Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой - раскрыть сущность понятия «инвестиции», указать источники инвестиций в Республике Беларусь и их структуру, раскрыть основные вопросы организации инвестиционной деятельности и ее финансирования, охарактеризовать мультипликатор и акселератор инвестиций.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия переходной экономики;
- проанализировать теоретический и практический опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.
- информированность всех заинтересованных сторон;
- прозрачность, не
допускающая толкование в
- равенство перед законом всех участников инвестиционной деятельности;
- благоприятствование
активизации инвестиционной
- интеграция государства в мировую экономику;
- обеспечение национальной безопасности.
Немаловажную роль в управлении инвестиционным процессом играет кредитная политика. Высокие процентные ставки уменьшают инвестиционную активность. Снижение их уровня позволяет расширить круг инвесторов.
Правильная валютная
политика также оказывает
Амортизационная политика, в том числе метод ускоренной амортизации, позволяет обновлять основные фонды, внедрять прогрессивные технологии и, как следствие, - влияет на повышение качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.
В системе мер, оказывающих влияние на инвестиционную деятельность, есть и такие, как установление государственных норм и стандартов, условий пользования землей и другими ресурсами, ценовая политика, система финансирования и кредитования капитальных вложений, разгосударствление и приватизация государственной собственности.
В Инвестиционном кодексе Республики Беларусь регулирование инвестиционной деятельности предусматривается двумя методами: методом прямого участия в инвестиционной деятельности и созданием благоприятных условий для ее развития.
Прямое участие в инвестиционной деятельности предполагает:
-принятие государственных инвестиционных программ;
-использование бюджетных
ассигнований в качестве
-выделение централизованных
инвестиционных ресурсов на
-государственную экспертизу инвестиционных проектов;
-гарантию Правительства
Республики Беларусь в случае
привлечения кредитов в
-предоставление концессий
для национальных и
Метод создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности проявляется, прежде всего, в оказании инвесторам государственной поддержки. Важными направлениями его реализации являются:
-защита интересов инвесторов;
-установление на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;
-определение условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
-принятие антимонопольных
мер и пресечение
-определение условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
-содействие в развитии рынка ценных бумаг;
-проведение эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики.
Намечается использовать и другие формы и методы государственного регулирования, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
Таким образом, вторжение государства в инвестиционную сферу - это нормальная мировая практика, направленная на развитие инвестиционного процесса и решение первоочередных задач, связанных с развитием общества.
2.2 Иностранные инвестиции в Республике Беларусь
1. Иностранный инвестор
Иностранными инвесторами
в соответствии с Инвестиционным
кодексом Республики Беларусь признаются:
иностранные государства и их
административно-территориальны
При создании коммерческой организации с участием иностранного капитала возможны два варианта: путем создания компании со статусом коммерческой организации с иностранными инвестициями - юридического лица, в уставном фонде которого суммарный вклад иностранных инвесторов составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США; путем создания обычной компании без статуса организации с иностранными инвестициями – юридического лица в любых предусмотренных законодательством организационно-правовых формах и минимальным размером уставного фонда (о создании юридических лиц без статуса организаций с иностранными инвестициями читайте здесь).
В свою очередь коммерческая организация с иностранными инвестициями может создаваться в форме:
- коммерческой иностранной организации (далее — иностранное предприятие);
- коммерческой совместной
организации (далее —
Иностранным предприятием является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов.
Иностранные предприятия могут создаваться в организационно-правовых формах коммерческих организаций, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь:
- частное унитарное предприятие;
- общество с ограниченной ответственностью;
- общество с дополнительной ответственностью;
- закрытое акционерное общество;
- открытое акционерное общество.
2. Уставный фонд
Минимальный вклад иностранного учредителя в уставный фонд организации с иностранными инвестициями – 20 000 долларов США.
Максимальный размер законодательством не установлен. Объявленный в учредительных документах уставный фонд иностранных и совместных предприятий должен быть сформирован не менее чем на 50 процентов в течение первого года со дня государственной регистрации организации за счет внесения в него каждым из участников не менее 50 процентов своей доли, и в полном объеме - до истечения двух лет со дня регистрации.
Уставный фонд иностранного или совместного предприятия, создаваемого в форме открытого акционерного общества, формируется в полном объёме до государственной регистрации предприятия.
Вкладом в уставный фонд могут быть: вещи; деньги; ценные бумаги; имущественные права; иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.
В случае внесения вклада имуществом необходимо провести экспертизу достоверности оценки этого имущества.
3. Гарантии
После уплаты налогов и сборов иностранным инвесторам в отношении принадлежащих им доходов, полученных от использования их инвестиций, гарантируется: их использование на цели инвестирования и реинвестирования, а также на покупку товаров на территории Республики Беларусь; их использование на покупку другой валюты на внутреннем рынке Республики Беларусь; беспрепятственный перевод доходов в валюте в страну происхождения инвестиций или в любую другую страну.
4. Ограничения
Иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь запрещаются инвестиции в сферах: обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь без специального решения Президента Республики Беларусь; изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Иностранные инвестиции в имуществе юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь, без согласия Министерства экономики Республики Беларусь не допускаются.
5. Создание организации с иностранными инвестициями
Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Беларуси юридические лица с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах. Регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями в соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» проходит в Мингорисполкоме и областных исполнительных комитетах.
Регистрация осуществляется
в день обращения в регистрирующий
орган. Свидетельство о
6. Инвестиционный договор с государством
6 августа 2009 года Президент
Республики Беларусь подписал
Декрет № 10 «О создании дополнительных
условий для инвестиционной
С вступлением в силу
Декрета, во-первых, расширился перечень
субъектов, на основании решений
которых будут заключаться
В соответствии с Декретом № 10 инвестиционные договоры заключаются на основании решений следующих государственных органов:
1. Республиканские органы
государственного управления, подчиненные
Правительству Республики
2. В иных случаях и при условии,
что на дату подписания
3. В случае, если в соответствии с заключаемым инвестиционным договором инвестору предоставляются какие-либо дополнительные льготы и преференции, кроме предусмотренных законодательными актами, Декретом № 10 и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации, инвестиционный договор также заключается на основании решения Совета Министров, но по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Согласно Декрету № 10 от инвестора не требуется предоставление бизнес-плана инвестиционного проекта и государственная комплексная экспертиза инвестиционного проекта.
В тоже время следует отметить,
что Декрет № 10 не содержит как
определения термина «
В настоящее время термин «инвестиционный проект» определяется Инвестиционным кодексом как совокупность документов, характеризующих замысел о вложении и использовании инвестиций и его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период времени.
В соответствии с Декретом № 10 инвестор и (или) организация, созданная инвестором либо с его участием, имеют право на: строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства; предоставление без проведения аукциона на праве аренды земельного участка требуемого размера для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом (далее - земельный участок), с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству. При этом размер арендной платы за земельный участок, определенный на дату заключения договора аренды, не может повышаться в течение всего срока реализации инвестиционного проекта; а также освобождаются от: перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка; возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционного проекта, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов; уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (кроме уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации) при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта; уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а указанные иностранные граждане и лица без гражданства освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание в Республике Беларусь.