Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:19, реферат

Описание

После распада Советского Союза бывшие союзные республики приобрели вместе с политической самостоятельностью и социально-экономические проблемы: разрыв хозяйственных связей, спад производства, потерю традиционных рынков, гиперинфляцию, безработицу, снижение уровня жизни и обнищание большинства населения. При этом каждое новое государство избрало свой путь выхода из сложной ситуации, определив приоритеты и модели социально-экономического развития.

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика государства.doc

— 345.50 Кб (Скачать документ)

Основные цели бюджетно-налоговой политики - это обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем.

Для этого предусматривается: продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Следует обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.

На первом этапе (до 2010 г.) должны быть полностью отменены налоги, взимаемые  с выручки от реализации товаров (работ, услуг), значительно снижена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, осуществлен переход к пропорциональной ставке подоходного налога с одновременным увеличением размера необлагаемого налогом минимума доходов. Требуется максимально упростить налоговую систему, сократив общее количество республиканских налогов, сборов и пошлин.

На втором этапе (2011-2020 гг.) общее количество налогов должно быть сведено к 7-8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Сохранится социальная направленность бюджета, гарантирующая защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.

Денежно-кредитная политика должна быть подчинена достижению общих  стратегических целей устойчивого социально-экономического развития посредством обеспечения стабильности национальной денежной единицы, повышения ликвидности и надежности банковской системы, обеспечения эффективного и безопасного функционирования платежной системы.

Для реализации этих направлений необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются:

•  снижение темпов инфляции на основе постепенного ужесточения монетарной политики. Оно должно осуществляться в рамках плавной траектории, предусматривающей увязку с темпами повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий реального сектора экономики. Такой подход позволит минимизировать издержки и негативные эффекты переходного периода, поддерживать высокий уровень занятости, загрузки производственных мощностей и социальной защиты населения;

•  регулирование номинального обменного курса таким образом, чтобы реальный обменный курс обеспечивал приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынке, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны, и стимулировал динамичные темпы экономического роста.

Программы устойчивого развития регионов

Переход Республики Беларусь к устойчивому развитию во многом определяется активным участием в этом процессе внутриреспубликанских регионов. Для этого необходимо обеспечить разработку региональных программ и местных стратегий устойчивого развития (местные Повестки XXI). Цель таких программ - обосновать основные направления перехода областей и г. Минска к устойчивому развитию с учетом их эффективного участия в общей системе реализации этого процесса. Разработка программ, отражающих региональные аспекты НСУР Республики Беларусь, должна осуществляться как в рамках действующей системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны (в качестве отдельных разделов краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов), так и в качестве самостоятельных программных документов, направленных на решение всего комплекса социальных, экономических, экологических проблем или отдельных, наиболее проблемных, ситуаций на данной территории.

Региональные программы должны учитывать:

•  местные интересы и проблемы устойчивого развития;

•  имеющиеся ресурсы и необходимость  их сохранения (земельные, лесные и водные, полезные ископаемые, защита атмосферы, сохранение биологического разнообразия и т.п.);

•  социальные и экономические  аспекты (демографическая ситуация, охрана и укрепление здоровья, борьба с бедностью, изменение структур потребления и производства, борьба с преступностью);

•  необходимость содействия устойчивому развитию населенных мест;

•  приоритетность общегосударственных  программ устойчивого развития (продовольственных, жилищных, демографических и др.). Исходя из этого в каждом регионе должны определяться конкретные меры, направленные на формирование структуры хозяйства на принципах устойчивого развития. Среди таких мер в первую очередь необходимо осуществлять те, которые предусматривают:

•   совершенствование региональной структуры экономики с учетом локальных экосистем;

•  развитие отраслей и видов  деятельности на основе имеющихся природных ресурсов с использованием прогрессивных, адаптированных к местным условиям технологий, гарантирующих охрану окружающей среды;

•  осуществление мер по предоставлению населению социальных видов услуг  на уровне установленных социальных стандартов, обеспечению экологической безопасности жителей регионов;

•  создание комфортных условий проживания населения в городских и сельских поселениях.

Социально-политические механизмы  устойчивого развития

Осуществить переход к устойчивому  развитию может лишь эффективное государство в тесном взаимодействии с частным бизнесом и развитым гражданским обществом, которые способны формировать современные рычаги воздействия на экономику, политику, социально-культурную сферу и осуществлять глубокие системные преобразования.

С этой целью в НСУР-2020 предусматриваются меры, направленные на:

•  усиление роли государства как основного звена политической системы, координатора направлений деятельности государственных и общественных организаций (неправительственных организаций, трудящихся и профсоюзов, деловых и научных кругов, женщин, детей и молодежи);

• обеспечение прав и свобод личности как основополагающей политической силы регулирования общественных процессов путем дальнейшего развития демократии и формирования гражданского общества;

•  действенное регулирование  процессов трансформации экономики  во взаимосвязи с решением социальных и экологических проблем, предоставление хозяйствующим субъектам высокой степени самостоятельности в выборе и реализации направлений, форм и методов их деятельности, отвечающей интересам устойчивого развития страны;

•  регулирование наиболее важных отношений в социальной сфере, оказание содействия развитию духовной культуры в целях полного удовлетворения социально-культурных нужд и интересов человека и общества;

•  создание системы мониторинга  устойчивого развития.

