Социально-экономические предпосылки создания и функционирования торговли и обслуживания в Республике Казахстан.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в 2008-2009гг. мировая экономика переживала период беспрецедентной финансовой нестабильности, который сопровождался самым тяжелым за много десятилетий глобальным экономическим спадом и обвалом показателей торговли. Почти все страны оказались затронутыми этим кризисным процессом. Объем мировой торговли в 2009г., по сравнению с 2008г., сократился на 12%. Уровень падения мирового товарооборота стало максимальным с 1945г.

Работа состоит из  1 файл

Торговля и сфера услуг Казахстана.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

Cодержание 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность  курсовой работы обусловлена тем, что в 2008-2009гг. мировая экономика переживала период беспрецедентной финансовой нестабильности, который сопровождался самым тяжелым за много десятилетий глобальным экономическим спадом и обвалом показателей торговли. Почти все страны оказались затронутыми этим кризисным процессом. Объем мировой торговли в 2009г., по сравнению с 2008г., сократился на 12%. Уровень падения мирового товарооборота стало максимальным с 1945г. Главной причиной столь резкого уменьшения объема торговли стало одновременное снижение совокупного потребительского спроса во всех лидирующих экономиках. Также снижению товарооборота способствовали, хотя и в гораздо меньшей степени, увеличение таможенных пошлин, внутренних субсидий и принятие дополнительных защитных и антидемпинговых мер. По данным Европейского Центра по исследованию экономической политики (CEPR), с ноября 2008г. до конца 2009г. правительства разных стран ввели порядка 280 протекционистских мер.

     Государственные расходы, оказывая существенное воздействие  на темпы и пропорции совокупного спроса и ВВП, стимулируют рост спроса - инвестиционного и потребительского. Например, чтобы вывести экономику из положения спада активности, надо подтолкнуть совокупный спрос (особенно в части инвестиций). Поскольку государство заинтересовано в росте национального производства, то по мере перехода от подъема к спаду экономики оно приступает к стимулированию совокупного спроса, увеличивая госрасходы. Оказываемое в этом случае влияние госрасходов на рост совокупного спроса и ВВП сопровождается мультипликационным эффектом.

     Такой принцип наиболее часто используется при сборе подоходного налога.

     При пропорциональном налоге взимается одна и та же ставка налога, независимо от величины дохода.

     Отдельным направлением как в отечественной, так и в зарубежной литературе являются статистико-эконометрические исследования влияния иностранных инвестиций на развития региона. К этому направлению относятся работы Мелентьевой Н.Ю., Пономаревой Н.Б., Бессоновой Е.В., Козлова К.К., Юдаевой К.В., А. Горяева.  

     Цель  работы – изучение торговли, связи и услуг в Республике Казахстан.  

     Задачи:

  1. Описать особенности развития в период экономического кризиса;
  2. Провести анализ занятых в торговле и обслуживании;
  3. Изучить динамику торговли и обслуживания в Северо-Казахстанской области;
  4. Описать основные показатели внешней торговли;
  5. Сделать анализ экспортной политики Республики Казахстан;
  6. Провести анализ импортной политики Республики Казахстан.

     Научная новизна: В данной курсовой работе социально-экономические предпосылки создания и функционирования торговли и обслуживания в Республике Казахстан.

     Практическая  значимость: материалы данной курсовой работы могут использоваться в качестве учебного материала в школьном курсе экономической и социальной географии Казахстана, а также при изучении дисциплин «Региональная экономика Казахстана», «Технико-экономиеские основы производства», «Физическая география Казахстана» в средне специальных и высших учебных заведениях.

               Положения,  выносимые на защиту:

    1. Экономический рост в Казахстане в последнее время обеспечивается в большей степени за счет развития отраслей, стимулируемых совокупным внутренним спросом;
 
    1. В Казахстане оборот иностранных компаний на 2009 год составляет 500 миллионов долларов США в год;
 
    1. Рыночные  преобразования в экономике республики изменили структуру форм собственности предприятий. В 2009 году в республике освоено 2824,5 млрд.тенге инвестиций в основной капитал, что выше уровня 2008 года на 16,7%;
 

      4. Для Республики Казахстан развитие транспортных коридоров - одно из наиболее конкурентных стратегических направлений.

 

Глава 1 Обзор литературы и методы исследования

 

     Выработка внешнеэкономической политики государства  требует наличия определенной базы;

     - соответствующей системы экономических  институтов;

     - теоретической базы для формирования  внешнеэкономической политики, учитывающей  национальную специфику государства;

     - необходимый уровень демократизации  общества, обеспечивающий заслон  лоббированию;

     - формирование широкой сети национальных  рыночных структур, не обеспечивающих тому или иному звену лидирующей роли в экономике.

     В связи с этим вполне закономерно  возникает необходимость выделить общие черты, тенденции международного разделения труда на современном  этапе и одновременно отразить формулу успехов и достижений одних стран и упущений других. В итоге, признавая необходимость приведения межстрановых сопоставлений, обязательным и дополняющим ее компонентом становится оценка их политики [12, с. 43].

