Социально экономическая политика в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы дать оценку инвестиционной привлекательности региона и определить пути ее повышения.
Для достижения постеленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определение социально-экономического развития,
- установление влияния инвестиционной привлекательности на приток инвестиций,
- разработка мер, направленных на урегулирование инвестиционной привлекательности.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word 2007.doc

— 291.00 Кб (Скачать документ)

 

Малые предприятия  осуществляют свою деятельность в основном в следующих сферах: оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом, строительство и обрабатывающие производства. На указанные сферы деятельности к концу анализируемого периода приходится в среднем 84,3% малых предприятий (39,0, 19,6, 14,2 и 11,5% соответственно).

Наибольший  удельный вес в обороте малых  предприятий приходится на организации  оптовой и розничной торговли.

Информация  о развитии малых предприятий  в Пермском крае в сравнении с  показателями Приволжского федерального округа и Российской Федерации и показателями других регионов Российской Федерации представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Основные показатели развития малых предприятий в  Пермском крае, Приволжском федеральном  округе, других регионах Российской Федерации, Российской Федерации в целом в 2006-2007 годах

Показатели и регионы  
Российской Федерации

2006 год 

2007 год 

Отчет

В % к  
2005 г.

Отчет

В % к  
2006 г.

В % к  
2005 г.

Число малых и средних  
предприятий, тыс. единиц

         

Пермский край

12,1

114,2

12,6

104,1

118,9

Приволжский федеральный округ

173,3

107,9

191,4

110,4

119,2

Республика Башкортостан

20,5

106,2

23,3

113,7

80,1

Нижегородская область 

22,3

107,7

25,2

113,0

121,7

Самарская область 

29,9

103,5

29,5

98,7

102,1

Свердловская область 

30,3

104,1

33,1

109,2

113,7

Челябинская область 

24,2

126,7

25,9

107,0

135,6

Российская Федерация 

1032,8

105,5

1137,4

110,1

116,1

Среднесписочная численность  
работников, тыс. человек

         

Пермский край

86,0

96,2

129,1

150,1

144,4

Приволжский федеральный  округ 

1693,9

112,0

1844,9

108,9

122,0

Республика Башкортостан

323,6

140,9

325,8

100,7

141,8

Нижегородская область 

292,3

103,3

323,2

110,6

114,2

Самарская область 

222,3

100,1

213,5

96,0

96,1

Свердловская область 

243,3

104,5

278,8

114,6

119,7

Челябинская область

159,3

103,8

167,9

105,4

109,5

Российская Федерация 

8582,8

106,7

9239,2

107,6

114,8

Объем оборота малых  и средних  
предприятий, млн. рублей

         

Пермский край

188169,6

149,6

307096,5

163,2

244,1

Приволжский федеральный  округ 

1849367

121,5

2336098,0

126,3

153,5

Республика Башкортостан

263047,3

142,8

300121,8

114,1

162,9

Нижегородская область 

361030,5

97,2

390979,5

108,3

105,3

Самарская область 

436129

117,9

528987,7

121,3

143,0

Свердловская область 

585884,3

145,7

653838,3

111,6

162,6

Челябинская область 

240931,6

120,4

321401,1

133,4

160,6

Российская Федерация 

12099232

125,4

15468911,0

127,9

160,3

Инвестиции в основной капитал  
малых предприятий, млн. рублей

         

Пермский край

2170,3

106,8

3193,8

147,2

157,2

Приволжский федеральный округ

38441

159,4

61687,0

160,5

255,8

Республика Башкортостан

8891,2

190,1

6316,6

71,0

261,2

Нижегородская область 

8891,2

141,7

15580,2

175,2

248,2

Самарская область 

3052,0

153,5

4324,3

141,7

217,5

Свердловская область 

6016,8

137,3

8019,8

133,3

183,1

Челябинская область 

4120,0

114,6

7814,9

189,7

217,3

Российская Федерация 

171322

142,2

259075,0

151,2

215,1


 

За 2005-2007 годы Пермский край обеспечивал лидирующее положение  по росту среднесписочной численности  работников и объему оборота на малых предприятиях. В результате к уровню 2005 года общий прирост среднесписочной численности работников по Пермскому краю составил 44,4%, в то время как в Приволжском федеральном округе и в Российской Федерации в целом численность занятых на малых предприятиях выросла на 22,0 и 14,8% соответственно. Объем оборота малых предприятий в Пермском крае вырос в 2,4 раза, в то время как по Приволжскому федеральному округу - на 53,5%, Российской Федерации - на 60,3%.

