Социально-экономические предпосылки создания и функционирования торговли и обслуживания в Республике Казахстан.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в 2008-2009гг. мировая экономика переживала период беспрецедентной финансовой нестабильности, который сопровождался самым тяжелым за много десятилетий глобальным экономическим спадом и обвалом показателей торговли. Почти все страны оказались затронутыми этим кризисным процессом. Объем мировой торговли в 2009г., по сравнению с 2008г., сократился на 12%. Уровень падения мирового товарооборота стало максимальным с 1945г.

Работа состоит из  1 файл

Торговля и сфера услуг Казахстана.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

     Большинство активных предприятий (37,8%) специализируются на торговле, ремонте автомобилей, бытовых  изделий и предметов личного пользования, так как эти виды деятельности наиболее доступны предприятиям предпринимательства. Сельскохозяйственным производством занято 25,8% активных предприятий, промышленностью – 10,6%, из которых наибольшее количество приходится на обрабатывающую промышленность (95,6% от общего количества промышленных предприятий), операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг потребителям – 8,9%, строительством – 8,1%.

     Численность граждан, занятых в сфере предпринимательства, увеличившись на 3,6%, достигла на 1 января 2008 года 56,3 тыс. человек. Наибольший удельный вес занятых, приходится на сферу торговли 37% и производство сельскохозяйственной продукции - 33 %.

     В рамках реализации мер по поддержке  сельского предпринимательства  и повышению доходности сельских населенных пунктов ведется работа по развитию объектов инфраструктуры, в том числе сети бытовых услуг, магазинов, розничных и оптовых рынков, сервис-центров. В 2006 году открылось 1022 новых объекта инфраструктуры в районах Республике, при этом рост составил 8,5 %.  В сельских населенных пунктах действует 2730 объекта бытового обслуживания населения (бани, аптеки, парикмахерские, мастерские по пошиву и ремонту одежды, обуви, по изготовлению и ремонту мебели, АЗС, СТО, гостиницы, фотосалоны и т.п.), 3174 магазина, 27 розничных и оптовых рынков, 438 пунктов общественного питания.

     На 60,5% больше уровня 2005 года поступило  налогов, сборов и других платежей в  государственный бюджет от субъектов  предпринимательства. На 1 января 2007 года этот показатель составил 7927,3 млн. тенге. При этом в среднем одним субъектом перечислено налогов в бюджет 141 тыс. тенге.

     В Республике оказывается финансовая, производственная, информационная и  прочая государственная поддержка  субъектам предпринимательства.

     В 2007 году кредитный портфель филиалов банков второго уровня достиг 35,9 млрд. тенге. Из них субъектам малого предпринимательства выдано кредитов на сумму около 15,6 млрд. тенге (43,3 % от общего объема выданных банками займов), что на 7,7 млрд. тенге больше показателя 2005 года. Сумма полученных кредитов освоена следующим образом: 86,2 % средств направлено на торговлю, 4,6 % - на развитие сельского хозяйства, 1,5 % - на переработку сельхозпродукции, 1,5 % - на строительство и 6,2 % - на развитие других отраслей.

     По  программе льготного кредитования субъектов  предпринимательства  в 2007 году из средств областного бюджета  по бюджетной программе 265.004 «Кредитование  для развития малого предпринимательства» предусмотрено 28 млн. тенге.  Прокредитовано 10 бизнес-планов с учетом софинансирования проектов банками второго уровня на сумму 45,5 млн. тенге (28 млн. тенге - бюджетные средства освоены в полном объеме). Средства направлены на создание животноводческих мини-ферм, развитие стройиндустрии и яичного производства, расширение перечня оказываемых услуг населению. В ходе реализации профинансированных проектов планируется создать 71 дополнительное рабочее место.

     За  анализируемый период отраслевая структура  количества субъектов предпринимательства  показала следующие тенденции. Наибольшая часть субъектов предпринимательства осуществляла свою деятельность в сфере торговли. Здесь наблюдалась устойчивая тенденция: если в 2006 году доля субъектов предпринимательства торговли составляла 40,2% от общей численности всех действующих субъектов предпринимательства, то в последующие четыре года она оставалась на постоянном уровне равном 39% (См. табл. 8).

     Из  таблицы 8 видно, что количество действующих субъектов предпринимательства, которые осуществляют свою деятельность в сфере торговли равно 287 249 единицам, что составляет:

  1. 29 % от общего числа зарегистрированных субъектов предпринимательства;
  2. 39% от общего количества всех действующих субъектов предпринимательства;
  3. 35,7% от общего числа всех действующих хозяйствующих 
    субъектов.

