Социально-экономические предпосылки создания и функционирования торговли и обслуживания в Республике Казахстан.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в 2008-2009гг. мировая экономика переживала период беспрецедентной финансовой нестабильности, который сопровождался самым тяжелым за много десятилетий глобальным экономическим спадом и обвалом показателей торговли. Почти все страны оказались затронутыми этим кризисным процессом. Объем мировой торговли в 2009г., по сравнению с 2008г., сократился на 12%. Уровень падения мирового товарооборота стало максимальным с 1945г.

Работа состоит из  1 файл

Торговля и сфера услуг Казахстана.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

     Конкурентоспособность национальной экономики – это  системное и динамичное понятие. Сегодня, когда Казахстан добился  устойчивых позиций во многих секторах экономики, вопрос встает о развитии качественной конкурентоспособности, основанной на модернизации экономики, процессе глобализации национальных хозяйств и развитии социально ориентированного общества.

     Сегодня для Казахстана важно не только достижение хороших позиций в различных  международных рейтингах, но и обеспечение устойчивого роста нашей экономики и благосостояния нашего общества.

     В этой связи Правительством Республики Казахстан было принято Постановление  от 28 декабря 2007 года № 1332 «О Концепции  достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008-2015 годы».

     Согласно  этой Концепции определены следующие  шесть приоритетов:

     - конкурентоспособная ментальность;

     - макроэкономическая, институциональная  и правовая среда;

     - инновационность и технологичность;

     - вертикальные и горизонтальные  аспекты конкурентоспособности;

     - эффективный бизнес;

     - устойчивое развитие, высокое качество  жизни населения, современная система образования.

     В данной статье по одному из приоритетов  – макроэкономическая, институциональная  и правовая среда - проведен анализ достигнутого уровня конкурентоспособности, в результате которого даны рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности страны, развитию соответствующих резервов, локализации имеющихся угроз.

     При этом, в анализе развития приоритета в государстве проводились:

  1. Мониторинг и анализ информации государственных органов;
  2. Мониторинг и анализ материалов средств массовой информации;
  3. Мониторинг и анализ результатов оценок, проводимых
  4. международными организациями и рейтинговыми агентствами.

     Главная цель торговой политики Республики Казахстан - это формирование эффективной и  оперативной системы защиты и  продвижения экономических и политических интересов, а также обеспечение доступа на внешние рынки, развитие инфраструктуры внутренней торговли и устранение недобросовестной конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

     Понимая тот факт, что экономика Казахстана имеет сырьевую направленность, государству необходимо создать систему, позволяющую развивать производство товаров с высокой добавленной стоимостью, с целью их дальнейшего продвижения на зарубежные рынки. При этом усилия государства должны быть реализованы по трем векторам: внутреннему, пограничному и внешнему. Их реализация должна обеспечить условия, стимулирующие экспортную ориентацию, снижение операционных затрат, а также содействие продвижению экспорта на внешних рынках.

     Основными направлениями реализации вопросов внутреннего вектора должны быть совершенствование законодательной базы, развитие сети поддержки торговли, содействие развитию компетенции кадров, обеспечение качества, обеспечение торговой информацией, торговому финансированию, развитию прочих услуг сети поддержки торговли.

     Для реализации вопросов пограничного вектора  необходимо провести анализ и оптимизацию  процедур, необходимых для проведения экспортно-импортных операций с  целью сокращения времени и числа  процедур, создать систему регулярного мониторинга реализации соглашений между соседними странами о содействии торговле с целью оперативного реагирования на возникающие препятствия и проработать вопрос о механизмах преференциального отвода земельных участков экспортерам несырьевой продукции.

     Внешний вектор будет включать: комплекс мер  по созданию торгово-экономических  зон продвижения торговли с приграничными  странами, содействие открытию представительств казахстанских бизнес-структур за рубежом, повышение эффективности деятельности торговых представительств страны, изучение потребности, механизмов и источников финансирования создания торговых домов и складов за рубежом [1].

     В настоящее время потенциал республики не в полной мере задействован в  системе международных грузопотоков, в приграничной торговле, экспорта казахстанских товаров, до конца не сформирована специализация основных международных транспортных коридоров. Требуется повысить уровень сервисных услуг и качество транспортных путей в соответствии с международными стандартами, призванных обеспечить полноценное формирование транзитных грузопотоков по территории страны. Одним из факторов является развитие транспортных коридоров на приграничных зонах, только за счет этого возможно привлечь наибольшее количество представителей международного бизнеса, транснациональных компаний, отечественных и зарубежных инвесторов, прежде всего своими либеральными условиями ведения бизнеса, создание свободно экономических зон, минимизацией рыночных издержек, особенно необходимых для успешного развития среднего и малого предпринимательства страны [2].

     Как известно, для стран Центральной  Азии развитие транспортных коридоров - одно из наиболее конкурентных стратегических направлений и Казахстан не стал исключением.

 

Заключение

 

     В целях противодействия негативным последствиям мирового финансового кризиса многими государствами были приняты различные антикризисные меры, в том числе меры во внешнеэкономической сфере, касающиеся, прежде всего:

  1. изменения ставок таможенных пошлин;
  2. снижение уровня налоговой нагрузки на экспорт;
  3. введение и снятие нетарифных ограничений;
  4. усиление финансовой поддержки экспорта;
  5. содействия притоку иностранных инвестиций и др.

     В 2009г. Правительством Казахстана также  был принят ряд решений по таможенно - тарифному регулированию внешнеторговой деятельности.

