Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой - раскрыть сущность понятия «инвестиции», указать источники инвестиций в Республике Беларусь и их структуру, раскрыть основные вопросы организации инвестиционной деятельности и ее финансирования, охарактеризовать мультипликатор и акселератор инвестиций.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия переходной экономики;
- проанализировать теоретический и практический опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.
Мультипликатор и акселератор связаны: рост инвестиций умножает доход; рост дохода приводит к росту производства и спроса на потребительские товары; последнее вызывает рост инвестиций в производство потребительских товаров (акселератор); результатом является рост дохода.
Теория мультипликатора
и акселератора используется в экономической
политике развития совокупного спроса
при обосновании стратегии
Статическая модель мультипликатора была предложена в 1931 г. Р. Каном и детально разработана Дж. М. Кейнсом. Динамическая модель мультипликатора, учитывающая фактор времени, была подробно исследована П. Самуэльсоном, Ф. Маклупом, Дж. Робинсон, А. Хансеном и др. В дальнейшем экономисты пришли к выводу, что мультипликационный эффект могут вызвать эндогенные (внутренние) факторы.
Модель акселератора (индуцированных инвестиций) была предложена Дж. Кларком.
Акселератор отражает отношение прироста продукции (дохода, спроса) только в результате индуцированных инвестиций, т.е. в результате вложения нового капитала, образованного путем увеличения уровня потребительских расходов. Принцип акселерации состоит в том, что увеличение или уменьшение потребительских расходов вызывает изменения в накоплении капитала. Увеличение потребительского спроса на товары вызывает рост производственных мощностей, а его уменьшение может сократить прибыли и, следовательно, объем инвестиций.
Исходя из вышесказанного сделаем следующие выводы:
Свободный выбор метода инвестирования - характерная черта рыночной экономики. Инвестор делает выбор объекта, для инвестирования исходя из эффективности проекта. В расчет принимаются затраты, прямо оказывающие влияние на доходность проекта. Однако развитие науки, культуры, создание других социально значимых объектов, охрана окружающей среды - это те объекты, которые не всегда могут принести доход, а чаще – убыточные.
Государство обязано направлять инвестиционную деятельность на выполнение мероприятий, включенных в проводимую им экономическую, научно-техническую, социальную и природоохранную политику при решении общенациональных проблем; при решении социальных проблем отдельного региона; при изменении экономической стратегии государства; если реализация инвестиционного проекта приведет к отрицательным последствиям.
Система государственного инвестиционного регулирования включает органы, управляющие финансовой системой, определяющие кредитную политику, а также органы законодательной и исполнительной власти.
Иностранными инвесторами в соответствии с Инвестиционным
кодексом Республики Беларусь признаются:
иностранные государства и их административно-
Мультипликатор и акселератор связаны: рост инвестиций умножает доход; рост дохода приводит к росту производства и спроса на потребительские товары; последнее вызывает рост инвестиций в производство потребительских товаров (акселератор); результатом является рост дохода.
Теория мультипликатора
и акселератора используется в экономической
политике развития совокупного спроса
при обосновании стратегии стру
3 Возможности
применения теории инвестиций
в переходной экономике
3.1 Результаты инвестиционной политики РБ
Внутренние инвестиции
В 2011 году использовано 90,8 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 113,3% к уровню 2010 года. Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал по сравнению с прошлогодними (115,8%) темпами в определенной мере обусловлено осуществлением политики сжатия внутреннего спроса, оптимизацией финансирования государственных программ и сокращением расходов бюджета на эти цели.
Удельный вес инвестиций в основной капитал составил 33,1 процента от ВВП, т.е. практически каждый третий рубль является инвестиционным.
Иностранные инвестиции
Вследствие работы, проводимой Правительством республики, идет постоянное увеличение притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь.
В 2011 г. иностранными инвесторами вложено в реальный сектор экономики (без банков) валовых иностранных инвестиций – 18,9 млрд. долл. США, в том числе 13,2 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги), что более, чем в 2 раза, превышает объем 2010 года (5,6 млрд. дол. США) и в 17 раз больше, чем объем поступивших ПИИ в начале пятилетки (в 2006 году объем поступивших ПИИ составил 748,6 млн. дол. США). (график 1)
Зарегистрирован рост валового объёма иностранных инвестиций, и что более знаково, увеличение в них доли прямых иностранных инвестиций. Так, в сравнении, например, с 2006 г., когда эта цифра составляла 18,5%, в 2011 г. удельный вес ПИИ составил порядка 70%.
