Социально-экономическое содержание и назначение инвестиций в макроэкономике развитого типа: понятие, цели, источники, направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание

Цель курсовой - раскрыть сущность понятия «инвестиции», указать источники инвестиций в Республике Беларусь и их структуру, раскрыть основные вопросы организации инвестиционной деятельности и ее финансирования, охарактеризовать мультипликатор и акселератор инвестиций.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия переходной экономики;
- проанализировать теоретический и практический опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая готовая.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

В Беларуси создано 6 свободных  экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного  режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления.

Республика Беларусь — единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные  инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.

В нашей стране действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер–министром Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного климата в республике, а так же оперативно решаются возникающие проблемы иностранных инвесторов, связанные с их работой в Беларуси. Действующие при Совете Постоянный комитет, рабочие группы занимаются вопросами совершенствования инвестиционного законодательства, развития свободных экономических зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке и др.

Беларусь имеет положительный  опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних  инвестиционных проектов. Беларусь успешно  сотрудничает с известнейшими мировыми производителями– транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока–Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).

Созданные коммерческие организации с участием зарубежного  капитала имеют ряд преимуществ  перед национальными субъектами хозяйствования. Иностранным и совместным предприятиям предоставляется следующие льготы и преференции:

  • освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50 процентов еще на срок до трех лет;
  • освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;
  • безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства;
  • свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после оплаты налогов и других обязательных платежей;
  • свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;
  • сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь и др.

Все это делает нашу страну привлекательным и, что самое  главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.

В настоящее время  акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются  от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.

О том, что в стране в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. В настоящее время Правительством с целью улучшения инвестиционного климата предпринят ряд мер по организационно-информационному обеспечению инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике. С целью увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.

 

3.4 Предложения  по инвестиционной политике Республики Беларусь

Экономика страны начнёт выходить из кризиса только тогда, когда  отечественная промышленность сможет производить качественную и конкурентоспособную  продукцию. Для этого нужны значительные инвестиции.

  В стабильной экономике  на первом месте должны быть собственные средства предприятий. Но в условиях инфляции и острого недостатка оборотных средств, производители вынуждены всю прибыль направлять на приобретение последних. Не способствует прогрессу и нынешняя амортизационная политика. Основные средства предприятий учитываются не по своей истинной стоимости, сумма амортизации в течение года не индексируется в соответствии с инфляцией, что приводит к оскудению этого источника инвестиций.

  Так как в экономике  Беларуси преобладает государственная форма собственности, можно было бы рассчитывать на средства государственного бюджета. Но у республиканской казны столько других неотложных забот, что это не позволяет использовать ее ресурсы на цели, которые могут быть профинансированы из других источников.

  В кредитах, как  краткосрочных, так и долгосрочных, нуждаются все предприятия независимо  от форм собственности, методов  хозяйствования. Долгосрочное кредитование  находится в зоне повышенного  риска, но, увы, наши коммерческие  банки не располагают таким объемом средств, чтобы осуществлять этот вид деятельности. Поэтому доля таких инвестиционных кредитов остается незначительной.                      

  Предприятия в  своем подавляющем большинстве  используют только один вид  иностранных экспортных кредитов - под гарантии правительства. Однако такая форма имеет значительный недостаток – здесь ответственность за выполнение обязательств перекладывается с непосредственного исполнителя проекта, под который получены средства, на государство.

  Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что в условиях переходного периода реальным источником инвестиций должен стать долгосрочны  й кредит. Только с его помощью сегодня можно привлечь достаточно значительные денежные ресурсы. Причем, эти ресурсы предоставляются на принципах платности, срочности, возвратности, целенаправленности, значит, и использоваться они должны эффективно. Но для этого важно разрабатывать взаимоприемлемые для банков и предприятий практические условия и формы долгосрочного кредитования.

  Важную роль в развитии отдельных регионов республики, привлечении инвестиций в экономику страны призваны сыграть свободные экономические зоны  (СЭЗ). Беларусь с ее выгодным экономико-географическим и геополитическим положением располагает благоприятными условиями для создания СЭЗ.

  Свои инвестиции  в СЭЗ вкладывают в  основном  западные соседи республики-предприниматели  из Польши, Германии, Чехии, Италии  и Израиля.

  Спектр иностранных  инвестиций достаточно широк-16 зарубежных  стран инвестировали капитал  в создание производственных предприятий СЭЗ.

Основным положением общей теории является тезис о  решающей роли инвестиций в определении общего объема занятости. Рост инвестиций означает вовлечение в производство дополнительных рабочих, что ведет к увеличению занятости, национального дохода и потребления. Первоначальное увеличение занятости, вызванное новыми инвестициями, обусловливает дополнительный рост занятости, вызванный необходимость удовлетворения спроса дополнительных рабочих. Этот коэффициент дополнительного роста занятости называется мультипликатором, который показывает соотношение между ростом инвестиций с одной стороны, и ростом занятости и дохода - с другой.

При появлении или  изменении автономных инвестиций происходят изменения в величине равновесного национального дохода.  Мультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций.

В чем же причина этого  явления, как его объяснить? Ведь очевидно, что прирост инвестиций в развитие производственной базы общества не может быстро обернуться отдачей в виде готовой продукции. Исходное увеличение инвестиций приводит к увеличению доходов фирм, производящих инвестиционные товары (оборудование, стройматериалы и т. п.).Они, в свою очередь, расширяют собственное потребление, производство, занятость и предъявляют спрос на продукцию сырьевых и смежных отраслей. Рост занятости и доходов работников способствует расширению производства в отраслях, производящих потребительские товары. Таким образом, цепная реакция доходообразования и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли. Возникает своего рода «эффект кругов по воде». Причем, чем шире становится этот процесс, тем «эффект возмущения» становится менее интенсивным. Затухание объясняется тем, что не весь полученный на каждом этапе доход тратится на новое потребление, т. е. становится снова чьим-то доходом. На каждом этапе часть полученного дохода сберегается и тем самым исключается из дальнейшего доходообразования. Таким образом, сила эффекта мультипликатора зависит от предельной склонности к потреблению и сбережению. При постоянном значении этих показателей определить мультипликатор не представляет труда.

Существует тесная связь  между темпом роста инвестиционных расходов и изменением объема совокупного выпуска, хотя изменение инвестиций более заметно, чем изменение объема выпуска. В анализе инвестиционных расходов была отмечена важная роль в разработке модели акселератора инвестиционного процесса, ставшей первой моделью инвестиций, используемой в эмпирических исследованиях.

В основе модели лежит  предположение, согласно которому существует устойчивая зависимость между величиной  капитала, необходимого фирме, и объемом  выпуска. Точнее, предполагается, что желаемый размер капитала  представляет собой постоянную долю выпуска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходя из вышесказанного сделаем следующие выводы:

В 2011 году использовано 90,8 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах  составляет 113,3% к уровню 2010 года. Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал по сравнению с прошлогодними (115,8%) темпами в определенной мере обусловлено осуществлением политики сжатия внутреннего спроса, оптимизацией финансирования государственных программ и сокращением расходов бюджета на эти цели.

Прямые иностранные  инвестиции (ПИИ) на чистой основе (без  учета задолженности прямому  инвестору за товары, работы, услуги) за 2011 год составили порядка 4 млрд. дол. США (3,97 млрд. дол. США), из них 2,5 млрд. дол. США – за счет продажи пакетов акций, принадлежащих государству (объектов, в которых государству принадлежит более 10% в уставном фонде).

Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа. За I квартал 2012 г. в реальный сектор экономики (кроме  банков) иностранные инвесторы вложили 3,9 млрд. долларов США инвестиций, что на 1,2% меньше, чем за I квартал 2011 г.

Основными инвесторами  организаций республики были субъекты хозяйствования России (40,1% от всех поступивших  инвестиций), Соединенного Королевства (32,7%), Кипра (5,2%), Австрии (4,6%).

Наибольшие суммы иностранных  инвестиций поступили в организации  торговли (43,1% от всех поступивших инвестиций), транспорта (30,5%), промышленности (18,5%).

Важнейшим направлением государственной экономической  политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

Республика Беларусь — единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании изученного материала необходимо сделать следующие  выводы:

Инвестиционная политика - система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики. 
Стратегической целью государственной инвестиционной политики является создание такой инвестиционной системы Республики Беларусь, которая способна привлекать и осваивать инвестиционные ресурсы в объемах, необходимых для повышения конкурентоспособности экономики и обеспечения стабильного социально - экономического развития Республики Беларусь.

Внутренние источники инвестирования, основу которых составляют национальные сбережения, весьма ограничены для наращивания экономического потенциала страны, не обеспечивают требуемых объемов капитальных вложений для обновления и модернизации производства, внедрения новых технологий и современных систем управления. Иностранные инвестиции могли бы служить пополнением недостающих источников капитальных вложений.

Для достижения более  эффективной реализации государственной  политики в инвестиционной сфере  было бы целесообразно:

  1. совершенствовать законодательную базу в части стабильности законов и других нормативно-правовых актов;
  2. определить приоритетные регионы и отрасли экономики для привлечения иностранных инвестиций;
  3. создать условия, позволяющие производить отбор и продвижение наиболее актуальных и перспективных для экономики республики инвестиционных проектов и защиту от иностранных инвестиций, не отвечающих национальным интересам Республики Беларусь;
  4. создать единую государственную систему информационного обеспечения иностранных инвесторов по вопросам законодательства и их деятельности;
  5. стимулировать развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств;
  6. упростить процедуру землеотвода и продажи собственности;
  7. предусмотреть возможность государственных гарантий под крупные инвестиционные проекты иностранных инвесторов;
  8. уточнить деятельность инвесторам свободных экономических зон в области высокотехнологичных производств.
  9. разрешить банкам самостоятельно определять способы обеспечения возврата инвестиционных кредитов. Кроме того, Нацбанк предлагает Правительству приступить к размещению целевых облигационных займов под инновационные программы (банки будут играть ключевую роль в качестве андеррайтеров облигационных займов предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, что позволит снизить риски как кредиторов, так и предприятий заемщиков; предприятиям же нужно разрешить относить на себестоимость расходы по обслуживанию таких займов, снизить ставку налога на доходы от операций с корпоративными облигациями и др.).

Информация о работе Социально-экономическое содержание и назначение инвестиций в макроэкономике развитого типа: понятие, цели, источники, направления