Социально экономическая политика в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы дать оценку инвестиционной привлекательности региона и определить пути ее повышения.
Для достижения постеленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определение социально-экономического развития,
- установление влияния инвестиционной привлекательности на приток инвестиций,
- разработка мер, направленных на урегулирование инвестиционной привлекательности.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word 2007.doc

— 291.00 Кб (Скачать документ)

Введение

Степень инвестиционной привлекательности является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития экономики, как для государства  в целом, так и на уровне регионов.

Одна из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность региона.

Высокая экономическая активность российских регионов и существенное увеличение притока инвестиций в экономику, характерные для последних лет, в значительной степени обусловлены результатом многолетней успешной работы региональных властей по повышению инвестиционной привлекательности своих территорий.

Создание максимально  благоприятных условий для начала и развития бизнеса и инвестирования, повышения конкурентоспособности  региона является одной из главных  задач региональной экономической  политики.

Цель курсовой работы дать оценку инвестиционной привлекательности региона и определить пути ее повышения.

Для достижения постеленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определение  социально-экономического развития,

- установление  влияния инвестиционной привлекательности  на приток инвестиций,

- разработка  мер, направленных на урегулирование  инвестиционной привлекательности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-экономическая политика РФ.

1.1. Сущность, цели, задачи и основные направления  социально – экономической политики  РФ.

Суть социальной политики государства заключается  в поддержании отношений, как  между социальными группами, так  и внутри них, обеспечении условий  для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Однако социальная политика не может рассматриваться  как исключительно экономическая  проблема. Экономическая же наука  в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается  на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Выделяют узкое  и широкое понятие социальной политики. В узком смысле слова  социальная политика – это, прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня  жизни путем введения разных  форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение  помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи  на случай безработицы; 

4) обеспечение  политики социального страхования,  установление минимальной заработной  платы для работающих;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение  активной политики, направленной  на обеспечение 

квалификации.

Социальная  политика выполняет ряд функций, которые, в конечном счете, определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие:

1) Обеспечение  социальной безопасности, которая рассматривается, прежде всего, как возможность человека удовлетворять свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы.

2) Обеспечение  политической устойчивости власти.

3) Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве, которое признавалось бы большинством справедливым.

4) Налаживание  такой системы распределения  экономических ресурсов и результатов  экономической деятельности, которая  в основном устраивает подавляющее  большинство населения, что подразумевает,  в первую очередь, реализацию принципа социальной справедливости.

5) Обеспечение обществом  и государством необходимого  и достаточного уровня экологической  безопасности.

6) Обеспечение обществом  и государством необходимого  и достаточного уровня социальной  защищенности как населения в целом, так и каждой социальной группы. При этом в качестве объектов социальной защиты подразумеваются условия труда и условия жизни.

7) Обеспечение потребления  основных благ на уровне социальных  стандартов для всех слоев  населения, что достигается как посредством оплаты труда, так и посредством предоставления различных социальных трансфертов.

Все эти функции  тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального  богатства создание благоприятных  социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политики концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической  деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

1) Обеспечение  равных возможностей при реализации  права на образование и долю  в общественном благосостоянии  путем справедливого распределения  доходов и имущества (капитала).

2) Уменьшение  нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.

3) Обеспечение  большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной  жизни и права на долю ответственности  перед обществом.

4) Дальнейшее  совершенствование общественно  – политического инструментария  и положений, регулирующих существующее  устройство, в целях обеспечения  основных социальных прав и  расширения сети социального  обеспечения.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

 

1.2. Законодательная  и нормативно – правовая база  социально – экономической политики  РФ и субъектов РФ.

На выполнение целей и задач социальной политики ориентирован весь сложный механизм ее реализации, который структурно представлен следующим образом:

Главный субъект  социальной политики – государство, представленное совокупностью всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений.

Конкретными субъектами социальной политики выступают:

• государственные  ведомства и учреждения;

• органы местного самоуправления; о внебюджетные фонды;

• общественные, религиозные, благотворительные или  иные негосударственные объединения;

• коммерческие структуры и бизнес;

• профессиональные работники, занимающиеся разработкой социальной политики;

• добровольцы;

• граждане (например, через участие в гражданских  инициативах, группах самопомощи и  т. д. ).

Социальное  государство обеспечивает:

• движение к  достижению в обществе социальной справедливости;

• ослабление социального неравенства;

• предоставление каждому работы или иного источника  существования;

• сохранение мира и согласия в обществе;

• формирование благоприятной для человека жизненной  среды

Система нормативно-правовых актов активно регулирует взаимодействие между субъектами и объектами социальной политики. При решении конкретных задач данная структура дополняется некоторыми другими элементами, важнейшим из которых является социальная работа.

Для проведения социальной политики существуют федеральные структуры законодательной и исполнительной власти. Правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, обладают Президент и Правительство РФ, которые разрабатывают и вносят на утверждение Федерального собрания значительное число важнейших законопроектов по социальной сфере. При Президенте Российской Федерации образован Совет по социальной политике, Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии. В Российском парламенте работают комитеты по социальной политике; по делам женщин, семьи и молодежи; по труду и социальной поддержке, которые на нормативном уровне формируют политику в этой сфере. Основными звеньями управления социальным развитием в России являются федеральные министерства и ведомства: Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования и науки, Министерство культуры и массовых коммуникаций и др.

Важное место  в разработке и реализации социальной политики отводится субъектам федерации. Они имеют право на собственное  законотворчество. В регионах имеются специальные структуры, отвечающие за реализацию государственных социальных норм и стандартов и дополняющие их за счет собственных средств. Идет процесс законодательного закрепления и разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти.

Социальная  политика субъектов Российской Федерации  по своей структуре и содержанию сочетает в себе общегосударственные  начала и региональные особенности. Компетенция краев и областей достаточно широка, однако не безгранична: она лимитирована не только рамками Конституции и общефедерального законодательства, но и ограниченными ресурсными возможностями территории.

Субъектами  социальной политики выступают также  внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования, формирование которых ведется на основании постоянных отчислений в процентах к фонду заработной платы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ инвестиционной привлекательности Пермского края

2.1. Теоретические  оценки инвестиционной привлекательности регионов

Понятие инвестиционной привлекательности  и факторы, ее определяющие

В экономической  литературе существует достаточное  количество трудов различных ученых, посвященных проблемам определения  и понимания «инвестиционной  привлекательности».

В этих работах  нет единого мнения относительно определения и оценки инвестиционной привлекательности предприятия. Мнения отечественных авторов по этой теме несколько отличаются, но в то же существенно дополняют друг друга.

Изучив существующие подходы к сущности инвестиционной привлекательности предприятия, можно систематизировать и объединить существующие трактовки в четыре группы по следующим признакам:

1) инвестиционная привлекательность как условие развития;

Инвестиционная  привлекательность – состояние его хозяйственного развития, при котором с высокой долей вероятности в приемлемые для инвестора сроки инвестиции могут дать удовлетворительный уровень прибыльности или может быть достигнут другой положительный эффект.

2) инвестиционная привлекательность как условие инвестирования;

Инвестиционная  привлекательность – это совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей, обуславливающих  потенциальный платежеспособный спрос  на инвестиции в основной капитал.

Информация о работе Социально экономическая политика в регионе