Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:19, реферат

Описание

После распада Советского Союза бывшие союзные республики приобрели вместе с политической самостоятельностью и социально-экономические проблемы: разрыв хозяйственных связей, спад производства, потерю традиционных рынков, гиперинфляцию, безработицу, снижение уровня жизни и обнищание большинства населения. При этом каждое новое государство избрало свой путь выхода из сложной ситуации, определив приоритеты и модели социально-экономического развития.

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика государства.doc

— 345.50 Кб (Скачать документ)

•  рациональную структуру гардероба, удовлетворяющую разнообразные потребности (повседневные, сезонные, эпизодические и т.п.), связанные с различными видами деятельности (трудовая, бытовая, досуговая и др.);

•  существенное расширение использования предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения как городским, так и сельским населением.

Повышение уровня потребления и  его рационализация предусматриваются  на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения по оптимизации производства товаров и развития сферы услуг, совершенствования системы распределительных отношений.

Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченное™. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.

С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы  и среднедушевых денежных доходов  предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия.

Пенсионное обеспечение - важнейшее  направление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система столкнулась с рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможность поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Положение усугубляется недостатками внутренней структуры пенсионной системы: множественностью льгот по досрочному выходу на пенсию; низким по сравнению с другими странами возрастом выхода на пенсию; наличием других норм и условий, влекущих нерациональные расходы. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике. Таким образом, сложившаяся система не может способствовать социальной стабильности и нуждается в реформировании. Основная его цель - повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.

Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.

На этапе до 2010 г. предусматривается:

•  проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;

•  развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;

•  совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании в целях наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;

•  обязательное пенсионное страхование  для работающих в неблагоприятных  условиях труда или занятых определенными видами профессиональной деятельности. На этапе 2011-2020 гг. на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить развитие дополнительного пенсионного страхования. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления повысят уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.

Важной составляющей повышения  уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.

В области организации системы  социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.

Решению этих задач будут способствовать:

•  установление дифференцированных страховых взносов в зависимости от величины расходов по каждому виду страхования (класса риска);

•  увязка размеров страховых услуг  с размерами взносов и периодами их уплаты;

•  персонифицированный учет по отдельным видам страхования;

•  стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных;

•  осуществление строгого контроля за расходованием страховых средств;

•  освобождение страховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера.

Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.

Сформировавшаяся к настоящему времени система социальной защиты населения представлена многообразными социальными программами, которые недостаточно скоординированы.

В ближайший период предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.

В прогнозируемом периоде дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматривается преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.

Важным направлением является создание комплексных территориальных центров  социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся гражданам.

В комплексе мер по обеспечению устойчивого развития должна быть существенно повышена значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное, прежде всего на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.

Необходимые меры, реализующие цели социальной политики, предлагаются в  разделах Национальной стратегии по развитию образования, здравоохранения, культуры и других отраслей сферы обслуживания населения.

Экологическая составляющая устойчивого  развития «Окружающая среда»

Человеческая деятельность оказывает  все большее воздействие на целостность  экосистем, которые обеспечивают жизненно важные функции в интересах благосостояния человека и хозяйственной деятельности. Сохранение благоприятной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей ныне живущих и будущих поколений является высшим приоритетом НСУР-2020. Его реализация осуществляется путем разработки и проведения активной государственной экологической политики, основанной на интеграции экономического, экологического и социального аспектов развития Беларуси.

Для обеспечения устойчивого развития Республики Беларусь должны осуществляться комплексные меры по защите и рациональному использованию всех составляющих биосферы, сохранению биологического разнообразия.

Стратегическими целями экологической  политики Республики Беларусь являются: создание благоприятной окружающей среды; улучшение условий проживания и здоровья населения; обеспечение экологической безопасности в интересах нынешнего и будущих поколений.

Для достижения этих целей необходимо решить комплекс задач, главными из которых являются:

•  преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

•  восстановление нарушенных природных экосистем;

•  обеспечение эффективного неистощительного природопользования;

•  неотвратимость правовой и экономической ответственности за экологически опасное, нерациональное и неэффективное использование природных ресурсов;

•  дальнейшая экологическая ориентация развития общества, предусматривающая  взаимосвязь экологической, экономической  и социальной составляющих устойчивого  развития государства;

•  выполнение обязательств по международным соглашениям в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Решение указанных задач должно базироваться на следующих основных принципах:

•  платность природопользования и возмещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду («загрязнитель платит»);

•  соблюдение и обеспечение  прав граждан на благоприятную окружающую среду;

•  единство экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства;

•  внедрение основных положений стратегической экологической оценки прогнозов и программ, нормативных актов, проведение экспертной оценки воздействия на окружающую среду проектных решений;

•  открытость экологической информации и участие общественности в принятии решений в области природопользования и охраны окружающей среды;

•  ответственность за нарушение  законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды.

Общие направления осуществления  экологической политики на период до 2020 г.:

•  совершенствование законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования;

•  дальнейшее развитие экономического механизма природопользования;

•  рациональное использование природных ресурсов, их экономия, постепенный отказ от экстенсивного использования и переход к экономному расходованию невозобновляемых и неистощительному использованию возобновляемых ресурсов;

•  создание благоприятных условий  для внедрения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий; модернизация производства, развитие новых методов и технологий воспроизводства природных ресурсов, увеличение доли использования вторичных ресурсов и утилизации отходов;

•  развитие рынка работ и  услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

•  последовательный переход на международные стандарты технологий и производимой продукции;

•  снижение антропогенной нагрузки на экосистемы, восстановление нарушенных экосистем в местах добычи полезных ископаемых, в особенности нефти, калийных солей, доломита, строительного камня, глин и др.;

•  формирование оптимальной системы  особо охраняемых природных территорий и водно-болотных угодий, сохранение биоразнообразия;

•  внедрение экологического аудита и страхования;

•  лицензирование видов деятельности, влияющих на экологическую ситуацию;

•  снижение негативных последствий  радиоактивного загрязнения территорий;

•  расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования;

•  развитие системы экологического образования и просвещения всех слоев общества, подготовка экологических кадров.

Природоохранные мероприятия на первом этапе (до 2010 г.) должны включать:

•  улучшение экологической  ситуации в ряде крупных городов и промышленных центров (Минск, областные центры, Бобруйск, Полоцк, Мозырь, Светлогорск, Новополоцк и др.);

•  сохранение и восстановление природных систем в эколого-дестабилизированных регионах;

•  обеспечение населения чистой питьевой водой, в первую очередь в сельской местности и районах с неблагоприятной экологической ситуацией;

•  расширение сети особо охраняемых природных территорий международного значения в приграничных регионах;

•  разработка и реализация комплексной  программы по организации системы сбора, переработки и захоронения отходов;

•  развитие мониторинга окружающей среды, совершенствование статистического  учета в области окружающей среды, ведение кадастров природных  ресурсов;

•  совершенствование структуры  государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

Информация о работе Социальная политика государства