Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:19, реферат
После распада Советского Союза бывшие союзные республики приобрели вместе с политической самостоятельностью и социально-экономические проблемы: разрыв хозяйственных связей, спад производства, потерю традиционных рынков, гиперинфляцию, безработицу, снижение уровня жизни и обнищание большинства населения. При этом каждое новое государство избрало свой путь выхода из сложной ситуации, определив приоритеты и модели социально-экономического развития.
• рациональную структуру гардероба, удовлетворяющую разнообразные потребности (повседневные, сезонные, эпизодические и т.п.), связанные с различными видами деятельности (трудовая, бытовая, досуговая и др.);
• существенное расширение использования предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения как городским, так и сельским населением.
Повышение уровня потребления и его рационализация предусматриваются на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения по оптимизации производства товаров и развития сферы услуг, совершенствования системы распределительных отношений.
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченное™. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
С увеличением минимальной
Пенсионное обеспечение - важнейшее направление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система столкнулась с рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможность поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Положение усугубляется недостатками внутренней структуры пенсионной системы: множественностью льгот по досрочному выходу на пенсию; низким по сравнению с другими странами возрастом выхода на пенсию; наличием других норм и условий, влекущих нерациональные расходы. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике. Таким образом, сложившаяся система не может способствовать социальной стабильности и нуждается в реформировании. Основная его цель - повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.
Стратегической задачей
На этапе до 2010 г. предусматривается:
• проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;
• развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;
• совершенствование
• обязательное пенсионное страхование для работающих в неблагоприятных условиях труда или занятых определенными видами профессиональной деятельности. На этапе 2011-2020 гг. на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить развитие дополнительного пенсионного страхования. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления повысят уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
В области организации системы социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.
Решению этих задач будут способствовать:
• установление дифференцированных
страховых взносов в зависимост
• увязка размеров страховых услуг с размерами взносов и периодами их уплаты;
• персонифицированный учет по отдельным видам страхования;
• стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных;
• осуществление строгого контроля
за расходованием страховых
• освобождение страховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера.
Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.
Сформировавшаяся к настоящему времени система социальной защиты населения представлена многообразными социальными программами, которые недостаточно скоординированы.
В ближайший период предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.
В прогнозируемом периоде дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматривается преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.
Важным направлением является создание
комплексных территориальных
В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития должна быть существенно повышена значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное, прежде всего на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.
Необходимые меры, реализующие цели социальной политики, предлагаются в разделах Национальной стратегии по развитию образования, здравоохранения, культуры и других отраслей сферы обслуживания населения.
Экологическая составляющая устойчивого развития «Окружающая среда»
Человеческая деятельность оказывает все большее воздействие на целостность экосистем, которые обеспечивают жизненно важные функции в интересах благосостояния человека и хозяйственной деятельности. Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей ныне живущих и будущих поколений является высшим приоритетом НСУР-2020. Его реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития Беларуси.
Для обеспечения устойчивого
Стратегическими целями экологической политики Республики Беларусь являются: создание благоприятной окружающей среды; улучшение условий проживания и здоровья населения; обеспечение экологической безопасности в интересах нынешнего и будущих поколений.
Для достижения этих целей необходимо решить комплекс задач, главными из которых являются:
• преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
• восстановление нарушенных природных экосистем;
• обеспечение эффективного неистощительного природопользования;
• неотвратимость правовой и экономической ответственности за экологически опасное, нерациональное и неэффективное использование природных ресурсов;
• дальнейшая экологическая ориентация развития общества, предусматривающая взаимосвязь экологической, экономической и социальной составляющих устойчивого развития государства;
• выполнение обязательств по международным соглашениям в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Решение указанных задач должно базироваться на следующих основных принципах:
• платность природопользования и возмещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду («загрязнитель платит»);
• соблюдение и обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду;
• единство экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства;
• внедрение основных положений стратегической экологической оценки прогнозов и программ, нормативных актов, проведение экспертной оценки воздействия на окружающую среду проектных решений;
• открытость экологической информации и участие общественности в принятии решений в области природопользования и охраны окружающей среды;
• ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды.
Общие направления осуществления экологической политики на период до 2020 г.:
• совершенствование законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования;
• дальнейшее развитие экономического механизма природопользования;
• рациональное использование природных ресурсов, их экономия, постепенный отказ от экстенсивного использования и переход к экономному расходованию невозобновляемых и неистощительному использованию возобновляемых ресурсов;
• создание благоприятных условий
для внедрения ресурсосберегающ
• развитие рынка работ и услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
• последовательный переход на международные стандарты технологий и производимой продукции;
• снижение антропогенной нагрузки на экосистемы, восстановление нарушенных экосистем в местах добычи полезных ископаемых, в особенности нефти, калийных солей, доломита, строительного камня, глин и др.;
• формирование оптимальной системы особо охраняемых природных территорий и водно-болотных угодий, сохранение биоразнообразия;
• внедрение экологического аудита и страхования;
• лицензирование видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию;
• снижение негативных последствий радиоактивного загрязнения территорий;
• расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования;
• развитие системы экологического образования и просвещения всех слоев общества, подготовка экологических кадров.
Природоохранные мероприятия на первом этапе (до 2010 г.) должны включать:
• улучшение экологической ситуации в ряде крупных городов и промышленных центров (Минск, областные центры, Бобруйск, Полоцк, Мозырь, Светлогорск, Новополоцк и др.);
• сохранение и восстановление природных систем в эколого-дестабилизированных регионах;
• обеспечение населения чистой питьевой водой, в первую очередь в сельской местности и районах с неблагоприятной экологической ситуацией;
• расширение сети особо охраняемых природных территорий международного значения в приграничных регионах;
• разработка и реализация комплексной программы по организации системы сбора, переработки и захоронения отходов;
• развитие мониторинга окружающей
среды, совершенствование
• совершенствование структуры государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды;