Социально-экономическое содержание и назначение инвестиций в макроэкономике развитого типа: понятие, цели, источники, направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание

Цель курсовой - раскрыть сущность понятия «инвестиции», указать источники инвестиций в Республике Беларусь и их структуру, раскрыть основные вопросы организации инвестиционной деятельности и ее финансирования, охарактеризовать мультипликатор и акселератор инвестиций.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия переходной экономики;
- проанализировать теоретический и практический опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая готовая.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

-  информированность всех заинтересованных сторон;

-  прозрачность, не  допускающая толкование в интересах  любой из сторон инвестиционной  деятельности, возможность опротестования  противоправных действий любой  стороны или лица, а также органов  исполнительной власти;

-  равенство перед законом всех участников инвестиционной деятельности;

-  благоприятствование  активизации инвестиционной деятельности;

-  интеграция государства  в мировую экономику;

-  обеспечение национальной  безопасности.

Немаловажную роль в  управлении инвестиционным процессом играет кредитная политика. Высокие процентные ставки уменьшают инвестиционную активность. Снижение их уровня позволяет расширить круг инвесторов.

 Правильная валютная  политика также оказывает воздействие  на инвестиционную деятельность. Реальность валютных курсов дает возможность беспрепятственно приобретать и реализовывать иностранную валюту, соизмерять затраты на реализацию инвестиционного проекта с мировыми аналогами и т.д.

Амортизационная политика, в том числе метод ускоренной амортизации, позволяет обновлять основные фонды, внедрять прогрессивные технологии и, как следствие, - влияет на повышение качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.

В системе мер, оказывающих  влияние на инвестиционную деятельность, есть и такие, как установление государственных норм и стандартов, условий пользования землей и другими ресурсами, ценовая политика, система финансирования и кредитования капитальных вложений, разгосударствление и приватизация государственной собственности.

В Инвестиционном кодексе Республики Беларусь регулирование инвестиционной деятельности предусматривается двумя методами: методом прямого участия в инвестиционной деятельности и созданием благоприятных условий для ее развития.

Прямое участие в  инвестиционной деятельности предполагает:

-принятие государственных  инвестиционных программ;

-использование бюджетных  ассигнований в качестве источника  финансирования инвестиционных  мероприятий;

-выделение централизованных  инвестиционных ресурсов на условиях  платности, срочности и возвратности;

-государственную экспертизу  инвестиционных проектов;

-гарантию Правительства  Республики Беларусь в случае  привлечения кредитов в качестве  источника финансирования инвестиционных  проектов;

-предоставление концессий  для национальных и иностранных  инвесторов.

Метод создания благоприятных  условий для развития инвестиционной деятельности проявляется, прежде всего, в оказании инвесторам государственной  поддержки. Важными направлениями  его реализации являются:

-защита интересов  инвесторов;

-установление на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;

-определение условий  владения, пользования и распоряжения  землей, недрами, водами и лесами;

-принятие антимонопольных  мер и пресечение недобросовестной  конкуренции;

-определение условий  приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;

-содействие в развитии  рынка ценных бумаг;

-проведение эффективной  бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной  и валютной политики.

Намечается использовать и другие формы и методы государственного регулирования, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

Таким образом, вторжение  государства в инвестиционную сферу - это нормальная мировая практика, направленная на развитие инвестиционного  процесса и решение первоочередных задач, связанных с развитием общества.

 

2.2  Иностранные инвестиции в Республике Беларусь

1. Иностранный инвестор

Иностранными инвесторами  в соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь признаются: иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов; международные организации; иностранные юридические лица; иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.

При создании коммерческой организации с участием иностранного  капитала возможны два варианта: путем создания компании со статусом коммерческой организации с  иностранными инвестициями  - юридического лица, в уставном фонде которого суммарный вклад иностранных инвесторов составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США; путем создания обычной компании без статуса  организации с иностранными инвестициями  – юридического лица в любых предусмотренных законодательством организационно-правовых формах и минимальным размером уставного фонда (о создании юридических лиц без статуса организаций с иностранными инвестициями читайте здесь).

В свою очередь коммерческая организация с иностранными инвестициями может создаваться в форме:

- коммерческой иностранной  организации (далее  — иностранное предприятие);

- коммерческой совместной  организации (далее  — совместное  предприятие).

Иностранным предприятием является юридическое лицо Республики  Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют  100 процентов.

Иностранные предприятия могут создаваться в организационно-правовых формах коммерческих организаций, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь:

- частное унитарное  предприятие; 

- общество с ограниченной  ответственностью;

- общество с дополнительной ответственностью;

- закрытое акционерное  общество;

- открытое акционерное  общество.

2. Уставный фонд

Минимальный  вклад  иностранного учредителя в уставный фонд организации с иностранными инвестициями  – 20 000 долларов США.

Максимальный размер законодательством не установлен. Объявленный в учредительных документах уставный фонд иностранных и совместных предприятий должен быть сформирован не менее чем на 50 процентов в течение первого года со дня государственной регистрации организации за счет внесения в него каждым из участников не менее 50 процентов своей доли, и в полном объеме - до истечения двух лет со дня регистрации.

Уставный фонд иностранного или совместного предприятия, создаваемого в форме открытого акционерного общества, формируется в полном объёме до государственной регистрации предприятия.

