике Беларусь успешно выполняется Президентская Программа «Дети Беларуси», в которой предусмотрены меры, направленные на повышение уровня жизни и благосостояния детей и семей, улучшение условий для их воспитания.
Здоровье нации является приоритетным направлением в социальной политике государства. Система здравоохранения республики сохранила гибкость и управляемость, обеспечивая доступность медицинской помощи всем социальным слоям населения без исключения. Благодаря социально-политической стабильности в стране, сохранению лучших традиций в области охраны здоровья, Республика Беларусь по таким показателям здоровья населения, как младенческая и материнская смертность, темпам снижения продолжительности жизни, уровню инфекционной заболеваемости выгодно отличается от всех республик бывшего СССР.
Важной социальной проблемой в Республике Беларусь является проблема минимизации и преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Ущерб, нанесенный Республике Беларусь в расчете на 30-летний период преодоления катастрофы, оценивается в 235 миллиардов долларов США. Беларусь вынуждена ежегодно тратить до 25% государственного бюджета на проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии. Две трети всех выброшенных из поврежденного реактора ЧАЭС радионуклидов выпало на нашу территорию. Загрязнению подверглось более 25% сельскохозяйственных угодий, из которых 265 тыс. гектаров полностью исключены из сельскохозяйственного оборота. От последствий аварии пострадал каждый пятый житель республики, в том числе более полумиллиона детей. Из загрязненных районов было отселено 135 тыс. человек.
Катастрофа на Чернобыльской АЭС негативно отразилась на состоянии здоровья населения. По данным специалистов Министерства здравоохранения Республики Беларусь, ежегодно у переселенцев, ликвидаторов и людей, живущих на загрязненных территориях, отмечается высокий рост заболеваемости по всем классам болезней. Бесспорным является воздействие чернобыльской катастрофы на рост заболеваемости раком щитовидной железы. Среднегодовая заболеваемость раком щитовидной железы у детей возросла приблизительно в 50 раз.
Сейчас Беларусь вступает в период отдаленных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Диапазон проблем, которые поставила чернобыльская катастрофа перед государством, очень широк. Все они носят долгосрочный характер и еще многие годы будут оставаться в центре внимания ученых, мировой общественности, государственных органов. К их решению подключены практически все научные учреждения и высшие учебные заведения республики, которые имеют соответствующих специалистов и материально-техническое обеспечение.
За прошедшие после бедствия два десятилетия в Республике Беларусь было принято около 100 правительственных и директивных документов по чернобыльской тематике. Разработана и претворяется в жизнь Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Огромнейшее значение придается развитию национальной системы образования. Выбор Республикой Беларусь курса на создание социального государства позволил обеспечить стабильное функционирование системы образования, определить верную стратегию ее развития. В результате уровень грамотности взрослого населения страны достиг 99,6%. По оценке экспертов ООН, образовательная система Республики Беларусь, которую отличают качество и доступность, относится к ряду лучших в мире. В последние годы расходы на систему образования в Беларуси выросли до 6,7% ВВП, или 24% консолидированного бюджета, что является наивысшим показателем не только среди государств СНГ, но и всех европейских стран с переходной экономикой и в 1,5 раза выше среднемирового уровня.
От уровня развития образования в стране зависят качество жизни и перспективы экономического развития. Система образования играет важную роль в обеспечении технологического перевооружения страны. По показателям, учитываемым ООН при расчете индекса технологического развития, Беларусь не уступает странам-лидерам и значительно опережает Канаду, Польшу, Италию по количеству патентов на душу населения; Польшу, США, Великобританию, Германию, Норвегию – по численности студентов вузов, обучающихся по естественно-научным и техническим специальностям.
В основе государственной политики в области образования, проводимой в Республике Беларусь, начиная со второй половины девяностых годов лежат принципы:
обеспечения равного доступа к образованию;
реализации социальной справедливости в получении образования;
повышения качества образования.
Важным шагом в реализации принципа доступности образования является обеспечение массового охвата детей дошкольным образованием. Значительно увеличилась сеть учебных заведений нового типа, которые обеспечивают получение образования углубленного уровня. Идет переход к обязательному изучению иностранных языков в начальной школе. Высочайшими темпами развивается высшая школа в республике.
Огромное значение уделяется обеспечению прав на общее и профессиональное образование инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития. С 1998 года в республике широкое развитие получило создание центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Издан первый в истории Беларуси букварь для слепых детей, первые учебники получили дети с тяжелой умственной недостаточностью.
Реализация мероприятий по
Список использованной литературы.