     Общепризнанно, что внешнеэкономическая политика выполняет две функции, такие, как защитная и наступательная. Такое разделение функций включает широкое толкование каждой из них, отдельно взятой. В частности, в разряд наступательной политики таких государств, как США, Китай, могут быть включены экспансионистские меры по обеспечению сфер влияния. По отношению к другим государствам "наступательная" может означать активизацию наращивания форм сотрудничества наряду с мероприятиями по воплощению в жизнь принципов добрососедства и мира. Вполне очевидно, что выбранная та или иная модель преобразования экономики государств строилась на одном и том же арсенале элементов внешнеэкономической политики, а различия определялись в выборе того или иного количества этих элементов и сочетания стратегий лидирования (высокий процент рабочей силы, занятой в производстве, ведущая роль новейших технологий - "high-trust societies"), догоняющего развития ("low-trust societies"). Две трети населения Китая проживает на селе, а доля рабочей силы, занятой в производственных операциях, невелика. Основной упор делается на западные технологии, которые сосредоточены в относительно примитивном производстве, и модернизацию общества с характерной переходной экономикой смешанного типа (преобладание фактора использования природных ресурсов и снятие природной ренты). Проблема состоит в выборе модели преобразования экономической политики, которая обеспечивает стабильность государства, так как любое изменение несет с собой перемену в системе взаимосвязей между странами [15, с. 31].

     Начавшаяся  с Европейского Союза политика регионализма дала нам понятие, именуемое развитием государств "на разных скоростях". Это значит, что в конце XX века в условиях развития научно-технического прогресса многие государства, когда-то находившиеся в одинаковом экономическом положении, все больше стали отдаляться друг от друга и по мере своего развития становились причастными к различным группировкам стран. Такое явление, как увеличение расхождения в скорости развития, было предопределено содержательностью внешнеэкономической политики отдельной страны, блока стран, а также многими внешними факторами развития мирового хозяйства. Распад СССР, усиление невоенных методов экспансии национальных государств сделали процессы расхождения в скорости все более возрастающими, а их темпы и качество весьма различными. Примерами могут служить Юго-Восточная Азия, Средняя Азия, пространство СНГ, прибалтийские страны. Все это свидетельствует о том, что тот или иной баланс экономических сил на мировой арене в современный век характеризуется наличием не только объективных факторообразующих условий, но и целенаправленной внешнеэкономической политикой. При этом следует отметить, что последняя зачастую уже не дает возможности реализовываться многим объективным процессам, базирующимся на таких параметрах, как природно-климатические, экономические и другие преимущества стран, а также предреформенное состояние экономики. Многие страны с идентичными характеристиками и уровнями развития сегодня можно зафиксировать на разных иерархических уровнях интеграции в международном разделении труда [12, с. 54].

     Вышеотмеченное  предполагает, что более целесообразно  рассматривать внешнеэкономическую  политику как вполне автономное явление, поскольку в настоящее время  важны не столько межстрановые сопоставления  сами по себе, а сопоставления факторов, рычагов, инструментария, обусловившие их те или иные общественные преобразования, превращающиеся во внешний фактор воздействия.

     Встроенные (автоматические) стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве встроеннных стабилизаторов выступают: прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице, пособия по бедности, субсидии фермерам. При помощи торговли, связи и услуг в зависимости от экономической конъюнктуры изменяются налоговые поступления и государственные трансферты, таким образом, они сглаживают циклические колебания, но не устраняют их. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема происходит обратный процесс [11, с. 34].

     Обычно  недискреционную политику называют политикой твердых правил, в отличие от гибкой дискреционной, которая ассоциируется с максимально возможной свободой действий политиков в каждом конкретном случае.

     Следует учитывать, что одни и те же меры фискальной политики могут иметь разные последствия в краткосрочном и долгосрочном периодах. Например, в краткосрочном периоде изменения в налоговой системе окажут воздействие, прежде всего, на совокупный спрос, тогда как в долгосрочном периоде могут привести к изменению совокупного предложения [13, с. 54].

     В краткосрочном периоде снижение налогов, равно как и рост государственных  расходов, обычно направлено на стабилизацию экономики, переживающей спад, и рассчитано на довольно быстрое увеличение совокупного спроса. Какие элементы спроса вырастут в большей степени (потребительские расходы, инвестиции, чистый экспорт) и, соответственно, какова будет структура объема выпуска — зависит от того, какие виды налогов будут снижаться и как изменится структура государственных расходов. Так, снижение подоходных налогов прямо воздействует на потребительские расходы, а, скажем, инвестиционные субсидии или же выведение из-под налогообложения прибыли, используемой на финансирование инвестиций, может вызвать рост инвестиционных расходов.

     Существенное  значение имеет продолжительность  периодов, в течение которых будут  действовать новые налоговые  ставки, осуществляться изменившиеся по объему или структуре государственные расходы, поскольку это влияет на формирование соответствующих ожиданий у экономических агентов и определяет их поведение в отношении изменения потребительских и инвестиционных расходов.

     При осуществлении налогово-бюджетной политики может использоваться макроэкономическая модель «кривая Лаффера», позволяющая определить уровень налогообложения, обеспечивающий максимальный объем налоговых поступлений. Кривая Лаффера - колоколообразная кривая, отражающая соотношение между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений. При этом существует такая налоговая ставка, при которой налоговые поступления достигают максимума.

     Считается, что снижение очень высоких ставок налогообложения приводит к увеличению налоговых поступлений. Более низкие налоговые ставки стимулируют людей работать более напряженно, получать большие доходы, что обеспечивает возрастающие налоговые поступления.

     Смысл «эффекта Лаффера» состоит в том, что уменьшение налоговых ставок вызовет сокращение доходов государства, но это сокращение будет носить кратковременный характер — в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости.

     Практическое  использование кривой Лаффера оказалось  весьма проблематичным, так как, во-первых, сложно было определить, на левой или правой стороне кривой находится экономика страны в данный период времени; во-вторых, на объем инвестиций в экономике страны оказывают влияние множество факторов помимо налоговых ставок.

     «Встроенный» (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства парламента [16, с. 44].

     Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Информация о работе Социально-экономические предпосылки создания и функционирования торговли и обслуживания в Республике Казахстан.