     Такое количество субъектов предпринимательства  в данной отрасли обеспечивают сегодня: во-первых,  рабочими  местами  более  624,8  тыс.  человек,  что  составляет:

  1. 7,7% от общего количества ЭАН;
  2. 8,3% от общего количества всего занятого населения;
  3. 34% от общей численности занятых в субъектов предпринимательства.

     во-вторых, выпуск продукции на 587 924 млн. тенге, что составляет:

  1. 4,6% от ВВП страны;
  2. 29,4% от всего объема выпуска продукции субъектов предпринимательства.

     За  последние годы произошли следующие  изменения в их количестве: если в 2006 году их количество составляло 165 769 единиц, то в 2007 году оно увеличилось на 73,3%, что обеспечило прирост:

  1. занятости за указанный период на 52% с 409,9 тыс. человек до 624.8 тыс. человек;
  2. объема выпуска продукции всего на 243% с 171,5 млрд. тенге до 587.9 млрд. тенге.

     За  этот период объемы кредитов БВУ субъектам  предпринимательства торговли увеличились  на 567% по сравнению с показателям  и 2006 года, что тоже сыграл о немаловажную роль в росте объемов товарооборота  субъектов предпринимательства данной отрасли.

     По  состоянию на 01.01.2008 года в Республике Казахстан зарегистрировано 189 671 предприятий  малого бизнеса (далее – ПМБ). Из них количество действующих ПМБ  составляет 120 356 единиц, что включает: 63,4 % от общего числа зарегистрированных ПМБ; 16% от общего числа всех действующих СМП; - 14,9% от общего числа всех действующих хозяйствующих субъектов.

     Такое количество ПМБ обеспечивают сегодня:

  1. во-первых,      рабочими   местами   более   606   тыс.   человек,   что составляет: 7,5% от общего количества ЭАН; 8% от общего количества всего занятого населения.
  2. во-вторых, выпуск продукции на 1 327 млрд. тенге, что составляет: 10,5% от ВВП страны (ВВП за 2007 год составил 12,7 трлн. тенге); 66,3% от всего объема выпуска продукции СМП.

     Базовым показателем, как уже отмечено ранее, является численность действующих  ПМБ. За 2007 год доля данного показателя в отраслевом разрезе была следующей: наибольшая часть ПМБ осуществляла свою деятельность в сфере торговли -39%, затем в строительстве – 19%. Меньшая доля ПМБ осуществляет свою деятельность в сельском хозяйстве (6%) и в сфере транспорта и связи (6%). В сфере промышленности функционируют 10% ПМБ, что также не является значительным показателем.

     Проанализируем  структуру предприятий по форме собственности (Таблица 9).

 

     Как видно из таблицы, количество ТОО  поступательно возрастает с 74 до 89. Этот рост можно объяснить как  преимуществами данной формы организации  производства, так и высоким уровнем  цен на зерно.

     Динамика  численности прочих видов формирований имеет волнообразную структуру. То есть наряду с периодами подъема, наступают периоды спада.

     Причинами могут быть как внешние факторы, так и внутренние циклы производства продукции, банкротства, изменение  формы собственности и применение специального налогового режима.

     Таким образом, Республика должна создавать  возможности для занятости населения  и уделять большее внимание развитию сельскохозяйственного и агропромышленного  секторов. ООН считает, что Казахстану необходимо реформировать и сектор образования, чтобы человеческие ресурсы и кадры отвечали рыночным требованиям, как по квалификации, так и по количеству. Следует уделять достаточное внимание сбалансированию этих усилий по регионам и гендерным факторам, чтобы избежать дальнейшей поляризации общества по уровню доходов и обеспечить более справедливый экономический рост.

 

       Глава 3 внешняя торговля в Республике Казахстан

      3.1 Основные показатели  внешней торговли

 

     В Казахстане оборот иностранных компаний на 2009 год составляет 500 миллионов долларов США в год. Можно с уверенностью сказать, что Казахстан является лидером сектора франчайзинга в Центральной Азии. Действуют около 150 франчайзинговых систем и более 1000 франчайзинговых точек. Только за период 2007 – 2009 количество франчайзинговых систем в стране выросло почти в 2,5 раза. Франшизы в сфере торговли составили 70%, большинство из них - торговые сети одежды и обуви. Такие сферы, как услуги для бизнеса, коммунальные услуги, СМИ, образование, IT-технологии составили 25% и 5% в сфере производства.

     На  протяжении ряда лет внешняя торговля Казахстана являлась одним из основных локомотивов экономического роста  страны. Благоприятная внешнеэкономическая  конъюнктура на мировых товарных рынках, обеспечивала повышение экономических  показателей. Однако события 2008-2009гг. показали, что полноценное вхождение в мировую финансово-экономическую систему также связано с определенными рисками. Показатели внешней торговли в условиях глобализации представлены в таблице 10.