Реализация НСУР позволит повысить уровень социально-экономического развития и национальную безопасность страны (демографическую, экологическую, экономическую). В частности, для улучшения демографической ситуации в Национальной стратегии устойчивого развития предусмотрены меры, направленные на совершенствование системы пособий на детей; развитие долгосрочного кредитования жилищного строительства молодых семей; улучшение качества медицинской помощи, развитие профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний; разработку и реализацию региональных программ укрепления репродуктивного здоровья и планирования семьи; усиление просветительской и образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни. Эти меры позволят в определенной степени смягчить депопуляционные процессы.

Сложившийся уровень экологической  безопасности в стране пока не отвечает целям устойчивого развития. В крупных промышленных центрах постоянно превышаются ПДК по различным загрязняющим веществам (формальдегид, оксиды углерода, диоксиды азота, фенол, аммиак, пыль и др.); в поверхностных водах периодически наблюдаются сверхнормативные концентрации загрязняющих веществ (нефтепродукты, соединения азота, тяжелые металлы и др.); подземные воды большинства шахтных колодцев, используемых для питьевого водоснабжения сельского населения, не соответствуют нормам качества по химическим и микробиологическим показателям. Продолжает сохраняться высоким радиоактивное загрязнение почв, нерешенной остается проблема утилизации токсичных отходов предприятий.

Для решения этих проблем в НСУР-2020 определены конкретные меры по преодолению имеющихся угроз экологической безопасности, реализация которых позволит уже к 2010 г. снизить экологическую нагрузку, а основные показатели охраны окружающей среды будут ниже пороговых значений. В частности, коэффициенты эластичности выбросов вредных веществ в атмосферу будут снижены с 0,15 в 2002 г. до 0,04 к 2020 г.

Для ликвидации основных угроз экономической, прежде всего энергетической, безопасности в Национальной стратегии предусмотрены меры по структурной перестройке и повышению уровня конкурентоспособности национальной экономики - ускоренное развитие наукоемких экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, модернизация перспективных предприятий на основе внедрения современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, опережающие по сравнению с выбытием темпы обновления основных производственных фондов, диверсификация импортируемых топливно-энергетических ресурсов по поставщикам, повышение доли собственных энергетических ресурсов, разработка совместных программ повышения коллективной энергетической безопасности со странами мирового сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив данную тему, выяснилось, что  для нашей страны государственная социальная политика была и остается главным приоритетом, ее основная цель – обеспечение всем гражданам страны достойного уровня и качества жизни. Социальная политика является неотъемлемой частью любого государства так как призвана защитить социально уязвимые слои населения и стимулировать уже состоявшихся к дальнейшему совершенствованию, например предпринимателей.

 В первой главе данной  работы особое внимание было  уделено понятию и значению социальной политики на современном этапе. Выяснилось, что главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать собственное семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить адресную социальную защиту. Цель реализации социальной политики для трудоспособного населения состоит в создании благоприятных условий для предпринимательства и труда. Для тех, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности удовлетворить свои потребности путем трудового участия, социальная политика должна обеспечить защиту, помощь и поддержку. В республике разработана и реализуется «Комплексная программа адресной социальной защиты населения».

Во второй главе рассмотрены  основные показатели результативности социальной политики. Обширно рассмотрены понятия уровня и качества жизни. Уровень жизни - сложившийся уровень потребления материальных и духовных благ. При этом потребности, возникающие и реализующиеся в сфере потребления, представляют собой объективную необходимость людей в обеспечении своего как физиологического, так и социального существования и развития.

Качество жизни шире, чем уровень  жизни и представляет собой уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей. Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: как степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и как удовлетворенность самих людей качеством своей жизни.

Детально рассмотрена взаимосвязь  уровня и качества жизни от величины доходов населения. Доходы населения - все виды денежных и натуральных доходов, полученные в виде вознаграждения за работу по найму; доходы от личного подсобного хозяйства; от предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности; денежные поступления, полученные в виде пенсий, стипендий и пособий; поступления от продажи личного и домашнего имущества; доходы от сдачи в наем или продажи недвижимости; от продажи сельскохозяйственной продукции; дивиденды. С юридической точки зрения доходы могут быть законными (легальными) и незаконными (нелегальными) – укрываемые от налогообложения, имеющие криминальное происхождение.

При исследовании распределения доходов  между группами граждан или домохозяйств строятся кривые Лоренца; рассчитываются коэффициенты Джини и соотношение в доходах между высокодоходными и низкодоходными группами населения или домохозяйств.  Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают социальное неравенство и экономическое. Чрезмерное неравенство в доходах обусловливает относительно большие масштабы бедности в стране.

В третьей главе пристальное  внимание было уделено особенностям социальной политик в зарубежных странах. Были рассмотрены концептуальные подходы к роли государства в социальной сфере. Так, например, Эспинг выделяет три «чистых» типа государства благосостояния, осуществляющих различную социальную политику.

Первый - либеральный. При таком  типе государства доминирующее значение придается логике рынка. Выплачиваемые пособия очень незначительны по своим размерам, поскольку их предоставление в соответствии с осуществляемой социальной политикой не должно подавлять «склонность» к труду.

Второй - консервативно-корпоратистский. При этом типе государства система благосостояния играет важную роль в обеспечении социальных гарантий. Частичное страхование и предоставление социальных услуг являются «минимальными», поэтому перераспределительный эффект государства незначителен, а социальные права основаны на существующих социальных и статусных различиях.

Информация о работе Социальная политика государства