Темпы роста  числа малых предприятий в  Пермском крае в 2007 году по сравнению с 2005 годом также превосходили общероссийский показатель, но были ниже, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу.

Иное положение  сложилось по показателю объема инвестиций в основной капитал малых предприятий. При общем приросте данного показателя в Пермском крае, в Приволжском федеральном округе и в Российской Федерации были зафиксированы более высокие темпы роста показателя.

Вместе с  тем необходимо отметить, что Пермский край продолжает отставать от ряда регионов, являющихся конкурентами края, по абсолютным значениям таких показателей, как общее количество малых и средних предприятий, среднесписочная численность работников малых и средних предприятий.

В соответствии с отчетом об исполнении областной  целевой Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области за 2003-2004 годы, утвержденным Законом Пермской области от 19.10.2005 N 2511-555 (далее - отчет), за период реализации Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Пермской области в 2003-2004 годы профинансированы мероприятия на общую сумму 129923,3 тыс. рублей, в том числе:

  • за счет средств областного бюджета - 106125,5 тыс. рублей;
  • за счет средств Уральского фонда поддержки малого предпринимательства - 23797,8 тыс. рублей.12

Были профинансированы мероприятия по следующим направлениям:

"Формирование  и поддержка на областном и  муниципальном уровнях нормативно-правовой  базы для обеспечения устойчивой  деятельности субъектов малого  предпринимательства в Пермской области" - 40,0 тыс. рублей;

"Развитие  на областном и муниципальном  уровнях системы инфраструктуры  поддержки малого предпринимательства" - 2521,7 тыс. рублей;

"Расширение  доступа субъектов малого предпринимательства  к финансовым ресурсам" - 125574,1 тыс. рублей;

"Информационное  и консультационное обеспечение  деятельности субъектов малого  предпринимательства" - 1787,5 тыс. рублей.

В соответствии с отчетом показатели конечных результатов  реализации программы в среднем  были выполнены более чем на 100%, за исключением двух - количества пунктов коллективного доступа к системе информационного обеспечения и количества бизнес-инкубаторов. В 2006-2007 годах в краевом (областном) бюджете на государственную поддержку малого предпринимательства было предусмотрено 154320,5 тыс. рублей, из них расходы, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и субвенции из федерального бюджета, составили 88475,9 тыс. рублей.

Поддержка субъектов  малого предпринимательства осуществлялась также в виде предоставления поручительств по кредитам (таблица 4).

 

Таблица 4 - Финансово-кредитная  поддержка субъектов малого предпринимательства  в 2006-2007 годах

 

N  
п/п

Показатель 

2006 год

2007 год

1

Предоставлено поручительств, тыс. рублей

85084

70821

2

При объеме кредитования, тыс. рублей

117589

119814

3

Количество проектов, ед.

70

50


В указанный  период проводилась планомерная  работа по развитию инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства на территории края. В ряде районов Пермского  края были созданы 8 пунктов коллективного доступа к информационным ресурсам, консультации получили 600 субъектов малого предпринимательства. В настоящий момент активную деятельность осуществляют 13 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.

В апреле 2006 года Уральским фондом поддержки малого предпринимательства было учреждено открытое акционерное общество "Пермский центр развития предпринимательства" (далее - ОАО "ПЦРП"). Основным направлением деятельности ОАО "ПЦРП" является предоставление поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства и микрофинансовым организациям.

Информация  об использовании средств гарантийного фонда отражена в таблице 5.

Таблица 5 - Использование  средств гарантийного фонда ОАО "ПЦРП"

Показатель 

Сумма, тыс. рублей

Размер гарантийного фонда в 2007 году

57200

Объем выданных поручительств  в 2007 году

155906

Объем действующих поручительств  на 01.01.2008

93136

Общая сумма кредитов, выданных банками под  
поручительство ОАО "ПЦРП" за 2006-2007 годы

237404


При содействии ОАО "ПЦРП" в 2007 году также были реализованы следующие проекты:

  • проект "Центр бухгалтерской и правовой поддержки". В рамках проекта центры бухгалтерской и правовой поддержки были открыты в г. Кунгуре, г. Лысьве, г. Чернушке;
  • проведение выездного семинара для муниципальных служащих "Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования" (участниками семинара выступили работники администраций, ответственные за развитие малого предпринимательства; работники муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства);
  • организация и проведение фестивалей предпринимателей Пермского края;
  • проведение конкурса "Студенческий бизнес-план";
  • подготовка и проведение конкурса "Лучший муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства";
  • проект "Бизнес-школа для предпринимателей". В рамках проекта обучение прошел 151 слушатель. Обучение проводилось в г. Перми, г. Березники, г. Кунгуре, г. Лысьве, п. Гайны, с. Орда.

