Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:19, реферат

Описание

После распада Советского Союза бывшие союзные республики приобрели вместе с политической самостоятельностью и социально-экономические проблемы: разрыв хозяйственных связей, спад производства, потерю традиционных рынков, гиперинфляцию, безработицу, снижение уровня жизни и обнищание большинства населения. При этом каждое новое государство избрало свой путь выхода из сложной ситуации, определив приоритеты и модели социально-экономического развития.

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика государства.doc

— 345.50 Кб (Скачать документ)

Бевериджский тип социальной политики основан на принципе национальной солидарности. Он предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков (болезни, старости, получения травмы и т.п.), а средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета. В странах, выбравших такой тип социальной политики, отсутствует резкая дифференциация населения по уровню жизни, поскольку здесь реализован уравнительный принцип социальной справедливости, или обоснованное равенство.

Социальная политика, проводимая различными странами, многообразна. В ее рамках можно выделить ряд основных направлений: политика доходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры; социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционная политика. Все направления связаны между собой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальной политики. Социальная политика определяет многие стороны жизнедеятельности человека и общества, в том числе ситуацию с предложением рабочей силы, с квалификационными характеристиками работников, с миграционными настроениями населения, с его репродуктивным поведением и демографической ситуацией. По существу, без «поддержки» с социальной стороны невозможно нормальное воспроизводство общественного продукта.

Социальная политика должна также  обеспечивать возможность самореализации человека, свободного выбора в приложении его способностей, в том числе и на рынке труда. По существу, социальная политика должна обеспечивать развитие человеческого потенциала в широком смысле этого слова.

ΙΙ. Основные показатели результативности социальной политики.

2.1. Уровень жизни, качество  жизни.

Под уровнем жизни подразумевают фактически сложившиеся условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг. Данная характеристика имеет объективные и субъективные составляющие. Так, потребность человека в пищевых веществах, витаминах, минеральных солях является абсолютно объективной, тогда как набор продуктов, составляющих этот комплекс, субъективен. Не следует забывать и о реализации всеобщего закона возвышения потребностей: рост общественного производства и уровня развития производительных сил изменяет предпочтения и запросы людей, а следовательно, должны изменяться и параметры измерения уровня жизни. Блага, бывшие еще недавно элитарными, становятся сегодня предметом обыденного потребления. Вспомним, что когда-то стекло представляло большую ценность, чем золото, а иметь посуду из алюминия мог себе позволить только очень состоятельный человек. Данные факты свидетельствуют о том, что уровень жизни является комплексной категорией, которую невозможно выразить с помощью единственного критерия. При его исследовании следует использовать множество показателей, каждый из которых должен отражать лишь одну из сторон жизнедеятельности человека.[7]

Качество жизни представляет собой  уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей. Интересы - реальные причины социальных действий людей; они объективно и субъективно обусловлены привлекательностью тех или иных процессов, явлений, действий, предметов, отношений между людьми, их значительностью для удовлетворения потребностей людей. Общественные интересы - это общие интересы всего или большинства населения, закрепленные законодательством и одобренные большинством населения и их полномочными представителями.

Термин «качество жизни» появился в середине 1950-х годов в связи с тем, что категория «уровень жизни» не отражала всесторонне благосостояние населения. Качество жизни объединяет многие из аспектов уровня жизни, включает их в себя в качественной определенности. Так, характеризуя качество жизни, нельзя ограничиваться оценкой питания только по его питательной ценности, следует также рассматривать такие его качества, как регулярность, разнообразие, вкусовые качества. А, характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиваться только показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, недели, года, уровнем производственного травматизма, необходима также оценка соответствия интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношений внутри трудовых коллективов.[9]

Система показателей уровня жизни  населения строится на основе классификации  ООН, что позволяет использовать ее при международных сопоставлениях. Сюда включаются следующие группы показателей: демографические, санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; индексы потребительских цен; наличие транспортных средств; организация отдыха; социальное обеспечение; права человека. Показатели могут измеряться в натуральных единицах, текущих или сопоставимых ценах, в процентах или рангах (по месту расположения в ряду однородных показателей). По методам измерения они делятся на. статистические, основанные на отчетности; нормативные, разработанные на базе нормативных отчетов; аналитические, получаемые расчетным путем с помощью статистических и нормативных показателей. При изучении уровня жизни используются также данные, полученные в результате опросов населения, и экспертные оценки специалистов.

В зарубежной научной литературе при оценке уровня жизни применяется понятие «средний класс», к которому относят людей, имеющих собственность в виде накопленного имущества (средние и мелкие предприятия, магазины, мастерские и пр.); высокий уровень образования (высшее или среднее специальное), что может считаться интеллектуальной собственностью; доход, близкий к среднему по стране, а также занимающихся профессиональной деятельностью, считающейся в обществе престижной. К середине 50-х гг. XX в. стало очевидным, что понятие уровня жизни не в полной мере отражает изменившиеся условия жизнедеятельности человека (загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т.д.). В связи с этим началась переоценка представлений о месте данной категории в системе социально-экономических отношений. На первый план выходит понятие «качество жизни», которое трактуется как уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей.

