Социально-экономическое содержание и назначение инвестиций в макроэкономике развитого типа: понятие, цели, источники, направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание

Цель курсовой - раскрыть сущность понятия «инвестиции», указать источники инвестиций в Республике Беларусь и их структуру, раскрыть основные вопросы организации инвестиционной деятельности и ее финансирования, охарактеризовать мультипликатор и акселератор инвестиций.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия переходной экономики;
- проанализировать теоретический и практический опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая готовая.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

Также Декретом № 10 рекомендовано  областным, Минскому городскому Советам  депутатов предусматривать освобождение инвесторов и  (или) организаций, в  установленном порядке созданных  в Республике Беларусь этими инвесторами  либо с их участием, реализующих  инвестиционные проекты, от уплаты целевых сборов в местные бюджеты.

7. Инвестиционная деятельность  в малых городах

Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О   стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» устанавливает определенные преимущества для инвесторов, учредивших юридическое лицо с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории населенных пунктов с численностью населения не более 50000 человек. Среди прочих преимуществ: освобождение от налога на прибыль на 5 летний период; освобождение от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей от нерезидентов от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства; при помещении под таможенный режим свободного обращения освобождаются от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему (далее  - товары), ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров  из Российской Федерации) в качестве вклада в уставный фонд коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Вышеупомянутые льготы не распространяются на банки, игорный бизнес, издательскую деятельность, средства массовой информации, деятельность, связанную с производством и оборотом алкоголя и табака, деятельность по обеспечению безопасности государства и некоторые другие  виды деятельности.

8. Парк высоких технологий (ПВТ)

ПВТ был создан в 2005 году для целей  разработки в Республике Беларусь программного обеспечения, информационно-коммуникационных,  иных новых и высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики. В настоящее время резидентами ПВТ являются более 70 организаций и индивидуальных предпринимателей. ПВТ управляется Администрацией, которая является государственным юридическим лицом.

Направлениями деятельности ПВТ являются: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения  в промышленных и иных организациях республики; экспорт информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения; другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

В качестве резидентов ПВТ  могут быть зарегистрированы юридические лица Республики Беларусь, осуществляющие или планирующие осуществлять один или несколько следующих видов деятельности: анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем; деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения; фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ, связанных с направлениями деятельности ПВТ) и реализация результатов таких исследований и разработок; другие виды деятельности, определенные Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Наряду с другими  документами претендент должен предоставить бизнес-план по форме, утверждаемой Советом  Министров Республики Беларусь.

Резиденты ПВТ освобождаются  от уплаты: налога на прибыль и НДС; земельного налога – на земельных  участках в границах Парка высоких  технологий на период строительства  на них резидентами этого Парка, но не  более чем на три года, зданий и сооружений, предназначенных для осуществления их деятельности; налога на недвижимость – в отношении основных средств и объектов незавершенного строительства резидентов ПВТ, расположенных на  его территории; оффшорных сборов в отношении выплаты резидентами ПВТ дивидендов их учредителям (участникам); таможенных пошлин и НДС  - при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь для осуществления заявленной деятельности; обязательной продажи иностранной валюты от реализации товаров, работ, услуг, связанных с деятельностью в ПВТ. Кроме того, арендные ставки для резидентов ПВТ уменьшаются на 50%. Доходы работников резидентов ПВТ подлежат обложению подоходным налогом по ставке 9%. Ставка для уплаты налога на доходы, получаемые иностранными юридическими лицами, не осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, если источником выплаты такого дохода является резидент Парка высоких технологий, составляет 5 процентов (по общим правилам – 10 - 15%), если более льготный режим не установлен международными договорами Республики Беларусь.

9. Свободные экономические  зоны (СЭЗ)

В настоящее время  в Беларуси действует 6  СЭЗ, созданных  с целью привлечения иностранных инвестиций, новых технологий, развития импортозамещающего производства и создания новых рабочих мест.

Деятельность юридических  лиц  – резидентов СЭЗ регулируется Законом Республики Беларусь от 7 декабря  1998 г.  № 213-З «О свободных  экономических  зонах» и Указом Президента Республики Беларусь от 9 июня  2005 г.  № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь».

Резидентами СЭЗ могут  стать только юридические лица, созданные  в  соответствии с белорусским законодательством, в том числе с участием иностранных инвесторов, могут стать резидентами СЭЗ. Для того, чтобы стать резидентом СЭЗ, заявленный объем иностранных инвестиций кандидата должен составлять не менее 1 миллиона евро. Резидент СЭЗ должен располагаться на территории СЭЗ и заключить договор об условиях  деятельности в СЭЗ с ее администрацией.

Среди главных преимуществ  для резидентов СЭЗ: уменьшение налога на прибыль на 50% от существующей в  республике ставки. Установленной законодательством; налог на прибыль не может превышать 12% для резидентов СЭЗ; прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли. Большинство льгот для резидентов СЭЗ, установленных законодательством, распространяются на резидентов, реализующих товары  (работы, услуги) собственного производства (произведенные на территории СЭЗ) нерезидентам или другим резидентам СЭЗ, или реализующих товары

(работы, услуги) собственного  производства (произведенные на  территории СЭЗ), которые являются  импортозамещающими в соответствии  с перечнем, определенным Правительством  Республики Беларусь по согласованию  с Президентом Республики Беларусь.

Предусмотренные законодательством льготы не применяются к юридическим лицам, осуществляющим следующую деятельность: общественное питание, игорный бизнес, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами; реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне территории СЭЗ; деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций.

