Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:19, реферат

Описание

После распада Советского Союза бывшие союзные республики приобрели вместе с политической самостоятельностью и социально-экономические проблемы: разрыв хозяйственных связей, спад производства, потерю традиционных рынков, гиперинфляцию, безработицу, снижение уровня жизни и обнищание большинства населения. При этом каждое новое государство избрало свой путь выхода из сложной ситуации, определив приоритеты и модели социально-экономического развития.

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика государства.doc

— 345.50 Кб (Скачать документ)

Устойчивое развитие страны рассматривается как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели - как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития, изложенных в «Повестке дня на XXI век», «Декларации тысячелетия», Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и других документах ООН, в конкретных условиях Беларуси.

Стратегическая цель устойчивого  развития Республики Беларусь определена как динамичный рост уровня благосостояния, обогащение культуры, повышение нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.[5]

Основными факторами устойчивого  развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами - «высокий интеллект - инновации ~ благосостояние».

Важнейшими задачами обеспечения  устойчивого развития Беларуси являются переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.

Основополагающие принципы перехода к устойчивому развитию:

•  человек - цель прогресса, а уровень  человеческого развития - мера зрелости общества и государства;

•  повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение  структур потребления;

•  приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры - важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;

•  улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;

•   переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;

•  усиление взаимосвязи экономики  и экологии, формирование эколого  ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;

•  рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;

•  развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;

•  экологизация мировоззрения  человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;

•  ведущая роль государства  в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;

• повышение скоординированности  и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.

Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов.

Для перехода к устойчивому развитию необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития.

Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технико-технологического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательной и правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, безопасности страны, модернизации производственного аппарата, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями в этот период должны стать:

•  развитие человеческого потенциала на основе качественного совершенствования  систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;

•  инновационное развитие национальной экономики;

•  наращивание экспортного  потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, развития наукоемких высокотехнологичных ресурсо- и энергосберегающих экологически чистых отраслей и производств;

•  развитие агропромышленного  комплекса и социальное возрождение села.

Второй этап (2011-2020 гг.). Целью этапа является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные. В этот период будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с постепенным освобождением от стереотипов потребительства, новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие предусматривается за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Социальная составляющая устойчивого  развития «Человек»

Важнейшим фактором развития человеческого потенциала и обеспечения устойчивого развития общества является эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность общества будет достигаться проведением эффективной социальной политики государства, критериями которой являются:

•  реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших  условий устойчивого развития общества;

•  гарантирование прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала, с тем чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;

•  дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;

•   солидарная ответственность  всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;

 •  обеспечение прав и  гарантий, ориентированных на укрепление семьи - основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан, и прежде всего молодежи; бережное отношение к историческому наследию предков; на преемственность поколений; сохранение самобытности национальных традиций.

Главными целями социальной политики в долгосрочной перспективе являются обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и др.

Для реализации главной цели основными направлениями социальной политики должны стать:

•  создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

•  обеспечение рациональной занятости  населения на основе сохранения рабочих  мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров;

•  обеспечение роста реальных денежных доходов населения;

•  последовательное повышение  уровня оплаты труда как основного  источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

•  формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;

•  повышение уровня пенсионного  обеспечения;

•  снижение уровня малообеспеченности населения;

•  повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания и др.

В ближайший период (до 2010 г.) важнейшими задачами являются повышение реальных денежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материального и социального благополучия. Необходимо успешно завершить выполнение Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. и других программ, содержащих основные целевые показатели повышения уровня жизни населения и меры по их достижению.

На втором этапе (2011-2020 гг.) необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.

Стратегия государства по реализации целей социальной политики в долгосрочной перспективе будет направлена на последовательное повышение денежных доходов населения как важнейшего показателя уровня жизни населения. Рост денежных доходов населения и заработной платы рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса. В 2000-2003 гг. осуществлялась политика ускоренного роста доходов и заработной платы. При росте ВВП за этот период в 1,2 раза реальные денежные доходы выросли в 1,7 раза, реальная заработная плата - в 1,6 раза. Тем не менее, уровень среднедушевых доходов и средней заработной платы остается низким в сравнении с экономически развитыми странами. Покупательная способность среднедушевого денежного дохода в 2003 г. составляла 1,3 минимальных потребительских бюджета, средней заработной платы - 1,5.

Приоритетными направлениями политики в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности, повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики, рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.

Для достижения поставленных целей  в области оплаты труда необходимо:

•  обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным  требованиям воспроизводства рабочей силы;

•  формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;

•  поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе - к минимальному потребительскому бюджету;

•  совершенствование структуры  заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;

•  регулирование межотраслевых  различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;

•  развитие социального партнерства  на всех уровнях управления;

•  усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и  его справедливую оплату.

В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается:

•  увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;

•  рост реальной заработной платы  в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике.

Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем - к минимальному потребительскому бюджету, при этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30-40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах. Определение объемов и структуры потребления продуктов питания и обеспечения непродовольственными товарами необходимо производить с учетом, с одной стороны, необходимости более полного удовлетворения потребностей населения в материальных благах, с другой - повышения требований к ассортименту и качеству. К концу прогнозируемого периода предстоит обеспечить:

•  достижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного и высококачественного питания за счет роста потребления мяса и мясопродуктов преимущественно нежирных сортов, рыбы и рыбопродуктов, фруктов и ягод; осуществить переход от «хлебного» к мясо-молочному, насыщенному витаминами питанию, от высококалорийного питания со значительной долей жиров и углеводов к менее калорийному;

Информация о работе Социальная политика государства