     Значительная  доля внешнеторгового сегмента в структуре национального хозяйства делает экономику зависимой от ситуации на внешних рынках. В этой связи наличие значимых секторов, в которых большая часть производства направляется на экспорт, представляет очевидные риски для экономики и реализации текущей стратегии развития.

     В 2008-2009гг. мировая экономика переживала период беспрецедентной финансовой нестабильности, который сопровождался  самым тяжелым за много десятилетий  глобальным экономическим спадом и  обвалом показателей торговли. Почти все страны оказались затронутыми этим кризисным процессом. Объем мировой торговли в 2009г., по сравнению с 2008г., сократился на 12%. Уровень падения мирового товарооборота стало максимальным с 1945г.

     Внешнеторговый  оборот РК, по данным Таможенного комитета, в 2009г. составил 71 604,4 млрд.долл. США и, по сравнению с 2008 г., уменьшился на 34,3%, в том числе по обработанной продукции - на 29,3%, по сырьевой продукции – на 39,2%.

     В общем товарообороте на долю экспорта в 2009г. приходилось 60,3% (в 2008г. – 65,3%), импорта – 39,7% (34,7%). Основные показатели внешней торговли Республики представлены в (таблице 11).

     Сальдо  внешней торговли сократилось за 2008-2009гг. на 18 569,5 млн. долл. США. Если в 2008г.  сальдо торгового баланса сложилось в размере 33 356,6 млн.долл.США, то в 2009г. оно снизилось до 14 787, 1 млн.долл.США. Необходимо отметить, что на фоне столь существенного сокращения экспорта сальдо внешней торговли, тем не менее, остается положительным.

     Второй  группой по объему внешнеторгового  оборота является Азия, удельный вес которой во внешнеторговом обороте по итогам 2009г. вырос незначительно до 22,5% против 22,3% в 2008г. и составил 16 100,8 млн.долл.США. На третьем месте по товарообороту находятся страны-члены ЕврАзЭС. Доля стран-членов ЕврАзЭС во внешнеторговом обороте составила 20,7%, 50,3% экспорта в страны ЕврАзЭС составляют обработанные товары. Это свидетельствует о том, что рынок стран ЕврАзЭС продолжает иметь решающее значение для экспорта обработанной казахстанской продукции и определяет потенциальные возможности для увеличения доли обработанной продукции в общем объеме экспорта РК. Структура экспорта РК в страны ЕврАзЭС, 2007-2009 гг. представлена на рисунке 10.

     Основным  торговым партнером Казахстана среди  стран ЕврАзЭС является Россия. Анализ структуры казахстанско-российской торговли свидетельствует о ее сырьевой направленности.  В экспорте Казахстана в 2009г. сырьевая продукция составляла 56%. В экспорте преобладают минеральные продукты (4,2%), металлы и изделия из них (1,7%), продукция химической промышленности (1,5%). Машины, оборудование и транспортные средства составляют 0,3% экспорта.

     В казахстанском импорте из России традиционно преобладают минеральные  продукты (8,9%), машины и оборудование (6,3%), металлы и изделия из них (5,6%), продукты животного и растительного происхождения (3,7%), продукция химической промышленности (3,5%).

     Основными торговыми партнерами Казахстана являются Россия, товарооборот с которой составил 12 443,5 млн.долл. США (19 980,9 млн.долл.США в 2008г.), Китай – 9 458,1 млн.долл.США (12 241,7), Италия -8 602,1 млн.долл.США (13 160,1), Франция – 3 841,6 млн.долл.США (6 201,4).

     Казахстан имеет стабильно отрицательный  торговый баланс по экспортируемым и  импортируемым товарам с 122 странами (2008г. – 124). Самый значительный вклад в формирование отрицательного сальдо Казахстана в торговле внесли РФ (- 5 349,6 млн.долл.США), Германия (1 143,8 млн.долл.США), Украина (842 млн.долл.США), США (778,9 млн.долл.США),  Швеция (315 млн.долл.США), Беларусь (312,4 млн.долл.США), Норвегия (267,0 млн.долл.США).

     3.2 Анализ экспортной политики Республики Казахстан

 
 

     Развитие  экспорта традиционно рассматривается  как один из путей устойчивого  экономического роста. Для долгосрочного  развития  страны важны не только объемы и темпы роста ее экспорта, но и ее качественная структура.

     Экспорт Казахстана в 2009 году составил 43 195,8 млн.долл. США и, по сравнению с 2008г., уменьшился на 39,3%. При этом экспорт обработанной продукции составил 12 000,0 млн.долл. США, или 27,8% от всего товарного экспорта. Из них 39,5% обработанной продукции экспортировано в страны  Азии, 22,9% - в страны ЕС, 21,5%  - в страны ЕврАзЭС.

Информация о работе Социально-экономические предпосылки создания и функционирования торговли и обслуживания в Республике Казахстан.