Резидентам свободной  экономической зоны в пределах этой свободной  экономической зоны запрещена  следующая деятельность: производство, переработка, хранение, реализация оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств; производство, переработка, хранение, обезвреживание, реализация радиоактивных и иных опасных материалов; производство, переработка, хранение, реализация, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров; посев, выращивание, переработка, хранение, реализация культур, содержащих наркотические средства, психотропные или ядовитые вещества; производство алкогольных напитков, за исключением шампанского, виноградных вин и пива; производство табачных изделий; изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок; лотерейная деятельность; подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания радио и телевидения; лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения; лечение животных с особо опасными заболеваниями; деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики  Беларусь за границей.

 

2.3  Мультипликатор  и акселератор инвестиций

2.3.1  Понятие  мультипликатора инвестиций

На величину и динамику инвестиций оказывают влияние различные  факторы, прежде всего размер сбережений. Однако между инвестициями и сбережениями существует разрыв, который объясняется  тем, что они осуществляются разными лицами и по разным причинам. Кроме того, процессы инвестирования и накопления могут не совпадать по времени. На величину инвестиций влияет также размер получаемого дохода: чем больше доход, тем больше возможности инвестирования.

Решения об инвестициях принимаются на основе ожидаемой нормы чистой прибыли. Если предприниматели полагают, что замена технологии на более эффективную принесет прибыль и быстро окупится, то инвестиции будут реализованы. При осуществлении инвестиций они часто пользуются кредитными ресурсами. Если ожидаемая норма чистой прибыли от инвестиционного проекта с учетом инфляции больше, чем про цент за пользование кредитом, то проект будет осуществляться.

Таким образом, спрос  на инвестиции в основном будет определяться ожидаемой нормой прибыли и реальной ставкой процента.

Кривая спроса на инвестиции отражает обратную зависимость между  величиной требуемых инвестиций и реальной ставкой процента. Сдвиги в спросе на инвестиции происходят вследствие ожидаемой их доходности. Если последняя увеличится, то возрастет и спрос на инвестиции, кривая спроса на инвестиции сместится вправо и наоборот.

В краткосрочном периоде  рост инвестиций означает увеличение спроса на инвестиционные товары и  совокупного спроса. В долгосрочном периоде рост инвестиций позволяет вводить новые мощности, увеличивать потенциал производства и чистого национального продукта, т.е. совокупного предложения.

Таким образом, состояние  сбережений, инвестиций и реального  объема производства относительно равновесного уровня чистого национального продукта. В реальной экономической жизни наиболее типичным, для динамичной экономики в том числе, является нестабильный порог равновесия, для которого характерны периоды длительного роста и циклических колебаний. Поскольку на состояние ЧНП воздействуют, с одной стороны, сбережения, а с другой - инвестиции, колебания в этих процессах, их соотношение неизбежно сопровождаются сдвигами в состоянии равновесного уровня производства ЧНП. Сдвиги в равновесном состоянии производства происходят также под воздействием изменения соотношения между потребляемой и сберегаемой частями дохода домохозяйств. Если домохозяйства будут потреблять больше, то совокупные расходы возрастут, а, следовательно, возрастает и равновесный уровень ЧНП и наоборот, т.е. в зависимости от динамики расходов изменяется состояние общей фактической величины ЧНП и его равновесное состояние. Результат подобной зависимости называется эффектом мультипликатора.

Взаимосвязь инвестиций и ЧНП была замечена и объяснена  Кейнсом, который вывел правило мультипликатора. И неокейнсианцы дополнили его принципом акселератора.

Эффект мультипликатора  связан тем, что в экономике, во-первых, происходит постоянный кругооборот  доходов и расходов. То, что расходуют  одни экономические субъекты на приобретение оборудования, жилья, одежды, другие получают в качестве доходов. Во-вторых, изменение размеров дохода вызывает адекватное изменение потребления и сбережений.

Мультипликатор инвестиций - это отношение изменения равновесного выпуска ЧНП, вызванного изменением инвестиционных расходов, к величине изменения последних. Следовательно, мультипликатор обратно пропорционален MPS.

Уравнение мультипликатора  выглядит следующим образом:                   

 
Или: Изменение в ЧНП = Мультипликатор * Первоначальное изменение в расходах.

Выраженная мультипликатором зависимость, основывается с одной  стороны, на том, что для экономики  характерно непрерывное формирование и использование расходов и доходов; с другой - на силлогизме, в соответствии с которым любое изменение  дохода влечет за собой изменение в потреблении и сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода, при этом пропорциональность потребления и сбережений сохраняется при любом изменении дохода. В итоге получается, что изменение величины расходов вызывает цепную реакцию и обусловливает многократное изменение ЧНП, что и выражает мультипликатор.

Следует различать понятия  простого и сложного мультипликатора. Структуру простого мультипликатора  отражает зависимость между сбережениями и ЧНП, т.е. следующая формула: мультипликатор = I / MP. Сложный мультипликатор предполагает зависимость объема производства не только от сбережений, но и от множества факторов, изменяющих соотношение "доходы-расходы". Это и налоги, и импорт и т.д.  

Следует отметить, что  в случае с мультипликатором речь идет об автономных инвестициях, т.е. инвестициях, связанных с техническим прогрессом, ростом населения и МРС. Наряду с автономными, существуют индуцированные инвестиции, т.е. капитальные вложения, направленные на расширение производства на основе существующей технической базы в целях удовлетворения возросшего в результате роста доходов совокупного спроса. Воздействие роста доходов на величину индуцированных капиталовложений в сторону их повышения выражает акселератор инвестиций.

 

2.3.2 Акселератор инвестиций

Чтобы выразить воздействие  прироста дохода на прирост инвестиций, применяется акселератор - коэффициент, указывающий на количественное отношение  прироста инвестиций данного года к  приросту национального дохода:

Информация о работе Социально-экономическое содержание и назначение инвестиций в макроэкономике развитого типа: понятие, цели, источники, направления