     В целях обеспечения адекватной защиты отечественного производства в связи  с углублением кризисных явлений отдельными постановлениями Правительства РК были увеличены ставки импортных таможенных пошлин. Данные меры были приняты в отношении:

      - готового стекла в целях поддержки отечественных производителей безопасного стекла, увеличения производства, а также обеспечения внутреннего рынка строительных материалов, мебели, транспортных средств качественным и безопасным стеклом;

      - кабельно-проводниковой продукции, в целях повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и поддержки предприятий наукоемких отраслей;

     - в целях защиты отечественных  товаропроизводителей пищевых продуктов  введена специфическая часть  таможенной пошлины на импорт дрожжей активных, что также, в свою очередь, будет способствовать увеличению объемов производства и сохранению рабочих мест;

     - котлов центрального отопления;

     - некоторых видов кондитерских  изделий с целью защиты внутреннего  рынка - в размере 28% от таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за 1 кг на товар, импортируемый в период с 13 июня по 20 сентября 2009г.

       Ставки таможенных пошлин не  только повышались, но и понижались. Сохранение открытых рынков является одним из мер, направленных также на преодоление мирового кризиса:

     - в целях обеспечения предприятий,  занимающихся производством плодово-ягодной  продукции необходимым количеством  саженцев плодовых культур, постановлением  Правительства РК от 30 июня 2008 года  № 654 предусмотрено снижение на 9 месяцев таможенных пошлин на импорт саженцев плодовых культур, тепличного оборудования, фольги алюминиевой с 5% до 0%, молочной сыворотки - с 15% до 0 %;

     - в целях снижения затрат отечественных производителей, связанных с импортом сырья, а также в целях стимулирования развития производства готовой продукции, снижены ставки таможенных пошлин до 0% на ввоз сырья и комплектующих, не производимых в республике, для текстильной, строительной отраслей, производства кабельно-проводниковой и электросиловой продукции, производства соков и безалкогольных напитков (постановление Правительства РК от  
15 мая 2009 года № 732 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1317»).

     Кроме того, были предприняты меры по снижению налоговой нагрузки на экспорт, связанные с необходимостью стимулирования вывоза товара и увеличения рентабельности поставок на экспорт в условиях падения мировых цен.

ВЫВОДЫ: 

  • Казахстану  значительное внимание необходимо уделить  совершенствованию механизма продвижения готовой продукции на международные рынки;
 
  • На протяжении ряда лет внешняя торговля Казахстана являлась одним из основных локомотивов  экономического роста страны.
 
  • Казахстан добился устойчивых позиций во многих секторах экономики;
 
  • Главная цель торговой политики Республики Казахстан - это формирование эффективной и  оперативной системы защиты и  продвижения экономических и  политических интересов, а также  обеспечение доступа на внешние  рынки;

 

  Список использованной литературы

 
  1. Ердавлетов С. Р., Рутковский О. О. Занимательная география Казахстана. — А.: Мектеп, 1989. – 310 с.
  2. Ежегодный отчет Агентства по статистике Республики Казахстан за 2009 год
  3. Ежегодный отчет Агентства по статистике Республики Казахстан за 2010 год
  4. Казахстан в 2010 году. Статистический ежегодник Казахстана, Астана, 2011. - 475 с.
  5. Алисов Н. В., Хорев Б. С. Экономическая и социальная география мира. – М.,  2000, 2002. – Ч. 1, 2. – 354 с.
  6. Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. – М., 1988. – 518 с.
  7. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество – это народы. – М., 1990. – 429 с.
  8. Гдалин Д. А. , Гладкий И. Ю. Глобальная география. Методическое пособие. - М., 2002. – 413 с.
  9. Герчикова И. Н. Международные экономические организации. – М., 2000. – 301 с.
  10. Гладкий Ю.  Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. – М., 2000. – 391 с.
  11. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Глобальная география. - М., 2002. – 412 с.
  12. Гладкий Ю. Н., Соколов О. В., Файбусович Э. Л. Экономическая и социальная география. – Пособие для поступающих в вузы. – М., 1999. – 401 с.
  13. Гладкий Ю. Н., Чернихова Е. Я. Социально-экономическая география мира. Х класс. В кн.: Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.,  1998. – 501 с.
  14. Гладкий, С. Б. Лавров  Экономическая и социальная география мира.– М.: Просвещение, 2001. – 436 с.
  15. Голубчик М. М. Политическая география мира. - Смоленск, 1998. – 431 с.
  16. Задачи по географии. Под ред. А. С. Наумова. – М., 1994. – 314 с.
  17. Земля и человечество: Глобальные проблемы // Серия «Страны и народы». М., 1985. Т. 20. – 431 с.
  18. Колосов В. А. Политическая география: проблемы и методы. – М., 1988. – 324 с.
  19. Котляков В. М. Мир снега и льда. – М., 1994. – 410 с.
  20. Липец  Ю. Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства. – М., 1999. – 201 с.
  21. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. – М., 1982-1986. – Т. 1-5. – 561 с.
  22. Максаковский В. П.  Географическая карта мира. Региональная характеристика мира. 2003. – 301 с.
  23. Максаковский В. П.  Экономическая и социальная география мира.– М.: Просвещение, 2004. – 451 с.
  24. Максаковский В. П. Географическая картина мира. – Ярославль, 1993-1996. – Ч. 1, 2, 3. – 431 с.
  25. Мироненко Н. С. Введение в географию мирового хозяйства. – М., 1995. – 314 с.
  26. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М., 1990. – 218 с.
  27. Родионова И. А. Промышленность мира: территориальные сдвиги во второй половине ХХ века. – М., 2002. – 510 с.
  28. Скиннер Б. Хватит ли человечеству земных ресурсов? – М., 1989. – 410 с.
  29. Социально-экономическая география мира. Учебное пособие. Под ред. С. Б. Лаврова. – СПб, 2001. – 321 с.

Информация о работе Социально-экономические предпосылки создания и функционирования торговли и обслуживания в Республике Казахстан.