Вкладом в уставный фонд могут быть: вещи; деньги; ценные бумаги; имущественные права; иные отчуждаемые  права, имеющие денежную оценку.

В случае внесения вклада имуществом необходимо провести экспертизу достоверности оценки этого имущества.

3. Гарантии

После уплаты налогов  и сборов иностранным инвесторам в отношении  принадлежащих им доходов, полученных от использования  их инвестиций,  гарантируется: их использование  на цели инвестирования и реинвестирования, а также на покупку товаров на территории Республики Беларусь; их использование на покупку другой валюты на внутреннем рынке  Республики Беларусь; беспрепятственный перевод доходов в валюте в страну происхождения инвестиций или в любую другую страну.

4. Ограничения

Иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь запрещаются  инвестиции в сферах: обеспечения  обороны и безопасности Республики Беларусь без специального решения  Президента Республики Беларусь; изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Иностранные инвестиции в имуществе юридических лиц, занимающих  монопольное положение  на рынке Республики Беларусь, без  согласия Министерства экономики Республики Беларусь не допускаются.

5. Создание организации  с иностранными инвестициями

Иностранные инвесторы  вправе создавать на территории Беларуси  юридические лица с любым объемом  иностранных инвестиций и в любых  организационно-правовых формах. Регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями в соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденном  Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января  2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» проходит в Мингорисполкоме и областных исполнительных комитетах.

Регистрация  осуществляется в день обращения в регистрирующий орган. Свидетельство о государственной  регистрации выдается не позднее рабочего дня после обращения с заявлением о государственной регистрации. Еще в течение 5 рабочих дней регистрирующий орган осуществляет постановку организации на учет в налоговых и иных органах, в это же время можно назначить руководителя, изготовить печать и обратиться в банк за открытием расчетного счета.

6. Инвестиционный договор  с государством

6 августа 2009 года Президент  Республики Беларусь подписал  Декрет  № 10 «О создании дополнительных  условий для инвестиционной деятельности  в Республике Беларусь», который вступил в силу 8 ноября 2009  года, которым иностранным инвесторам была предоставлена возможность заключать инвестиционные договоры в упрощенном, по сравнению с существующим, порядке, и получать определенные льготы после заключения  таких договоров.

С вступлением в силу  Декрета, во-первых, расширился перечень субъектов, на основании решений  которых будут заключаться инвестиционные договоры, и, во-вторых, заключение договора не обусловлено исключительно целью  государственной поддержки при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение  для экономики Республики Беларусь, как это предусмотрено Инвестиционным кодексом Республики Беларусь. К таким проектам Положение о порядке рассмотрения Правительством Республики Беларусь  проектов инвестиционных договоров с Республикой Беларусь и особенностях   их заключения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 8 апреля 2002 г. № 444 относит проекты по созданию и  развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях, повышению конкурентоспособности отечественной продукции и объемов экспорта, решению проблем социального значения и другим, важным для экономики Республики Беларусь вопросам.

В соответствии с Декретом № 10 инвестиционные договоры заключаются на основании решений следующих государственных органов:

1. Республиканские органы  государственного управления, подчиненные  Правительству Республики Беларусь  государственные организации (далее   – государственные органы), областные  и Минский городской исполнительные комитеты, смогут принимать решения о заключении инвестиционных договоров государственные органы, если инвестиционный проект предполагается к реализации в рамках соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы и, одновременно, находится в компетенции государственного органа или исполнительного комитета.

2. В иных случаях и при условии,  что на дату подписания инвестиционного  договора инвестору не будут  предоставляться иные льготы  и преференции, кроме установленных законодательными актами, Декретом № 10, иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации, инвестиционный договор заключается на основании решения Совета Министров.

3. В случае, если в соответствии  с заключаемым инвестиционным договором инвестору предоставляются какие-либо дополнительные льготы и преференции, кроме предусмотренных законодательными актами, Декретом  № 10 и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации, инвестиционный договор также заключается на основании решения Совета Министров, но по согласованию с Президентом   Республики Беларусь. Согласно Декрету № 10 от инвестора не требуется предоставление бизнес-плана инвестиционного проекта и государственная комплексная экспертиза инвестиционного проекта.

В тоже время следует отметить, что Декрет  № 10  не содержит как  определения термина «инвестиционный  проект», так и критериев, основываясь  на которых соответствующий субъект  принимает решение о заключении инвестиционного проекта.

В настоящее время термин «инвестиционный  проект» определяется Инвестиционным кодексом как совокупность документов, характеризующих  замысел о вложении и использовании инвестиций и  его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период  времени.

В соответствии с Декретом  №  10  инвестор и (или) организация, созданная  инвестором либо с его участием, имеют право на: строительство  объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства; предоставление без проведения аукциона на праве аренды земельного участка требуемого размера для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом (далее  - земельный участок), с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству. При этом размер арендной платы за земельный участок, определенный на дату заключения договора аренды, не может повышаться в течение всего срока реализации инвестиционного проекта; а также освобождаются от: перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка; возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционного проекта, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов; уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (кроме уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации) при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта; уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а указанные иностранные граждане и лица без гражданства освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание в Республике Беларусь. 

Информация о работе Социально-экономическое содержание и назначение инвестиций в макроэкономике развитого типа: понятие, цели, источники, направления