Топ-10 2011 года стран-доноров ПИИ в Республику Беларусь: Россия 54%, Великобритания 30,4%, Украина 4,2%, Кипр 2,6% , Италия 1,5%, Германия 1,1%, США 0,8%, Литва 0,7%, Нидерланды 0,6%, Польша 0,6%.(график 2)
Структура прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) направленных в 2011 году в организации по видам экономической деятельности: (график 3)
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 2011 год составили порядка 4 млрд. дол. США (3,97 млрд. дол. США), из них 2,5 млрд. дол. США – за счет продажи пакетов акций, принадлежащих государству (объектов, в которых государству принадлежит более 10% в уставном фонде). (график 4)
3.2 Анализ иностранных инвестиций за 1 квартал 2012 года
Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа. За I квартал 2012 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 3,9 млрд. долларов США инвестиций, что на 1,2% меньше, чем за I квартал 2011 г.
Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (40,1% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (32,7%), Кипра (5,2%), Австрии (4,6%).
Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (43,1% от всех поступивших инвестиций), транспорта (30,5%), промышленности (18,5%).
Валовое поступление прямых иностранных инвестиций составило 81,7% от всех поступивших иностранных инвестиций. По сравнению с I кварталом 2011 г. валовое поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось на 10,6%. Основной формой привлечения прямых инвестиций были долговые инструменты (85,2% от общего объема прямых инвестиций). Задолженность за товары, работы, услуги в объеме валового поступления прямых иностранных инвестиций за I квартал 2012 г. составила 2,6 млрд. долларов США, что на 18,8% больше, чем за I квартал 2011 г.
Наибольшие суммы валовых прямых иностранных инвестиций были направлены в организации торговли (46,2% от всех прямых инвестиций), транспорта (36,2%), промышленности (12,1%).
Значительные объемы прямых иностранных инвестиций с учетом задолженности за товары, работы, услуги поступили от резидентов России (46,9% от общего объема прямых инвестиций). От резидентов Соединенного Королевства поступило 36% валового объема прямых инвестиций, Кипра – 3,6%, Украины – 2,8%.
Прочих иностранных инвестиций (не от прямого инвестора) получено 713,5 млн. долларов США, или на 33,2% меньше, чем за I квартал 2011 г. На их долю приходилось 18,2% от всего валового поступления иностранных инвестиций.
За I квартал 2012 г. наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в организации г. Минска (79,8%). На организации Гомельской области приходилось 5,7% валового поступления иностранных инвестиций, Минской области – 5,1%.
Таблица 1. Валовое поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности
(тыс. долларов США)
Поступило за 1 квартал 2012г. | ||||
всего |
в том числе | |||
прямые |
портфельные |
прочие | ||
Республика Беларусь |
||||
в том числе: |
3 912 631,7 |
3 198 142,2 |
979,0 |
713 510,5 |
сельское хозяйство, |
||||
охота и лесное хозяйство |
10 774,9 |
7 787,8 |
- |
2 987,1 |
рыболовство, |
||||
рыбоводство |
2,5 |
2,5 |
||
промышленность |
724 579,0 |
387 531,2 |
1,1 |
337 046,7 |
горнодобывающая |
||||
промышленность |
28 473,1 |
98,9 |
- |
28 374,2 |
обрабатывающая |
||||
промышленность |
688 850,9 |
385 731,7 |
1,1 |
303 118,1 |
производство и распре- |
||||
деление электроэнергии, |
||||
газа и воды |
7 255,0 |
1 700,6 |
- |
5 554,4 |
строительство |
27 221,4 |
14 702,1 |
- |
12 519,3 |
торговля; ремонт автомо- |
||||
билей; бытовых изделий и предметов |
||||
личного пользования |
1 686 923,4 |
1 478 230,3 |
967,0 |
207 726,1 |
гостиницы и рестораны |
14 256,0 |
7 806,8 |
- |
6 449,2 |
транспорт |
1 192 495,3 |
1 159 235,9 |
- |
33 259,4 |
Продолжение таблицы 1. |
||||
связь |
60 877,5 |
22 331,4 |
- |
38 546,1 |
финансовая деятельность |
33 357,2 |
11 608,2 |
- |
21 749,0 |
операции с недвижимым |
||||
имуществом, аренда и |
||||
предоставление услуг |
152 331,5 |
100 544,7 |
10,9 |
51 775,9 |
образование |
30,3 |
28,3 |
- |
2,0 |
здравоохранение и |
||||
предоставление соц. услуг |
620,8 |
231,0 |
- |
389,8 |
предоставление коммунальных социальных и персональных услуг |
9 161,9 |
8 102,0 |
- |
1 059,9 |
3.3 Инвестиционные возможности РБ
Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.
Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно–климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.
Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.
Экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.
В стране существует развитая научно–техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс.человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.
В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90% произведенных автомобилей и тракторов, около 90% –телевизоров, холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80 %–металлорежущих станков.
Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации, улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).