Качество и уровень жизни  тесно взаимосвязаны, причем первое, будучи более широким понятием, отражает больший спектр потребностей людей. Данное понятие объективно, т.е. критериями его оценки выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. На их основе рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который является важнейшим инструментом социально-экономического анализа уровня и качества жизни. Соотношение фактического удовлетворения потребностей и разработанных нормативов говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом. Если при изучении уровня жизни в большей степени применяют количественные показатели, то в исследовании ее качества акцент делается на качественной определенности и качественных различиях явлений. Так, при анализе питания как способа удовлетворения одной из важнейших человеческих потребностей нельзя ограничиваться определением количества потребляемых продуктов или калорийности рациона, следует обратить внимание на его регулярность и разнообразие. При установлении степени удовлетворения духовных потребностей необходимо фокусироваться не на количестве издаваемых и приобретаемых книг, а на художественной ценности востребованной литературы.

Важнейшим показателем, характеризующим  уровень и качество жизни, является потребление благ и услуг. Его можно рассматривать в двух аспектах: как процесс удовлетворения человеческих потребностей, в результате которого они либо воспроизводятся вновь, либо не воспроизводятся, и как сферу жизнедеятельности человека, формирующую и развивающую личность во всем ее многообразии. Так, объем потребления продуктов питания в нашей стране в расчете на одного человека за последние 15 лет снизился по ряду позиций, особенно таких ценных в питательном отношении продуктов, как мясо и молоко. Вместе с тем в качестве положительной тенденции можно отметить рост потребления растительного масла, рыбы, овощей и бахче-вых. В целом рацион среднестатистического белоруса содержит 2819 ккал в сутки. Между тем принято считать критической среднюю калорийность пищи, равную 2000 ккал и ниже.

Однако показатели объема потребления  продуктов питания и его калорийности не в полной мере отражают качество питания. Для того чтобы понять, насколько уровень потребления соответствует потребностям людей, его сравнивают с определенными нормативами, выработанными с учетом рекомендаций ученых в этой области. Например, в год в расчете на одного человека хлеба и картофеля рекомендуется потреблять около 105—115 кг, овощей — 140, фруктов — 70—80, мяса — 70 кг. Сравнение фактического потребления продуктов питания с рациональными нормами позволяет сделать вывод о том, что потребление таких важных для организма поставщиков минералов и витаминов, как овощи и бахчевые, составило в 2003 г. около 1/4 рекомендуемого Минздравом, зато в избытке, по сравнению с рациональными нормами, белорусы употребляют в пищу хлеб и картофель.

Во всем комплексе потребностей населения, характеризующих уровень его жизни, значительное место занимает потребность в жилье. За период 1990—2003 гг. средняя обеспеченность населения жильем возросла на 25 % и составляет 22,3 м2 на одного человека против 17,9 м в 1990 г. Повышаются не только благоустроенность жилья, но и комфорт быта. За 1995— 2003 гг. в 1,7 раза возросло количество телефонных линий на 100 тыс. человек, в 221 раз — количество мобильных телефонов и более чем 5 тыс. раз — число пользователей сети Интернет.

Говоря о качестве жизни населения, нельзя обойти стороной и социологический  аспект данного явления — удовлетворенность самих людей условиями жизни, труда и отдыха. Поскольку каждый человек имеет собственную шкалу предпочтений, одна и та же степень удовлетворения конкретной потребности оценивается индивидами по-разному. Данный факт говорит о том, что на современном этапе развития общества определение людьми степени удовлетворенности качеством своей жизни представляется весьма сложной задачей.

Таким образом, качество жизни имеет  две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научно обоснованные нормативы  потребностей людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени их удовлетворения. С другой стороны, потребности людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках. Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и интересов; удовлетворенность качеством жизни самих людей.

 

2.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет

 

Существует верхний уровень  потребностей, который исторически  подвижен, поскольку зависит от знаний, уровня культуры и так или иначе обусловлен развитием производства, науки и техники.

Одновременно существует низший уровень  необходимых потребностей, в качестве которого может быть задан минимум средств существования, обеспечивающих жизнедеятельность человека в конкретных исторических условиях.

В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.

Прожиточный минимум  — это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

Бюджет прожиточного минимума — стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.

Дифференциация населения на основании  бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

• бедные семьи, душевой доход которых  меньше бюджета прожиточного минимума или равен ему; •   малообеспеченные семьи, душевой доход которых  больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;

• обеспеченные семьи, душевой доход  которых находится в интервале  между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами;

• богатые семьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский  бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для различных социально-демографических групп населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двух взрослых и двух детей.

Рациональный потребительский  бюджет определяется на основе таких норм потребления различных благ, которые общество признает разумными, учитывая достигнутый уровень развития экономики в той или иной стране.

Оптимальный потребительский бюджет предполагает такой состав благ и  такие нормы их потребления, которые максимально возможны в связи с достигнутым уровнем развития науки и техники в мировом обществе.

Оптимальный потребительский бюджет становится рациональным для стран  с высоко развитой экономикой в периоды подъема экономики.

Для стран, экономика которых находится в упадке или просто не развита, в роли рационального потребительского бюджета выступает минимальный потребительский бюджет.

Основная функция рационального  потребительского бюджета состоит  в том, что он является как бы ориентиром развития социальной сферы общества. Поэтому в зависимости от состояния экономики, накопленных в обществе ресурсов имеют место совершенно разные ориентиры в развитии социальной сферы различных стран.

Рациональный бюджет отражает не сегодняшний, а перспективный уровень удовлетворения общественных потребностей.

Информация о работе Социальная политика государства