Таким образом, принимая во внимание приведенные показатели, необходимо отметить, что потенциал развития малого и среднего предпринимательства является довольно высоким, поэтому содействие развитию предпринимательской деятельности находится в числе основных приоритетов социально-экономического развития Пермского края.

 

2.8. Повышение  инвестиционной привлекательности Пермского края

Инвестиционная  привлекательность – это взаимосвязанная  оценка двух основных составляющих инвестиционной привлекательности каждого региона: инвестиционного потенциала и инвестиционного  риска.

Инвестиционный  потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики региона, значимые для потенциальных инвесторов при принятии решения о размещении новых производств и центров прибыли на территории региона. Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них.

Улучшение факторных  условий, которые являются источниками  устойчивых конкурентных преимуществ  развития бизнеса в приоритетных отраслях экономики Пермского края.

Привлекательность конкретных отраслей и кластеров  экономики Пермского края для потенциальных инвесторов зависит от степени развития факторных условий, критичных для развития данных отраслей и кластеров, в том числе:

Налоговое окружение (Основные направления налоговой  политики в крае регламентируются законом  «О налогообложении в Пермской области». В крае установлены льготы активно инвестирующим предприятиям по двум налогам: по налогу на прибыль до 16 % от ставки налога и по налогу на имущество в размере до 73% от ставки налога. В сфере налогообложения малого бизнеса применяется система понижающих корректирующих коэффициентов. Помимо этого, в области с 2002 года, т.е. на два года раньше, чем по стране в целом, отменен налог с продаж. На данный момент реализуется проект «Снижение налога на прибыль предприятий области с 01.01.2006 с 24% до 20%». Он дал свои результаты: по данным Пермстата за 11 месяцев 2006 года крупные и малые предприятия региона инвестировали в основной капитал 55 млрд. 786,1 млн. рублей. Это 131,4% к соответствующему периоду 2005 года.

Инфраструктура (среди крупных направлений развития инфраструктуры на территории области необходимо особо выделить дорожное строительство, реконструкцию крупных инженерных объектов, а также развитие энергетической инфраструктуры. Одним из крупнейших объектов является мостовой переход через реку Кама, формирующий западный обход г. Перми. Строительство осуществлялось за счет средств областного и федерального бюджетов. Еще одним крупным инфраструктурным объектом на территории области является аэропорт «Большое Савино». После проведенной реконструкции он способен принимать самолеты любых типов).

Улучшение указанных  критических факторов развития бизнеса  условий является условием снижения издержек потенциальных инвесторов и необходимым условием для повышения  их активности.

Данная цель достигается через решение взаимосвязанного комплекса задач. Использование четырех конкретных механизмов, связанных с непосредственным привлечением инвесторов и центров прибылей компаний, поможет реализовать поставленные задачи:

- законодательное обеспечение инвестиционного процесса;

- информационная политика;

- аналитическая работа;

- разработка и реализация крупных инвестиционных проектов приоритетных отраслей на территории Пермского края.

2.8.1. Законодательное обеспечение инвестиционного процесса

Планируется подготовка и принятие законодательных актов, обеспечивающих благоприятные условия для инвестиционной деятельности субъектов, осуществляющих инвестиции на территорию Пермского края.

С января 2006 года реализуется проект «Снижение налога на прибыль предприятий области с 01.01.2006 с 24% до 20%». В рамках этот проекта администрацией Пермского края ведется разработка концепции «Стратегии привлечения инвесторов и центров прибыли компаний на территории Пермского края на 2007-2010 годы».

2.8.2. Информационная политика

В условиях острой конкуренции с другими регионами  за инвестиции нельзя обойтись без  активной информационной политики. К  числу мер информационной политики относится получение областью международного кредитного рейтинга агентства Moody’s Investors Service на уровне Ba3. Кроме того, агентством Moody's Interfax Rating Agency присвоен  долгосрочный кредитный рейтинг на уровне Аа3 и краткосрочный кредитный рейтинг на уровне RUS-1, рейтинговым консорциумом «Эксперт Ра-АК&М» присвоен рейтинг кредитоспособности А+. Ведется подготовка медиа-плана по раскрытию информации об инвестиционном потенциале Пермского края.

2.8.3. Аналитическая работа

Информация о работе Социально экономическая политика в регионе